АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава XLVII КРАТКИЙ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ЭТОЙ ИСТОРИИ

Читайте также:
  1. Dow Jones Industrial Average: самый известный индекс в истории
  2. I. Краткий очерк истории проповеди
  3. I. Перечень и состав постоянных общепроизводственных расходов
  4. II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ГЛАВА ГОСУДАРСТВА.
  5. II. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
  6. III. Перечень отчетной документации студента-практиканта
  7. IV. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
  8. IV. Перечень тем курсовых работ
  9. IV. Техническое обслуживание машины. Перечень работ при техническом обслуживании.
  10. А волны истории плещут...
  11. А волны истории плещут...
  12. А) Определите из предлагаемого ниже перечня наиболее значимые на ваш взгляд социально-экономические функции малого бизнеса.

Почти бесконечное число деталей, содержащихся в этом труде, заставляет меня опасаться, что от этого произойдет какая-то путаница в уме моих читателей. Я сначала предполагал держаться хронологического порядка в расположении материала - и в общем я был верен этому первому плану. Однако для большей пользы от моего труда мне приходилось несколько раз при изложении истории первых времен инквизиции вводить рассказ о некоторых процессах, принадлежащих более поздним эпохам, чтобы лучше обрисовать положение или цель, которую я имел в виду; точно так же, передавая процессы нашего времени, я цитировал или припоминал более ранние. То же случалось при указании на римские буллы или бреве, законы королевства и грамоты главных инквизиторов или верховного совета.

Лица, имеющие привычку собирать многочисленные коллекции фактических документов, предназначенных для облечения в форму исторического исследования, не удивятся, что составление вполне оригинального труда, материалы коего рассеяны во множестве различных неизданных документов, ставило иногда автора в необходимость удаляться от плана. Достаточно окинуть взором список рукописей, в которых я почерпал свои материалы, чтобы признать правоту моих слов.

Но если особенный характер этой Истории, то есть множество лиц, процессов, городов, трибуналов и указов, о которых мне приходилось говорить, обязывал меня сливать одни эпохи с другими, то тот же мотив дал мне почувствовать необходимость краткого хронологического перечня, основанного на последовательном изложении и пригодного не только для запоминания читателями наиболее существенных фактов, содержащихся в четырех томах, но и для представления их в таком выгодном освещении, чтобы каждый, окончив целиком их чтение, составил себе о них совершенно ясное представление. Наконец, этот краткий хронологический перечень предоставит для всех моих читателей легкое и удобное средство найти отдельный факт этой Истории, который обратит на себя его исключительное внимание или возбудит его любопытство.

Годы

31 В этот год и два следующих Иисус Христос показывает притчами, деяниями и весьма ясно выраженным учением, что кара за грех ереси не является делом людей; что она предоставляется Богу в день общего Суда; в частности, что сожжение противоположно духу христианской религии.

32 Апостолы просили, чтобы раскольники Самарии были наказаны огнем, потому что они не желали принять Иисуса Христа в свой город. Господь показал им, что это противоречит духу Евангелия.

34 В этот год и в следующие апостолы и другие ученики Иисуса Христа проповедуют то же учение и поступают согласно его принципам, ограничивая суд над еретиками отлучением после двукратного или троекратного увещания.

52 Св. Петр вел себя относительно христиан, обращенных из идолопоклонников, противореча истине евангельской, по выражению св. Павла. Тот укорил его за это, но не отлучил.

56 Св. Павел ославлен как еретик среди иерусалимских христиан, обращенных из иудеев, и апостолы своим примером показывают, как должно обращаться с оговоренными в качестве заподозренных, мирно расспрашивая св. Павла и указывая ему, что надо сделать.

57 Тот же апостол пишет своему ученику Титу, епископу Крита, что он должен увещевать еретиков дважды до их отлучения.

60 Св. Павел, преданный суду как враг религии, требует, чтобы доносчики и свидетели лично явились перед ним для удостоверения фактов, в которых он обвиняется.

107 Св. Игнатий, епископ и патриарх Антиохии, пишет о том, как надо поступать с еретиками. - См. главу I.

120 Кастор Агриппа учит, каково должно быть поведение Церкви относительно еретиков. - См. главу I.

145 Беседы Родона с Апеллесом, еретиком и учеником Маркиона, для его убеждения.

160 Св. Ириней, епископ Лиона, пишет о том, как следует обращаться с еретиками.

186 Беседы православных богословов с ересиархом Феодо-том Византийским для убеждения его, без мысли о его наказании.

190 Около этого года греческая Библия, переведенная еретиком Феодотионом Эфесским, принята правоверными епископами.

190 Св. Климент, епископ, патриарх Александрии [219], пишет о способе поведения в отношении еретиков.

200 В эту пору Тертулиан, священник африканской Церкви, заявляет, что принудительные средства для принятия религии противоречат воле Божией. До этого года св. Дионисий, епископ Коринфа, наметил поведение, которого следует держаться с еретиками.

207 Тертулиан пишет о способе поведения с еретиками.

231 Ориген рассуждает об этом же предмете. Он беседует с ересиархом Бериллом, епископом Бокары, для его убеждения. Другая беседа с арабами-материалистами.

235 Еретик Аммоний обращен после нескольких бесед на Александрийском соборе.

250 Около этого года св. Киприан, епископ Карфагена, примас Африки, изъясняет евангельскую притчу о плевелах, показывая, что Бог предоставил себе наказание греха ереси и что люди противоречат воле Божией, наказывая мирных еретиков.

Около этого времени еретики Василид, епископ Асторги, и Марциал, епископ Мериды, примирены с Церковью, только лишившись своих кафедр.

260 Св. Юстин, философ [220], пишет о способе поведения в отношении еретиков. Он беседует с ересиархом Трифоном для его убеждения.

266 Павел Самосатский, епископ, патриарх Антиохии, отрекается от ереси на соборе.

272 Он оговорен на другом соборе как еретик-рецидивист. Павел не желал покидать епископского дома; восточные епископы обратились к императору Аврелиану [221]. Тот заявил, что он повелит то, что будет предложено епископом Рима. Папа св. Феликс I подтверждает решение собора, и император велит его исполнить.

280 Беседы Архелая, епископа Каскары [222], в Месопотамии, с Манесом, главою еретиков-манихеев, для его убеждения.

295 Беседа папы св. Кая с Проклом в Риме для обращения этого еретика.

296 Диоклетиан и Максимилиан опубликовывают закон, присуждающий вождей манихеев к сожжению, а других сектантов к разным казням.

300 Перед этим годом православные, писавшие апологии для прекращения гонений, поддерживают учение, что несправедливо карать по делу религии, если инакомыслящие не возмущали общественного порядка. - См. главу I, статью 1.

303 Эльвирский собор декретирует, что кающиеся еретики будут примирены только через каноническое покаяние, и присуждает доносчиков к отлучению, не оставляя надежды на причастие, даже при смерти.

313 После этого года, со времени обращения императора Константина и смут донатистов и ариан, правоверные епископы стараются убедить этого государя и его преемников, что полезно установить карательные законы против еретиков и обращаться с ними, как с врагами порядка и общественного блага.

320 Лактанций утверждает в своем труде Божественные установления, что принудительные средства для принятия религиозной доктрины противоречат самому характеру религии, которая теряет свое свойство, переставая быть добровольной.

332 Император Феодосии [223] публикует против манихеев закон, карающий их смертной казнью и конфискацией их имущества и обязывающий префектов претории учредить инквизиторов и доносчиков для открытия тех, которые будут скрываться.

342 С этого года св. Афанасий, епископ Александрии, преподает то же учение, что и Лактанций, и показывает, что Иисус Христос желал обращать людей только убеждением и что всякое другое средство наносит ущерб самой религии.

360 После этого года св. Иларий, епископ Пуатье, излагает и защищает то же учение, что Лактанций и св. Афанасий, в послании к императору Констанцию.

370 Около этого времени св. Оптат, епископ Милаха в Африке, писавший против донатистов, признает, что суровое судопроизводство против еретиков противоречит духу истинной Христианской Церкви.

380 Св. Амвросий, епископ Милана, держится того же учения, что Лактанций, св. Афанасий и св. Иларий, о способе обхождения с теми, кто не следует государственной религии.

381 Св. Григорий Богослов, или Назианзин, осуждает в своих сочинениях учение о принудительных средствах для обращения людей и называет их тираническими.

383 Св. Мартин, архиепископ Тура, умоляет императора не присуждать к смертной казни еретика Присциллиана. Максим обещает это, но потом нарушает данное слово.

383 Со времени закона Феодосия и в царствование его преемников еретики увещеваются и допускаются на собрания и собеседования до предания их суду. - См. гл. I, ст. 2.

384 При римских императорах, ставших христианами, префекты, губернаторы провинций и светские магистраты уполномочиваются судить еретиков без вмешательства со стороны церковной власти, кроме простого заявления, что подсудимый еретик или не еретик.

401 Св. Иоанн Златоуст пишет, что с ересями надо бороться, но нужно прощать еретиков.

408 Император Гонорий повелевает наказывать смертью донатистов. Св. Августин вступается за них.

410 Св. Иероним пишет, что христианская религия лучше поддерживается терпением и кротостью, чем строгостью и злопамятством.

415 Около этого года и несколько времени спустя св. Августин пишет несколько раз об обхождении с еретиками; хотя он видоизменяет свое мнение согласно обстоятельствам, он постоянно держится того убеждения, что их не следует казнить.

430 Сальвиан, священник из Марселя, прозванный французским Иеремией, говоря об управлении Бога вселенной, показывает, что один Бог может знать, заслуживают ли наказания чистосердечные еретики, потому что они думают, что следуют истине.

589 Третий Толедский собор, в согласии с королем Испании Рекаредом I, декретирует, что возвращающиеся от христианства к идолопоклонству будут строго наказаны, однако не смертной казнью.

633 Четвертый Толедский собор, в согласии с королем Испании, декретирует, что у иудействующих еретиков будут в наказание только отняты их дети и рабы, чтобы предохранить их от заражения.

655 Девятый Толедский собор постановляет карать христиан, виновных в ереси, наказанием кнутом или воздержанием, сообразно возрасту каждого из них.

663 Несколько позже король Испании Рекисвинт публикует закон, которым он присуждает нераскаявшихся еретиков к лишению почестей, должностей и имущества, если они священники, и даже к изгнанию, если они миряне.

681 Двенадцатый Толедский собор, в согласии с королем Испании Эрвихом, повелевает изгонять еретика, если он благородный, и наказывать кнутом, если он раб.

693 Шестнадцатый Толедский собор, в согласии с королем Испании Эгикой, декретирует, что те, кто станет противодействовать стараниям епископов и судей в деле уничтожения идолопоклонства, уплатят, если они благородные, штраф в три фунта золотом; если они принадлежат к простонародью, то подвергнутся ста ударам кнута и конфискации половины своего имущества.

726 После того как римляне выгнали своего последнего герцога Василия, папа Григорий II завладевает гражданским управлением Рима, и его преемники сохраняют его за собою, при покровительстве французских государей и вопреки притязаниям лангобардских королей. С этой поры стараются уверить, что законы, относящиеся к наказанию еретиков, должны исходить только от верховных первосвященников.

731 Григорий III предоставляет Карлу Мартеллу сан римского патриция.

741 Захария, будучи избран папой, ведет себя, как светский государь Рима, в трактатах, заключенных с лангобардским королем. Он держит себя как имеющий власть располагать королевствами в своем ответе на запрос Пипина о титуле французского короля и высказывается против Хильдерика III, занимавшего престол.

752 До этого года появляется булла папы Захарии, относящаяся к тем, кто удерживает за собою угодья церковного владения.

Стефан II, будучи избран папой, отправляется во Францию, там коронует Пипина и пользуется данной им помощью для сохранения светской власти над Римом вопреки притязаниям лангобардского короля.

754 Стефан II коронует Пипина, короля Франкского государства, в аббатстве Сен-Дени, и освобождает французов от присяги на верность, принесенной ими Хильдерику III, законному владетелю престола.

755 Около этого времени появляется мнение, что всякий отлученный лишен чести и что с ним нельзя вступать в общение, не разделяя его позора. Источник этого находится в законах древних друидов Галлии и дает возможность папам считать себя полномочными свергать королей с престола, отлучая их и запрещая подданным иметь с ними общение.

792 Еретик Феликс, епископ Урхеля, отрекается от своей ереси в первый раз на соборе в Регенсбурге и сохраняет за собою свою епархию.

794 Тот же епископ отрекается от ереси вторично на Франкфуртском соборе; хотя он рецидивист, его не лишают сана.

799 Римским собором Феликс объявлен рецидивистом. Однако папа Лев III грозит ему отлучением только в том случае, если он не захочет навсегда отречься от своей ереси. Феликс отрекается на Ахенском соборе после нескольких собеседований и подвергается только ссылке.

800 Лев III провозглашает и коронует Карла Великого первым западным императором.

811 Михаил, восточный император, публикует закон, присуждающий манихеев к смертной казни. Никифор, патриарх Константинопольский, решается убедить его, что лучше обращать еретиков кротостью, и преуспевает в этом.

849 Готескальк, бенедиктинец и священник, присужден как еретик, стоящий на позиции предопределения к наказанию кнутом и заключению в тюрьме. Он наказывается в присутствии Карла Лысого, западного императора и короля Франции, на соборе в Кьерси-сюр-Уаз.

869 На седьмом Вселенском соборе в Константинополе Феодор Кринит, глава иконоборцев, отрекается от своей ереси и примиряется с Церковью без епитимьи. Император Василий Македонянин дает ему лобзание мира.

882 Перед этим годом папа Иоанн VIII заявляет, что умершие в сражении с неверными получают полное отпущение своих грехов.

999 Сильвестр II обращает ко всем христианам послание, побуждая их взяться за оружие в защиту Иисуса Христа против неверных.

1022 Стефан, духовник Констанции, жены короля Роберта, на Орлеанском соборе в присутствии государей приговорен к сожжению в числе других как еретик-манихей после тщетных усилий обратить их.

1073 Перед этим годом св. Петр Дамиан [224] укоряет папу Александра II в применении отлучения против всякого рода проступков. Александр II призывает императора Генриха IV явиться в Рим для суда на соборе.

1074 Григорий VII отлучает императора Генриха IV, освобождает его подданных от присяги на верность и заставляет их избрать государем Рудольфа, герцога Швабского.

1074 Григорий VII желает устроить крестовый поход против турок в пользу Михаила, восточного императора. Смерть мешает ему в этом.

1095 Урбан II велит обнародовать крестовый поход против турок.

1099 Войско крестоносцев овладевает Иерусалимом.

1178 Петр, епископ Мо, легат Александра III, заставляет Раймонда V, графа тулузского, клятвенно обещать не покровительствовать в своем государстве восставшим еретикам.

1179 Отцы третьего Латеранского собора решают: хотя Церковь осуждает смерть еретиков, она принимает помощь христианских государей для их наказания.

1181 Перед этим годом Александр III отлучает еретиков буллою и объявляет свободными от обязательств по отношению к ним всех вступивших с ними в сделки. Анри, епископ Альбы, легат Александра III против альбигойцев, овладевает замком Лавор и обязывает Рожера, графа Безье, отречься от ереси.

1184 Веронский собор состоялся под председательством императора Фридриха I и был созван Луцием III. На нем решают, что все, кто будет объявлен еретиком и не сознается в своем преступлении, будут выданы светскому правосудию. Собор этот Флери считает колыбелью инквизиции.

1191 Немного позже этого года Грегорио де Сант-Анджело, легат Целестина III в Испании, созывает собор в Лери-де. Он вынуждает Альфонса II, короля Арагона, опубликовать в своем государстве указ Веронского собора против еретиков.

1194 Альфонс II, король Арагона, изгоняет из своего государства вальденсов, лионских нищих и других еретиков.

1197 Педро II, король Арагона, созывает синод в Героне и издает против еретиков указ, подобный указу его предшественника Альфонса II.

1198 Иннокентий III увеличивает без перерыва наследие св. Петра, светскую власть пап над королевствами и их духовный авторитет над епископами. Он посылает комиссаров в Нарбоннскую Галлию против еретиков-альбигойцев.

1203 Иннокентий III избирает Пьера де Кастельно и Рауля, монахов Нарбоннской Галлии, для проповеди против еретиков. Пьер убит ими. Его канонизуют как мученика.

1204 11 марта. Особый акт жителей Тулузы; на него дали свое согласие Пьер и Рауль лишь при условии, что жители Тулузы будут бороться с ересью. 19 мая. Иннокентий III назначает трех апостолических легатов для Нарбоннской Галлии и велит им принять необходимые меры для преследования еретиков и выдачи их в руки светской власти. Он пишет Филиппу II, чтобы склонить его к конфискации имущества еретических сеньоров.

1205 26 января. Иннокентий III не принимает отставки Пьера, его легата в Нарбоннской Галлии, и укоряет в письме Филиппа II за его равнодушие в отношении еретиков.

1207 30 декабря. Умер в Осме Диего Асевес, епископ этого города, который присоединился к легатам Иннокентия III для проповеди против альбигойцев. 9 марта. Беатификация Пьера де Кастельно, легата Иннокентия III, убитого альбигойцами. Папа назначает на его место епископа Кузеранского и пишет всем местным сеньорам, чтобы склонить к соединению сил против еретиков.

1208 Начало инквизиции во Франции. Арно проповедует крестовый поход против Раймонда VI и альбигойцев. Индульгенции даруются тем, кто примет в нем участие. Симон, граф де Монфор, командует крестоносцами.

1209 Примирение еретика Понса Роже св. Домиником де Гусманом, действующим в качестве делегата Арно.

1212 Арно, аббат цистерцианцев, назначается архиепископом Нарбонны.

1214 Иннокентий III посылает во Францию в качестве легата Пиетро из Беневента, кардинала, с приказом архиепископам и их викариям повиноваться ему.

1215 Легат Пиетро возвращается в Рим в июле этого года. Четвертый Латеранский собор. На нем определяются новые наказания еретикам-альбигойцам. Не доказано, будто Иннокентий III дал в этом году св. Доминику де Гусману титул главного апостолического инквизитора.

1216 16 июля. Смерть Иннокентия III.

22 декабря. Гонорий III одобряет основанный св. Домиником де Гусманом орден против еретиков. Возникновение ордена братьев-проповедников, прозванных доминиканцами.

1217 26 января. Гонорий III пишет Доминику де Гусману, восхваляя его усердие и поощряя его к постоянству. Гонорий III посылает в Нарбоннскую Галлию, в звании легата, кардинала Бертрана.

1219 8 декабря. Бреве Гонория III ко всем епископам христианского мира, рекомендующее им орден братьев-проповедников.

Учреждение св. Домиником де Гусманом третьего ордена покаяния, называемого также милицией Христа.

1221 Основание ръщарского ордена, называемого милицией Христа, отличного от ордена св. Доминика. Эти два ордена вскоре сливаются, и члены их называются чиновниками (familiales) святого трибунала инквизиции. Гонорий III посылает в Нарбоннскую Галлию, в качестве легата, Конрада, епископа Порто. 22 ноября. Гонорий III коронует императора Фридриха II, который признает орден братьев-проповедников и обещает им свое покровительство при преследовании еретиков.

1224 22 февраля. Инквизиция существует в эту эпоху в Италии под управлением доминиканцев. Фридрих II публикует в Падуе законы против еретиков.

1225 Гонорий III посылает в Нарбоннскую Галлию, в качестве легата, кардинала Романа. Он побуждает Людовика VIII встать во главе крестоносцев.

1226 18 марта. Смерть Гонория III.

1228 Собор в Нарбонне под председательством архиепископа. Раймонд VII, граф Тулузский, примиряется со св. Людовиком и с Церковью. Он обещает изгнать еретиков из своего государства.

1229 Собор в Тулузе. На нем приняты новые меры против еретиков.

1231 Булла Григория IX, определяющая отлучение еретиков, повеление выдавать нераскаявшихся светской власти и лишение чести их пособников и приверженцев.

1232 26 мая. Бреве Григория IX Эспараго, архиепископу Таррагоны, призывающее его к борьбе с ересью. Около этого года Григорий IX посылает в качестве легата в Нарбоннскую Галлию Вальтера, епископа Турне.

2233 20 мая. Григорий IX посылает приору доминиканцев Ломбардии бреве с поручением его монахам исполнить буллы против еретиков.

1233 Собор в Мелене, созванный Вальтером, епископом Турне. На нем приняты меры против еретиков. Собор в Безье под председательством Вальтера. Установлены новые правила против еретиков. Около этого года ересь альбигойцев проникает в Рим. Составлены муниципальные законы против еретиков сенатором Аннибалом и другими. Григорий IX посылает их архиепископу Миланскому для исполнения в его епархии. Фридрих II посылает в Неаполь и в Сицилию кардинала Регина для преследования еретиков. Он возобновляет свой указ 1224 года.

Испания разделена в эту эпоху на четыре христианских королевства: Кастилию, Наварру, Арагон и Португалию; кроме этого в ней были магометанские государства. Архиепископ Таррагоны посылает буллу Григория IX против еретиков провинциалу доминиканцев и епископу Лериды, где учреждена первая испанская инквизиция.

1235 30 апреля. Ответ Григория IX новому архиепископу Таррагоны относительно толкования его буллы. Он посылает ему устав, составленный св. Раймондо де Пенья-форте, его епитимийным судьею.

8 ноября. Григорий IX возобновляет свою буллу 1232 года против еретиков и обобщает ее для всего христианского мира.

Педро де Планедис, инквизитор, доминиканец, почитаемый за святого в Урхеле, убит в борьбе с еретиками. Гильерме Монгриу, архиепископ Таррагоны, овладевает крепостью Кастельбон.

1236 Бреве Григория IX, относящееся к введению инквизиции в Кастилии.

1238 23 апреля. Введение инквизиции в Наварре. Настоятель францисканцев Памплоны назначен инквизитором.

1241 Инквизиция учреждена в епархии Барселоны.

1242 Устав, составленный Таррагонским собором, для определения способа обращения инквизиторов с еретиками.

Собор в Таррагоне под председательством архиепископа Альбалате. На нем приняты меры против еретиков.

1246 9 июня. Бреве Иннокентия IV генералу доминиканцев, дарующее ордену привилегию - ему и его преемникам быть делегатами святого престола для действий против еретиков.

1248 20 октября. Бреве Иннокентия IV провинциалу доминиканцев, уполномочивающее его посылать в испанскую часть Нарбоннской Галлии инквизиторов из его ордена.

1253 21 июня. Бреве Иннокентия IV, дарующее доминиканцам, инквизиторам Ломбардии, привилегию толковать права городов, лишать должностей тех, кого они сочтут нужным, и вести процессы, не сообщая обвиняемым имен свидетелей.

1254 9 марта. Бреве Иннокентия IV, дарующее доминиканцам привилегию быть единственными инквизиторами Испании.

7 апреля. Бреве Иннокентия IV доминиканцам Лериды, Барселоны и Перпиньяна с поручением снабдить инквизиторами короля Арагона.

1257 11 января. Приговор инквизиторов, заклеймивший память Раймонда, графа де Форкалькье и повелевающий вырыть его из земли. Его жена и его сын примирены.

1262 1 августа. Бреве Урбана IV, дарующее провинциалам доминиканцев право назначать и отставлять инкивизиторов.

4 августа. Бреве Урбана IV, дарующее доминиканцам-инквизиторам привилегию быть отлученными только папой.

1263 20 июля. Собеседование в Барселоне между Пабло Кристиане, доминиканцем, и раввином Моисеем, евреем из Героны, в присутствии короля Хаиме Арагонского.

1265 12 апреля. Собеседования Пабло Кристиано, доминиканца, с другим евреем в присутствии епископа Барселоны.

2 октября. Климент IV возобновляет оба бреве Урбана IV, касающиеся доминиканцев-инквизиторов.

1267 27 января. Климент IV утверждает за провинциалом доминиканцев Испании право назначать инквизиторов.

J269 2 ноября. Приговор барселонской инквизиции, присуждающий к лишению чести память Арно, виконта Кастельбона, и его дочери Эрмензинды, графини де Фуа, и повелевающий вырыть их тела из земли.

1277 Еретики

избивают

камнями

Педро

де

Кадирету, доминиканца-инквизитора. Его почитают мучеником в Ур-хеле.

1292 22 апреля. Указ Хаиме II, короля Арагонского, изгоняющий еретиков из его государства.

1301 Разделение Испании на две провинции - Кастильскую и Арагонскую - касательно инквизиции.

1301 Около этого года провинциал доминиканцев Кастилии один имеет право назначать провинциальных инквизиторов, в качестве провинциала Испании.

1302 Бернардо, главный инквизитор провинции Арагона, справляет несколько аутодафе.

1304 Доминго Перегрине, инквизитор Арагона, справляет одно аутодафе.

1308 31 июля. Климент V велит арестовать в Кастилии всех тамплиеров.

3 декабря. Лотеро, инквизитор Арагона, велит собрать всех тамплиеров в монастыре Валенсии для испытания их веры.

30 декабря. Климент V велит арестовать всех тамплиеров в Португалии.

Климент V повелевает королю арагонскому арестовать тамплиеров и завладеть их имуществом.

1314 Тайное введение ордена тамплиеров в Шотландии, явившееся последствием раскола в ордене, тайно сохраняющемся во Франции по смерти великого магистра Жака Моле. Появившийся в Шотландии орден позже стал называться орденом франкмасонов. - См. гл. XLI, ст. 2. Новые еретики открыты и преследуются в Арагоне.

1325 12 июля. Еретик Педро Дурандо де Бальдах сожжен как рецидивист по приговору арагонской инквизиции.

1334 Еретик Бонато сожжен как рецидивист по приговору арагонской инквизиции.

1350 Еретики, именуемые бегардами, в Арагоне примирены. Их вождь Хаиме Хуст присужден к пожизненному заключению в тюрьме. Инквизитор Росельи справляет аутодафе.

1351 10 апреля. Бреве Климента VI, обеспечивающее за инквизитором Арагона все права главного инквизитора этой провинции.

1352 Еретики открыты и казнены в Каталонии.

1357 Еретики казнены в Арагоне и в Валенсии.

30 мая. Никколо, священник, еретик из Калабрии, сожжен как рецидивист арагонской инквизицией.

1359 Еретик Бартоломео, генуэзец, возвещавший пришествие антихриста на 1360 год, примирен арагонским инквизитором Николаем Эймериком.

1360 Аутодафе в Валенсии, справленное инквизитором Бернарде Эрменголом.

1371 10 апреля. Бреве Григория XI, повелевающее епископу Лериды передать в руки инквизиторов еретика Астручо де Пиера.

1372 1 января. Астручо де Пиера, иудействующий еретик, примирен с Церковью инквизитором Эймериком в Барселоне.

1376 17 января. Бреве Григория XI епископу Лиссабона, доставляющее ему средства пополнить дефицит главного инквизитора.

1378 27 марта. Смерть Григория XI.

1389 13 октября. Смерть Урбана VI.

1391 Более пяти тысяч евреев убито испанцами {Так называемая севильская резня, которая из Севильи распространилась по многим городам Испании; эту кровавую расправу историки XIX века называют Священной войной против евреев (Guerra sagrada contra los Judios). Одним из главнейших ее вдохновителей был монах Висенте Феррер; его ближайшим соратником был архидиакон Фернанд Мартинес, который еще до своей смерти (1404) почитался как святой. (Примеч. ред.)}.

1394 4 ноября. Бонифаций IX назначает инквизитором Португалии Родриго де Сиитра, францисканца. 2 декабря. Бонифаций IX назначает инквизитором Португалии Висенте Лиссабонского, доминиканца. Около этого года Бенедикт XIII создает отдельную инквизицию для Балеарских островов. 14 июля. Бонифаций IX назначает главным инквизитором Испании Висенте Лиссабонского, уже инквизитора Португалии.

1402 1 февраля. Бонифаций IX поручает провинциалам испанских доминиканцев обязанности главных инквизиторов.

1406 Процесс одного еврея из Сеговии, обвиняемого в краже освященной гостии.

1412 1 июня. Бреве Иоанна XXIII, который назначает инквизитором Португалии Альфонсо д'Афраона, францисканца.

1413 Беседы обращенного еврея Иеронимо де Санта-Фе {До крещения назывался Иошуа бен Иосиф из Лорки (Мурсия); он себя называл также Ибн-Вивес Аллорки, врач и видный талмудист, в год севильской резни принявший католицизм. (Примеч. ред.)} с раввинами в Тортосе, в присутствии антипапы Бенедикта XIII {Речь идет о знаменитом диспуте, начавшемся по инициативе антипапы Бенедикта XIII и крестившегося Ибн-Вивеса в феврале 1413 года и закончившемся в ноябре 1414 года. Председательствовал сам папа, окруженный кардиналами и должностными лицами церкви. Вероотступник Иошуа из Лорки (Иеронимо де Санта-Фе) должен был доказать на основании Талмуда, что Иисус Христос был мессией, а двадцати двум наиболее выдающимся раввинам и ученым евреям королевства Арагона был предоставлен выбор опровергнуть его аргументы или - что было целью папы, озабоченного укрепить свое влияние в христианском мире обращением испанских евреев, - присоединиться к христианству. Со стороны евреев выступал поэт-сатирик Соломон бен Реубин Бонфед, прекрасный знаток латинского, арабского и еврейского языков. Льоренте (как впоследствии и Грец) ошибочно называет его раввином: Бонфед нередко даже высмеивал талмудические строгости, никогда не был раввином и писал преимущественно лирические стихи. 69 заседаний диспута в Тортосе прошли без результата: ни лесть, ни угрозы папы, ни резкие выпады против Талмуда со стороны Лорки не заставили евреев принять католическую веру. Папская булла (май 1415), запретившая изучать Талмуд и наложившая ряд унижений на евреев, обнаружила мотивы, которыми был вызван диспут. (Примеч. ред.)}.

1417 11 ноября. Избрание Мартина V на Констанцском соборе.

7420 5 февраля. Мартин V разделяет доминиканцев Испании на три провинции: Испании в Кастилии, Сант-Яго в Галисии и Португалии.

1434 27 марта. Мартин V учреждает отдельную инквизицию в Валенсии.

1442 Смерть дона Энрико Арагонского, маркиза де Вильена, сочтенного за некроманта. Его книги сожжены по приказу Хуана II, короля Кастилии.

1445 Бегарды преследуются в Бискайе. Вождь их Альфонсо Мелья бежит и умирает у мавров. Большинство бегардов сожжены.

1452 Заговор, как говорят, организованный в Толедо евреями. Они должны были взорвать подкоп во время процессии тела Христова.

1454 Предполагают, что в Вальядолиде дети были распяты евреями. Арнольдо Койро, инквизитор Валенсии, примиряет иудействующих еретиков.

1468 Альфонсо Эспина, францисканец, составляет Утверждение веры ("Fortalicium fidei"), доказывающее, что тогда не было уполномоченных инквизиторов в Кастилии. Он предлагает самого себя для розыска еретиков.

1478 2 сентября. Путешествие в Севилью Филиппа де Барбериса, инквизитора Сицилии. Он советует Фердинанду V, королю Кастилии, учредить инквизицию в его государствах. Изабелла, жена Фердинанда, сначала отвергает это предложение.

1 ноября. Булла Сикста IV, уполномочивающая Фердинанда и Изабеллу учредить инквизицию в их государствах. Исполнение этой буллы приостановлено.

1478 Катехизис, опубликованный кардиналом Мендосою, архиепископом Севильи, по поводу еретиков.

1479 Педро из Осмы осужден за свои заблуждения архиепископом Толедским Альфонсо Карильо. В этом деле инквизиторы не появляются.

1480 17 сентября. Назначение двух первых инквизиторов новой инквизиции: Мигуэля Морильо и Хуана де Сан-Мартина, доминиканцев.

9 октября. Губернаторам провинций предписано доставлять инквизиторам все, в чем они будут иметь нужду.

27 декабря. Фердинанд велит властям Севильи помогать утверждению инквизиции. Новохристиане эмигрируют.

Собрание кортесов Кастилии. Меры, принятые против евреев, без явного участия инквизиции. Труд, опубликованный одним евреем против Фердинанда и христианской религии. Брат Фернандо де Тала-вера опровергает его.

1481 2 января. Первый акт, исходящий от севильской инквизиции, приказывающий арестовывать беглых новохристиан. Она угрожает герцогам, маркизам, графам, баронам и сеньорам лишением титулов, почестей и владений, если они будут пренебрегать исполнением инквизиторского указа.

6 января. Аутодафе в Севилье. Шестеро осужденных погибают на костре.

26 марта. Аутодафе в Севилье. Семнадцать осужденных сожжены; еще один через месяц.

4 ноября. В эту пору уже насчитывали двести девяносто восемь сожженных. Бесчисленное количество новохристиан эмигрирует.

Льготный указ, опубликованный севильской инквизицией в пользу кающихся отступников. Другой указ - о доносах на еретиков.

29 января. Письмо Сикста IV к Фердинанду с жалобой на чрезмерную строгость севильской инквизиции. 11 февраля. Бреве Сикста IV, который назначает новых инквизиторов, избранных из доминиканцев.

1482 В течение этого года сжигают в Севилье две тысячи человек и подвергают епитимиям семнадцать тысяч.

1483 23 февраля. Письмо Сикста IV к Изабелле в ответ на ее просьбу дать инквизиции устойчивую форму. 25 мая. Бреве Сикста IV архиепископу Севильи касательно одобрения королем отставки Гальвеса вместе с другими распоряжениями, относящимися к инквизиции.

1483 2 августа. Булла Сикста IV, поручающая аудиторам апостолического дворца разбирать апелляции осужденных испанской инквизицией. Эта булла отменена 13 августа того же года.

17 октября. Бреве Сикста IV, который назначает Томаса де Торквемаду главным инквизитором Арагона. Он занимал уже эту должность в Кастилии. Бреве Сикста IV архиепископам Толедо и Сант-Яго с повелением, чтобы епископы, происходящие от еврейских предков, воздерживались от участия в суде в процессах по делам веры.

Бреве Сикста IV, который назначает дома Иньиго Манрике, архиепископа Севильи, апостолическим судьей по апелляциям для Испании и отставляет Галь-веса, инквизитора Валенсии.

1484 апрель. Собрание кортесов Арагона. Учреждение инквизиции декретировано королем в Тарасоне. 29 октября. Обнародование первого устава инквизиции в Севилье. Создание совета инквизиции.

1485 15 июля. Бреве Иннокентия VIII, дающее инквизиторам власть примиррть тайно.

15 сентября. Убийство Педро Арбуеса д'Эпилы, сарагосского инквизитора, в митрополичьей церкви. Мятеж старинных христиан этого города.

1486 Мятеж в Теруэле против учреждения инквизиции. Мятежи в Лериде, Валенсии и Барселоне по тому же поводу. Дон Хаиме Наваррский, племянник Фердинанда V, подвергнут инквизицией епитимье за то, что дал приют беглецам.

11 февраля. Пятидесяти еретикам дано тайное отпущение в присутствии Фердинанда и Изабеллы, в силу папской буллы.

11 февраля. Бреве Иннокентия VIII, подтверждающее назначение Томаса де Торквемады на должность главного инквизитора Испании.

12 февраля. Аутодафе с семьюстами пятьюдесятью осужденными в Вилья-Реале, теперь Сьюдад-Реаль. 2 апреля. Аутодафе с девятьюстами осужденными в Вилья-Реале.

7 мая. Аутодафе с семьюстами пятьюдесятью осужденными в Вилья-Реале.

1486 16 августа. Аутодафе с двадцатью семью сожженными в Вилья-Реале.

10 декабря. Аутодафе с девятьюстами пятьюдесятью осужденными в Вилья-Реале.

1487 6 февраля. Бреве Иннокентия VIII, расширяющее юрисдикцию Торквемады.

3 апреля. Булла Иннокентия VIII, который повелевает всем государям арестовывать евреев, бежавших из Испании. Никто не обращает на нее внимания. 18 августа. Отнятие Малаги у мавров. Страшная казнь двенадцати иудействующих.

27 ноября.. Бреве Иннокентия VIII, приостанавливающее буллы о привилегиях, дарованные некоторым лицам, от юрисдикции инквизиторов.

1488 17 мая. Бреве Иннокентия VIII, предписывающее меры, которые должны быть приняты получившими буллы о привилегиях.

28 августа. Бреве Иннокентия VIII, который переносит в Рим процесс Альфонсо де ла Кавальериа. 27 октября. Указ верховного совета, предписывающий оплачивать королевские боны после уплаты издержек трибунала.

Джованни Пико де ла Мирандола подвергнут епитимье инквизицией в Риме как еретик; ему угрожает кара в Испании.

Командующий войсками, губернатор Валенсии, принужден унизиться перед инквизицией за освобождение одного человека, арестованного святым трибуналом. Оскорбление, нанесенное, как говорят, евреями кресту в епархии Сории.

1490 Дополнительные акты к уставу инквизиции, составленные Торквемадой.

1491 Торквемада велит сжечь еврейские Библии и еще более шести тысяч томов как содержащие еретические толкования.

Процесс в Риме дома Хуана Ариоса д'Авилы, епископа Сеговии. Он оправдывает память своего отца и умирает в Риме в 1497 году.

1492 Учреждение инквизиции на острове Майорка. Жители противятся ей.

27 мая. Королевский указ, воспрещающий тревожить собственников угодий, проданных до 1479 года. 31 марта. Некрещеные евреи изгоняются из Испании и должны удалиться из нее до 31 мая под угрозой смерти.

Восемьсот тысяч покидают отечество.

1493 Учреждение инквизиции на острове Сардиния. Жители противятся ей.

12 августа. Бреве Александра VI, аннулирующее отпущения, дарованные Сикстом IV, и предписывающее инквизиторам возобновить процессы против обвиняемых.

15 августа. Бреве Александра VI, отнимающее у инквизиторов расследование процесса Гонсало Алонсо, отца дома Педро д'Аранды, епископа Калаоры, и передающее его на разбор епископу Кордовы и приору бенедиктинцев в Вальядолиде.

23 июня. Бреве Александра VI, который ввиду преклонного возраста Торквемады дает ему помощников. 18 февраля. Бреве Александра VI, который запрещает инквизиторам располагать по своей прихоти доходами святого трибунала.

29 марта. Бреве Александра VI, который поручает архиепископу Толедскому вернуть в королевскую казну суммы, которыми завладели инквизиторы.

1497 23 августа. Бреве Александра VI, который аннулирует все отпущения, полученные не обыкновенным порядком, в силу булл его и его предшественников.

1498 22 августа. Фердинанд V разрешает инквизиторам браться за расследование преступления содомии. 25 мая. Новые дополнительные установления о судопроизводстве трибунала инквизиции. 29 июля. Аутодафе в Риме с двумястами тридцатью иудействующими испанцами.

2 августа. Указ Фердинанда и Изабеллы, воспрещающий испанцам, бежавшим в Рим, возвращаться в Испанию под страхом смерти.

14 сентября. Суд в Риме над домом Педро д'Арандой, епископом Калаоры. Он лишен сана, низведен в состояние мирянина и заключен в монастырь.

16 сентября. Смерть Торквемады.

17 сентября. Бреве Александра VI, отменяющее все буллы о привилегиях, дарованных до сих пор об изъятии от судопроизводства инквизиторов. 17 сентября. Бреве Александра VI, который дарует главному инквизитору право реабилитировать осужденных.

1 декабря. Бреве Александра VI, который назначает епископа дома Диего Десу, доминиканца, только инквизитором Кастилии. Деса отказывается до тех пор, пока папа распространит его юрисдикцию на Арагон.

1498 Указ инквизиции, разрешающий взимать денежные штрафы с примиренных для поддержки казны.

1499 1 сентября. Бреве Александра VI, который распространяет на королевство Арагон юрисдикцию Десы. Тот принимает.

5 сентября. Указ Фердинанда V, распространяющий на евреев, недавно прибывших в Испанию, меру изгнания, уже принятую против других евреев. 31 октября. Указ Фердинанда V, возвращающий свободу рабам-маврам, которые примут крещение. Конфликт юрисдикции между инквизицией и муниципалитетом Валенсии.

Аутодафе Хуана Вивеса, иудействующего, в Валенсии. Его дом снесен.

1500 17 июня. Новый устав Десы для трибунала инквизиции.

27 июля. Указ Фердинанда V об учреждении инквизиции в Сицилии. Жители противятся ей. Конфликт юрисдикции между инквизицией и судьями Кордовы.

Граф де Беналькасар отлучен инквизиторами Эстремадуры за защиту прав светской власти от посягательств святого трибунала.

1501 23 мая. Указ Фердинанда V, приказывающий устроить городскую площадь на месте дома Хуана Вивеса. Там выстроена часовня.

20 июля. Указ Фердинанда V, запрещающий маврам въезд в королевство Гранаду.

24 ноября. Булла Александра VI, дарующая инквизиции пребенду каноника в каждом кафедральном соборе королевства.

25 ноября. Бреве Александра VI, дарующее инквизитору Десе те же права, какими пользовался Торквемада.

1502 Коррехидор Кордовы преследуется инквизицией.

11 февраля. Указ Фердинанда V, изгоняющий из Испании мавров в возрасте свыше двенадцати и четырнадцати лет.

10 апреля. Указ Фердинанда V, дарующий доносчикам четверть имущества обвиняемых.

15 мая. Бреве Александра VI, предоставляющее главному инквизитору расследование всех мотивов отвода, предъявленных обвиняемыми.

1502 8 июля. Указ Фердинанда, назначающий комиссию для рассмотрения книг.

31 августа. Бреве Александра VI, дарующее инквизитору Десе власть передоверять свои полномочия. 31 августа. Бреве Александра VI, уполномочивающее главного инквизитора разбирать все дела по апелляциям при помощи уполномоченных по его выбору, чтобы избежать отсылки документов процессов в Рим.

1503 17 сентября. Указ Фердинанда V, запрещающий новохристианам, жителям Кастилии, продавать имущество в течение двух лет.

10 июня. Указ Фердинанда V, предписывающий властям Сицилии оказывать вооруженную помощь инквизиции.

1504 30 июня. Указ Фердинанда V об учреждении инквизиции в Неаполе. Жители успешно противятся ей.

1505 14 января. Фердинанд V получает от папы освобождение от присяги, принесенной в соблюдении фуэрос Арагона, и дарует инквизиторам право расследования дел о ростовщичестве.

14 ноября. Фердинанд V пишет Юлию И, чтобы склонить его не принимать апелляций на приговоры инквизиции.

15 ноября. Указ Десы относительно конфискованных имуществ.

1506 Суровые меры Диего Родригеса де Лусеро, инквизитора Кордовы, по отношению к обвиняемым. Он велит арестовать такое большое количество людей, что Кордова готова возмутиться.

В этом году родился в Миранде-де-Арге Бартоломее де Карранса архиепископ Толедский.

6 октября. Восстание в Кордове. Народ открывает тюрьмы инквизиции. Деса удаляется в свою епархию. Филипп I, король Кастилии, велит Десе подать в отставку и передоверить свои полномочия дому Диего Рамиресу де Гусману, епископу Катаны. Филипп умирает в этом же году, и Деса собственной властью восстанавливает свои права и обязанности.

1507 [225] Филипп I, узнав о покушениях инквизитора Лусеро, думает упразднить святой трибунал. Суд в Барселоне над одним евреем, выдававшим себя за Бога.

Тридцать женщин сожжены в Калаоре как ведьмы. Кардинал дом Франсиско Хименес де Сиснерос, архиепископ Толедский, третий главный инквизитор до 1517 года.

1507 Дом Хуан Энгера, епископ Вика, назначен главным инквизитором Арагона.

Чезаре Борджиа, герцог Валентинский, заключенный в замок в Медина-дель-Кампо, совершает побег и укрывается в Наварре. В 1507 году его преследует инквизиция; его смерть, случившаяся в том же году, кладет конец его процессу.

1508 Фернандо де Талавера, первый архиепископ Гранады, преследуемый инквизицией, оправдан в Риме.

1509 Собрание хунты, названной католической конгрегацией, для рассмотрения кордовского дела. Свидетели обвинения отведены. Узники выпущены на свободу. 28 июля. Юлий II утверждает Сиснероса во всех правах.

1510 31 августа. Указ Фердинанда V, запрещающий инквизиторам обнародовать любую папскую буллу до предъявления ее королю.

1511 Собрание кортесов в Монсоне. На нем предъявляют претензии к инквизиторам.

1512 Процесс святоши из Пиедраиты, утверждающий, что у нее были видения.

Другое собрание кортесов Арагона. Новые меры, принятые для сужения юрисдикции инквизиторов.

1513 Новохристиане предлагают Фердинанду V шестьсот тысяч золотых дукатов, чтобы добиться публичности судопроизводства инквизиции. Фердинанд отказывается от них.

3 апреля. Бреве Льва X, который освобождает Фердинанда V от присяги, принесенной перед кортесами Арагона в приведении в исполнение мер, принятых для сужения власти инквизиции. Фердинанд затем принужден отказаться от этой буллы и сдержать свою клятву.

1515 2 декабря. Указ главного инквизитора Сиснероса против освобождений от епитимий.

Дом Луис Меркадер, картезианец, назначен главным инквизитором Арагона и Наварры. Папа дает ему помощника.

Инквизиция введена в Куэнсе. 10 июля. Изменение крестов на санбенито.

1516 7 мая. Инквизиция учреждена в Америке. Индейцы ею устрашены.

12 мая. Булла Льва X, отменяющая освобождение от присяги, выданное в 1513 году, и подтверждающая резолюцию кортесов Арагона. Инквизиция учреждена в Оране.

1516 Сицилийцы восстают и выпускают на свободу узников инквизиции.

Командор Бариентос, коррехидор Логроньо, принужден просить прощения у инквизиции за отказ в вооруженной помощи святому трибуналу. Он подвергнут епитимье. 8 ноября. Смерть инквизитора Сиснероса. Адриан де Флоренсио назначен епископом Тортосы и главным инквизитором Арагона. Он наследует Сиснеросу и сохраняет за собой эту должность до 1523 года, в течение двадцати месяцев после избрания папою. Процесс Франсиско Бедерена, обвиняемого в убийстве. Он обращается к папе, который направляет его процесс к главному инквизитору.

Новохристиане предлагают Карлу V восемьсот тысяч золотых экю, чтобы добиться публичности судопроизводства инквизиции.

Процесс Хуана де Коварубиаса, судимого дважды после его смерти, оправданного в первый раз. Процесс отправлен Льву X, который поручает главному инквизитору закончить его безапелляционно.

1517 Процесс против памяти Хуана Энрикеса де Медины. Он осужден. Его наследники апеллируют к папе Льву X, который угрожает инквизиторам отлучением. Комиссары папы оправдывают память обвиняемого. Процесс августинцев. Споры их генерала с инквизицией. Обращение к папе, который передает расследование процесса их генералу.

1518 Февраль. Собрание кортесов Кастилии. Они заявляют протест королю Карлу V и предлагают ему подарок, чтобы добиться реформы судопроизводства. Карл обещает ее. Изготовляют закон. Но Карл изменяет свое мнение, выслушав кардинала Адриана. Май. Собрание кортесов Арагона. Депутаты требуют закона о реформе судопроизводства святого трибунала, чтобы прекратить эксцессы инквизиторов. Процесс Бланкины Руис, восьмидесятилетней жительницы Валенсии. Он перенесен в Рим, но разбирался инквизиторами до получения папской буллы, чтобы сделать призрачным это перенесение.

1519 Процесс Диего де Варгаса из города Талавера-де-ла-Рейны. Этот процесс перенесен в Рим. Карл V противится этому перенесению.

1519 5 мая. Арест инквизиторами Прата, секретаря кортесов Арагона. Протест кортесов. Созыв третьего сословия. Кортесы отказывают в сборе налога. Их обращение в Рим. Отговорки папы.

Процесс Бернардино Диаса, убившего своего доносчика. Он бежит в Рим. Инквизиторы преследуют его, невзирая на то, что расследование этого дела папа взял на себя. Они отлучены. Бернардино выпущен на свободу. Собрание кортесов Каталонии. Они представляют королю протест против злоупотреблений инквизиции. Реформа дарована.

1520 1 декабря. Булла Льва X, подтверждающая резолюции, принятые собранием кортесов Арагона относительно инквизиции.

Процесс Диего де лас Касаса и его братьев. Он перенесен в Рим. Споры с инквизиторами. Обвиняемые объявлены заподозренными в самой малой степени. Процесс Франсиско де Кармоны из Севильи. Споры по этому поводу.

Процесс Луиса Альвареса де Сан-Педро из Гвадалахары, не владеющего своими членами. Его дважды преследуют инквизиторы. Он апеллирует в Рим. Он оправдан.

Дом Антонио Акунья, епископ Саморы, становится во главе восставших кастильских войск. Карл V требует у папы, чтобы епископ был предан суду трибуналом инквизиции. Папа на это не соглашается.

1521 Луис де ла Кадена, ученый филолог, преследуется инквизицией.

21 января. Указ Карла V о возвращении свободы секретарю кортесов Арагона.

20 марта. Бреве Льва X, запрещающее ввоз в Кастилию лютеранских произведений.

1 декабря. Смерть Льва X. Ему наследует Адриан VI. Мятеж на Майорке. Заговор против прокурора инквизиции.

1522 Карл V назначает инквизитором Фландрии Франца Ван-Гульта, члена совета Брабанта.

1523 20 июля. Булла Адриана VI против колдунов.

Кардинал Дом Альфонсо Манрике, архиепископ Севильи, пятый главный инквизитор. Гражданская война в Валенсии. Эмиграция мавров.

1524 22 марта. Булла Климента VII касательно изгнания некрещеных мавров.

1524 4 апреля. Указ Карла V, закрывающий мечети мавров.

16 июня. Бреве Климента VII, уполномочивающее главного инквизитора давать морискам-отступникам безусловное отпущение.

21 октября. Указ Карла V, воспрещающий морискам продажу золота и серебра.

Указ инквизитора Манрике, благоприятствующий морискам.

Инквизиция учреждена в Гранаде. Указ Карла V об изгнании испанских мавров, поселившихся в городах королевства Арагона, до 31 января 1526 года.

1525 3 апреля. Бреве Климента VII, уполномочивающее главного инквизитора расследовать лютеранскую ересь, в которую впали некоторые францисканские монахи.

Процесс Мартина де ла Куадры из Мединасели, богохульника. Он умирает в тюрьме. Восстание мавров королевства Валенсии.

1526 8 мая. Бреве Климента VII, уполномочивающее генерала францисканцев давать отпущение монахам, принявшим ересь Лютера. Уступки, дарованные маврам, которые примут крещение. Процесс Констансии Ортис из Вальядолида, после ее смерти, по обвинению ее в иудействе. Ее память оправдана.

1527 Св. Игнатий де Лойола, оговоренный, трижды арестованный - в Саламанке, в Париже и в Венеции, оправдан в Риме.

Процесс Хуана де Саласа, врача. Он подвергся пытке и аутодафе в 1528 году в вальядолидской инквизиции. Процесс колдуний (jurguinas) Наварры. Полтораста из них подвергнуты епитимьям.

1528 14 марта. Указ верховного совета относительно показаний обвиняемых.

7 декабря. Меры, принятые по поводу мавров Гранады. Процесс мориска Хуана Медины, котельщика, которому грозила пытка. Он держится твердо и оправдан, но оштрафован.

Процесс Еухенио Торальбы, врача, известного некроманта. На него наложена епитимья 6 марта 1531 года. Собрание кортесов Арагона. На нем вынесены жалобы против инквизиции. Аутодафе в Гранаде для устрашения мавров.

1529 12 января. Указ Карла V о том, чтобы мавры Гранады оставили свои отдельные кварталы и жили в центре городов.

1529 Трактат Мартина де Кастаньяги, францисканца, о чародействе.

Около этого года процесс приходского священника из Барготы, упражнявшегося, как говорят, в магии.

1530 16 марта. Указ совета инквизиции относительно распоряжения показаниями свидетелей защиты. 13 мая. Циркуляр верховного совета с приказанием допрашивать даже отведенных свидетелей. 11 августа. Указ верховного совета относительно розыска лютеранских книг.

5 сентября. Королевский указ относительно книг, предназначенных для Америки.

1 декабря. Брат Бартоломео Карранса, который потом стал архиепископом Толедским, примасом Испании, оговорен перед святым трибуналом.

2 декабря. Бреве Климента XII, дарующее инквизиторам необходимые полномочия для тайного отпущения преступлений ереси и отступничества. Педро де Лерма, богослов из Алькалы, преследуется инквизицией, бежит в Париж и становится там профессором Сорбонны.

1531 17 апреля. Указ верховного совета, отлучающий владельцев запрещенных книг.

10 мая. Указ верховного совета о неисполнении булл с освобождением от епитимьи.

16 июня. Указ верховного совета относительно отвода свидетелей обвиняемым.

11 июля. Циркуляр верховного совета с предписанием провинциальным инквизиторам посылать в совет все приговоры, вынесенные не единогласно. 15 июля. Бреве Климента VII, повелевающее освободить морисков Арагона от возложенных на них обременительных сборов.

15 июля. Булла Климента VII, уполномочивающая главного инквизитора вести процессы против сеньоров в пользу морисков, которых они отягощают налогами, что заставляет их ненавидеть христианскую религию. 15 сентября. Главный инквизитор запрещает некоторые библии, как неправоверные.

1532 7 декабря. Указ верховного совета, предписывающий провинциальным инквизиторам констатировать число осужденных с возникновения их трибунала. 13 декабря. Бреве Климента VII, повелевающее сооружение церквей в местностях, где живут мавры.

7532 Процесс Антонио Наполеса, сицилийца. Он приговорен к пожизненному заключению в тюрьме. Его имущество конфисковано.

1533 Указ верховного совета с запрещением провинциальным инквизиторам сообщать обвиняемому экстракт оглашения свидетельских показаний до подтверждения им своего показания.

12 января. Указ Карла V, воспрещающий инквизиторам Валенсии конфисковать имущество морисков. Инквизитор Альбертино публикует книгу О еретиках. Процесс Альфонсо Вируеса, бенедиктинца, ученого богослова. Карл V вступается, ссылает инквизитора Манрике и издает указ относительно ареста монахов. Вируес подвергнут епитимье в 1537 году. Несмотря на это, Карл V назначает его епископом Канарских островов.

1535 4 марта. Указ верховного совета с приказанием требовать от свидетелей заявления, что между ними и обвиняемым нет неприязни.

15 июля. Указ инквизиции, запрещающий чтение "Colloquia" ("Беседы") Эразма.

20 июля. Указ верховного совета с приказом помещать в экстракте оглашения свидетельских показаний день и час дачи показаний.

Указ верховного совета, запрещающий присуждать морисков к релаксации.

Карл V отнимает у святого трибунала королевскую юрисдикцию. Это лишение продолжается до 1545 года. Процесс Педро де Кардоны, наместника и губернатора Каталонии. Он подвергнут епитимье за то, что хотел помешать захватам инквизиторов. 4 марта. Указ верховного совета о взимании денежных штрафов с осужденных, пользующихся в своем обиходе золотом, драгоценностями и тонкими тканями.

1536 23 марта. Булла Павла III об учреждении инквизиции в Португалии.

22 декабря. Указ верховного совета относительно судопроизводства об умерших. Аутодафе колдунов в трибунале Сарагосы. Королевский указ относительно произведений, рассматривающих американские события.

1537 13 июня. Указ верховного совета относительно богохульников.

30 августа. Указ верховного совета о помещении в экстракте оглашения улик времени и места событий.

1538 28 сентября. Смерть инквизитора Манрике. Его замещает кардинал Пардо де Тавера архиепископ Толед-ский.

1538 15 октября. Указ Карла V, запрещающий инквизиторам Америки привлекать к суду индейцев. Указ инквизиции, запрещающий произведения Эразма.

1539 Карранса едет в Рим для присутствия в генеральном капитуле своего ордена.

7540 27 сентября. Булла Павла III об учреждении Общества Иисуса.

1541 8 марта. Булла Павла III, дающая отпущение преступления отступничества Родриго д'Ороско, францисканцу.

18 июля. Указ инквизиции, избавляющий от релаксации осужденного, который раскается. Публикация в Вормсе полемики против лютеран. Процесс Хуана Переса де Сааведры, лженунция Португалии. Он был присужден к галерам на десять лет и потом возвратился ко двору.

1543 Процесс маркиза де Террановы, вице-короля, наместника и губернатора Сицилии. Он подвергнут епитимье за то, что хотел пресечь эксцессы инквизиторов.

1544 Процесс Магдалины де ла Крус, монахини из Кордовы. Она подвергнута епитимье в 1545 году и осуждена на пожизненное заключение.

Указ португальской инквизиции, устанавливающий способ поддерживать ее переписку с испанской.

1545 1 апреля. Основание папой в Риме конгрегации святого трибунала инквизиции.

8 июля. Рождение дона Карлоса Австрийского, сына Филиппа II и Марии Португальской. 1 августа. Смерть инквизитора Таверы. Его замещает кардинал дом Гарсиа де Лоайса.

29 сентября. Королевский указ, воспрещающий печатание и чтение романов. Карранса едет на Тридентский собор.

1546 2 апреля. Рождение Изабеллы, дочери Генриха II, короля Франции, обещанной сначала дону Карлосу и вышедшей затем замуж за его отца Филиппа II. 22 апреля. Смерть кардинала дома Гарсиа де Лоайсы, архиепископа Севильи, седьмого главного инквизитора.

Дом Фернандо Вальдес, архиепископ Севильи, восьмой главный инквизитор. 2 августа. Бреве Павла III, объявляющее всех мавров Гранады правоспособными к занятию гражданских должностей и церковных бенефиций.

1546 Индекс запрещенных книг, составленный Лувенским университетом и опубликованный по приказу испанского короля Филиппа II.

Карл V желает учредить инквизицию в Неаполе. Жители восстают. Аутодафе в Палермо.

1548 Карранса назначен духовником Филиппа II. Специальный закон для морисков.

1549 18 октября. Указ Карла V - подтверждение указа от 15 октября 1538 года в пользу обращенных американцев. Указ инквизиции относительно запрещенных книг.

1550 Второй Индекс Лувенского университета.

Педро де Мерида, каноник Паленсии, подвергнут инквизицией епитимье.

Хуан Альфонсо Вальдес, личный секретарь Карла V, преследуется инквизицией.

1551 Карранса возвращается на Тридентский собор.

1552 Процесс Марии Бургонской, восьмидесяти пяти лет от роду; она подверглась пытке и умерла. Тело ее сожжено. Аутодафе в Севилье.

Бартоломео де лас Касас, епископ Чиапы в Америке, преследуется инквизицией. Он умер в 1566 году.

1553 14 октября. Королевский указ относительно инде йцев. Процесс Хуана де Вергара, толедского каноника, и Бер-нардино де Товара, его брата. Они подвергнуты епитимье.

Процесс Хуана д'Авилы, прозванного апостолом Андалусии, по обвинению в лютеранстве. Он оправдан. Искиердо, алькальд города Арнедо, отлучен за то, что хотел преследовать чиновника инквизиции, совершившего убийство.

1554 Франсиско Санчес де лас Бросас, прозванный Бросовским (el Brocense), гуманист, преследуется инквизицией.

1555 Процесс Карла V, начатый Павлом IV.

1556 16 января. Отречение Карла V в пользу своего сына Филиппа П.

18 января. Бреве Павла IV с приказом инквизиторам преследовать духовников, развратителей женщин. 23 июня. Бреве Павла IV, уполномочивающее духовников давать тайное отпущение маврам. Сентябрь. Герцог Альба овладевает государством святого престола. Павел IV добивается перемирия. Филипп II заключает мир на невыгодных условиях.

1556 Процесс Хуана де Реглы, иеронимита, духовника короля Карла V, начатый сарагосской инквизицией.

7557 25 февраля. Указ Филиппа II, обещающий доносчикам четверть имущества обвиняемого, если он будет осужден.

31 мая. Карранса назначен архиепископом Толедским. 7 июня. Аутодафе в Мурсии. Карранса велит сжечь во Фландрии лютеранские книги.

1558 15 апреля. Заявление Антонии Мелья о Каррансе.

7 сентября. Указ Филиппа, устанавливающий смертную казнь продавцам, покупателям и читателям запрещенных книг.

21 сентября. Карранса соглашается на включение его толкования в Индекс. 21 сентября. Смерть Карла V.

21 сентября. Булла Павла IV относительно запрещенных книг.

Инструкция инквизиции о запрещенных книгах. Прибавление к указу о доносах против лютеран. Аутодафе в Куэнсе.

Фернандо де Бариоверо, толедский каноник, преследуется инквизицией.

1559 4 января. Бреве Павла IV, уполномочивающее инквизитора Вальдеса выдавать в руки светской власти лютеран-нерецидивистов, даже раскаявшихся, если они были учащими.

5 января. Булла Павла IV, отменяющая все разрешения на чтение запрещенных книг.

6 января. Булла Павла IV о запрещенных книгах.

7 января. Булла Павла IV, дарующая инквизиции доход по должности каноника в каждом кафедральном соборе. Она наталкивается на сопротивление.

8 апреля. Мир между Испанией и Францией. 11 апреля. Показание Доминго де Рохаса против Каррансы.

4 мая. Показание Педро де Касальи против Каррансы. 12 мая. Показание Барбона де Бехеги в пользу Каррансы. 21 мая. Аутодафе в Вальядолиде.

2 июня. Показание Франсиски де Суньиги против Каррансы.

17 августа. Индекс инквизитора Вальдеса.

18 августа. Смерть Павла IV. В Риме мятеж народа, который выпускает на свободу всех узников инквизиции и сжигает архивы.

1559 1 сентября. Карранса отводит главного инквизитора и протестует против всего судопроизводства. 24 сентября. Аутодафе в Севилье.

27 сентября. Показание св. Хуана де Риберы в деле Каррансы.

8 октября. Второе аутодафе в Вальядолиде, в присутствии Филиппа II.

Процесс Герреро, архиепископа Гранады; Бланке, епископа Малаги; Дельгадо, епископа Хаэна; Куэсты, епископа Леона; Готионеро, епископа Альмерии, - за одобрение катехизиса Каррансы.

Процесс Мельхиора Кано, епископа Канарских островов. Его поведение относительно Каррансы. Процесс Франсиско Бланке, новохристианина, бывшего магометанина. Он сожжен за впадение в ересь. Хуан де Вильяграсия, доминиканец, подвергнут епитимье инквизицией.

Процесс Хуана де Луденьи, приора доминиканцев в Вальядолиде.

Процесс доктора Диего Собаньоса, ректора университета в Алькала-де-Энаресе.

Процесс доньи Элеоноры де Виберо; Агостино Касальи, каноника Саламанки, ее сына; Франсиско Виберо Касальи, брата Агостино; доньи Беатрисы Виберо Касалья, сестры их; Альфонсо Переса, священника из Паленсии; Кристобала де Окампо из Севильи; Кристобала де Па-дильи, жителя Саморы; Антонио Эресуэло, адвоката из Торо. Он сожжен как лютеранин и обнаружил величайшую твердость. Лучник вонзил ему копье в бок. Луис де ла Крус, доминиканец, преследуется инквизицией как еретик.

Процесс Хуана Гарсии, ювелира из Вальядолида. Он оговорен своей женой и сожжен как лютеранин. Процесс Переса де Эрреры, судьи контрабандистов в Логроньо. Он сожжен как лютеранин. Процесс Каталины де Ортега из Вальядолида. Она сожжена как лютеранка.

Процесс Педро Сармиенте де Рохаса из Паленсии. Он подвергнут епитимье по обвинению в лютеранстве. Процесс Луиса де Рохаса, племянника предыдущего. Он подвергнут епитимье по обвинению в лютеранстве. Процесс доньи Менсии де Фигероа, придворной дамы испанской королевы. Она подвергнута епитимье как лютеранка.

1559 Процесс доньи Анны Энрикес де Рохас, дочери маркиза д'Альканисеса, подвергнутой епитимье по обвинению в лютеранстве. Ей было двадцать четыре года; она знала в совершенстве латинский язык. Процесс доньи Марии де Рохас, монахини из Вальядолида. Она подвергнута епитимье, как лютеранка. Процесс Хуана де Ульоа де Перейры из Торо. Он подвергнут епитимье как лютеранин.

Процесс Хуана Виберо де Касальи. Он подвергнут епитимье как лютеранин.

Процесс Хуанны Сильва де Рибера из Вальядолида. Она подвергнута епитимье как лютеранка. Процесс Кон-стансии де Виберо Касалья, матери тринадцати детей. Она подвергнута епитимье как лютеранка. Процесс Элеоноры де Сиснерос из Вальядолида. Она подвергнута епитимье как лютеранка. Муж бранит ее с эшафота за то, что она не удостоилась сожжения. Процесс Франсиски де Суньига де Баеса из Вальядолида; Марианы де Сааведры, уроженки Саморы; Антонио Мингеса де Педросы; Антонио Уасора, англичанина; Даниэля де ла Куадры де Педроса. Все они подвергнуты епитимье в Вальядолиде как лютеране. Процесс Карлоса де Сесо де Вероны; Педро де Касальи; Доминго Санчеса, священника из Вильямедиана; Хосе Санчеса; Доминго де Рохаса, доминиканца, ученика Каррансы; Марины де Гвевара, монахини из Вальядолида; Эуфросины Риос, монахини из Вальядояида; Маргариты де Сан-Эстеван, монахини ордена св. Клары; Каталины де Рейносо, монахини из Вальядолида; Педро де Сотело, уроженца Альдеа-дель-Пало. Все они сожжены в Вальядолиде как лютеране. Хуанна Санчес, святоша из Вальядолида, перерезала себе горло, узнав о своем осуждении. Ее тело сожжено. Процесс Изабеллы и Каталины Кастильских. Они подвергнуты епитимье по обвинению в лютеранстве. Процесс Франсиски де Суньига-и-Рейносо, Филиппины де Эредиа и Катерины д'Алькарас, монахинь из Вальядолида, подвергнутых епитимье как еретички. Процесс Антонио Санчеса из Саламанки, он подвергнут епитимье как лжесвидетель.

Процесс Педро д'Агилара из Тордесильяса, он подвергнут епитимье как лжеалгуасил.

Процесс Франсиско Сафры из Севильи, священника, он сожжен фигурально как лютеранин.

1599 Процесс Изабеллы Баэна, богатой дамы из Севильи, она сожжена как лютеранка. Ее дом снесен. Процесс Хуана Понсе де Леона, сына графа де Байлена, он сожжен как лютеранин.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.084 сек.)