|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Парадоксальное дыхание оперных певцовНаиболее известным из профессиональных секретов вокальной техники оперных певцов, посредством которого создаётся контролируемое сопротивление певческому выдоху, является феномен парадоксаль- ного дыхания, открытый в начале 30-х годов Л. Д. Работновым [154]. Объективно (для стороннего наблюдателя) парадоксальность пев- ческого дыхания заключается в следующем. Всем известно, что пение происходит во время выдыхания воздуха. Это обстоятельство, каза- лось бы, неизбежно должно приводить к уменьшению объёма лёгких, спадению стенок грудной клетки и поднятию купола диафрагмы. На самом же деле у мастеров даже при продолжительном певческом выдо- хе (Э. Карузо держал верхнее до свыше 40 секунд, известный отече- ственный баритон С. И. Мигай мог петь на одном выдохе более мину- ты) грудная клетка не спадается. Она продолжает оставаться на протя- жении всего пения в положении оптимального вдоха, причём у особо техничных певцов отмечается неподвижность её стенок. Сохраняется и относительно устойчивое положение диафрагмы. Более того, к концу длинной фразы иногда отмечается даже её движение вниз. Необъяснимым оказывается этот парадокс и для поющего. Певец точно знает, что пение происходит во время выдоха находящегося в лёгких воздуха. Но вопреки, казалось бы, этому очевидному и бесспор- ному положению, - пение «на выдохе» у оперных певцов считается при- знаком непрофессионального владения голосом. В отличие от поющих «на выдохе» необученных певцов, опытные певцы поют на так называе- мом «удержанном» дыхании, причём во время нения у них действи- тельно появляется и сохраняется ясное ощущение (впечатление) про- должающегося вдоха. Из воспоминаний В. Н. Кудрявцевой-Лемешевой о С. Я. Лемешеве: «Чтобы лучше ощущать дыхание при пе- нии, он всегда, когда шёл на спектакль или концерт, одевал специальный пояс и затягивал его соответственно, чтобы чувствовать нижние рёбра... Он надевал его под фрак или костюм, чтобы чувствовать опору в рёбрах и брюшном прес- се, когда нужно было петь особо трудные с точки зрения владения дыханием произведения. Для него это было очень важное ощущение. И ещё: обычно перед тем, как ехать на спектакль, он говорил мне: "Да. Да. Знаю. На вдохе буду петь, на вдохе"» [195, 9-10 ]. Уже сами высказывания мастеров свидетельствуют о том, что во время пения ими регулируются не потоки выдыхаемого через рот и нос воздуха, а энергетические потоки сопротивления выдоху, в силу чего свобода и ровность звучания их голосов становится резуль- татом нахождения устойчивого динамического соотношения меж- ду создаваемым ими сопротивлением дыханию и самим дыханием, а продолжительность певческого выдоха обеспечивается не стремлени- ем сдерживать дыхание для экономного расходования запаса имеюще- гося в лёгких воздуха (все мастера говорят о необходимости сохране- ния в пении хорошо управляемого свободного дыхания), а способнос- тью и умением создавать контролируемое и корректируемое сопро- тивление дыханию, исключающее свободную утечку воз- духа и позволяющее оптимально использовать энергетичес- кие и резонаторные возможности своего инструмента. Столь же убедительно высказывания мастеров свидетельствуют о том, что энергетические потоки, по которым они контролируют и корректиру- ют процесс фонации, невозникают спонтанно, а моделируются (про- граммируются) ими в сфере сознания и создаются во внутреннем про- странстве их тела посредством волевого усилия. При этом вполне естественно, что хорошо ощущаемые потоки, со- здающие впечатление продолжающегося вдоха, воспринимаются и оцениваются певцами как само дыхание. Не случайно большинство мастеров говорят не о контроле выдоха, а о сохранении проточности дыхания и даже о необходимости во время пения «постоянного прито- ка воздуха (!) в грудную клетку» [176, 2 ]. Столь же общеизвестны реко- мендации набирать дыхание в нижние отделы лёгких, поддерживать дыхание диафрагмой, опирать его изнутри на нижние рёбра, а также ука- зания о нежелательности поджимать или «поднимать» дыхание и т. д. В противоположность потокам сопротивления выдоху, энергетичес- кие потоки, направляемые в верхние резонаторы и купол лба, оценива- ются певцами как потоки звука и отсюда - «послать звук» в голову, волевым посылом дыхания «озвучивать» головные резонаторы... По- скольку первые потоки направлены вниз, в тело певца, а вторые - впе- рёд и вверх, - говорят о том, что звук должен быть над дыханием, что он должен «покоиться» на дыхании, быть «поставлен» на дыхание... Понимание, что певец, поющий на удержанном дыха- нии, имеет дело не с выдыхаемым потоком воздуха, а с моделируемыми им потоками энергии, - даёт возмож- ность понимания того, что казалось необъяснимым ни с точ- ки зрения здравого смысла, ни с точки зрения акустики. До- стоверно известно, что создание и распространение коле- баний звуковых частот в певческом инструменте не зави- сят от воли поющего. Вместе с тем приём волевого «посыла звука» широко применяется в певческой практике. Вернув- шись в 1967 году из Болгарии, профессор Ленинградской кон- серватории Е. Г. Ольховский отмечал, что вопреки утвер- ждениям акустиков, что звук никуда нельзя послать воле- вым усилием, болгарские педагоги спокойно требуют от учащихся активно посылать звук в головные резонаторы и получают при этом хорошие результаты. Это же относится и к упоминавшимся выше разгово- рам певцов о необходимости добиваться во время пения ощу- щения «постоянного притока воздуха» в грудную клетку и требовании «посылать воздух в резонаторы, в лоб» и т. д. Как правило, поющие на «продолжающемся вдохе» певцы не заду- мываются над тем, что энергетические потоки, посредством которых они регулируют певческий процесс, есть результат практической реа- лизации работы их воображения. Тем более неосознаваемым для поющего остаётся то, что при создании этих потоков он использует про- Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |