АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выводы по второй главе

Читайте также:
  1. XI. КРЫМ ВО ВТОРОЙ ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЕ И ПОСЛЕ НЕЕ
  2. Административные правонарушения в области воинского учета (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 21 КоАП РФ).
  3. В свете Второй Упреждающей Стратегии.
  4. В-третьих - какие бы не были выводы, их всегда можно и нужно осмыслить.
  5. Вечеринка, дубль второй
  6. Виды подобия и второй закон Ньютона
  7. Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт считаются основателями Баденской школы Неокантианства — направления в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков.
  8. Внешняя политика России второй половины XIX в.
  9. Внешняя политика СССР после Второй Мировой войны
  10. во второй половине ХХ в.
  11. Вопрос 15: Япония в годы второй мировой войны.
  12. Вопрос № 27 Особенности развития периодической печати во второй половине 19-начале 20 века. Направления журналистики. Отраслевая печать.

 

При изучении творчества Э.М. Ремарка на уроках литературы в 11 классе целесообразным представляется организовывать работу в форме системы уроков.

Под системой уроков подразумевается изучение темы в течение нескольких уроков, от общего к частному, от основных сведений к более конкретным. В системе тема не разбивается на отдельные подтемы, а начинает осваиваться сразу целиком, что приводит к её более глубокому пониманию.

При разработке системы уроков необходимо ставить общую цель, которая охватит сразу все уроки по теме, и формулировать общие задачи. Группа уроков по теме должна мыслиться как единый большой «урок», домашние задания должны также создавать плавный переход от занятия к занятию.

Одной из наиболее продуктивных форм проведения урока-закрепления материала нам представляется форма урока-семинара, на котором учащиеся могут продемонстрировать свои знания без специального опроса по теме. Отсутствие внешнего давление, развитие свободной, хотя и контролируемой учителем, беседы, позволит более свободно выражать своё мнение, а отсутствие психологической скованности приводит к освобождению и мыслительных процессов.

При изучении творчества Э.М. Ремарка необходимо учитывать как историко-культурный, так и литературный и биографический контексты. Каждый роман Ремарка оказывается тесно связанным с тем или иным периодом истории первой половины XX века, потому при изучении творчества данного писателя необходимо повторять основные события истории. Также нужно привлекать богатый иллюстративный материал: фотографии, видеозаписи эпохи, когда жил писатель, киноверсии его произведений. Сопоставление книги и фильма позволит более глубоко понять книгу, и в то же время наглядно продемонстрирует учащимся разницу между языками литературы и кино.

При помещении романов Ремарка в более широкий культурный и литературный контексты становится ясней их специфика, но также и их неразрывная соотнесённость с литературой того времени.

Уроки-семинары, уроки медленного чтения закрепляют навыки анализа текста, повышают читательскую компетенцию, делают чтение более осмысленным, целенаправленным.

 


 

Заключение

 

Долгое время зарубежная литература практически не входила в учебники. Сейчас опыт взаимодействия изучения отечественной и зарубежной классики приобретает широкую популярность, мировая литература все основательнее входит в круг произведений, изучаемых в школе. Ее огромное значение бесспорно, — как отмечают ученики, «зарубежная литература означает выход за привычные рамки» — учащиеся проявляют немалый интерес к зарубежной литературе, но, как замечено, литературе в основном современной. Кроме этого, зарубежная классика несет воспитательные возможности, активизирует самостоятельное мышление, служит обширным материалом для духовного обогащения. Соотнесение отечественной и зарубежной литератур помогает осмыслить специфику отображения действительности в литературе. Здесь точно утверждение о том, что «кроме частных историй отдельных народов, есть еще история человечества».

В современной школе изучение зарубежной литературы занимает очень важное место. Однако у учащихся укоренилось стремление читать произведения в неполном варианте. Наша задача вернуть классической литературе читателей, пробудить на уроках литературы интерес именно к текстам произведений. Неважно, каким способом достичь желаемого, важно, чтобы у школьника мудрость прочитанного осталась в памяти на всю жизнь.

В настоящее время наибольшую сложность на практике представляет программа завершающего года обучения, на которую хронологически приходится творчество Э.М. Ремарка.

Э.М. Ремарк изучается преимущественно в обзорном варианте. Задаются вопросом, какие произведения зарубежной литературы XX века могут быть рекомендованы для рассмотрения на уроках и для самостоятельного чтения учащихся.

Сложившиеся подходы и методы изучения произведений Ремарка в классах с углубленным изучением предмета не ориентируют школьников к восприятию творчества писателя с позиции сегодняшнего дня — особого способа познания жизни. Поэтому необходимо устранить пробелы в программах, внося в методические разработки новые способы подачи материала, используя как современные технологии, так и всевозможные виды наглядных пособий. Важно правильно дать вызов времени.

Таким образом, с учетом результатов констатирующего эксперимента была предложена методика работы по изучению романов Ремарка на уроках литературы в 11 классе с углубленным изучением предмета, разработаны методические рекомендации, способствующие активизации познавательных потребностей учащихся, постижению ими художественного текста с позиций современности и личного опыта. На основании составленной нами системы уроков по изучению разнообразных тем, нами были определены основные акценты, способствующие полноценному восприятию творчества писателя.

Изучение творчества Э.М. Ремарка будет эффективным, если:

— в процессе работы по изучению названных произведений максимально использовать дополнительный материал (тексты газет, публикации);

— углублять навыки сопоставительного анализа художественного текста с другими текстами художественной литературы, подкрепляя мысли и действия героев романа цитатами;

— максимально использовать на уроках средства наглядности (иллюстрации, музыкальные фрагменты) и приемы театрализации.

Целью исследования было — дать обоснование использования эффективных методических приемов, форм работы с учащимися 11 классов и организовать их опытно-экспериментальную проверку.

Исходя из этого, мы решили следующие задачи:

– изучили и проанализировали состояние проблем изучения зарубежной литературы при организации уроков по литературе и на уроках внеклассного чтения на завершающей ступени школьного литературного образования. (Внеклассному чтению в настоящее время уделяется мало внимания);

– определили эффективные методические приемы и формы работы с учащимися при изучении рассматриваемых романов;

– разработали и экспериментально проверили систему рекомендаций, вопросов и заданий, упражнений к урокам литературы, направленную на формирование у учащихся умений и навыков анализа и интерпретации произведений Э.М. Ремарка.

– определили роль и место Э.М. Ремарка в курсе на историко-литературной основе.

В течение долгого времени Э.М. Ремарк оставался сравнительно недооценённым критикой. Он был очень популярен среди простых читателей, но критиками воспринимался как легковесный и даже вторичный автор, по сравнению с такими писателями, как, например, Э. Хемингуэй и Т. Манн. Однако вклад Ремарка в развитие литературы межвоенного периода и периода после Второй мировой войны всё же не стоит недооценивать. Его точка зрения на происходящее в своём роде уникальна, как и его стиль — афористичный, полный тонкого психологизма.

В России опыт изучения творчества Ремарка в школе относительно скромен. Существуют отдельные курсы, в которые он включается, и факультативные занятия, где изучаются его произведения, однако более полное осмысление произведений Ремарка в рамках школьной программы отсутствует, что объясняется, с одной стороны, в целом слабой представленностью зарубежной классики в школьных программах по литературе, с другой стороны, уже упомянутой выше определённой недооценённостью Ремарка среди критиков. Также в школьных программах темы по изучению писателя в основном стандартны.

При этом, на наш взгляд, Ремарк — один из тех писателей, которых чрезвычайно настойчиво можно рекомендовать к изучению в рамках ознакомления с зарубежной литературой. То, что кажется легковесностью, на самом деле, ясность слога, простота и в то же время глубина сюжета, яркие образы героев — всё это способно увлечь учащихся, укрепить или развить их интерес к изучению зарубежной литературы. Переводчики с немецкого языка пытаются передать своеобразный язык писателя, его яркие афоризмы. Произведения Э.М. Ремарка всегда будут значимы, так как в них есть гуманистическая нравственная, эстетическая направленность, вера в человека и его достоинство; философия его жизни заставляет думать, учит находить решения с необычных сторон.

Исходя из этого, на полученном теоретическом материале мы разработали подробные рекомендации по составлению системы уроков по изучению романов «На Западном фронте без перемен», «Триумфальная арка», а также подготовили проект «Сколько стоит жизнь взаймы?» по роману «Жизнь взаймы», изучив его в доступной, привлекательной форме. В результате были выявлены закономерности, составившие его научную новизну.

В перспективе дальнейшего исследования избранной нами проблемы возможно продолжение изучения творчества писателей XX века, творчество которых вобрало в себя идеи Э.М. Ремарка, что будет способствовать осмыслению литературного процесса XX-XXI вв. с позиций преемственности духовно-нравственных идей зарубежной литературы. Таким образом, аналитические навыки школьников, приобретенные при изучении творчества Э.М. Ремарка в школах с углубленным изучением предмета, могут послужить основой для полноценного восприятия всей зарубежной литературы, способствующей внутреннему миру человека, его духовному преображению. То есть творчество Э.М. Ремарка созвучно времени и волнует учащихся.

Список литературы

 

1. Андреев, Л.Г. Зарубежная литература XX века. Учебное пособие Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н. С. Павлова и др.; Под ред. Л. Г. Андреева. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2004. — 559 с.

2. Башляр Г. Поэтика пространства / Г. Башляр // Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. М., 2004. — С. 5-212.

3. Бергельсон Г. Во имя мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.em-remarque.ru/library/vo-imya-mira.html. (Дата обращения: 30.11.2014).

4. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ C.А. Леонов, В.Ф. Чертов. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Bogd/01.php. (Дата обращения: 30.11.2014).

5. Борисенко А. Ностальгическое чтение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.em-remarque.ru/library/nostalgicheskoe-chtenie.html. (Дата обращения: 30.11.2014).

6. Боярский О. О творчестве Ремарка // Крым. — 1959. — № 23. — С. 121-126

7. Васильев В. Необходимый оптимизм пессимиста. // Ремарк Э.-М. Избранное. — М., 1999.

8. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. 5-е изд., стереотип. [Текст] / И.Р. Гальперин. — М.: КомКнига, 2007. — 144с.

9. Герасимова И. «Мы не можем оглянуться на наше прошлое. Оно еще здесь.»: («Потерянное поколение» вчера и сегодня: по творчеству Э.М. Ремарка). [Текст] / И. Герасимова // Актуальные проблемы региональных исследований. — Барнаул, 2001. — Вып. 1. — С. 76-81.

10. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.

11. Горалик Л. Чертовски громкое молчание. // Зарубежная литература. [Текст] / Л. Горалик. — 2001. — №4.

12. Дубровский А. Перо прозаика и сердце поэта // Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен. – М., 2002. – С. 5-10.

13. Ермалюк Ю. Эрих Мария Ремарк выигрывает гонку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.em-remarque.ru/library/remark-viigryvaet-gonku.html (Дата обращения: 30.11.2014).

14. Затонский, Д. В. Ремарк // История немецкой литературы: в 5 т. Т. 5. — М., 1976.

15. Зачевский Е. Эрих Мария Ремарк – наш современник // Ремарк Э.М. Три товарища. – СПб., 2003.

16. Иванов А. Зеркало безжалостного века.// Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен. Три товарища. — М., 1993.

17. Игнашов А. Мой добрый знакомый Ремарк. http://www.em-remarque.ru/library/moy-dobriy-znakomiy-remark.html (Дата обращения: 30.11.2014).

18. Ильина, Т.В. История художественной литературы. Немецкая литература. [Текст] / Т.В. Ильина. — М.: Высшая школа, 2002. — 367 с.

19. Калганова, Т.А. Как проанализировать урок литературы: Материалы к аттестации учителей // Литература в школе. [Текст] / Т.А. Калганова. — 1996, № 1.

20. Карпов, А.Н. Неизвестный Э.М. Ремарк // Филол. сб.: заруб. лит. на пороге ХХI века. – Красноярск, 2000. – С. 99-115.

21. Кенденкова, В.О. Организация анализа лирического произведения на уроках литературного чтения в начальной школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/414596/ (Дата обращения: 30.11.2014).

22. Кирпотин В. Без путеводной звезды: [о романах Ремарка] // Пафос будущего. — М., 1963. — С. 296-306.

23. Клибанова О. Медленное чтение — это особый вид творчества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lawinrussia.ru/node/70224 (Дата обращения: 01.12.2014).

24. Книпович Е. О творчестве Эриха Марии Ремарка // Ремарк Э.М. Возвращение; Тени в раю. [Текст] / Е.О. Книпович. — Ставрополь, 1987.

25. Ковынева, Е.А. Поэзия Э.М. Ремарка в русских переводах. [Текст] / Е.А. Ковынева. — Владивосток, 2011.

26. Копелев Л. Победа и поражение Ремарка // Сердце всегда слева. – М., 1960. – С. 364-392.

27. Коробов, Е.Т. Понимание как дидактическая проблема. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazine.mospsy.ru/nomer11/s10.shtml (Дата обращения: 30.11.2014).

28. Корст, Н.О. Очерки по методике анализа художественных произведений. [Текст] / Н.О. Корст — М., 1963.

29. Кулиш С. Взглянуть по-новому // Ремарк Э.-М. Три товарища. [Текст] / С. Кулиш. — Ташкент, 1990.

30. Купина Н. Филологический анализ художественного текста. [Текст] / Н.Купина, Н. Николина. — М., 2011.

31. Лекомцева, Н.В., Нартов К.М. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://royallib.com/read/avtor_neizvesten/vzaimosvyazi_otechestvennoy_i_zarubegnoy_literatur_v_shkolnom_kurse.html#0. (Дата обращения: 30.11.2014).

32. Ломакина, Н.Н. Немецкая литература конца XIX — первой половины XX века. [Текст] / Н.Н. Ломакина. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. — 23 с.

33. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста. [Текс]/ Ю.М. Лотман. — М.: Искусство, 1970.

34. Луков, В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. [Текст] / В.А. Луков. — М. Академия, 2003.

35. Лурье С. Образы немецких эмигрантов в последней работе Ремарка «Земля обетованная» // Зарубежная литература. [Текст] / С. Лурье. 2000. №10.

36. Майман, Р. Р. Практикум по методике преподавания литературы. [Текст] / Р.Р. Майман. — М., 1985.

37. Мамонтов, А.С. Проблемы восприятия и понимания текста. [Текст] / А.С. Мамонтов. — М., 1984.

38. Маранцман, В.Г., Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы. [Текст] / В.Г. Маранцман, О.Ю. Богданова. — Т. 1, 2. — М., 1995.

39. Мартон, Рут: «Береги себя, мой ангел» (Интимный портрет писателя) — Рут Мартон — М.:Арт - Флекс, 2001. — 192с.

40. Матвеев, М.А. Литературная ситуация периода Веймарской республики как контекст творчества Э.М. Ремарка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.em-remarque.ru/library/literaturnaya-situaciya-perioda-veimarskoy-respubliki.html (Дата обращения: 30.11.2014).

41. Махмудов Ш. Филологический анализ художественного текста. [Текст] / Ш. Махмудов, Н. Шанский. — М., 2013.

42. Морев, Д.А. Берлин как текст в метаромане В.В. Набокова и Э.М. Ремарка. [Текст] / Д.А. Морев. М., 2008. 193 с.

43. Мощенская, Л.Г. Медленное чтение: «за» и «против». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bsu.by/Cache/pdf/216703.pdf (Дата обращения: 30.11.2014).

44. Николаева, Т.С. Творчество Ремарка-антифашиста. [Текст] / Т.С. Николаева. — Саратов, 1983.

45. Новиков, Л.А. Искусство слова. [Текст] / Л.А. Новиков. — М.: «Педагогика», 1991.

46. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.

47. Петелин Г. О Ремарке и ремаркизме // Дон. — 1961. — № 4. — С. 160-169.

48. Пинковский, В.И. Жанровая структура романа Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.em-remarque.ru/library/vek-remarka7.html (Дата обращения: 30.11.2014).

 

49. Подгрушняя, О.С. Исследовательская деятельность на занятиях элективного курса (на примере романа Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен»). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/632119/ (Дата обращения: 30.11.2014).

50. Поляков, М.Н. Вопросы поэтики и художественной семантики. [Текст] / М.Н. Поляков. — М.: Сов. писатель, 1986.

51. Поповская Л. Лингвистический анализ художественного текста в вузе. [Текст] / Л. Поповская. — М., 2006.

52. Поршнева, А.С. Пространство эмиграции в романном творчестве Э.М. Ремарка. [Текст] / А.С. Поршнева. Екатеринбург, 2010. 256 с.

53. Похаленков, О.Е. Концепт «враг» в творчестве Эриха Марии Ремарка и советской «лейтенантской прозе» 1950-60-х гг. [Текст] / О.Е. Похаленков. — Смоленск, 2011. — 224 с.

54. Проблематика и поэтика литературы XX века // Мировая литература в контексте культуры. — Пермь, 2010.

55. Пронин, В.А. История немецкой литературы. [Текст] / В.А. Пронин. — М.: Издательство: Университетская книга; Логос, 2007. — 384 с.

56. Ревзина, О. Г. Методы анализа художественного текста // Структура и семантика художественного текста. [Текст] / О.Г. Ревзина. — М., 1998.

57. Ремарк, Э.М. Жизнь взаймы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://loveread.ws/view_global.php?id=3324 (Дата обращения: 30.11.2014).

58. Ремарк, Э.М. На Западном фронте без перемен. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/REMARK/front.txt (Дата обращения: 30.11.2014).

59. Ремарк, Э.М. Триумфальная арка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://loveread.ws/view_global.php?id=3331 (Дата обращения: 30.11.2014).

60. Ремарк, Э. М. Эпизоды за письменным столом. — М.: Вагриус, 2003. 367 с.

61. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения. — М., 1985.

62. Склейнис, Г.А. Системность романного творчества Э.М. Ремарка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.em-remarque.ru/library/vek-remarka3.html.

63. Стул, Т.Г. Методика обучения пониманию художественного текста на основе модели взаимодействия позиции автора и читателя. [Текст] / Т.Г. Стул. — Тамбов, 2002.

64. Сурков, А.А. Краткая литературная энциклопедия/ Ред. А.А.Сурков. — М.: Сов. энциклопедия, 1975. – (Энциклопедии. Словари. Справочники.).

65. Сучков, Б.Л. О книгах Э.М. Ремарка // Лики времени. – Т. 2. – М., 1976. – С. 139-174.

66. Фадеева, О.М. Афористика Э.М. Ремарка и проблемы ее воссоздания в русских переводах. [Текст] / О.М. Фадеева. — Магадан, 2003. — 210 с.

67. Фрадкин И. Ремарк и споры о нем. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.em-remarque.ru/library/remark-i-spory-o-nem.html.

68. Харитонов М. Герой в поисках опоры // Ремарк Э. М. Триумфальная арка. Жизнь взаймы: Романы. – Кишинев, 1987.

69. Чайковская, Л.И. Проза Э.М. Ремарка в студенческой аудитории (заметки преподавателя-практика). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.em-remarque.ru/library/vek-remarka13.html (Дата обращения: 30.11.2014).

70. Чайковский Р. Век Ремарка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.em-remarque.ru/library/vek-remarka.html (Дата обращения: 30.11.2014).

71. Штернбург В. Как будто все в последний раз: Отрывки из книги о жизни и творчестве Эриха Марии Ремарка. // ИЛ, 2000. — № 3. — С. 19.

 

Ссылки на электронные ресурсы

 

72. Официальный сайт творчества Э.М. Ремарка // http://emremarque.ru/ http://www.em-remarque.ru/.

73. Доценко, Е. Ю. Социально-философские идеи в творчестве Э. М. Ремарка // http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum./Grani/2009_3/F4.pdf.

74. Калинин, Е.А. Ремарк (Remarque, Remark) Эрих Мария (1898-1970) // В сборнике: литературная энциклопедия русского зарубежья(1918-1940). Главный редактор и составитель А.Н.Николюкин. Москва, 2003. С. 10-14 // НЭБ. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=18078925.

75. Курмачёва, Я.Ю., Поршнева А.С. Карнавальные образы в романе Э.М.ремарка «На западном фронте без перемен» //Мировая литература в контексте культуры. 2010. № 5. С. 74-76. // НЭБ. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=18107065.

76. Методические материалы / Преподавание литературы / «Урок литературы в 11-м классе. Аксиологическая проблематика романа Э.М. Ремарка На Западном фронте без перемен» // http://area7.ru/metodic-material.php?10801.

77. Морозов, В.С. 99.03.021. Век Ремарка: сборник статей. - Магадан: Кордис-1998. — 78 с. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. Реферативный журнал. 1999. № 3. С. 148-153. // НЭБ. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=8971446.

 

Интервью и публикации

 

78. Васильева; авт. примеч. Т. Ф. Шнайдер. — Москва: Гудьял-Пресс, 1999. — 478 с. — (Гранд Либрис). — ББК И (Нем).

79. Ковынева, Е.А. Диссертационное исследование «Поэзия Э.М. Ремарка в русских переводах».

80. Мердок Б. Новый взгляд на творчество Эриха Марии Ремарка. Немецкий литературно-критический журнал. «Текст+Критика» 2001 год.

81. Ремарк, Э. М. «Тенденциозны ли мои книги?» (1932 г.).

82. Ремарк, Э.М. «Существенные и мелкие иронические моменты в моей жизни. Интервью с самим собой» (1966 г.).

83. Семенов Б. «Пикантные подробности. Ремарк», 2010 год.

84. Шнайдер, Т.Ф. Три товарища [Текст]: [роман]; Враг: [рассказы]; Воинствующий пацифист: (письма, ст., интервью): [пер. с нем.] / Э. М. Ремарк; предисл. В. Васильева.

85. Эггебрехт А. «Разговор с Ремарком» (1929 г.).

86. Письма к Марлен Дитрих «Скажи мне, что ты меня любишь».

 

Художественная литература

 

87. Жизнь взаймы. Том 8. — М.: АО «ВИТА-ЦЕНТР», 1992, 192 с.

88. На западном фронте без перемен. Том 1. — М.: АО «ВИТА-ЦЕНТР», 1991, 192 с.

89. Три товарища. Том 3. — М.: «ВИТА-ЦЕНТР», 1992 г.,414 с.

90. Триумфальная арка. Том 5. — М.: АО «ВИТА-ЦЕНТР», 1992, 448 с.

91. Сборник стихотворений (1988 г.).

 

 

Приложения

Анкета

1. Знакомо ли вам имя Э.М. Ремарк?

А) да

Б) нет

В) слышал, но не очень представляю

2. Кто это Э. М. Ремарк?

3. Что вы слышали о Э.М. Ремарк, творчестве этого человека?

А) слышал, знаю (продолжите):

Б) хотел бы узнать (перечислите, что):

В) ничего не слышал

Г) не проявляю интереса

4. Какие книги Э. М. Ремарка вы читали?

А) перечисление:

Б) не читал

5. А) Вспомните и назовите писателей (русских/зарубежных), изображающих будни войны. Мучения людей на фронте.

Б) Вспомните и назовите писателей (русских/зарубежных), кто писал об эмиграции.

6. Как вы думаете, какие темы затрагиваются в романах Э.М. Ремарка? (нужное подчеркнуть)

война; эмиграция; любовь; товарищество; одиночество

7. Назовите произведения русских или зарубежных авторов, где в центре внимания стоит тема одиночества.

8. Какие качества в человеке вы цените?

9. В романах Э.М. Ремарка действуют такие непреложные понятия, как честь, свобода, любовь, вера в товарищество.

Что эти понятия для вас значат?

Честь –

Свобода –

Любовь –

Вера –

Товарищество –

10. В романах Э.М.Ремарка прослеживается ненависть к фашизму и милитаризму.

Дайте свое толкование данным понятиям.

Фашизм –

Милитаризм –

11. Знакомы ли вам следующие названия:

(нужное подчеркнуть, указать галочками знакомое):

А) да;

Б) нет

В) частично

«Триумфальная арка»

«Жизнь взаймы»

«На западном фронте без перемен»

«Время жить и время умирать»

«Три товарища»

«Возвращение»

12. С чем у вас ассоциируется название «Триумфальная арка»?

13. Как вы понимаете словосочетание «Жизнь взаймы»?

14. Дайте определение слову «эмиграция»

15. Знаком ли вам термин «потерянное поколение»? Объясните его.

16. Выделите цитаты (галочками), которые близки вам:

«Пока человек не сдается, он сильнее судьбы»

«Чем примитивнее человек, тем более высокого он мнения о себе»

«То, чего не можешь заполучить всегда кажется лучше того, что имеешь. В этом состоит романтика и идиотизм человеческой жизни»

«О счастье можно говорить минут пять, не больше. Тут ничего не скажешь, кроме того, что ты счастлив. А о несчастье люди рассказывают ночи напролет»

«Счастье быть вместе по-настоящему испытывает лишь тот, кто подолгу оставался один»

«Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки»

«Все, что можно уладить с помощью денег, обходится дешево»

«И что бы с вами ни случилось – ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным»

«Все проходит – это самая верная истина на свете»

«Свободен лишь тот, кто утратил все, ради чего стоит жить»

«Кто ничего не ждет, никогда не будет разочарован»

«У меня такое чувство, будто я оказалась среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае, они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни»

«Неужели, чтобы что-то понять, человеку надо пережить катастрофу, боль, нищету, близость смерти?»

17. Какие темы вы увидели в данных цитатах? Перечислите их.

18. Назовите имена героев Э.М.Ремарка, которые вам запомнились. Если не читали, то:

Какими вам представляются герои книг Э.М. Ремарка?

19. Что вас больше интересует: описание масштабных событий или состояние конкретного человека в период времени? Объясните свой выбор.

20. Слышали ли вы об экранизации романов Э.М. Ремарка, постановке пьес по творчеству

Э. М. Ремарк? Какие фильмы, спектакли вы смотрели по одноименным произведениям Э.М. Ремарка?

 

2 часть

Работа с текстом (фрагменты из произведений Э.М. Ремарка «Жизнь взаймы» и «Триумфальная арка»)

 

Фрагмент №1

(из романа «Жизнь взаймы»)

 

Лилиан закрыла дверь и пошла по коридору. Она знала комнату номер семь. Это была маленькая комнатушка, и находилась она рядом с грузовым лифтом. В нее переносили покойников — оттуда их удобнее было спускать на лифте. «Совсем как чемоданы», — подумала Лилиан Дюнкерк. А потом все кругом вымывали мылом и лизолом, чтобы от мертвых не осталось ни малейшего следа.

Лилиан Дюнкерк снова оказалась у себя в комнате. В трубах центрального отопления что-то гудело. Все лампы были зажжены.

«Я схожу с ума, — подумала она. — Я боюсь ночи. Боюсь самой себя. Что делать? Можно принять снотворное и не гасить свет. Можно позвонить Борису и поговорить с ним».

Она протянула руку к телефону, но не сняла трубки. Она знала, что он ей скажет. Она знала также, что он будет прав; но какая в том польза, даже если знаешь, что другой прав? Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав.

Лилиан устроилась в кресле у окна.

«Мне двадцать четыре года, — думала она, — столько же, сколько Агнес. Но Агнес умерла. Уже четыре года, как я здесь, в горах. А перед тем четыре года была война. Что я знаю о жизни? Разрушения, бегство из Бельгии, слезы, страх, смерть родителей, голод, а потом болезнь из-за голода и бегства. До этого я была ребенком. Я ужа почти не помню, как выглядят города ночью. Что я знаю о море огней, о проспектах и улицах, сверкающих по ночам? Мне знакомы лишь затемненные окна и град бомб, падающих из мрака. Мне знакомы лишь оккупация, поиски убежища и холод. Счастье? Как сузилось это беспредельное слово, сиявшее некогда в моих мечтах. Счастьем стали казаться нетопленная комната, кусок хлеба, убежище, любое место, которое не обстреливалось. А потом я попала в санаторий».

Лилиан пристально смотрела в окно. Внизу, у входа для поставщиков и прислуги, стояли сани. Это были сани крематория. Скоро вынесут Агнес Сомервилл. Год назад она подъехала к главному входу санатория — смеющаяся, в мехах, с охапками цветов; теперь Агнес покидала дом через служебный вход, как будто не уплатила по счету. Всего шесть недель назад она вместе с Лилиан еще строила планы отъезда. Отъезд! Недостижимый фантом, мираж.

Зазвонил телефон.

Помедлив, она сняла трубку.

— Да, Борис. — Она внимательно слушала. — Да, Борис. Да, я веду себя разумно… да, я знаю, что нам это только кажется, потому что мы все тут живем вместе… да, многие вылечиваются… да, да… новые средства… да, процент людей, умирающих внизу, в городах, гораздо выше… да, я знаю, что в войне погибли миллионы… да, Борис, но для нас это, вероятно, было слишком много; мы видели чересчур много смертей, да, я знаю, что надо привыкнуть, но для некоторых это, наверное, невозможно… да, да, Борис, я веду себя разумно… обязательно… нет, не приходи… да, я тебя люблю, Борис, конечно…

Лилиан положила трубку.

— Вести себя разумно, — прошептала она и взглянула на часы.

Было около девяти. Ей предстояла нескончаемая ночь.

Она поднялась. Только бы не остаться одной! В столовой еще должны быть люди.

 

Фрагмент №2

(из романа «Триумфальная арка»)

 

– Ничего от этого не изменится. – Она посмотрела на него. – Что со мной? Что со мной, любимый?.. Может быть, дождь? Или эта промозглая мгла? Иной раз кажется, будто лежишь в гробу. Тонешь в серых предвечерних часах. Только что в этом маленьком ресторане я забыла обо всем, я была счастлива с тобой… Зачем ты заговорил о том, что люди покидают друг друга? Ничего не хочу об этом знать, ничего не хочу слышать! Это нагоняет тоску, вдруг возникают беспокойные видения, хочется куда-то бежать… Я знаю, ты не хотел сказать ничего плохого, но мне больно. Очень больно. А тут еще дождь и темнота. Тебе это не знакомо. Ты сильный.

– Сильный? – переспросил Равик.

– Да.

– Откуда ты знаешь?

– Ты никогда ничего не боишься.

– Я уже ничего не боюсь. Это не одно и то же, Жоан.

Не слушая его, она широкими шагами ходила из угла в угол, и казалось, комната для нее слишком мала. Она всегда ходит так, словно идет навстречу ветру, подумал Равик.

– Я хочу бежать от всего, – сказала она. – От этого отеля, от ночного клуба, от липких взглядов. Только бы уйти! – Она остановилась. – Равик, неужели мы должны жить так, как живем сейчас? Разве мы не можем жить как другие люди, которые любят друг друга? Проводить вместе вечера, иметь собственные вещи, наслаждаться покоем… Не сидеть вечно на чемоданах, забыть эти пустые дни в гостиничных номерах, где чувствуешь себя такой чужой…

Лицо Равика казалось непроницаемым. Вот оно, подумал он, нисколько не удивившись. Он давно ждал такого разговора.

– Жоан, ты и в самом деле считаешь, что мы сможем так жить?

– А что нам мешает? Ведь у других все это есть! Им тепло, они всегда вместе, живут в своих квартирах… Закроешь дверь – и конец беспокойству, оно уже не просачивается сквозь стены, как здесь.

– Ты в самом деле так считаешь? – повторил Равик.

– Конечно.

– Маленькая уютная квартирка с маленьким уютным обывательским счастьем. Маленький уютный покой на краю вулкана. Ты в самом деле считаешь это возможным?

– Можно бы подыскать другие слова, – печально проговорила она. – Не такие презрительные. Когда любят, находят иные слова.

– Не в словах дело, Жоан. Неужели ты всерьез так думаешь? Ведь мы не созданы для такой жизни.

Она остановилась перед ним.

– Неправда, я создана.

Равик улыбнулся. В его улыбке были нежность, ирония и грусть.

– Нет, Жоан, – сказал он. – И ты не создана для нее. Ты – еще меньше, чем я. Но главное не в этом. Есть и другая причина.

– Да, – заметила она с горечью. – Я знаю.

– Нет, Жоан. Не знаешь. Но я скажу тебе. Пусть все будет ясно. Так лучше.

Она все еще стояла перед ним.

– Скажу все в двух словах, – продолжал он. – А после не расспрашивай меня ни о чем.

Она ничего не ответила. Внезапно лицо ее стало пустым, таким же, каким было прежде. Он взял ее за руку.

– Я живу во Франции нелегально, – сказал он. – У меня нет документов. Вот почему я никогда не смогу снять квартиру, никогда не смогу жениться, если полюблю. Для этого нужны удостоверения и визы. У меня их нет. Я даже не имею права работать. Разве что тайком. Я никогда не смогу жить иначе, чем теперь.

Она смотрела на него широко раскрытыми глазами.

– Это правда?

Он пожал плечами.

– Тысячи людей живут примерно так же. Это ни для кого не секрет. Вероятно, и для тебя… Я лишь один из тысяч. – Он улыбнулся и отпустил ее руки. – Человек без будущего, как говорит Морозов.

– Да… но…

– В сущности, мне не так уж плохо. Я работаю, живу, у меня есть ты… Все остальное несущественно.

– А полиция?

– Ее это не особенно занимает. Если я случайно попадусь, меня вышлют. Только и всего. Но это маловероятно. А теперь позвони в «Шехерезаду» и скажи, что сегодня ты не придешь. Пусть нынешний вечер будет наш. Целиком наш. Скажи, что заболела. Если понадобится справка, нам поможет Вебер.

Она не двигалась с места.

– Вышлют, – сказала она, словно только сейчас начиная понимать его. – Вышлют… Из Франции… И ты не будешь со мною.

 

Вопросы к тексту

 

1. Что объединяет эти два фрагмента?

2. Какова основная мысль каждого из фрагментов?

3. Какое время (истории, суток) описывается в каждом из фрагментов? (военное/послевоенное?)

4. Можно ли назвать Э.М. Ремарка писателем-философом? Почему? Приведите указания на философские рассуждения и образы в прочитанном (ых) фрагменте (ах).

5. Какой тип героя описан в каждом из фрагментов?

6. Как относится Э.М.Ремарк к героям? Сохранили ли они человечность в страшных условиях времени или обстоятельства ожесточили сердца героев?

7. Как вы думаете, почему Э.М. Ремарк изображает не грандиозные сцены, а описывает душевное состояние человека на этом фоне?

8. Какие эпизоды, детали (назовите их) из прочитанных фрагментов наиболее ярко описывают время, в котором живут герои?

9. Как вы думаете, о чем бы писал Э.М.Ремарк, живя в наше время?

10. Какими вы видите героев? Какие чувства они у вас вызывают?

11. Заинтересовали ли вас:

А) эти фрагменты

Да/нет

Б) творчество и личность писателя

Да/нет


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.042 сек.)