|
|||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Изменение «духа» самодержавной власти во время правления Николая I после «испытания декабризмом»ИСТОРИЯ РОССИИ Тема 10. Россия во второй четверти - середине XIX века. Внутренняя и внешняя политика России в период правления Николая I. Кодификатор ЕГЭ
Основные периоды 1825-1855 гг. - царствование Николая I Персоналии
Основные термины и понятия Правомерная бюрократическая монархия. Теория официальной народности. Цензура. Корпус жандармов. «Восточный вопрос». Мюридизм. Имамат. Шариат. Славянофилы, западники. Петрашевцы. Отходник, «капиталистый» крестьянин. Майорат. Промышленная революция (промышленный переворот). Фабрика. Интродукция. Исторические источники «Философические письма», «Апология сумасшедшего» П.Я. Чаадаева; «О старом и новом» А. С. Хомякова, «В ответ Хомякову» И. В. Киреевского. I. Внутренняя политика России во время правления Николая I. Изменение «духа» самодержавной власти во время правления Николая I после «испытания декабризмом». - Окончательный отказ от ограниченной либеральной доктрины государственного управления, характерной для правления Екатерины II и Александра I и переход к государственному патернализму. Патернализм (от франц. paternalisme < латин. paternus отцовский, отеческий) означает покровительство, опеку старшего по отношению к младшим. В политике самодержавия второй четверти XIX в. государственный патернализм означал усиление роли государственной власти в прямом и косвенном регулировании различных сторон жизни общества «сверху», в покровительстве всем сословиям общества. - Ослабление зависимости государя от дворянства. - Усиление роли бюрократического начала в управлении государством. - Формирование твёрдого правового основания (правовой базы) для всей системы государственного управления. Складывание правомерной (основанной на законах и самоограничивающейся ими) бюрократической монархии. - Отказ от элементов «христианского космополитизма и мистицизма», характерных для «духа» правления Александра I и возвращение к традициям национальной религии. - Выдвижение внесословной (надклассовой) идеологии эволюционировавшего самодержавия «Православие – Самодержавие – Народность» как ответ на вызов времени. Данная доктрина была сформулирована министром народного просвещения С. С. Уваровым в начале 30-х гг. XIX в. и вошла в историю под названием теории официальной народности. Её суть сводилась к утверждению триединства основных столпов российской государственности. Православие выдвигалось как единственно истинная вера, самодержавие как традиционно-русская высшая форма государственной власти, народность как «неприкосновенное святилище наших народных понятий». Согласно выдвинутой доктрине самодержец осуществляет свою власть в интересах всего народа и на основании нравственных (основанных на религиозной основе) и юридических законах. «Россия крепка единодушием беспримерным. Здесь царь любит отечество в лице народа и правит им, как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять отечество от царя и видит в нём своё счастье, силу и славу», - указывал Уваров. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |