|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ХРОНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ТАМПЛИЕРОВ 2 страницаProcиs — Vol 1 — P 218 (апрель 1310 г) Ibid — Vol 1 — P 75 [Ibid, vol 2, p 293] — его первое признание, [Schottmuller, vol 2, p 62] — его признание в 1308 г Procиs — 2 — P 306-307, Schottmuller — Vol 2 — P 41-42 Schottmuller — Vol 2 — P 48 Ibid — Vol 2 — P 65 Procиs — Vol 1 — P 69 Ibid — Vol 2 — P 277-315 Ibid — Vol 1 — P 296 Ibid — Vol 2 — P 309 Ibid — Vol 2 — P 409, 370 Ibid — Vol 2 — P 352, 390 Ibid — Vol 1 — P 532 Ibid — Vol 2 — P 353 Из 132 и 111 признаний соответственно Procиs — Vol 2 — P 355-57 Ibid — Vol 2 — P 403 Cm Bloch Feudal Society / Tr LA Mayon —London, 1961 — P 146 Procиs — Vol 2 — P 391, 403 Ibid — Vol 2 — P 290, 294 Ibid —Vol 2 —P 279,290,299,300,313,315,363,367 Ibid — Vol 2 — P 364 Fmke — Vol 2 — P 316 Ibid — Vol 2 — P 321-323 Ibid — Vol 2 — P 323-324 Procиs — Vol 2 — P 295-296 Существует легенда, по которой Моле втайне предложили бе жать, однако он с презрением отверг подобный способ спасения, утверждая, что для побега нет никаких оснований, ибо греха на тамплиерах нет и орден их славится своим благочестием и достойными деяниями Все они такие же верующие католики, как и сам пана римский, его кардиналы и прочие христиане (Finke, vol 2, р 58-59) Эти сведения содержатся в письме, написанном в ноябре 1307 i неизвестным авто ром из папской Курии в Пуатье одному из тамплиеров, командору арагонского приорства в Аско Сами же эти новости были получены автором письма из Парижа от знакомого, оставшегося неизвестным Хотя вряд ли возможно, чтобы о подобном предложении могло стать известно постороннему лицу, допустимо, что люди, рассказывающие такие подробности, сами были тамплиерами, поскольку в указанном письме из Парижа собщастся также, что великий магистр говорил братьям, чтобы они не отчаивались, — подобная деталь может свидетельство вать о том, что Моле мог и сам рассказать об этом предложении чле нам ордена, содержавшимся в парижских тюрьмах Однако же у этой истории нет никаких подтверждений, да и первое свидетельство о ней было получено по меньшей мере через третьи руки Procиs — Vol 2 — Р 305-306 См гл 7 Finke — Vol 2 — Р 307 Jean de Saint Victor —P 649, Cont Nangis —Vol 1 —P 361 Jean de Saint Victor —P 651, Cont Nangis —Vol 1 —P 362 Finke — Vol 2 — P 310-312 См также главу 2 Ibid — Vol 2 — P 49 Письмо университетского магистра Ромеуса де Бругариа королю Хаймс II Ibid, II, рр 116-17 Не существует никаких свидетельств, даю щих основания предполагать, что с 25 октября имели место какие бы то ни было подобные публичные собрания По поводу достоверности данного письма см [Finke, vol 1, p 187] А также см гл 3 Finke — Vol 2 — P 102 См гл 5 Истории такого рода, видимо, постоянно циркулировали в обществе, см [Jean de Saint Victor, p 658], а также [Villani, Crуnica, vol 2, bk VIII, chap 92, p 126], кото рыи был духовником Моле «per pau га di tormento, e per lusinghc del papa, с del re», что также подчеркивает тот факт, что Моле, вполне возможно, предлагали кос какие послабления в случае признания им своей вины См гл 1 См Sargant — Chap 7 Procиs — Vol 1 — P 32-33 См гл 5 Finke — Vol 2 — P 46 Finke — Vol 2 — P 47 Procиs —Vol 2 —P 362, 116, vol 2, p 75 О Гуго де Шалонс см гл 2, «Пьер» — видимо, тот самый Пьер де Моди, который был упомянут ранее Procиs — Vol 2 — P 297, 298, 306-307, 309, 335, 336, 337, 343, 344 359, 364, 386,391,409,412, 314, 324,366 Единственным исключением был Жан Парижский, см [Procиs, vol 2, p 386] 99 Ibid — Vol 2 — P 300 Ibid — Vol 2 — P 285 Ibid — Vol 2 — P 361-363 Ibid — Vol 2 — P 374-375 Ibid — Vol 2 — P 398-400 То есть можно предположить, что предшествующий, видимо неофициальный, допрос представляет собой «Rcquisitus quare tardavit diccre tantum, quia alias rcquisitus fuerat dicere ventatem» См Finke, vol l,p 161 по поводу дискуссии по этому вопросу Procиs —Vol 2 —P 369,375,385-386,394-395 Их допраши вали между 9 и 15 ноября Показания Жана дс Шатовииара вполне типичны Он был рыцарем тридцати лет, в орден вступил за четыре года до этого в Морманс, диоцез Труа Он принес множество обеща ний и клятв но поводу соблюдения добрых традиций ордена, а затем приор поцеловал его в 1убы, после чего «ему ничею более не велели делать и с ним не делали» Лишь Жан де Пари и Ламбер до Туази вновь появляются в протоколах заседании в феврале апреле 1310 г, когда, вместе со многими другими тамплиерами, указывают па свою готовность помочь защищать орден См Procиs, vol l,p 64,97,107,153 по поводу Жана дс Пари и (р 64, 103) — по поводу Ламбера де Туази См Dehsle Etudes sur la condition de la classe agricole et l'йtat de l'agriculture en Normandie au moyen вge — Pans, 1903 — P 721-728 Boutanc Does rel аl'hist de Ph le Bel —No 23 —P 161-162 Finke — Vol 2 — P 56 Ibid — Vol 2 — P 51 Ibid — Vol 2 — P 94-98 Он сообщил Хаиме, что недавно писал Клименту V и весьма жестко высказался относительно ею иове дения, предупредив, что последствия обещают быть весьма серьезными, если пана не начнет реформу церкви Boutaric Clem V, Ph le Bel et les Templiers — P 332— 333 Finke — Vol 2 — P 114 Этим свидетелем был представитель папской Курии Псдро, епископ Лериды (март, 1308 г) Ibid — Vol 2 — P 58-60 Это письмо некоего неизвестною члена папской Курии приору ордена тамплиеров в Аско (см также ранее, прим 81 к гл 2) Как тон этого письма, который свидетельствует о великой печали его автора по поводу арестов тамплиеров так и от ветное письмо тамплиера арагонца, дают возможность предполагать, что автор письма — также тамплиер, видимо, один из казначеев орде на, что явствует из факта его присутствия в Пуатье в ноябре 1307 i (этим числом помечено письмо), а также из первых же строк его пись ма, в которых он предупреждает приора Аско, чтобы тот не передавал никаких денег великому магистру T Rymer Foedcra, Conventioncs, Literac ct Cumscunque Generis ActaPubhcd —The Hague, 1745 —Vol l.ptIV —P 99-100, то есть та самая булла, которая была послана Эдуарду II Английскому Тексты указов, посланных королю Арагона и Роберту Калабрийскому, сыну Карла II, короля Неаполитанского, также сохранились Baluzc — Vol 3 — Р 90 Ibid — Vol 3 — P 91-92 Ibid — Vol 3 — P 92-94 Finkc — Vol 2 — P 110-111 Ibid —Vol 2 —P 114-119 См также гл 2 Ibid — Vol 2 — P 102 О датировке этого документа см гл 5 Schottmuller — Vol 2 — Р 37 Finke — Vol 2 — P 338-339 См Dupuy Traitez concernant l'histoire de France — Pans, 1685 — No 34 — P 91-92 Точная дата приостановки неизвестна, однако, возможно, это произошло действительно в феврале 1308 г См [Finkc, vol 2, p 9 и далее], здесь авторы писем говорят о заседаниях инквизиционных су дов как бы в прошедшем времени Что же касается причин, по кото рым папа приостановил деятельность инквизиции, см буллу, которой 5 июля 1308 года Климент возобновил работу инквизиционных судов (гл 4) Finkc — Vol 2 — P 114 Письмо Педро, епископа Лериды королю Хаймс II от 11 марта 1308 г Ibid — Vol 2 — P 123 Анонимное послание командорам приорств в Гардении и Аско от 21 апреля (?) 1308 г Следует, однако, отметить, что постоянно велась некая коптрпро паганда Автор анонимного письма, якобы направленного магистрам Па рижского университета и написанного, возможно, в феврале 1308 г, реши телыю защищает орден и жалуется, что признания у тамплиеров были вырваны — пыткой и мучительными условиями содержания в тюрьме, куда они были брошены по причине зависти и алчности других людей Достойное поведение тамплиеров, которые защищали христианскую веру и привлекали в свои ряды мноючисленных новобранцев, не отказывались от христианской веры, даже когда попадали в плен к сарацинам и подвер гались сильнейшим искушениям и пыткам, никоим образом не соотносит ся с абсурдностью выдвинутых против них обвинений Автор данного письма, похоже, некогда имел достаточно тесные отношения с арестован ными тамплиерами, ибо некоторые отрывки из его письма были позднее использованы защитниками ордена перед панской комиссией в апреле 1310i, см 1Л 5 См также CR Cheney The Downfall of the Templars and a Letter in Their Defence // Medieval Miscellany Presented to Eugиne Vinavcr/Ed F Whitehead, A H Divernes and F E Sutcliffc —Manchester, 1965 — P 65-79 См гл 1 Лизсран (Lizcrand, Dossier, p 84-85) iKviaiacT, что автором был Дюбуа — аргументируя это использованием некоторых характерных фраз и выражений 18 Этим племянником, на которого намекает памфлет, был Бер нар де Фарг, ставший в июне 1306 г архиепископом Руана Гайяр де Прейсак, епископ Тулузы, также был родственником папы, однако пост епископа Пуатьс занимал не родственник Климента V См Lizerand Dossier — P 87 — nn 3,4, 5 19 Lizerand Dossier — — P 20 Ibid — P 96-100 21 Ibid — P 56-62 22 См гл 3 23 Lizerand Dossier — — P 4-94 62-70 Магистры богословия по боль шей части поддержали ортодоксальную точку зрения папства по этому вопросу Богослов Августин Трионфо (ум 1328), например, доказывал, что ни один король или князь не имеет права принимать на себя ответ ственность за еретиков, непосредственно подчиняющихся Святой церкви, как не имеет права и окончательно решать их судьбу без соответ ствующих указов церкви Единственным возможным исключением может быть такой случай, когда ересь развивается слишком быстро и бурно, так что данному правителю нельзя ждать разрешения церкви, поскольку подданым его грозит «заражение» ересью Естественно, однако, что светской власти следует тогда передать дело в руки церкви как можно быстрее По поводу этой дискусии и соответствующих от зывов о ней см Finke, vol 1, p 195 Picot — No 657, p 487-488, no 658, pp 488-489, no 747, p 547, no 749, p 548-549 Не сохранилосьпротоколов заседаний про винциальных советов в диоцезах Реймса и Руана Ibid — No 659, p 489-490 Ibid — No 660, p 490-491 Ibid —No 661, p 491-492 Датировано 29 марта Ibid — No 664, p 494-495, no 665, p 495-496 Ibid —P hv См, например no 845, p 600 «Comme vous aies mande par vos lettres que de toutes les communes et de toutes les viles oщ il a ferez ou marchies» («Поскольку вы официально уполномоче ны всеми теми общинами и всеми теми городами, где вы проживали или через которые проходили») Также по 861, р 605, по 862, р 606, по 941, р 643, по 952, р 649 См A Petel Le Diocese de Troyes dans le diffйrend entre Boniface VIII et Philippe le Bel et dans l'affaire des Templiers // Mйmoires de la Sociйtй Acadйmique d'Agriculture,des Sciences, Arts et Belles Lettres du Dйpartement de l'aube 3rd ser 1906 — LXX —P 75, Picot — No 929, p 637 Picot — P lvi Ibid — No 973, p 658-659 Ibid — No 792, p 575, no 794, p 576, no 783, p 570, no 790, p 574 Ibid — No 787, p 572, no 793, p 575, no 795, p 576, no 796, p 577, no 801, p 579, no 802, p 580, no 816, p 587, no 797, p 577, no 805, p 582, no 812, p 585, no 786, p 571 Ibid — No 804, p 581 Ibid —No 709, p 525,no 719, p 531-532 Ibid — No 668, p 498-499 Ibid — P xlix Ibid —No 735, p 541, no 766, p 557 См также no 721, p 532 et passim Ibid —No 691, p 513-514 Picot (p xlix) предполагает, будто здесь отражена неуверенность в окончательном выборе места встречи, о чем свидетельствуют неверные инструкции приглашенным, разос ланные архиепископом Нарбона, однако, как нам кажется, подобная трактовка неверна Ibid — No 1076, p 720 Jean de Saint Victor — P 650-651 Phihppi Quarti Mansiones et Itinera // RHG — Pans, 1855 — Vol 21 — P 449 Picot, loc cit Fmke —Vol 2 —P 134,141,143 Ptolemy of Lucca — P 29, Baluze — Vol 3 — P 95-96 Finke — Vol 2 — P 134 Cm G Mollat The Popes at Avignon, 1305-1378 / Tr J Love — London, 1963 — P 204-303 Finke — Vol 2 — P 134-135 Ibid — Vol 2 — P 140-141, 147 Текст написан на латыни См Finke — Vol 1 — P 208 Использование ключевых слов Chnstus Vincit, Chnstus Rйgnвt, Christus Imperat' является, по всей видимости, преднамеренной попыткой подчеркнуть то, что Филипп Красивый является потомком Людовика Святого, который был первым французским королем, использовавшим эти слова па золотых монетах Этот девиз уже становился символом Rex Christiamssimus, «христианнейшего короля», и постепенно занимал свое место в качестве составляющей культа французских королей, столь при лежно насаждавшегося последними представителями Капстингов См Е H Kantorowicz Laudes Regiae A Study in Liturgical Acclamations and Medieval Ruler Worship — Berkeley, 1958 — P 4 Finkc — Vol 2 — P 135-140 Ibid — Vol 2 — P 141-147 По вопросу о признании Моле в том, что отпущение грехов давалось светскими лицами, см выше, гл 2 Ibid — Vol 2 — P 147-148 Существует еще три варианта, но ни один из них не так подробен, как вариант Жана Бургоня Птолемей Лукк— ский, р 29-30, дает краткое изложение речи Плезиана и говорит, что от имени короля он сообщил папе, будто тамплиеры были признаны еретика ми и должны быть наказаны как еретики Затем следуют еще семь выска зываний, подтверждающих то же самое Существует отчет на английском языке, очевидно сделанный в шестнадцатом веке перевод французского манускрипта — см L Blancard Documents relatif au procиs des Templiers en Angleterre // Revue des Sociйtйs Savantes 4th ser — 1867 — VI — P 416-420, — где также есть краткое изложение речей Плезиана, однако есть и дополнительный материал по поводу ответов папы, (р 97) Наконец, существует также версия в отрывке из хроник ев Албапа См William Rishdngcr Chromca Monasteni S Albam Willclmi Rishanger, Quondam Monachi S Albam, et Quorundam Anonymorum, Chronica et Annales, Regnantibus Hennco Tertio et Edwardo Primo, A D 1259-1307 / Ed HT Riley —London, 1865 —P 492-497 — (Rolls Senes Vol 28) Этот автор неизвестен, однако его повествование соответствует и официальной версии, и версии Жана Бургопя, отличаясь лишь небольшими деталями Речи архиепископов Нарбона и Буржа также упомянуты там, как и ответ папы Возможно, что эта версия также принадлежит очевидцу, может быть, посланнику английской короны, однако, в отличие от Жана Бургоня, в данном случае это «пересказ пересказа», к тому же сокращенный Finke — Vol 2 — Р 148-150 Lizerand Dossier — P 124-136 О датировке этого документа см (Finkc.vol l,p 208) Blancard — Р 417-418 Lizerand Clem V Appendix — No 10, p 440-441 Schottmuller — Vol 2 — P 13-71, см буллу «Facicns misencordiam» в Port ed, Guillaume Le Maire, p 437-438 (Schottmuller Loc cit) содержит тридцать три свидетельских показания, a (Finkc, vol 2, p 329-340), содержит еще семь показаний плюс два имени Показания оставшихся двоих можно было бы счесть признаниями собственной вины См (Procиs, vol l,p 70, 73), где на званы еще четыре имени тех, кто утверждал, что прежде давал показа ния перед папой, ibid, vol 1, p 174, где приведены остальные восемь имен Эти люди не вполне определенно утверждали, что уже давали показания перед папой, однако представители панской комиссии, перед которыми они выступали, впоследствии упоминали этих свидетелей, «которые поклялись в том, что их не допрашивали юспода члены ко миссии, но в другой раз (допрашивал) сам папа римский и ею карди налы и этих свидетелей члены комиссии решили более не допраши вать, пока не обдумают услышанное ранее кардиналами» (ibid, vol l, p 231-232) В эту категорию попадает пятнадцать имен, однако семь из них можно обнаружить также среди имен, приведенных Шотмюлле ром и Финке Общее количество — 72 свидетеля — дано в булле Faciens misericordias Procиs — Vol 1 — P 73-74 См гл 2 Schottmuller — Vol 2 — P 35-38 См гл 2 Finkc — Vol 2 — P 334-337 Возможно, упомянутая голова была на самом деле извлечена из гробницы Гуго де Пеипа и принадлежала некогда ему самому Возможно также, что дополнительные сведения относительно канделябров, ковров и драгоценных камней имеют пекоторое сходство с описаниями пророка Магомета, которому якобы поклонялись мусульмане, как это приводится в «Chanson de Geste» См С M Joncs The Conventional Saracen of the Songs of Geste // Speculum —1942 —XVII —P 211-212 Напоминает это и экзотическую христианскую скульптуру XI века Некоторые современные кли рики были шокированы тем, что они сочли «идолами» Выдуманные «идолы», которых описывали в своих показаниях тамплиеры, вполне возможно были весьма похожи на статуи XI века, которые эти тамплиеры видели См G Duby The Making of the Christian West, 980— 1140 — Geneva, 1967 — P 97-98 9 Fmkc — Vol 2 — P 337-339 Ibid — Vol 2 — P 331 Schottmuller —Vol 2 —P 28,30,50,59,68,70 Ibid —Vol 2 —P 18, 20, 22,45,51, Finke —Vol 2 —P 329 По поводу тех двоих, что ne были пойманы Гииом дс Рез вышел из ордена получив на это разрешение магистра Оверпи, а Жак дс Бреж куриа всячески избрал афишировать свою связь с тамплиерами, чтобы иметь возможность отправиться на воину с Фландрией Schottmuller —Vol 2 —P 31,39,40,42,47,48,50,52,59,61,63, 64, 66, 67, 68, 70, Fmkc —Vol 2 —P 332 Schottmuller — Vol 2 — P 49 Procиs — Vol 1 — P 70, 73 Port cd Guillaume Le Maire — P 438 (Faciens misencordiam) Finkc — Vol 2 — P 333, Procиs — Vol 1 — P 622 Grosser histonscher Weltatlas — Munich, 1970 — Vol 2 Mitclaltcr — P 82, R2, R3, R4 Schottmuller — Vol 2 — P 64, 60 Port ed Guillaume Le Maire — P 451, Faciens misencordiam, (ibid, p 437) Cm Finke — Vol 1 — P 217 См гл 4 Ported, Guillaume Le Maire, p 420, «nonnulli corum», Finke, vol 2, p 340, «paucis exceptis» См (Finke, vol l,p 217), где он вые казывает предположение, что непризпавшихся могло быть человек тридцать Опирается он на тот факт, что он и Шотмюллер обнаружи ли только 42 имени, и столько же имен приведено в отрывке из папе кого послания Вьенскому собору (1311 — 1312), на котором орден был распущен Однако же это требуется как то соотнести с протоколом заседания папской комиссии, приведенном в Procиs, vol 1, p 70, где названы еще трое тамплиеров, которые признались перед папой, поми мо тех 42, что названы у Финке и Шотмюллера Возможно, выражение «не считая еще нескольких человек» было бы ближе к истине, по скольку больше соответствовало бы тому количеству тамплиеров, кото рые выступали в Пуатьс, а цифра 42 является либо совпадением, либо свидетельством того, что не все материалы следствия были доступны папству в 1311 i Port cd Guillaume Le Maire — P 420 Булла «Subit assidue» Finke — Vol 2 — P 152-153 Lizerand Clem V Appendix — No 11, p 442 Boutanc Clem V, Ph le Bel et les Templiers — P 9 Ibid —P 11-12 См также Finke —Vol 1 —P 213 Port ed Guillaume Le Maire — P 418-423 Ibid — P 424 Ibid — P 423-424 Finke — Vol 2 — P 152 Baluze —Vol 3 —P 82-83 (13 июля 1308 г) Ibid — Vol 3 — P 78-81, См также Lizerand Clem V Appendix —No 12, p 443, no 13, p 444, no 14, p 444-446 Булла «Faciens Misencordiam» описывает допрос руководите лей ордена в Шинонс, который завершился лишь к 20 августа Многие буллы, изданные примерно в то же время, датированы 12 августа, и, по всей видимости, это связано с перепиской их в папской канцелярии, где, возможно, переписчики, работая несколькими днями позже над боль шим количеством не имевших точной даты булл, «заодно» датировали их все 12 августа, потому что это был последний день пребывания Климента в Пуатье См ранее См гл 3 Port cd Guillaume Le Maire — P 435-441 Procиs — Vol 1 — P 1-7 Port ed Guillaume Le Maire — P 426-435 Rigault — P 57-58 См также гл 7 См гл 1 Ptolemy of Lucca — P 30, Blancard — P 419-420 Ptolemy of Lucca Loc cit Blancard — P 417-418 Phihppi Quarti Mansiones et Itinera — P 450 Здесь также говорится, что король покинул Пуатье между 24 и 27 июля, (Blancard Loc cit) считает, что это произошло в день Св Маргариты (20 июля) Finke — Vol 2 — P 157 Ibid Vol 2 — P 155 Ibid — Vol 2 — P 157 На самом деле он не мог приехать раньше марта 1309 г Ibid — Vol 2 — P 155 Ibid He сохранилось достаточно полных протоколов этих слуша ний Данные сведения почерпнуты из письма кардиналов королю Филиппу (Baluse, vol 3, p 98-100), отрывок из регистра авиньонских пап, хранящегося в Архиве Ватикана, приведен у Финке (Finke, vol 2, p 324-328, а булла «Faciens misencordiam» приведена в Port ed, Guillaume Le Maire, p 438-440 Port ed Guillaume Le Maire — P 439-440 «Faciens misencordiam» Finke — Vol 2 — P 171-172 Ibid — Vol 2 — P 158 Весь тон письма посланника свидс тельствует о том, что ему по прежнему никак не удавалось получить у папы аудиенцию Ibid — Vol 2 — P 189-201 Port cd Guillaume Le Maire — P 446-448 Существование копии этих инструкций среди прочих документов Анжерского епис копства дает возможность предполагать, что и другие епископальные расследования велись согласно данным предписаниям По поводу сходных процедур см, например Bernard Gui «Manuel de Г Inquisiteur» Полезно также их сопоставление с совре менными методами, см Sargant, p 204-211 Prutz Entwicklung — P 327-334 Procиs — Vol 1 — P 498-499, см Finke — Vol 1 — P 244 Буллы «Subit assidue» и «Faciens misencordiam» записаны в регистре Гийома Ле Мэра соответственно И и 25 февраля 1309 г (Port ed, p 418,435) Prutz Entwicklung — P 334 Procиs — Vol 1 — P 42, 557, 514 Ibid — Vol 1 — P 264, 270 Ibid —Vol 2 —P 13-14, 15-16, 19 Ibid — Vol 1 — P 230 Ibid — Vol 1 — P 71-72 Cm Lizerand Clem V — P 396 Port ed Guillaume Le Maire — P 450-453 Ibid — P 425-426, Baluze — Vol 3 — P 141 Petel Templiers et Hospitaliers dans le diocиse de Troyes le Temple de Bonlieu et l'Hфpital d'Orient // Mйmoires de la Sociйtй Acadйmique d'Agriculture, des Sciences, Arts et Belles lettres du Department de l'Aube 3rd ser — 1910 — LXXIV — P 284-288, no 37, p 341-346 J Schwalm Reisc nach Frankreich und Italien оm Sommer 1903 mit Beilagen // Neues Archiv der Gesellschaft fur Altere Deutsche Geschichtskunde 1904 — XXIX — P 618 Finkc —Vol 2 —P 196 См также ibid,vol l,p 232-234, из которых ясно, что Филипп также намерен был участвовать в составле нии тех комиссий, которые должны были действовать вне пределов Франции См Lizcrand Clem V — P 148, Procиs — Vol 1 — P 1 Procиs —Vol 1 —P 9-11,21 Ibid — Vol 1 — P 12-18 Ibid — Vol 1 — P 18-19 Ibid — Vol 1 — P 22-26 Procиs — Vol 1 — P 26-27 Епископ должен был обеспечить его «всем необходимым для жизни и прочими вещами, которые храни лись для других беглых братьев ордена» Ibid — Vol 1 — P 27-28 Ibid — Vol 1 — P 28-29 Ibid — Vol 1 — P 29-31 Ibid — Vol 1 — P 32-35 Ibid — Vol 1 — P 36, 39, 40, 41 См гл 1 игл 2 Это утверждение проблематично, так как, за исключением очень небольшого количества упоминаний о дьяволе в женском обличье со стороны весьма специфической группы тамплиеров (см гл 7), в мате риалах следствия не существует более никаких сведений о присут ствии женщин во время приема в члены ордена, как не упоминается и заявление Попсара, включенное в статьи обвинения Лизеран (Lizerand, Dossier, p 159, ni) предполагает, что эти женщины были «femmes de charges» или экономками ордена, однако вряд ли в таком случае Пон cap стал бы называть их «сестрами», или же что они непременно стали бы вступать в орден, «дабы спасти свою душу» А потому, возможно, подобный случаи действительно имел место, однако носил единичный характер и не был известен ниспровергателям ордена Procиs — Vol 1 — P 36-39 См 1Л 1 Procиs — Vol 1 — P 42-45 Ibid — Vol 1 — P 45 Ibid — Vol 1 — P 50-52 (26 ноября) Ibid — Vol 1 — P 46-53 Комиссия по прежнему не получи ла ответов от некоторых архиепископов и епископов Ibid — Vol 1 — P 53-58 Ibid — Vol 1 — P 81 Ibid — Vol 1 — P 58-87 Ibid — Vol 1 — P 60, 68, 69 Ibid —Vol 1 —P 75,76,77-78,80,83,81-82 Ibid — Vol 1 — P 87-88 Включая руководителей ордена, восемь тамплиеров отказались 2 и 3 марта выступать с какой либо защитой братства, и таким образом, общее число достигло 23 х Procиs — Vol 1 — P 89-98 См гл 7 и приложение А о деталях 127 статей обвинения Ibid — Vol 1 — P 98-99 Ibid —Vol 1 —P 65, 108, 114 Ibid —Vol 1 —P 79, 108 Ibid —Vol 1 —P 42,80, 108, 114 Ibid —Vol 1 —P 71,98,109,115,138 Ibid —Vol 1 — P 99-111 Ibid —Vol 1 —P 112-126,129-139,147-152,155-164 Ibid — Vol 1 — P 150-151 Они содержались в доме Гийома де ла Гюса, (ibid, р 113— 114) Ibid — Vol 1 — P 116-117 Ibid —Vol 1 — P 119-124 Ibid — Vol 1 — P 134-135 Ibid — Vol 1 — P 138-139 Ibid — Vol 1 — P 114-116 Ibid — Vol 1 — P 126-128, см гл 1 Ibid — Vol 1 — P 139-145 Ibid — Vol 1 — P 146-147 Ibid — Vol 1 — P 147-148 Ibid — Vol 1 — P 150-151 Ibid — Vol 1 — P 148-164 Ibid —Vol 1 —P 164-169 См также главу З, сн 16 по пово ду возможных источников некоторых из этих аргументов Ibid — Vol 1 — P 169-171 Ibid — Vol 1 — P 171-174 Он также назывался «de Bononia» или «de Bononie», что так же могло означать Булонь, однако прочие обстоятельства, и особенно его прием в члены ордена приором Ломбардии, дают основания пред полагать, что гораздо уместнее говорить о Болонье Ibid — Vol 1 — P 348-49 По поводу этих показаний см гл 2 А также гл 3 относи тельно некоего священника по имени Рено, который в декабре 1307 г с помощью «тайных писем» убедил более шестидесяти тамплиеров отказаться от своих признаний Это также мог быть Рено де Про вен Ibid — Vol 2 — P 355-357 См гл 4 по поводу этого допроса Prutz Entwicklung — P 332, 333, Procиs — Vol 1 — P 562 Procиs — Vol 1 — P 175, см Pegues — P 54 Procиs —Vol 1 —P 176, 177 Ibid —Vol 1 — P 186 Devic and Vaissete, vol 10, «preuves», p 344, 384, 528, из которых ясно, что он прежде сенешалем Тулузы, см Procиs, vol 1, p 135,148 по поводу дома, в котором содержались тамп лиеры, а также см ibid, vol 1, p 276 по поводу пыток Procиs — Vol 1 — P 174, см главу 4, сн 3 Ibid — Vol 1 — P 67 Ibid — Vol 1 — P 216 Ibid — Vol 1 — P 232 См гл 4 Ibid — Vol 1 — P 175-177 Ibid — Vol 1 — P 182-187 Ibid — Vol 1 — P 187-193 Ibid — Vol 1 — P 193-201 Ibid — Vol 1 — P 201-205 Finke — Vol 2 — P 74 Procиs — Vol 1 — P 229-231 Двое других из Шартра были готовы предпринять защиту ордена, если им будет дарована свобода Ibid — Vol 1 — P 253-259 Е g Finke — Vol 2 — P 107, Lizerand Dossier — P 71 Finke — Vol 2 — P 102-107 N Valois Deux Nouveaux Tйmoignages sur le procиs des Templiers // Comptes Rendus des Seances de l'Acadйmie des Inscriptions et Belles Lettres — 1910 — P 230-238 И опять же дату поставить не так то просто l.Favier. Engucrran de Marigny. — P. 131. Ibid. — P. 132. Clement V. Reg. Clem. V. — Year 5. — No. 6293, p. 397. См. гл. 4. Procиs. — Vol. 1. — P. 259-262. Pegues. — P. 92-98. См. гл. 3. Procиs. — Vol. 1. — P. 262. Ibid. —Vol. 1. — P. 263-264. Ibid. —Vol. 1. — P. 274-275. Ibid. —Vol. 1. — P. 281. Cont. Nangis. — Vol. 1. — P. 377-378. Grandes Chroniques de France Les. — Vol. 8. — P. 272-273. Jean dc Saint-Victor. — P. 655. Cont. Nangis. — Vol. 1. — P. 377-378, 381; Jean de Saint-Victor. Loc. cit.; Bernard Gui. E Floribus Chronicorum Auctore Bernardo Guidonis // RHG. — Vol. 21. — P. 719. Также могли иметь место сожжения тамплиеров на юге; см. Lea, Hist, of the Inquisition, vol. 3, p. 295. Procиs. — Vol. 1. — P. 363, 509, 535, 538, 575, 591. Ibid. —Vol. 1. — P. 274. Ibid. — Vol. 1. — P. 83, 106, 153; 70; 69 — о защитниках; 70 — о двоих оставшихся. Два тома труда Мишле (Procиs) представляются максимально полными, ибо свидетельства, там приведенные, отличаются внутренней последовательностью. Читая эту работу, не встречаешь ни одной сколько— нибудь очевидной «лакуны», и все 231 свидетель, то есть то число, которое называют судебные клерки в протоколах закрытия слушаний как окончательное, здесь упомянуты (ibid., vol. 2, p. 271). Однако, эта цифра па единицу меньше той, что названа в работе J. Gmelin «Schuld oder Unschuld des Templerordens» (Stuttgart, 1893); данный автор пе реписал список свидетелей согласно их показаниям, приведенным в работе Мишле (таблицы с IX по XX), и включил в него Жана де Жювииьяка (Procиs, vol. I, p. 229), который представал перед комисси ей, однако показаний, на самом деле, не давал, поскольку уже признал ся перед папой в Пуатьс в 1308 г. По этой причине, видимо, судебные клерки и не включили его в окончательный список. Friedberg йd. Corpus Iuris Canonici. — Vol. 2. — P. 780-782. Ad abolendam. См. гл. 5. ' Procиs. — Vol. 1. — P. 275-277. Ibid. —Vol. 1. — P. 277-280. Ibid. —Vol. 1. — P. 281-285. Ibid. — Vol. 1. — P. 283-285. Ibid. — Vol. 1. — P. 285-287. См. гл. 5. r, Ibid. — Vol. 1. — P. 282-283. Ibid. — Vol. 1. — P. 287-367. Ibid. — Vol. 1. — P. 3-4. В этих обстоятельствах их, разумеется, невозможно было вызвать для дачи показаний в защиту ордена. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.039 сек.) |