|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ю.Н. Макарычев, литературоведОн близок Пушкину с его всезнанием и мудростью, Грину с его неизлечимой мечтательностью, Гаршину с его предельной символичностью
Другие цитаты и афоризмы из романов писателя могут быть написаны на листах ватмана или распечатаны на компьютере и прикреплены к доске перед уроком. Приведем несколько примеров таких цитат
О жизни Жизнь – это парусная лодка, на которой слишком много парусов, так что в любой момент она может перевернуться
О счастье Только несчастный знает, что такое счастье. Счастливец ощущает радость жизни не более, чем манекен: он только демонстрирует эту радость, но она ему не дана. Свет не светит, когда светло. Он светит во тьме
О любви Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки
О человеке Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы
Такого рода работа создает благоприятную атмосферу в классе и позитивно скажется на настрое школьников. Домашним заданием было каждому ученику подготовить краткое сообщение об одном из периодов жизни Э.М. Ремарка, нескольким продвинутым ученикам — рассмотреть основные вехи писателя из его статьи «Существенные и мелкие иронические моменты моей жизни. Интервью с самим с собой». Наша главная цель – подготовить учащихся к восприятию мировоззренческих идей писателя. Поэтому такие его вехи, как детство, следует осветить кратко в течение двух-трех минут. Да и то, для того, чтобы подвести учеников к главному эпизоду жизни писателя (участие Ремарка в военных событиях), что послужило толчком к написанию его самого известного романа «На западном фронте без перемен». Правда разговор о становлении Ремарка следует начать с воспоминаний о юношеских годах: «Мои мечты не встречали понимания ни дома, ни в школе, не нашлось и умного советчика, когда пробовал сориентироваться в мире книг. Невозможно было представить себя в будущем никем иным, кроме как почтмейстером, учителем или аптекарем». Первый урок, посвященный творчеству Ремарка, начинается со вступительного слова учителя: «Сегодня мы будем говорить о Ремарке – великом немецком писателе и мыслителе, о его творчестве. Как мы увидели из представленных афоризмов, основные темы, о которых он пишет, это любовь и война. Итак, тема сегодняшнего урока: «Интервью с Ремарком». Известно, что произведениям Ремарка свойственен глубокий автобиографизм. Вспомним замечательную фразу Антуана Сент-Экзюпери: «Прежде, чем писать, надо жить». И для того, чтобы лучше познакомиться с Ремарком мы проведем интервью с ним. Сегодня каждый из вас сможет выступить в роли Ремарка, так как лучше писателя о себе никто не скажет, каких бы авторитетных мнений мы ни касались». На наш взгляд, на первом уроке необходимо задействовать как можно больше учащихся. Поэтому урок, на котором учитель будет монотонным голосом рассказывать определенные вехи биографии писателя, перебивая свой рассказ выступлениями учеников в виде докладов, будет скучным и неинтересным. Таким образом, учитель задает вопросы классу, и ученики, каждый в роли Ремарка, опираясь на подготовленный дома материал, принимают участие в интервью. Учитель Известно, что на вашу биографию наложила отпечаток вся история XX столетия: детство и юность в кайзеровское время, Веймарская республика, и годы изгнания, проведенные в США и Швейцарии. Расскажите сначала немного о себе, о своем детстве и увлечении литературой. Ученик 1 Мое имя Пауль. Я родился в провинциальном городе Оснабрюке. Именно Оснабрюк стал в последующем прототипом улиц, площадей, домов моих ранних романов. Отец мой был книгопечатником. Читал я много и без разбору, и в основном книги, которые приносил отец для переплета. Учитель Почему вы изменили свое имя? Ученик 1 В память о своей матери Марии, меня потрясла ее ранняя смерть. Учитель Ходят слухи и о вашей фамилии, что ваша настоящая фамилия это Крамер, обратное прочтение Ремарк, так ли это? Ученик1 Нет, я не был ни евреем, ни левым. Я был воинствующим пацифистом. Учитель А что значит словосочетание «воинствующий пацифист»? Ученик 1 «Воинствующий пацифист» это значит гуманист, который осуждает военный действия. Учитель Расскажите о начале вашего писательского пути. Ученик 2 Первые мои книги вышли в 1918 году. Это были сборники рассказов, эссе, пьесы «Последний акт», «Последняя остановка», «Глаз как активный искуситель», «Враг», «Безмолвие вокруг Вердена», «Карл Брегер во Флери» и другие. Первые мои романы это «Приют грёз» (1920), «Гэм» (1926) и «Станция на горизонте» (1927). Учитель А о чем ваши первые романы? Ученик 2 Это легкие романы о юности, любви, дружбе, азарте, гонках. Я бы сказал, что это была лишь попытка начать писать, только средство для написания серьезной прозы. Учитель А какой роман отличается от других? Ученик 2 Роман «Приют грёз». Он посвящён памяти Фрица Харстермайера и Лючии Дитрих. В нём тема войны, которая в последствии стала одной из центральных в моих романах не затрагивается, зато эта книга наполнена стихотворениями немецких классиков и размышлениями о любви. Учитель А вы сами писали стихотворения? Ученик 3 Да, именно со стихотворений я начинал. Ученик зачитывает стихотворение «Он пал под Можайском». Учитель А какой ваш роман считается самым популярным? Ученик 4 Это роман «На западном фронте без перемен». В 1929 году он стал бестселлером и принес мне мировую славу. Учитель Что стало толчком к написанию этого романа? Ученик 4 Первая мировая война: в ноябре 1916 года я прерываю учебу и меня призывают в армию, где я попадаю в «землекопную» роту. На Западном фронте я оказался рядовым. Я чинил разрушенные рельсовые пути, прокладывал телефонные линии, устанавливал заграждения из колючей проволоки. Потом, пробыв 50 дней на передовой, я получил осколочное ранение в левую ногу, правую руку и шею, и был госпитализирован. Учитель Как изменился ваш взгляд на войну? Ученик 5 Когда меня только призвали, я обрадовался, что наконец-то пришел конец моей рутинной жизни, я тогда работал учителем. Я даже пишу статью в патриотическом духе для местной газеты. Но после войны я стал другим. Война нанесла мне не только физическую травму – домой я вернулся опустошенным. Мы не знали за что и против кого боремся. Побывав на фронтах Первой мировой войны, я был потрясен ее жестокостью и долго не мог войти в колею обычной жизни. Учитель А что с вами было после войны? Ученик 6 Я тогда перепробовал много профессий: давал уроки игры на пианино, был инструктором в автошколе, работал приказчиком, бухгалтером, даже – продавцом надгробий, но ни одна из профессий меня не привлекла, кроме того, пережитое на войне не давало покоя. И я решил писать, работая сначала журналистом. Учитель Пушкин был членом тайного сообщества «Зеленая лампа», Достоевский был участником кружка М.В. Петрашевского, а состояли ли где вы? Ученик 6 Да, перед тем, как я стал участником военных действий, в 1915 году, я посещал «Кружок мечтаний». Там собирались такие же начинающие поэты и писатели. В этом кружке мы читали свои стихи, рассуждали о смысле жизни. Учитель Почему нацисты жгли ваши книги? Они жгли не только мои книги, но и книги Манна, Фейхтвангера, Брехта. Наши книги не соответствовали новой германской идеологии. Национал-социализм, пришедший к власти в Германии, стремительно набирал обороты. А все наши книги были против войны. Мы считали, что любая война – это трагедия, такая трагедия, которая продолжается и после войны. Именно поэтому на премьере фильма «На западном фронте без перемен» произошел скандал, а после выхода «Трех товарищей» я был лишен гражданства. Учитель Какие ваши книги были экранизированы? Участвовали ли вы сами в съемках фильма? Ученик 8 По моим романам сняты фильмы «На западном фронте без перемен», «Возвращение», «Три товарища» и другие. Сам я принимал участие только в одной экранизации по своему роману «Время жить и время умирать», сыграв эпизодическую роль профессора Польмана. Учитель Что для вас главное в жизни? В чем вы видите смысл? Ученик 9 Это стремление к искренности, добру, любви, товариществу, то, что заложено в каждом из нас изначально (цитата, подтверждающая слова) Учитель подтверждает слова учащихся другим примером. Учитель Вспомним здесь слова Достоевского «Каждый человек нравственно ответственен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христа и своим страданием стараться искупить хоть сколько-нибудь грехи всех». Отдавая образ «благородного индивидуалиста», «романтика, избавившегося от иллюзий» один из героев Ремарка говорит, что «люди усматривают смысл в том, чтобы быть владельцем магазина, мужем и отцом». Таким образом, по мнению писателя, самое нежелание задуматься над мерой собственной ответственности за судьбу мира со временем стало социальной базой фашизма. По ходу изучения биографии писателя, учитель показывает на интерактивной доске обложки книг писателя разных издательств, ученики по одному прочитывают краткое содержание романов под ними (см. приложения). Подводя итоги, учитель просит учеников закончить предложения, начиная со слов: Итак, кратко ознакомившись с жизнью и творчеством немецкого писателя Э.М. Ремарка, можно заметить, что основные повороты его жизни нашли отражение в его романах. Как мы узнали, это… Ученики Женщина, больная туберкулёзом, война, эмиграция, «богемная жизнь». Учитель Ремарк поднимает в своих романах такие вечные темы и непреходящие ценности, как… Ученики Любовь, дружба, товарищество. Учитель То есть, можно сказать, что темы, поднятые Ремарком, актуальны и в наше время. В конце занятия ученики пишут сочинение «Ремарк как писатель современности». Таким образом, опираясь на биографию писателя, учащиеся скорее всего по-иному начнут воспринимать произведения писателя (не как культ алкоголя). Правда, как показал констатирующий эксперимент, проведенный нами еще перед изучением биографии, именно эта сторона книг (после философии, психологии писателя) чаще всего подталкивает учащихся на дальнейшее изучение творчества писателя. Однако, после изучения трех романов, рассмотрев произведения в историко-литературном контексте, у учащихся, возможно, появится совершенно другое представление. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |