|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ноосферогенез(рождение и эволюция разума). Учение В.И Вернадского о ноосфереТермин «биосфера» был введён в биологии Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году. Примечание. Биосфера (от др.-греч.- жизнь и сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли. Существует и другое, более широкое определение: Биосфера – область распространения жизни на космическом теле. Притом, что существование жизни на других космических объектах, помимо Земли пока неизвестно, считается что биосфера может распространяться на них в более скрытых областях, например, в литосферных полостях или в подлёдных океанах. Так, например, рассматривается возможность существования жизни в океане спутника Юпитера Европы. Существование биосферы Земли как определенной природной системы выражается в первую очередь в круговороте энергии и веществ при участии всех живых организмов. Французский зоолог Ж. Кювье (1769-1832) заметил, что живые организмы могут существовать только путем обмена веществ с внешней средой. Идея круговорота энергии и веществ при участии всех живых организмов была изложена в книге немецкого натуралиста Я. Молешотта. А предложенное в 80-ых годах XIX века, подразделение организмов по способам питания на три группы: автотрофные, гетеротрофные и миксотрофные, немецким физиологом В. Пфеффером (1845 — 1920), было крупным научным обобщением, способствующим пониманию основных процессов обмена веществ в биосфере. Целостное учение о биосфере создал русский биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом. Термин ноосфера (сфера разума) впервые был введен в середине двадцатых годов двадцатого века французским естествоиспытателем Э. Леруа. Наиболее полно свое понимание ноосферы Леруа раскрыл в работе: «Происхождение человека и эволюция разума». Ноосфера по Леруа - это закономерный этап в развитии Мира. На этом этапе духовное творчество человека становится доминирующим в дальнейшей эволюции планеты Земля. Леруа создал эволюционную концепцию, в которой попытался согласовать католические догматы с фактами, накопленными палеонтологией и антропологией, с новейшими открытиями в биологии. Исходя из бергсоновской идеи жизненного порыва, рассматривал эволюцию как творческое становление, в истоках которого лежит духовная сила, действующая мысль. Примечание. «два источника морали и религии» — сочинение А.Бергсона, в котором излагается его этико-социалъное и религиозное учение и философия культуры. Основой работы стала эволюционная концепция, сформулированная Бергсоном в «Творческой эволюции» (1907), но преобразованная позднее в свете идей христианского мистицизма, исследованию которого он посвятил более 20 лет. Поэтому тенденции неоплатонизма, свойственные бергсоновской теории эволюции и нашедшие выражение в метафоре «жизненного порыва», сталкиваются здесь с представлениями христианства о личном Боге, которого Бергсон прямо называет источником «жизненного порыва». В центре работы — проблема возможности прогресса человеческого общества. Эту проблему он рассматривает на примере двух сконструированных им моделей общества, или социальной организации: закрытого и открытого обществ с соответствующими им типами морали и религии — статической и динамической. С появлением человека эволюция природы и жизни приобретает качественно новый характер, поскольку именно человек, наделенный сознанием и разумом, становится условием и орудием дальнейшего поступательного развития всей природы и тем самым совершается переход от биосферы к ноосфере, сфере разума. Леруа впервые употребил в конце 1920-х годов термин «ноосфера»; концепцию ноосферы он разрабатывал совместно с П.Тейяром де Шарденом (впоследствии это понятие стало ключевым также в концепции русского ученого В.И.Вернадского). Примечание. Эволюционные идеи были изложены Леруа в работах Потребность в идеализме и факт эволюции (Vexigence idealiste et le fait de revolution, 1927); Происхождение человека и эволюция интеллекта (Les origines humaines et revolution de Vintelligence, 1931); Введение в исследование проблемы религии (Introduction a Vetude du probleme religieux, 1944); Догмат и критика (Dogme et critique, 1906); Опыт о первой философии (Essai d'une philosophic premiere, 2 vol, 1956-1958). Здесь рассматриваются также проблемы отношения науки и религии (их Леруа считает взаимодополняющими, поскольку наука дает религии обоснование, а религия завершает науку), интеллекта и интуиции. Последнюю проблему Леруа специально исследовал в работе Интуитивное мышление (Lapensee intuitive, mm. 1-2, 1929-1930). В книге Проблема Бога (Le probleme de Dieu, 1929) Леруа излагает свой взгляд на поставленную здесь проблему, подвергая критике традиционные томистские доказательства существования Бога. Всякое подобное доказательство, полагает он, исходит из логической необходимости, но такой подход неприемлем, поскольку источником логической необходимости является сам Бог. Постичь Бога человек может лишь с помощью опыта, дающего свидетельство о Боге как источнике творческого, духовного развития человека, его нравственного бытия. Выявить и прояснить этот опыт должна философия. Произведения Леруа неоднократно вносились католической церковью в «Индекс запрещенных книг». Тенденции к модернизму, выразившиеся в творчестве Э.Леруа (и других философов, к примеру Лабертоньера и Олле-Лапрюна), были осуждены папой Пием X в энциклике Pascendi в 1907. Умер Леруа в Париже 11 ноября 1954. Томизм - учение Фомы Аквинского (Thomas Aquinas) и основанное им направление католической философии, характеризующееся приспособлением аристотелевской философии к требованиям христианского вероучения. В XIII в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм (см. Августин) и аверроизм; в XIV в. соперником Т. стало учение У. Оккама; новое усиление Т. относится к периоду так называемой второй схоластики в XVI в. Французский естествоиспытатель П. Тейяр де Шарден использовал термин ноосфера в несколько ином варианте. Он считал, что ноосфера - это лишь этап в стремлении эволюции к теосфере (точка омега). При этом он считал, что «точка омега» (вершина разума) будет достигнута, как бы сама собой в виду заданности процесса эволюции (Рис.10).
Рис.10 Французский естествоиспытатель П. Тейяр де Шарден. Примечание. Теярдистская ноосфера - идеалистич. концепция П. Тейяр де Шардена (1965) о ноосфере как о сфере разума, "мыслительном пласте", витающем над биосферой, независимом от природы. Согласно Тейяр де Шардену (1967), вслед за биосферой (живая природа) и ноосферой (сфера разума) появляется геосфера, завершающая процесс космогенеза ("точка (пункт) "Омега" — мистич. духовный полюс Мира]. Примечание. Процесс космогенеза, по мнению Тейяра, на Земле проходит следующие основные этапы: Первый этап - преджизнъ (геосфера), жизнь (биосфера) и мысль(ноосфера). На первом этапе происходит эволюция галактик и химических элементов в них, формируется оболочка земли, и на ней идет активный физико - химический процесс, в результате которого возникает среда, благоприятная для образования сложных молекул и первых форм жизни. В течение второго этапа возникает живой покров Земли — биосфера, развиваются все формы живых организмов, начиная от простейших форм и до человека. Третий этап охватывает становление и историческое развитие человеческого общества. Сейчас завершается формирование единого человечества, а вместе с ним нового покрова Земли — сферы человеческого духа — ноосферы. Результатом этого процесса, по Тейяру, станет объединение всего человечества в новую сверхличность, что произойдет в точке Омега. Будучи священником Римско-католической церкви, Тейяр пытался осуществить синтез христианского учения и теории космической эволюции. Его идеи, соединяющие в себе науку, философию и христианский мистицизм, были изложены в посмертно изданных трудах, вызвавших широкий отклик и споры. Следующим шагом в развитии концепции ноосферы явилось учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу. В книге «Научная мысль как планетарное явление» В.И. Вернадский анализирует геологическую историю Земли и утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние - в ноосферу под действием научной мысли человека (рис 11). Рис. 11 В.И. Вернадский. Вернадский перечисляет признаки ноосферы, которые приводятся ниже: 1). Заселение человеком всей планеты. 2).Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. 3).Усиление политических связей между всеми государствами Земли. 4).Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами в биосфере. 5).Расширение границ биосферы и выход человека в космос. 6).Освоение новых, мощных источников энергии. 7).Равенство людей всех рас и религий. 8).Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. 9).Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений. 10).Подъем благосостояния трудящихся. 11).Разумное преобразование первичной природы Земли для удовлетворения материальных, эстетических и духовных потребностей численно растущего человечества. 12). Исключение воин из жизни общества. Как видно, по Вернадскому будущее планеты - в руках человека благородного, мирного. В категориальном аппарате его ноосферной теории значительное место отводится понятию "человечество", трактовка которого тесно переплетается с интерпретацией концепта "человек" Ученый применяет понятие "живое вещество" при характеристике и человека и человечества. Однако он не отождествляет эти феномены лишь с живой массой (биотой), а обращает внимание на их социальную специфику. Не отдельные индивиды, объединенные в разрозненные сообщества, а человечество, взятое в целом, считает мыслитель, служит фактором, формирующим ноосферу. Тем самым он переходит от осмысления индивидуального общественного бытия к анализу универсального социального пространства. Логика его рассуждений такова: отдельные индивиды объединяются в общества, затем на основе единых научных знаний создается почва для единения всех людей во вселенское целое - человечество. Рассматривая человечество как генетическую причину создания и функционирования ноосферы, В.И. Вернадский уделяет большое внимание роли отдельной личности в геологическом процессе. Он высоко оценивал научное творчество человека, создающего ноосферное богатство планеты, и считал, что прогресс человечества возможен только в том случае, когда каждый индивид займется усовершенствованием своей души. Здесь развивалась идея "религии человечества" В.К. Гейнса, трактующего самую большую социальную общность как абсолютное существо, наделенное всезнанием, высшим благом. В отличие от В.К. Гейнса В.И. Вернадский выводит понятие "человечество" из религиозной сферы и наполняет его научным содержанием. Ученого интересует совокупная деятельность всех людей, рассматриваемая им как "геологическая роль человечества", а само человечество является для него лишь частью "живого вещества". Но при этом человек постоянно должен чувствовать и осознавать свою принадлежность к человечеству, которое выступает в анализируемом учении как целесообразная целостность, входящая в Космос и во многом определяющая его. По сути, человечеству здесь придается новый статус. Это - не эмпирическая общность (не "много людей"), а качественно новый феномен. В этом плане показательно отличие понятий "человек" и "личность" в анализируемом учении, в котором личность представляет собой не только часть космического целого, а специфическое духовное образование. Такой подход роднит взгляды В.И. Вернадского с позицией И. Канта, полагавшего, что не всякий человек является личностью - таков лишь осознающий свое "Я". Если И. Кант проводил четкий водораздел между эмпирическим (природным) и моральным (личностным) в индивиде, то В.И. Вернадский пытался гармонично соединить эти начала, определить место человека в настоящем и роль личности в будущем. Пророчески звучат его слова о том, что глобальная значимость человечества делает каждую личность морально ответственной за судьбу будущего всех людей. Таким образом, понятие "человечество" характеризуется в анализируемом учении следующими признаками: живое вещество, единый планетный организм, часть биосферы, совокупность всех людей, целостность на основе разумного единства. Вместе с тем "человечество" - не просто составная часть категориального аппарата исследуемой теории. Являясь основой концептуальной схемы, оно способствует формированию планетарно-космического сознания людей, пониманию единства человеческой цивилизации, признанию равенства всех людей, осознанию ответственности за будущее планеты Земля и ее жителей, нацеливает на конкретную деятельность в рамках теории устойчивого развития. Бесспорная заслуга В.И. Вернадского заключатся в том, что он не просто эмпирически описал феномен "человечества", но проанализировал его генезис и ноосферную функцию, указал на значимость этого концепта в понятийном строе глобалистики, выдвинул гипотезу о формировании единого целостного денотата "человечество". Анализируя стратегическую линию современного цивилизационного развития, авторы знаменитого доклада (1972) Римскому клубу "За пределами роста" ввели в широкий научный обиход количественные параметры, характеризующие перспективы глобального социума. Эти параметры можно разделить на две группы: антропоцентричные и биосфероцентричные. Первые описывают состояния самой большой социальной общности - человечества. Вторая группа характеризует, и описывает состояние окружающей среды. В начале двадцать первого века взгляды на развитие человечества значительно изменились. Поэтому в настоящее время имеет место ревизия трудов Вернадского в попытке разобраться в будущем биосферы и в роли человечества в формировании ноосферы. Это связано с появлением современных «биологизаторских» идей. Согласно которым антропоцентризм объявляют источником бедственного экологического положения планеты Земля. Призывы к биоцентрическому равенству всех форм жизни на Земле, характерные для движения «глубокой экологии», основываются при этом на убеждении в том, что человечество должно выступать своеобразным «эволюционным менеджером». В основе ноосферного процесса должна лежать идея биосфероцентризма, где биосфера рассматривается не как накопитель отходов человечества, а как целостный феномен, понять который можно только на базе слияния всех областей современного знания. «Биологизаторский» контекст включает: 1).Рассмотрение человечества в роли планетарного фактора, физического компонента земной системы, обладающего мощным биоэнергетическим влиянием на биосферу. Сторонники такого подхода считают, что Земля представляет собой живой элемент космической системы, а земные условия жизни выступают доминантами возникновения разумного человечества. 2).Исследование человечества исключительно как эволюционирующего биологического вида. Здесь выявлена такая закономерность: технологический прогресс осуществляется параллельно с демографическим ростом. Историческое увеличение человечества происходит по мере того, как меняются (совершенствуются)качественные показатели бытия людей (социально-экономические, научно-технические и другие). Причем в результате таких изменений увеличивается не только численность, но и плотность человеческой популяции. В отличие от Вернадского современная Стратегия ноосферогенеза настаивает на максимально возможном сохранении биосферы, но при развитии ноосферы. Современная стратегия развития ноосферы предполагает не бесконечную экспансию человечества, а локальное перерастание социосферы в ноосферу. Производство должно быть циклически замкнутым. Отходы одного производства должны быть сырьем для другого и биосферы. Химическое сырье в виде угля, нефти, газа должно быть заменено энергией Солнца. На «биологизаторском» подходе базируются и мечты многих исследователей о коллективном сверхразуме. Человечество выступает здесь своего рода аксиоматическим понятием, основанным на предположении о существовании общечеловеческого, планетарного сознания. Следует отметить, что само понятие «планетарное сознание» нуждается в научном уточнении. Представители этого направления линейно экстраполируют идею В.И. Вернадского о том, что научная мысль выступает как планетарное явление. Планетарное сознание следует понимать в двух аспектах: В узком смысле - это индивидуальная способность человека осмысливать универсальные параметры своего особенного существования. В широком - это такая рефлексия, при которой всеобщее превращается в предмет философского исследования, т.е. осуществляется самосознание человечества. Заключение. Существует много точек зрения на развитие ноосферы, которые в большинстве случаев опираются на короткий исторический опыт человечества на отрезке 10-20 тыс. лет. Многочисленные публикации о будущем человечества подразумевают стратегию устойчивого развития ноосферы. Предполагается, что люди, появившись в определенный период развития биосферы, должны и далее (вечно) развиваться, повышать свое благосостояние, совершенствовать свои человеческие способности. Для этого надо только научиться предсказывать будущее, управлять саморазвитием, защищаться от внешних (космических) и внутренних (земных) катастроф. Появление биоцентричных и антропоцентричных моделей было естественной и необходимой стадией самопознания человечества. Новое целое (человечество) появляется при объединении своих частей за счет снижения внутривидовой агрессивности и появления механизмов морального принуждения, т.е. принуждения внефизического и внеэкономического. Это принуждение - психологическое. Сдерживание внутривидовой агрессивности детерминировало образование нового объекта - "человечества", хотя и состоящего из суммы "людей", но обладающего новым качеством, которого нет у каждого отдельного человека. Примечание. Детерминация. Детерминизм — (лат. determinate — ограничение, определение) причинное определение явления. Детерминизм — концепция, согласно которой физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, скорее, обусловлены действием специфических причинных (каузальных) факторов. Снижение агрессивности по отношению к ресурсам и окружающей среде, планете Земля и Солнечной системе в целом позволит, вероятно, современному человечеству перейти в новое состояние, обозначаемое сейчас как "устойчивое развитие". Задача нынешнего этапа конкретизации понятия "человечество" в том, чтобы определить новую совокупность существенных свойств, которая, вероятно, будет включать биоту, как подсистему планетарной цивилизации. В понятие "человечество" необходимо включать не только вторую природу (культуру), но и ту часть первой природы, которая уже "загрязнена" человеком и составляет вместе с культурой его искусственную среду обитания. Показатель "загрязнение окружающей среды" удачно объединяет биоцентричные и антропоцентричные модели. Он характеризует функции "второй природы", антропогенной по своему происхождению, по отношению к первой. Можно сказать, что загрязнение окружающей среды так же эффективно, как и мораль, объединяет отдельных индивидов в новое единое целое - человечество. Соединяя идеи антропоцентризма и биосфероцентризма, важно сохранить специфику социального содержания самой большой общности людей - человечества. Можно обобщить характеристики ноосферы в современных представлениях: 1).Продолжение процесса цефализации. -сплошная интеллектуализация общества на базе средств информатики; -возможность неограниченного накопления и использования информационного ресурса; -предвидение будущего и управление им; -становление ноократии, информационно-конценсусной демократии. 2).Наиболее полное развитие человека. -совершенная социально-экономическая организация всего человечества; -оптимальное регулирование разумных потребностей человека; -устранение всех форм насилия; -высочайшая культура и нравственность; -реализация гуманной депопуляции и повышение уровня жизни каждого человека. 3).Устранение угрозы экологических катастроф и кризисов, сохранение биоразнообразия биоты. 4).Включение космонавтики в средство становления сферы разума. Космическая ориентация вектора производительных сил. 5).Развертывание механизма социальной автотрофности. 6).Обеспечение возможности непрерывного развития человечества, в том числе и в других формах материи (гипотетическая возможность существования и перемещения в пространстве представителей разумной материи в виде плазменных образований различной формы и преобразования в человекоподобные структуры, способные контактировать с людьми). Однако срок всем Земным поселениям отпущен не более 5 млрд. лет, т.к. Солнце, следуя своему жизненному циклу, к этому времени уничтожит Землю. Приложение 1. Примечание. Н.Н.Моисеев - Советский и российский учёный в области общей механики и прикладной математики, академик Академии наук СССР (впоследствии РАН) (1984) и ВАСХНИЛ (впоследствии РАСХН) (1985), почётный член Российской академии естественных наук (РАЕН), член Международной академии астронавтики (Париж), президент Российского отделения «Зеленого креста», президент Российского национального комитета содействия Программе ООН по охране окружающей среды. Основатель и руководитель целого ряда научных школ. Основные направления исследовательской деятельности: -теории системного анализа и оптимальных систем; -прикладная математика и её приложения для решения сложных задач физики и техники; -теория и методы расчета систем управления и траекторий космических объектов; -теория управления (общие вопросы теории и методы расчёта конкретных систем управления космическими объектами) и методы оптимизации, в том числе природопользования; -модели динамики биосферы и её стабильности при антропогенных воздействиях (в 1983 году были получены количественные оценки возможных последствий ядерной войны, известные как «ядерная зима» и «ядерная ночь»); -философия естествознания, в том числе методологические проблемы взаимоотношения биосферы и общества и математические модели стабильности биосферы в условиях антропогенных воздействий; -философские и политологические проблемы общества в условиях переходного периода России[2], процессов самоорганизации (или универсального эволюционизма, по терминологии Н. Н. Моисеева) и необратимости эволюционных процессов; -педагогические и этические проблемы формирования нового мировоззрения для пересмотра взаимоотношения человека и природы, идей эпохи ноосферы В. И. Вернадского и провозглашение коэволюции человека и биосферы как условия выживания человека на планете. Коэволю́ция — совместная эволюция видов, взаимодействующих в экосистеме. Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов. Научные интересы Н. Н. Моисеева были широки и разнообразны. Понимание перспектив развития прикладной математики, вычислительной техники, острая гражданская заинтересованность проблемами страны 50 с лишним лет определяли направления и характер его деятельности. Будучи заместителем директора Вычислительного центра АН СССР (впоследствии — РАН), Н. Н. Моисеев открывал новые области исследований, устанавливал тесные контакты с отраслевыми НИИ и КБ, создавал новые отделы. Научно-популярные книги: 1.Моисеев Н. Н. Слово о научно-технической революции. 2-е изд., доп. — М.: «Молодая гвардия», 1985. — 238 с. 2.Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. — М.: «Наука», 1987. — 304 с. 3.Моисеев Н. Н. Социализм и информатика. — М.: Политиздат, 1988. — 285 с. 4.Моисеев Н. Н. Экология человечества глазами математика (Человек, природа и будущее цивилизации). — М.: «Молодая гвардия», 1988. — 254 с. 5.Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. — М.: «Молодая гвардия», 1990. — 352 с. 6.Моисеев Н. Н. Пути к созиданию. — М.: «Республика», 1992. — 255 с. 7.Моисеев Н. Н. Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. — М.: «ИздАТ», 1993. — 175 с. 8.Моисеев Н. Н. Как далеко до завтрашнего дня… Свободные размышления, 1917—1993. — М.: «Аспект Пресс», 1994. — 304 с. (Переизд.: Н. Н. Моисеев. Как далеко до завтрашнего дня… Свободные размышления, 1917—1993. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. — 310 с. Переизд. в кн.: Воспоминания о Н. Н. Моисееве. — М.: «Тайдекс Ко», 2002. — 496 с.) 9.Моисеев Н. Н. Современный рационализм. — М.: «КОКС», 1995. — 376 с. 10.Моисеев Н. Н. Цивилизация на переломе. Пути России. — М.: Изд-во ИСПИ, 1996. — 167 с. 11.Моисеев Н. Н. Экология и образование. — М.: «Юнисам», 1996. — 191 с. 12.Моисеев Н. Н. Время определять национальные цели. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. — 256 с. 13.Моисеев Н. Н. Мировое сообщество и судьба России. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. — 269 с. 14.Моисеев Н. Н. С мыслями о будущем России. — М.: Фонд содействия развитию соц. и полит. наук, 1997. — 218 с. 15.Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. — М.: «Аграф», 1998. — 474 с. 16.Моисеев Н. Н. Быть или не быть… человечеству? — М.: Б. и., 1999. — 288 с. 17.Моисеев Н. Н. Размышление о современной политологии. Политические науки: новые проблемы. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. — 212 с. (Переизд.: Н. Н. Моисеев. Размышление о современной политологии. Политические науки: новые проблемы. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 212 с.) 18.Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. — М.: «Языки русской культуры», «А. Кошелев», 2000. — 223 с. 19.Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. — М.: «Устойчивый мир», 2001. — 199 с Примечание: Автотрофность - свойство некоторых живых организмов самостоятельно производить внутри себя все необходимые для жизни вещества. На Земле обычно автотрофны высшие растения, содержащие в зеленых клетках хлорофилл, необходимый для реакции фотосинтеза. АВТОТРОФНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - autotrophos of humankind - предположение В.И Вернадского (1863-1945), высказанное в 1937 г. о возможности получения человечеством хемосинтетической пищи и энергии за счет Солнца без участия продуцентов, т.е. превращение человечества из гетеротрофного в автотрофный вид. Получение энергии непосредственно от Солнца осуществляется уже несколько тысячелетий, например, в строительстве домов, использующих солнечное тепло для обогрева и вентиляции. Сейчас наиболее перспективное направление использования солнечной энергии - солнечные батареи. Однако попытки получения искусственной пищи пока не увенчались успехом, так как органическое вещество должно быть хирально чистым. Производство белков и органической пищи с использованием модифицированных микроорганизмов нельзя считать переходом к автотрофности. Превращение человека в автотрофное существо противоречит закону необратимости эволюции Л. Долло (1857-1931). Под автотрофностью также понимается: свойство некоторых живых организмов самостоятельно производить внутри себя все необходимые для жизни вещества. Тема 2. «Научные исследования о последствиях жизнедеятельности человека. Мировое Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.) |