|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ется преимущественно посредством ассоциацийЭффективность ассоциаций при обучении вокальной технике дав- но известна и певцам, и исследователям певческого искусства. Вместе с тем этот феномен остаётся загадкой, и при отсутствии другого объясне- ния, наиболее часто высказывается мнение, что использование ассоци- аций является маневром, позволяющим педагогу активизировать эмо- циональную сферу учащегося и отвлечь его внимание от появляющих- ся в его теле мышечных зажимов. «Многие из рекомендаций, - пишет, в частности, В.П.Морозов, - рождаются внезапно в ходе работы. Один опытный педагог, видя, что у ученика не получается высо- кая нота, советует: «Костенька, прежде чем взять эту * О возможности осознанного влияния певца на своё подсознание говорил, кстати, Д. Лаури-Вольпи, вспоминая свой путь освоения вокальной техники: «Пишущий эти строки применил к вокальной сфере проблематику «я»,- противостоящего «не я». Что делает певец со своим голосом? Он пытается своим сознательным «я» проникнуть в своё физическое и подсознательное «не я», для того, чтобы внести туда свет разума... он обращается к бессознательному или инстинкту и пытается инстинкт превратить в интуитивное знание с помощью того мос- тика между телом и духом, который мы называем душой» [100, 270]. ноту, приготовь в голове большое пустое место и пой с этого места.!» Костенька - врач. Он великолепно знает, что звук рождается в гортани, а не в «большом пустом месте в голо- ве». Но эффект поразительный: нота звучит правильно, звук «в резонаторах» и «в высокой позиции», словом, то, что нуж- но. Теперь только запомнить это ощущение и то, как оно вы- зывается: умеренный вдох, поднятие мягкого нёба и как бы расширение всех верхних резонаторов. Цель достигнута! А педагог? Ему тоже хорошо известно, что «пригото- вить в голове большое пустое место и петь с этого места» — это чистейшая нелепость не только с точки зрения физио- логии, но и здравого смысла. Однако нужно как-то отвлечь внимание певца от излишнего напряжения горла и заста- вить его активизировать верхние резонаторы. Сказать это прямо: «не горли», «подними мягкое нёбо» и т.д. - по опыту знает, что не поможет. Нужно что-то новое, необычное. Вот и рождается образ: фантазия, гипербола, метафора, гротеск - что угодно! В результате - цель достигнута! Чего же более?.. Многие педагоги с целью управления певческим процес- сом рекомендуют обращаться к таким чувствам, как боль, плач, смех, радость, гнев, и добиваются неплохих результа- тов. В этом нет ничего удивительного: ведь пение -это выражение эмоций, и управлять певческим процес- сом легче всего при помощи эмоций» [118, 194-195 ]. Причина загадочной эффективности ассоциаций, казалось бы, не име- ющих ничего общего с пением (и в большинстве своём действительно абсурдных с точки зрения анатомии и физиологии) становится понят- ной, если видеть в ассоциациях, которыми пользуются вокалисты эмпи- рически найденные приёмы коррекции энергетики фонационного процес- са. При том, что действие ассоциаций направлено на воображение уча- щегося, дело не в эмоциях или фантазиях, отвлекающих внимание по- ющего. О приведённом выше примере можно сказать, что педагогом ис- пользовался не случайный, спонтанно пришедший на ум гротеск, а изве- стная вокалистам эмпирически найденная «работающая» ассоциация. И весьма вероятно, что уже на следующем уроке одних мышечных дви- жений (умеренного вдоха, поднятия мягкого нёба и как бы расширения верхних резонаторов) обучающемуся окажется недостаточным, если он не позаботится, чтобы у него действительно не открылись голов- ные резонаторы и на самом деле не появилось ясное ощущение энер- гетически наполненного «пустого места» в развёрнутом куполе головы. Любовь певцов к ассоциациям обусловлена не только невидимостью внутренней работы их инструмента. Причина приоритетного использо- вания ассоциаций в обучении вокальной технике заключается прежде всего в том, что они на самом деле являются универсальным средством коррекции энергетики фонационного процесса, позволяющим поющему использовать регуляторные возможности подсознания и свести к мини- муму своё волевое вмешательство в работу голосообразующих органов. Ассоциация даёт подсознанию целостное представление о всей со- вокупности условий работы той или иной части певческого инстру- мента. К примеру: объясняя, что такое «натяжение», Е. Образцова го- ворит о парашюте, сравнивая резонаторы с куполом парашюта, а диаф- рагму с кольцом, держащим его стропы [202, 252]. Нетрудно предста- вить, как сложно было бы учащемуся объединить в своём сознании (и подсознании) работу диафрагмы и резонаторов без этой ассоциа- ции. По этой же причине сравнение гортани с работающим феном, из которого идёт ясно ощутимый поток тёплого воздуха, направленный в грудную клетку, оказывается для начинающего вокалиста гораздо по- нятнее и эффективнее разговоров о том, как соотносятся между собой парадоксальное дыхание и работа гортани. Ассоциация позволяет певцу избегать соблазна управлять работой мышечной системы, предоставляя эту возможность подсознанию. Ассоциации открывают для певца возможность осознанного исполь- зования всего прошлого опыта подсознания, включающего не только физический опыт тела, но и интеллектуальное знание, почерпнутое из литературы и жизненных наблюдений. Ассоциации позволяют певцу сохранять интеллектуально-волевой контроль за фонационным процессом и корректировать работу подсоз- нания, не мешая, а в нужных случаях и помогая ему. Находя новые ассоциации и уточняя уже известные, педагог может весьма тонко корректировать условия фонационного процесса, а у пев- ца появляется возможность воспроизведения этих условий при само- стоятельной работе. Немаловажным является и то обстоятельство, что возбуждающие воображение неожиданные и яркие ассоциации делают знакомство со своим инструментом и вокально-техническую работу интересными для поющего. Корректируя условия фонационного процесса посредством ассоциа- ций, педагог должен исходить из понимания, что подсознание неопытно- го певца привыкло работать не с абстрактными физическими категория- ми, а с реальными жизненными явлениями. Поэтому начинающему пев- цу, к примеру, легче создать наддиафрагмальную энергетическую подуш- ку, представив, что нижний отдел его грудной клетки заполнен не энерги- ей, а слоем воды, которая расправляет стенки грудной клетки, раздвигая нижние рёбра (для сравнения можно предложить раздвигать нижние рёбра при пустой клетке). Для того, чтобы возникли ясные ощущения в неразработанном теле певца, ассоциации должны быть яркими и энергетически интенсивны- ми. При этом, как правило, учащийся обнаруживает, что с увеличением воображаемого груза ему становится легче петь. Привычное перестаёт замечаться сознанием. Став привычными, ас- социации нередко перестают «работать». Поэтому от умения педагога находить новые и точные ассоциации, сохраняя яркость, активность и свежесть учебного процесса, во многом зависит успешность техничес- кой работы учащегося. В связи с этим можно отметить, что способность использования множества ярких жизненных ассоциаций в процессе обучения вокальной технике можно считать одним из проявлений вы- сокого профессионального мастерства педагога. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |