|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Энергетики человекаКак известно, вопрос о природе феномена психики в научном плане до настоящего времени является открытой проблемой и общепринято- го определения психики в современной науке нет*. * Реальное существование психики не лишало людей науки возможности изучения частных проявлений этого феномена, находя в каждом конкретном слу- чае свои подходы и методы исследования. В результате за более чем вековое существование в ранге самостоятельной научной дисциплины психология стала обширной областью достоверного знания с переизбытком не соотносящихся друг с. другом частных теоретических концепций. И если в 1914 году Н. Ланге сравнивал психологов своего времени с Приамом, сидящим на развалинах Трои [150, 7], то современные психологи, по образному выражению Дж. Клакстона, напоминают собой «обитателей тысяч островов, расположенных в одной части океана, но не имеющих сообщения друг с другом» [25, 127]. Не имея возможности ответить на вопрос, что такое психика, психологи, как правило, стараются не заострять на нём внимания. В большинстве научных трудов определения психи- ки нет и само слово «психика» используется как термин с общеизвестным, а потому не требующим уточнения реальным значением. В тех же случаях, когда без формулировок обойтись нельзя, авторы вынуждены либо заниматься пере- числением отличий психического от непсихического, либо, идя по пути наимень- шего сопротивления, использовать определения, взятые из философии. Поскольку нас интересует практический аспект техники оперно- го пения, то, принимая во внимание, что общее, в чём едины все психо- логи, сводится к тому, что психика определяет мировосприятие и ми- роощущение человека, а её внутренняя работа проявляется не иначе, как в изменениях функционального состояния человека и его двига- тельной активности (поведении и деятельности), — мы будем основы- ваться на понимании, что: - психика есть иерархически высший уровень системы са морегуляции энергетики* человека; - психическим регулятором функционального состояния и двига тельной активности человека является субъективное восприятие ситуации «я в окружающем меня мире», оцениваемое с точки зрения возможности удовлетворения своих жизненных потребностей (вклю чая потребность практической реализации идеальных творческих на мерений); - психика разумного человека отличается от психики животных существованием сферы сознания - интеллектуально-волевого центра, позволяющего человеку абстрагироваться от непосредственного вос приятия реальности, воспринимать и продуцировать идеальное и управлять своей энергетикой посредством нейролингвистического про граммирования * * своих будущих действий. * Энергия - это способность совершать работу [210, 20]. В соответствии с этим под энергетикой фонационного процесса мы будем понимать частное про- явление работоспособности певца - работу, в результате которой возникает певческий голос. Человечество далеко не сразу пришло к признанию энергии фундамен- тальным научным понятием. Как известно, основатель современной термо- динамики Н. Карно (1796-1832) всю жизнь не сомневался в существовании теплорода - не имеющей массы жидкости, «переливающейся» из тёплых тел в холодные. Ньютон считал фундаментальным понятие силы, и лишь в сере- дине XIX века первенство было отдано понятию энергии. Питер Эткинс так описывает это событие: «Момент, когда понятие энергии выдвинулось на центральное место в физике, можно установить достаточно точно. Ещё в 1846 г. Кельвин утверждал, что физика основана на понятии силы; однако после встречи и беседы с Джоулем в 1847 г. он (к 1851 г.) в конце концов принял новую точку зрения. Энергия предстала отныне как более фундаментальная величина, которая всегда присутствует во всех явлениях, тогда как силы мо- гут появляться и исчезать» [210, 20]. ** Нейролингвистическое программирование (НЛП) - термин, введённый в психологию Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в 70-х годах XX века. В отличие от рефлекторной теории И. П. Павлова, согласно которой слова являются «сигналом сигналов» для «второй сигнальной системы» человека, работающей по условнорефлекторному принципу, - современные психологи считают язык и речь естественным универсальным средством и способом Использование в качестве рабочего определения психики такой формулировки можно считать вполне корректным. Она соответствует реалиям повседневной жизни и не противоречит представлениям, сло- жившимся в современной психологии. Вместе с тем избранная нами формулировка имеет существенные от- личия, дающие основание считать её наиболее общим и в то же время достоверным определением феномена психики, гарантирующим нам при разговоре о певческой технике сохранение связи с реалиями практики. Такое определение делает видимым обычно ускользающее обстоя- тельство, что психика нужна человеку для активной жизни и активных действий в окружающем его мире, и поэтому она не даётся ему как некая система «отражения» объективной реальности, а развивается у него в процессе непрекращающегося и далеко не всегда осознаваемого актив- ного поиска практических решений вопроса «что, как и когда делать в постоянно меняющихся условиях мира, частью которого я являюсь». Знание «сферы управления» психики позволяет нам отличать пси- хологию и физиологию жизненной активности человека. Для нас стано- вится понятным, что работа психики не может быть исчерпывающе объяснена происходящими в человеке физиологическими процесса- ми. Подобно тому, как, находясь в машинном отделении океанского лайнера, невозможно определить, в каких широтах находится корабль и какими объективными причинами вызван наблюдаемый режим ра- боты его двигателей, так психология и физиология - это разные точ- ки зрения, дающие разное взаимодополняемое и взаимокорректиру- емое знание о человеке и его жизненной активности. Такое определение позволяет увидеть взаимосвязь психического и физического в состоянии и действиях человека и вместе с тем даёт кодирования психики человека, обеспечивающим программное обеспечение её работы. В процессе языкового (лингвистического) общения происходит состав ление и коррекция осознаваемых и неосознаваемых программ, по которым pa- ботает психика и которые проявляются в действиях и поступках человека, его высказываниях, мировосприятии, мышлении, убеждениях и т. д. Г При том, что с НЛП каждый человек не только постоянно встречается, но и постоянно пользуется им в своей повседневной жизни (любая просьба, предложение, совет, приказ, обещание, сформулированное намерение или план действий - это частные случаи проявлений этого феномена), изучение закономерностей нейролингвистического программирования и возможнос- тей его целенаправленного применения для коррекции работы психики (ис- кусства воздействия на личность) стало возможным лишь в конце XX века благодаря развитию нейропсихологии, психофизиологии, информатики [под- робнее см. 2, 29, 59, 224 - 226]. 5 0 возможность ясно различать физический и психический аспекты его прак- тической работы. С одной стороны, оно обеспечивает понимание, что любая физическая работа человека психически обусловлена (прежде чем сделать самое простое движение, мы должны определить для себя, ка- кое движение мы будем делать), в силу чего слова «энергия», «работа», «работоспособность», «труд» по отношению к человеку перестают быть чисто физическими терминами, а становятся понятиями психологичес- кими, применимыми не только к физической работе его тела, но и к работе его подсознания, интеллекта и воли. С другой стороны, это опре- деление включает понимание, что существование человека как живого, имеющего собственную автономную энергетику «физического тела» является необходимым условием для развития его психики. Как нико- му не нужен пульт управления несуществующего самолёта, так не было бы психики, если бы человек был бестелесным существом. При этом для нас становится очевидным далеко не всегда осознавае- мый факт, что во время произвольных (волевых) и непроизвольных дей- ствий каждый из нас управляет энергетикой своего тела, а не работой своей мышечной системы. Приступая к любой работе, мы спрашиваем, что нам надо делать, на что давить, на что и с какой силой нажимать, что и в каком положении должны держать наши руки, куда поставить ноги, на что упереться и т. д. и т. п., но никогда - какие мышцы и в какой последователь- ности мы должны сокращать. Более того, подавляющее большинство жи- вущих на Земле людей не знает, какие мышцы есть в их теле, и это ни в малейшей степени не мешает им жить и быть дееспособными*. Мы получаем возможность говорить о психике как о саморегу- лирующейся внутренней системе управления, благодаря работе ко- торой каждый из нас оказывается не только способным видеть и слы- шать окружающий мир, ориентироваться в нём и происходящих в нём событиях, радоваться и печалиться, влюбляться и мыслить, но и действовать, реализовывая свои намерения. Кроме того, такое опре- деление позволяет различать дисплей сознания (интеллектуально- Стремление во время практических действий управлять работой мышц чаще всего мешает выполнению этих действий. Это не исключает того, что вне практической работы каждый из нас может по своей воле сокращать или расслаблять те или иные мышцы своего тела (для чего мы должны знать, где они находятся). Но и в этом случае волевое сокращение отдельной мышцы или группы мышц всегда будет заранее про- граммируемым действием, выполнение которого становится возможным толь- ко потому, что при этом происходит неконтролируемое сознанием расслабле- ннее мыщц-антагонистов, причём это волевое сокращение мышц всегда будет действием человека, а не его мышечной системы. волевой центр психики) от невидимого процессора подсознания, а котором происходит составление краткосрочных и долгосрочных программ наших будущих действий и организация работы нашего тела во время практической реализации этих программ. При таком понимании природы психики поющий артист не будет в наших теоретических рассуждениях (в нашем мышлении) становиться сложно устроенным организмом, абстрактным субъектом или бесте- лесной творческой личностью. Рассматривая любой вопрос певческой техники, мы всегда будем иметь дело с тем, кем певец является на са- мом деле и кем он сам осознаёт себя - живым человеком с неразделимым единством плоти (организма), духа (энергии) и разумной души (психики) и всей сложностью биологических и социальных взаимоотношений с миром, в котором он живёт и частью которого является*. Наконец, понимание психики как высшего уровня системы саморе- гуляции энергетики человека открывает для нас доступ в фундамен- тальную и вместе с тем ранее недоступную для изучения область пев- ческой профессии - внутреннюю энергетику искусства пения и систе- му управления ею. * Определение психики как иерархически высшего уровня саморегуляции энергетики человека органично вытекает из разработанной автором этой книги мировоззренческой концепции объективного реализма, согласно кото-рой наиболее общими, взаимообусловленными и взаимокорректируемыми осо- бенностями (характеристиками) объективной реальности - мира, в котором все мы живём и частью которого являемся, - следует считать её материаль- ность (существование пространственно ограниченных объектов - частей ре- ального мира), энергетику (внутреннюю работоспособность) и информатив- ность (причинно-следственную изменчивость). Будучи фундаментальными свойствами объективной реальности, мате- риальность (пространственная организация), энергетика (внутренняя рабо- та) и информатика (происходящие изменения) реального мира не существу- ют отдельно друг от друга и вне этого мира. Возможность выделения и раз- дельного изучения этих качественно различных свойств реальности, равно как невозможность одновременного их совмещения в сфере нашего сознания обусловлены не раздельностью их существования в реальном мире, а избира- тельностью, дискретностью и кодированностью нашего мышления - теми функциональными особенностями интеллектуальной деятельности челове- ка, без которых восприятие, переработка и продуцирование идеальной инфор- мации были бы невозможны. Это разные точки зрения на мир, в котором нам довелось родиться и жить, дающие нам разное, взаимодополняемое и взаимо- корректируемое знание о нём. Соответствуя основным фундаментальным осо- бенностям объективной реальности, эти точки зрения являются для нас сис- темой координат, обеспечивающей возможность изучения любых феноменов Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |