АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи

Читайте также:
  1. I Этап. Определение проблемы
  2. Акмалтдиновой Айгуль Ансафовны
  3. Актуальные проблемы биоэтики.
  4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
  5. Актуальные проблемы медицинской журналистики
  6. Актуальные проблемы образования и воспитания школьников
  7. Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе
  8. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства и ОРД
  9. Актуальные этико-правовые проблемы взаимодействия человека и общества.
  10. АРХЕТИПЫ И ПОВТОРЯЕМОСТЬ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
  11. Банковская система: проблемы реформирования
  12. Безработица: сущность, причины и виды. Проблемы безработицы в России.
"Мне хочется назвать XX век не веком катастрофы, как иногда его называют, а веком предупреждения. События нынешнего века позволили нам заглянуть за горизонт - мы увидели лицо реальности, которая нас может ожидать - ожидать нас всех, все человечество. Пережитые годы и события нас действительно предупреждают. Но одновременно и дают нам шанс, ибо мы поняли - еще многое сделать не поздно. Но для этого нужны Коллективные Решения и Коллективная Воля! Я убежден в том, что мир идет к рациональному обществу, в котором при всем многоцветии палитры культур, необходимого для обеспечения будущего Человеку, утвердится единство без национальных границ, национальных правительств и конфронтации". Н.Н. Моисеев (Из книги "Современный рационализм").

Явления, которые принято называть «глобальными проблемами», проявили себя на пике развития индустриального общества, в середине XX в. - «неожиданно» надвинувшимся кризисом развития общества.

Воздействие кризиса не зависело от социально-экономической формации, т.к. под глобальными проблемами понимают современные проблемы существования и развития человечества в целом:

-предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов;

-преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты и неграмотности;

-регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах;

-предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;

-обеспечение человечества необходимыми ресурсами: продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники.

Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует развертывания международного сотрудничества.

Т. О. Глобальные проблемы – это проблемы, касающиеся (в той или иной степени) всех стран и народов, решение которых возможно лишь объединенными усилиями всего мирового сообщества. С решением этих проблем связано само существование земной цивилизации или, по крайней мере, ее дальнейшее развитие.

4.1.Пагуошское движение. Создав атомную бомбу, люди впервые столкнулись с рукотворной глобальной угрозой, т.е. угрозой всему человечеству. Как же отнеслось мировое сообщество к глобальным проблемам новой эпохи?   Рис.24 Хиросимская декларация Совета Пагуошского движения ученых.   Осознавший весь трагизм ситуации, инициатор создания атомной бомбы А.Эйнштейн (устранившийся, ради справедливости надо отметить, от участия в Манхэттенском проекте разработки атомной бомбы) вместе с философом Б.Расселом обратился в 1955 году с манифестом к народам мира. Гонка ядерных вооружений была ими названа «ядерным безумием». «Должны ли мы уничтожить человечество или человечество должно отказаться от войны?» - писали авторы манифеста. В ответ возникло Пагуошское движение учёных за мир, разоружение, международную безопасность и научное сотрудничество, названное так по канадскому местечку Пагуош, где учёными 10 стран в 1957 году была проведена первая конференция (Рис.24). Всего к 2000 году состоялось более 200 конференций, симпозиумов и семинаров, в работе которых участвовало около 10 тысяч человек. За кампанию против ядерного оружия представителям движения в 1995 году была присуждена Нобелевская премия мира. Всемирный совет мира, организованный в русле Пагуошского движения знаменитыми учёными в области атомной физики супругами Жолио и Марией Кюри, обратился к народам со Стокгольмским воззванием, в котором содержалось требование запрета атомной бомбы. Под Стокгольмским воззванием подписались сотни миллионов жителей планеты. Создано общественное мнение о недопустимости ядерной войны. Запрета атомной бомбы до сих пор нет, тем не менее, более 50 лет нет и ядерной войны. Результаты Пагуошского движения наглядно показывают, что предотвращение угрозы гораздо эффективнее непосредственной защиты от неё. Хотя в случае глобальной угрозы, в частности, угрозы ядерной войны, трудно говорить о возможности какой либо защиты, пусть даже самыми разнообразными методами гражданской обороны. 4.2.Конференция ООН-1972 (Стокгольм). Угроза атомной войны, предупреждения учёных Римского клуба, широко растиражированные, заставили общество думать о будущем. Вообще-то, для борьбы с опасностями, которые можно назвать «вечными», родители, родственники и окружающие с малых лет обучают детей вести здоровый образ жизни, правильно реагировать на экстремальные ситуации, уметь оказывать себе и окружающим посильную медицинскую помощь, объединять свои усилия против «врагов» - т.е. обеспечивать свою безопасность в повседневной жизни. Такое положение всем привычно и неудивительно. Привычно осознавая необходимость постоянного внимания к издавна известным опасностям для жизни, большинство людей думает, что в окружающем их мире всё и впредь будет так, как было всегда. Возникли, конечно, в последнее время некоторые новые опасности, связанные с ростом городов, с техническим прогрессом, с «экологией», но ведь и созданы специальные службы помощи человеку в новых условиях, в чрезвычайных ситуациях. В целом же, кажется людям, их жизнь, прогрессируя, становится все лучше, каждому человеку (и стране) надо лишь найти в ней свое место – пусть и приходится не забывать при этом о постоянных, с детства известных опасностях. Поэтому сенсационные публикации в средствах массовой информации о новых глобальных угрозах и, особенно, обнародование доклада Римскому клубу «Пределы роста» многими были восприняты как предсказание скорого конца света. Беспокойство общественности привело к созыву ООН Конференции по окружающей среде в Стокгольме в 1972 году с целью проверки и оценки результатов научных исследований. Настоятельные предупреждения учёных заставили общество думать о будущем. Конференция серьёзно отнеслась к мнению учёных о том, что окружающую среду и развитие цивилизации уже нельзя рассматривать раздельно, второе неотделимо от первого. Впервые в истории мировое сообщество на самом высоком уровне признало наличие и остроту глобальных проблем. Для проверки достоверности научных прогнозов Конференция задействовала международные программы по изучению и прекращению деградации окружающей среды («Человек и Биосфера», «Программа исследований Мирового океана», «Всемирная климатическая программа», «Международное гидрологическое десятилетие», программы изучения обезлесивания, опустынивания и т.п.). Результаты работ по программам было решено рассмотреть через 20 лет на следующей аналогичной конференции. Впервые в истории была сделана попытка привлечь к практическому решению глобальных проблем как правительства стран мира, так и мировую общественность. Стокгольмская конференция положила начало быстрому развитию национальных и международных организаций, направляющих и координирующих деятельность по сохранению окружающей среды. Если до неё государственные органы (министерства) по охране окружающей среды были только в Швеции, США, Канаде, Великобритании и Японии, то после неё подобные структуры были организованы практически во всех государствах, в том числе в СССР. Возникло множество неправительственных экологических («зелёных») организаций и движений. Положено начало созданию в государствах правительственных органов, ответственных за охрану окружающей среды. Создана координирующая организация – ЮНЕП – «Программа ООН по окружающей среде» (филиал в России – ЮНЕПКОМ). Наряду с созданием правительственных органов, ответственных за охрану окружающей среды, было обращено внимание и на создание специальных государственных ведомств по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (особое значение имела впоследствии Чернобыльская катастрофа в 1986 году – в 1991 году в России было создано МЧС).   4.3.Конференция ООН-1992 (Рио-де-Жанейро). Выполненные за 20 лет после Конференции в Стокгольме программы мониторинга окружающей среды (израсходовано более 1 триллиона долларов!) полностью подтвердили выводы учёных о глобальном кризисе. После Стокгольмской конференции в мире произошёл огромный сдвиг в создании организаций по охране окружающей среды. Проведена огромная работа по восстановлению экологии бассейна реки Рейн и озёр в районе американского Детройта. После комплекса мероприятий по очистке загрязнённой воды (как в московской Яузе), там появилась рыба. Но за 20 лет реальных сдвигов в улучшении окружающей среды в глобальном масштабе не произошло. Наоборот, была отмечена продолжающаяся её деградация, возникли новые глобальные угрозы: загрязнение территории «развивающихся стран», истощение озонового слоя атмосферы, потеря биоразнообразия, активизация обезлесивания и опустынивания. Убедительные и грозные результаты обширных исследований неуклонной мировой динамики и бесплодных, по большому счёту, попыток остановить антропогенную деградацию биосферы определили огромный интерес мирового сообщества к запланированной заранее второй Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 год, Рио-де-Жанейро). Она стала эпохальным событием в жизни человечества, собрав представителей 179 стран мира, 1 600 неправительственных организаций. В параллельном «Глобальном форуме» работали 9 000 организаций, 29 000 участников, 450 000 слушателей. Конференция приняла Декларацию Рио, в которой провозглашены обязательства государств по основным принципам достижения цивилизацией устойчивого развития. В Декларацию вошли 27 рекомендательных принципов. Главным из них является принцип упреждения, касающийся обеспечения безопасности жизнедеятельности: проблемы окружающей среды и развития не могут более рассматриваться раздельно; принятию каждого важного решения должна предшествовать экспертиза на экологическую безопасность. Было установлено, что решить задачи развития цивилизации невозможно без обеспечения безопасности жизнедеятельности, без управления жизнедеятельностью (взамен существующего стихийного рыночного развития). Конференция предложила Повестку дня на XXI век с переходом к устойчивому развитию: - сохраняющему среду и возможности выживания будущим поколениям, - ограничивающему потребности и жизнедеятельность, - опирающемуся на науку и образование. К сожалению, все предложения Конференции по ограничениям получили лишь рекомендательный характер вследствие сопротивления со стороны представителей «развитых» государств, прежде всего, президента США Дж. Буша (старшего). Конференция предупредила, что развивающиеся страны не могут двигаться по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны – этот путь ведёт к экологической катастрофе. Жить «как на Западе» все народы мира не смогут. 5% населения Земли, живущие в США, пользуются 40% ресурсов планеты. Чтобы все в мире жили как в США, нужны 800% ресурсов, а их только 100%. Можно сказать, что США живут за счёт остальных народов планеты. Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали, подводя итоги Конференции, от имени народов мира объявил, что дальнейшее развитие цивилизации неразрывно связано с проблемой обеспечения безопасности. Он сказал: «Никогда в истории от того, что вы делаете, или не делаете, так много не зависело для вас самих, для других, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм». Каким бы невероятным нам это ни казалось, как бы ни противоречило всему имеющемуся человеческому опыту, но вопрос сегодня стоит буквально так: сохранится ли на Земле человеческая жизнь? При этом в опасности находится не просто человечество, но и окружающая среда, природа, сама Жизнь на Земле. Как установила эпохальная Конференция в Рио-де-Жанейро, перед нами неотвратимо встала общая задача – выживание! 4.4.Конференция ООН-2002 (Йоханнесбург.) На Конференции, заранее называвшейся Саммит Земли, предполагалось принять готовившуюся 15 лет Хартию Земли. Однако продуктивного диалога не получилось: главы развитых стран решали текущие наболевшие вопросы между собой, представители третьего мира общались в своём кругу. Конференция не сумела преодолеть сопротивление развитых стран принятию Хартии Земли и других конструктивных решений по выходу из глобального кризиса. Таким образом,за30 лет, прошедшие после первой Конференции ООН по глобальным проблемам, не была достигнута ни одна из намеченных целей. Проделана огромная подготовительная работа. Новые угрозы выявлены, намечен магистральный путь борьбы с ними: обеспечение безопасности в новом времени требует изменения самих принципов жизнедеятельности на основе «глобальной революции» сознания. Однако человечество пока не сумело последовать рекомендациям учёных, отказаться от наращивания материальных благ. Большое значение имеет позиция «западных» стран, которые после прояснения всех особенностей новой эпохи стали замалчивать остроту глобальных проблем. По-видимому, осознав, что «Боливару двоих не вывезти», они пошли по пути, образно определённому государственным секретарём США М.Олбрайт: «Грибы лучше растут в темноте». США заблокировали подписание т.н. Киотского протокола (Киото, Япония, 1997), направленного на реализацию идей Рио и предлагавшего, в частности, для каждого государства предельные объёмы выбросов вредных («парниковых») газов в атмосферу. Главный довод – нежелание нести экономические затраты, не приносящие непосредственной пользы США, в то время, как эта страна даёт 25% мировых выбросов, угрожающих климату планеты. Таким образом, общие итоги действий мирового сообщества в новой эпохе состоят в следующем: -учёными выявлены глобальные угрозы и разработаны рекомендации по борьбе с ними; -мировое сообщество в лице ООН убедилось в правоте учёных; -созданы общественные и государственные структуры, предназначенные для борьбы с новыми угрозами; они занимаются пока защитой в складывающихся чрезвычайных ситуациях. -эффективных действий по предотвращению новых угроз, по выходу из глобального кризиса до настоящего времени нет. 5. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности. 5.1.Устойчивое развитие. Проведенный обзор уже показал, в чём состоит существо глобальных проблем, вставших перед человечеством со второй половины XX века, и каковы пути их решения. Обобщим результаты обзора. Переход цивилизации к «безотходным» технологиям (название может рассматриваться только как условное) и «экологически чистым» источникам энергии (столь же условное название), по мнению учёных, практически не изменит сложившуюся грозную ситуацию. Заменить естественную биоту «техносферой», работающей, как и биота, на базе солнечной энергии, невозможно. Информационные потоки в биоте, обеспечивающие взаимодействие естественных сообществ и устойчивость ее существования и развития, на десятки порядков превосходят реально достижимые максимальные информационные потоки в «техносфере», которые могли бы поддерживать устойчивость последней (В.Г.Горшков, 1990). Нет никаких оснований для надежд на построение искусственных сообществ на базе «техносферы», таких же устойчивых, как естественная биосфера. Поэтому даже сам термин «техносфера» неудачен. Искусственные объекты, результат жизнедеятельности человека, не могут сплошь покрыть поверхность планеты, образовав целостную сферу. Они могут существовать только как ограниченные вкрапления в природную среду биосферы, как некий «архипелаг ТЕХНОСФЕРА».Если же жизнедеятельность человека всё-таки доведёт до полного разрушения единство и взаимодействие всех компонентов биосферы (уже разрушенных более чем на 90 % на наиболее «освоенных» человеком территориях в Европе и Северной Америке), то устойчивая, пригодная для существования жизни, окружающая среда и ее естественное регулирование восстановятся только через сотни тысяч лет. Однако в течение этого периода регенерации биосфера может находиться в состоянии, непригодном для существования всех передвигающихся животных, человека и, возможно, всей многоклеточной жизни, поэтому все эти виды необратимо исчезнут с лица Земли. В этом смысле подобная катастрофа для человека ничем не отличается от полного исчезновения жизни вообще. Реальный выход из положения, согласно исследованиям ведущих учёных, состоит в переходе цивилизации к устойчивому развитию, основой которого должно послужить восстановление биоты (флоры и фауны) в объеме, необходимом для поддержания устойчивости окружающей среды в глобальных масштабах. Необходимо сохранение естественной природы на большей части поверхности Земли. Необходимо уже сегодня ставить вопросы о создании заповедных материков и океанов, а не только о сохранении биологического разнообразия в ничтожных по своей площади заповедниках и зоопарках. Первым шагом в этом направлении может стать сохранение заповедной Антарктиды, которое интенсивно обсуждается во всем мире. Все это необходимо в дополнение к тем решительным, целенаправленным действиям человечества по стабилизации численности населения, по сокращению хозяйственной деятельности и материальных потребностей людей, которые следовали уже из анализа простой системы на моделях Форрестера. Верхним уровнем систем, в рамках которых жизнедеятельность людей достаточно жёстко и устойчиво организована, является государство. Поскольку наличие многих самостоятельных государств, защищающих разнообразные культуры своих народов, поддерживает жизнестойкость человечества как вида, отмирания государства в ходе дальнейшего развития не ожидается. Государство может и должно решать не только текущие локальные задачи обеспечения своему народу безопасных и достойных условий жизни, но и стратегические задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности народа в масштабах и страны и мира. Ведь безопасность и народа и государства не может быть обеспечена, если биосфера будет продолжать разрушаться жизнедеятельностью человека. Общие задачи выхода из глобального кризиса могут быть решены только совместными усилиями государств мира, сосредоточивших основные ресурсы общества. Однако, как подчёркивали учёные Римского клуба в своих докладах, и организованные усилия государств будут безрезультатны, если каждый человек, каждый житель Земли, не изменит своих целей и характера своей жизнедеятельности – не построит в своём сознании нового мировоззрения, соответствующего устойчивому развитию. Это мировоззрение должно строиться на осознании необходимости ограничения целей и характера своей жизнедеятельности (в первую очередь, ограничения в предпринимательстве и рождаемости), на осознанном участии в обеспечении безопасности жизнедеятельности. 5.2.Повестка дня на XXI век. Краткое содержание документа по предотвращению мировой катастрофы и переходу к устойчивому развитию, принятого на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992): 1).Разъяснительная работа: люди должны получить ясное представление об опасностях, которые угрожают им и их потомкам. 2).Объединение усилий по согласованным программам устойчивого развития. 3).Разработка программ государствами с учетом национальных особенностей. 4).Согласованное сокращение военных расходов. 5).Реализация мер по стабилизации численности населения Земли. 6).Борьба с голодом, бедностью и болезнями по международных программам. 7).Распространение миропредставления, ориентированного на духовные интересы, ограничение ценностей потребительства. 8).Использование стихийной интеграции человечества в интересах перехода на устойчивое развитие. 9).Борьба за развитие научных исследований. Только наука может найти пути к безопасному и жизнестойкому будущему. XXI век либо станет эпохой расцвета науки, либо последним веком мировой истории. 5.3.Хартия Земли. Проект Хартии Земли посвящён выявлению общечеловеческих ценностей, он опирается на общепринятые научные знания, на мудрость и всеобщие ценности, лежащие в основе главных мировых религий, на национальные разработки. В России обсуждения проекта политологами, экологами, общественными деятелями, молодёжными и женскими организациями велись с 1997 по 2002 год. Проект Хартии Земли создавался Международным комитетом с 1987 года и обсуждался 15 лет на региональных форумах в более чем 50-ти странах мира. Краткое содержание Хартии Земли: I. Исходные позиции: Мы вступили в критический момент нашей истории, когда человечество должно выбрать своё будущее. Человечество есть часть огромной развивающейся Вселенной. Благополучие людей зависит от сохранения биосферы. Глобальная безопасность под угрозой: экологическое опустошение, блага экономического развития доступны не всем, распространены несправедливость, нищета и насилие. Все вместе мы должны найти общие решения. Безотлагательно надо создать единое представление об общечеловеческих ценностях. II. Принципы: 1. Уважать Землю и всё живое. 2. Заботиться о живом сообществе с чувством понимания, сострадания и любви. 3. Создавать справедливые, открытые для участия, устойчивые и мирные демократические общества. 4. Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений. III. Дальнейший путь: 1. Нам надо изменить своё мышление и чувства, ощутить глобальную взаимозависимость и всеобщую ответственность. 2. Разработать и применять устойчивый образ жизни на всех уровнях: локальном, региональном, национальном и глобальном. 3. Культурное разнообразие является ценным наследием. 4. Найти гармонию между разнообразием и единством, свободой и общественным благом, краткосрочными целями и долговременными планами. 5. Необходимо взаимодействие между правительством, гражданским обществом и представителями бизнеса. 6. Народы мира должны возобновить свои обязательства перед ООН. Заключение. Человечество в конце XX века вступает в новую эпоху своего развития. Она характеризуется бурным ростом информационных связей, повсеместной демократизацией общества, экономической интеграцией, глобализацией социальных процессов, унификацией национальных культур, падением духовного уровня людей и рядом других признаков, но, прежде всего, появлением антропогенных глобальных угроз. Существа наступающего времени и судьбоносности характера своей жизнедеятельности не понимает основная масса людей, занятых повседневными делами «в формате» уходящей эпохи. Мало кто может сказать про себя словами поэта: «С того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас рок событий» (С.А.Есенин). Однако от осознания людьми небывалых опасностей, которые они сами создают себе и своим потомкам, от безопасности жизнедеятельности человека в новой эпохе зависит ответ на вопрос: быть или не быть человечеству? Приложение1. 1.Римский клуб — неформальная международная организация, проводящая научные исследования и организующая публичные мероприятия, призванные привлечь внимание и интерес общественности и правительств к прогнозам ближайшего развития и отдаленного будущего человечества.

