АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Часть первая. Автор рассказывает о том, как среди донских казаков на хуторе Татарском появился род Мелеховых, прозванных Турками

Читайте также:
  1. I ЧАСТЬ
  2. I. ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ
  3. II часть
  4. II. Основная часть
  5. II. Основная часть
  6. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  7. III часть урока. Выставка, анализ и оценка выполненных работ.
  8. III. Творческая часть. Страницы семейной славы: к 75-летию Победы в Великой войне.
  9. III. Творческая часть. Страницы семейной славы: к 75-летию Победы в Великой войне.
  10. Аналитическая часть
  11. Аналитическая часть.
  12. Б) Помните, что единственный способ обрести счастье, - это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого.

Книга первая

I

Автор рассказывает о том, как среди донских казаков на хуторе Татарском появился род Мелеховых, прозванных Турками. Этот род пошел от Прокофия Мелехова, кото­рый завел себе жену-турчанку. Местные признали ее ведь­мой и попытались убить. Умирая, женщина родила недо­ношенного ребенка. Сына, названного Пантелеем, удалось выходить. Прошли годы, и Пантелей обзавелся собствен­ной семьей. Он сам и его дети имели во внешности многое от турчанки- «ведьмы».

II

Описывается семейство Пантелея, особое внимание уде­ляется сыну Григорию, уже достаточно взрослому, но пока не женатому. Пантелей с Григорием отправляется на ры­балку, после чего сын несет пойманного сазана купцам Мо­ховым. Отец перед уходом сына дает ему наставление не ухаживать за соседкой Аксиньей Астаховой, поскольку та — замужняя женщина.

III

Выгуливавший коня Григорий встречает у реки Ак­синью и вопреки наказам отца принимается заигрывать с ней. Аксинья сначала отшучивалась, но потом испуга­лась, что их люди увидят, и спешно ушла. В этот день Ак­синья провожала мужа в майские лагеря: Григорий внима­тельно следил за ними из-за плетня.

IV

Под вечер разыгралась гроза. Домашние Пантелея ее бо­ятся, но он утверждает, что в такую погоду лучше всего ло­вить бреднем стерлядей и другую крупную рыбу. Он созы­вает с собой всех, кто не пугается непогоды: сына Григория, сноху Дуняшку и соседок Маланью и Аксинью. Улов ока­зался богатым, хотя на бурной реке в сумерках было очень трудно. Григорий все более навязчиво преследует Аксинью.

V

Степан вместе с другими казаками в пути. Чтобы скоро­тать время, они запевают песню про то, как уехал казак из дома и к его жене начал приставать с ухаживаниями «маль­чишка». Но казачка отвадила навязчивого хлопца.

VI

В ночь, когда разыгралась гроза, казаки остановились. Один из них — Христоня — стал рассказывать товарищам, как в молодые годы с отцом искал клад.

VII

Автор знакомит читателя с биографией Аксиньи, жизнь которой оказалась очень непростой. В детстве Акси­нья была изнасилована пьяным отцом, которого в порыве гнева убили ее мать и брат. Брак со Степаном не принес сча­стья, так как муж нещадно бил жену. Появление в жизни Аксиньи Григория что-то изменило в ней: женщине было приятно внимание парня. Но понимая, что завязывающий­ся роман не принесет ничего, кроме неприятностей, Акси­нья твердо решила отбить у Григория охоту ухаживать за ней.

VIII

Митька приглашает Григория посмотреть на скачки: Митька собрался состязаться с сотником, который сверх меры гордится своей кобылой. Григорий согласился и даже присоединился к соревнующимся, но не ради победы. Мить­ка одержал верх и едва сдерживал гордость. На обратном пути парни встречают Аксинью. Она боится поздороваться с Гришкой, чем обижает его.

IX

Семейство Мелеховых отправляется на сенокос. За ра­ботой проходит весь день. Григорий поглощен мыслями об Аксинье. Он не заметил утиное гнездо в траве и рассек ко­сой одного из утят, о чем горевал. Поздно вечером Григорий застал Аксинью одну, женщина уступила ему.

X

О связи Аксиньи и Григория вскоре стало известно всем на хуторе. Когда слухи доходят до Пантелея, он спешит к Аксинье с угрозами. Женщина смело отвечает, что ей люб Григорий и слушаться Пантелея она не намерена. Поведение Аксиньи заметно изменилось, она словно переродилась, буд­то бы гордилась собой. Разгневанный отец устраивает наго­няй сыну, пугая обещанием женить на Марфушке-дурочке.

XI

В военном лагере Степан Астахов в то время лечился пиявками от внезапно напавшей на него хвори. К одному из его друзей казаков — Андрею Томилину — приехала жена, которая привезла с собой слухи о связи Аксиньи с Гриш­кой. Оскорбленный муж задумывает, как наказать невер­ную жену и ее любовника.

XII

Аксинья и Григорий не старались скрывать своей люб­ви, что вызывало особое возмущение хуторян, которые только и ждали развязки с приездом Степана. До его воз­вращения остается десять дней. Аксинья изводит себя мыс­лями о том, как жить дальше. Она не боится побоев Степа­на, а боится остаться без Григория, которого родитель твер­до решил поженить на Наталье Коршуновой. Григорий на ее слова отвечает вяло; он то шутит, то молчит. Жениться против воли парень не желает.

XIII

Степан с тех пор, как узнал об измене жены, сделал­ся злым и раздражительным. Больше всего он копил злобу на Петро Мелехова — брата Григория. Когда Степанова ло­шадь повредила ногу, Астахов объявил виноватым Петро и хотел подраться с ним — насилу их разняли казаки. Боль­ного коня оставили в соседнем селении, где Степан отыскал знахарку, обещавшую полечить коня.

XIV

Аксинья между тем обратилась за помощью к местной ворожее — бабке Дроздихе, чтобы та сняла с нее любовное наваждение, помогла разлюбить Григория. Дроздиха по­утру повела Аксинью к Дону, чтобы выполнить колдовской обряд. Вернувшись на хутор, Астахова принялась доить ко­ров. В это время у калитки ее дома раздались шаги мужа. Словно сам не свой, он отлежался, поел, а затем, рассвире­пев, принялся бить жену. На шум прибежал Гришка, к ко­торому присоединился брат Петро. Оба они едва держались против Степана. Дерущихся разнял казак Христоня.

XV

Пантелей взялся за давно задуманное. Собрав родню и пригласив знакомых, в том числе языкастую Василису — известную сваху, он поехал к Коршуновым договариваться о женитьбе сына. Коршуновы сомневались, Пантелей горячил­ся, так что сватанье чуть было не сорвалось, если бы Василиса не встряла вовремя, сыпанув скороговоркой слова, примирив­шие обе стороны. Коршуновы решили все обдумать, не отка­зывая сразу, а Пантелей обещал заехать в воскресенье.

XVI

Степан жестоко избивал Аксинью изо дня в день. Ища помощи у Григория, она встретилась с ним и спросила со­вета. Ей до последней минуты казалось, что Гришка что-то предпримет, чтобы спасти их любовь. Но из его равнодуш­ных, смущенных слов женщина поняла, что парень успел разлюбить ее. Григорий, сбиваясь и запинаясь, предложил Аксинье забыть обо всем, что было, и расстаться.

XVII

Пока дело со сватовством было отложено — поспела пшеница. Петро и Григорий отправились в поле жать. Пе­тро подшучивал над братом, пересказывая ему время от вре­мени слухи, которые сочинялись на хуторе о связи Гришки и Аксиньи. Однажды рассердившись, Григорий метнул в Петро вилы, но затем братья рассмеялись и помирились. Видевшая это жена Христони побежала рассказывать всем, что Пантелеевы ребята друг друга едва не убили в драке. Старый Пантелей примчался разбираться на гумно, но, уви­дев, что сыновья целы, разозлился сам на себя, что поверил бабьим сплетням.

XVIII

Наталья твердо решила, что пойдет за Григория, но ее отец был недоволен: его не радовало то, что жених достался из Мелеховых — «Турков», что был небогат, а самое главное — что за ним шла дурная слава о связи со Степановой женой. В воскресенье вновь прибыли сваты, застав Мирона Коршу­нова врасплох. Мирон намеревался показать было Пантелею кукиш, но, выпив с ним, согласился поступить так, как хо­чет дочь, только назначил за невесту дорогой выкуп и не под­дался на уговоры Пантелея потребовать меньше.

XIX

В доме Коршуновых вовсю шли приготовления к свадь­бе: сватание жениха и невесты было назначено на первый Спас. Митька, брат Натальи, отговаривал сестру и, то ли в шутку, то ли в серьез, запугивал ее. В разговор вмеши­вался дед Гришака, который ругал Митьку за шутки и гнал прочь. Наталье нравилось поговорить с дедом, ему тоже нравилось побыть с внучкой: Гришака слегка досадовал, что она выходит замуж, не дождавшись пока он умрет.

XX Материал с сайта http://iEssay.ru

Аксинья тоскует по Гришке. Ее неотступно преследует мысль отнять молодого жениха у Натальи. Григорий после разлуки с Аксиньей тоже стал испытывать какую-то непо­нятную тоску и, сердясь на себя, часто уходил из дома «ба­ловать» шашкой.

XXI

В день свадьбы Григорий после долгих и шумных сбо­ров с родней на трех бричках покатил к дому Коршуновых. Здесь, как требуют обычаи, Петро трижды стучал в дверь с молитвой, на что ему отвечали зааминиванием, а после по­зволили войти. Начался торг, Натальины сестры просили за невесту выкуп. Затем гости и молодожены пошли к празд­ничному столу. За столом Григорию «стало муторно»: и есть захотелось больше, чем любоваться на невесту, и некрасивой показалась она ему. Жених упорно вспоминал Аксинью.

XXII

Вернувшихся со свадьбы встречали с иконой в руках старый Пантелей и его жена. Отец благословил сына и сно­ху, настало время ехать к попу. В церковь полагалось идти Петро, но он выпил на свадьбе лишнего, и теперь его размо­рило. Жена Дарья насилу привела Петро в чувство. Моло­доженов отвели в церковь, Петро договорился обо всем с от­цом Виссарионом. Во время свершения обряда Григорий сделался совершенно сонным и безучастным. Взглядом он спрашивал брата, скоро ли кончится венчание.

XXIII

Покинув церковь, родня жениха вернулась домой, встретила здесь родню невесты. Все вновь сели за празднич­ный стол. Когда Коршуновы закричали «Горько!», Григорий нахмурился — целовать жену ему было неприятно. Затем гости пускаются в пляс под гармонику, старики разговори­лись о войне — каждый вспоминал что-то свое, не слушая собеседника. Под конец разговора один из стариков уснул.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)