АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Европейской культуре

Читайте также:
  1. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  2. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  3. III. МЕСТО В КУЛЬТУРЕ
  4. Билет 31. Великие географические открытия и начало колониальной европейской колониальной экспансии.
  5. Век в русской культуре
  6. Вопрос 18. Становление западноевропейской системы призрения лиц с отклонениями в развитии
  7. Геродот – отец европейской истории
  8. Геродот – отец европейской истории – с. 52-55
  9. Двадцатый век в американской художественной культуре
  10. Две культуры в каждой национальной культуре
  11. Диалог славянофилов и западников в русской философии и культуре XIX века.

В истории период Средневековья в Западной Европе датируют V – XV вв. Средневековая европейская философия – это христианская философия. А христианская философия начинает зарождаться уже в І в.

Условно европейскую христианскую философию можно разделить на три неравномерных периода: апологетику, патристику и схоластику.

Период апологетики назван по характеру основных произведений данного времени. Апология – это сочинение, направленное на защиту и оправдание кого-нибудь или чего-нибудь, в данном случае христианства. В условиях гонений христианские апологеты, стремились обосновать право своей религии на существование. А, обращаясь к собратьям по вере, они стремились их всячески ободрить, внушить идею исключительности, богоизбранности. Представитель апологетики – Тертуллиан (150 – 220).

Период патристики – это время деятельности так называемых «отцов церкви» – наиболее авторитетных религиозных мыслителей. От латинского «pater» – «отец» и происходит название периода. Самым ярким представителем патристики был Аврелий Августин (354 – 430). Он был вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области не только богословия и общей философии, но и научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений.

Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога возможно вывести из самосознания человека, то есть путём умопостижения, а бытие вещей – из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека – в отношении к Богу. Августин осуществил анализ жизненного пути человека – разработал философскую антропологию. Душа, согласно Августину, – это нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. В учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма – творения душ новорожденных Богом. Августин рассматривает Бога как внематериальный Абсолют, соотнесённый с миром и человеком как своим творением. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца.

Большое влияние на последующую христианскую философию оказало учение Августина о божественной благодати в её отношении к воле человека и о божественном предопределении. Суть этого учения заключается в следующем: без предопределённой божественной благодати человек не может иметь доброй воли.

Период схоластики самый продолжительный из названных. Схоластика – это развитая христианская философия, изучавшаяся в учебных заведениях (названа по слову «sсhola» – «школа»).

Схоластика выступала как служанка богословия. Основными темами рассуждений мыслителей являлись проблема существования Бога, критерии жизнедеятельности человека как подготовки к жизни вечной, спасение души и т.д. Средневековая философия строилась на основе христианских догматов – основоположений христианского вероучения, которые необходимо принимать в силу авторитета того, от кого они получены (Бога или церкви). Разум, на котором всегда строится философия, подчинялся вере.

В процессе развития схоластики сформировались два основных направления: реализм и номинализм. Причина расхождений между ними – спор о природе универсалий, то есть общих понятий.

Согласно реалистам (пример – взгляды Ансельма Кентерберийского (около 1033 – 1109)) универсалии существуют реально, образуя самостоятельный мир бестелесных сущностей, первичных по отношению к единичным предметам.

По мнению номиналистов (пример – взгляды Иоанна Росцелина (около 1050 – около 1122)), реально существуют только единичные вещи, а общие понятия – это их названия, имена (по-латински – «nomina»). Согласно радикальному номинализму – концептуализму – общее существует только в языке. Также существовали «переходные» формы: умеренный реализм и умеренный номинализм, своего рода «примирительные» позиции.

Наиболее известным представителем средневековой христианской философии является Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274). В ХІІІ веке в Европу, через арабские переводы «вернулось» учение Аристотеля. Возникла необходимость соединить перипатетизм (аристотелизм) с христианским вероучением. Наиболее успешную попытку совершил Фома.

Он заимствовал у Аристотеля его концепцию иерархичного и целостного строения всего сущего. Как и у Аристотеля, иерархия Фомы начинается с материальных форм. Срединное место занимает человек, обладающий материальным телом и нематериальной душой. Выше располагаются нематериальные чистые формы, которых Аквинат называет ангелами и архангелами. У них – своя иерархия, причём каждому уровню соответствует один ангел (повторение связано только с материей). На вершине иерархии мира, согласно Фоме Аквинскому, находится Бог.

Важной проблемой схоластики было доказательство существования Бога. В своё время доказательство предложил Ансельм Кентерберийский. По его мнению, Бог совершенен, а, следовательно, существует. Если представить совершенного, но не существующего Бога, то любой существующий предмет будет более совершенен, чем Бог. А это невозможно. Аквинат отвергает данное доказательство. По его мнению, люди не должны приписывать Богу никаких качеств. Язык, при помощи которого они это делают, способен отражать только человеческие свойства и качества. Бог же во всём во много раз превосходит человека. В своих доказательствах бытия Бога Фома анализирует иерархию существ до той высоты, на которую способен подняться человек. Далее, по его мнению, находится всё то, что принадлежит понятию Бог.

Фома Аквинский предложил пять вариантов доказательства бытия Бога.

1. Доказательство через движение. В мире существует движение. Движение производится тем, что движется и тем, кто является его двигателем. Идя от движимого к двигателю, мы должны необходимо прийти к некоему первому движущему, которое само неподвижно, но движет всё. Это может быть только Бог.

2. Доказательство через производящую причину. Всё, что происходит в мире, имеет причину. Причина производит некоторое следствие, которое само становится причиной, производя новые явления. Идя от следствия к причине, мы приходим к первопричине, которая обусловливает всё. Это может быть только Бог.

3. Доказательство через необходимость. В мире есть вещи случайные и необходимые. То, чего нет, может начать существовать только благодаря тому, что существует необходимо. Если такового нет, то ничего возникнуть не могло. Бесконечности здесь быть не может. Следовательно, должно быть нечто само-по-себе-необходимое, не имеющее причины необходимости в чём-то ещё, но являющееся причиной необходимости прочего. Этим может быть только Бог.

4. Доказательство от степеней бытия. Среди вещей есть более совершенные и менее совершенные. Следовательно, есть некий «критерий» совершенства, красоты, благости. Им может быть только Бог.

5. Доказательство через целевую причину. То, что не может познавать, всё же стремится к некой наилучшей для себя цели. Сами по себе наметить её достижение себе они не могут. Следовательно, существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к своей цели. И это может быть только Бог.

Философия Фомы Аквинского оказала и продолжает оказывать существенное влияние на развитие западной культуры. Осовремененный вариант философии Аквината – неотомизм является официальной философией Римско-католической церкви.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)