 

Весной 1968г. итальянский экономист, общественный деятель и бизнесмен, член руководства фирмы “Фиат” и вице-призедент компании “Оливетти” Аурелио Печчеи разослал приглашение 30-ти видным европейским ученым и представителям делового мира для участия в обсуждении назревших проблем. 6-7 апреля того же года в Риме, в старой Национальной академии деи Линчеи состоялась встреча приглашенных, на которой развернулись дискуссии по наиболее актуальным проблемам современности. Те участники встречи, которые поддержали идею о создании международной организации объединились в Римский клуб.

Организация приняла статус неправительственной, не связанной с политическими партиями, классами, идеологиями. Свою работу Римский клуб строит в форме организации собраний, симпозиумов, семинаров, встреч с известными учеными, политическими лидерами, влиятельными бизнесменами.

Основные цели, которые поставили перед собой деятели "Римского Клуба":

-дать обществу методику, с помощью которой можно было бы научно анализировать "затруднения человечества", связанные с физической ограниченностью ресурсов Земли, бурным ростом производства и потребления – этими "принципиальными пределами роста";

-донести до человечества тревогу представителей Клуба относительно критической ситуации, которая сложилась в мире по ряду аспектов;

-"подсказать" обществу, какие меры оно должно предпринять, чтобы "разумно вести дела" и достичь "глобального равновесия".

Сегодна Р.к. ключает в себя свыше 100 независимых экспертов — деятелей науки, культуры, бизнесменов, политических и общественных деятелей из 53 стран мира.

В него вошли и наши соотечественники — академики Е. М. Примаков, Н. Н. Моисеев и писатель Ч. Айтматов.

Именно эта организация заказала Дж. Форрестеру (см.) исследование динамики мирового развития. Тревожный прогноз Дж. Форрестера о пределах роста человеческой цивилизации, другие исследования членов Р. к. содействовали созыву международных форумов и конференций по защите окружающей среды и развитию цивилизации.

По поручению Р. к. группа ученых под руководством Д. Медоуза проверила результаты исследований Дж. Форрестера по 70 критериям (против 5) и подтвердила не только качественные выводы, но даже время возможной глобальной катастрофы. В исследованиях ученых-членов Р. к. рассматривались глобальные проблемы новой эпохи, вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности и развития цивилизации с учетом: неравномерности развития регионов; необходимости социальной справедливости, военной конверсии.

Поднимались проблемы, связанные с появлением таких опасных явлений, как международный терроризм, размывание культурного разнообразия, манипуляция сознанием масс, развитие чрезмерного индивидуализма и эгоизма; отвлечение общественного сознания от реальных проблем с помощью массовой "культуры", наркотиков; повышение роли и ответственности науки, образования и средств массовой информации.

В работах Дж. Форрестера и докладах Р. к. было установлено, что человечество должно выработать и реализовать обязательные для всех государств и наций, понимаемые и разделяемые всеми жителями Земли, принципы т. н. "устойчивого развития" и нормы поведения.

Эти идеи и взгляды были положены в основу документов, рассматривавшихся на Конференциях ООН 1972 г. (в Стокгольме) и 1992 г. (в Рио-де-Жанейро) (см.). Проблемы, отмеченные авторами Р. к., представляют собой современный комплекс проблем безопасности, названный учеными — глобальной революцией.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)