АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие культуры

Читайте также:
  1. I. Понятие и значение охраны труда
  2. I. Понятие общества.
  3. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  4. II. Понятие социального действования
  5. А. Понятие жилищного права
  6. А. Понятие и общая характеристика рентных договоров
  7. А. Понятие и признаки подряда
  8. А. Понятие и элементы договора возмездного оказания услуг
  9. А. Понятие и элементы комиссии
  10. А. Понятие и элементы простого товарищества
  11. А. Понятие обязательств из неосновательного обогащения и основания их возникновения
  12. Авторское право: понятие, объекты и субъекты

Существует множество определений культуры. Самое широкое понимание – это всё, произведённое человеком за вычетом природного. Слово «культура» обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности.

Со второй половины XVIII века культура рассматривается как, во-первых, процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству; во-вторых, историческое развитие человеческой духовности, обеспечивающей прогресс человечества (моральное, эстетическое, религиозное, правовое, научное и политическое сознание); в-третьих, автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации.

В исследовании культуры познание шло от отождествления её со всем, что сотворено человеком, к анализу человеческой активности (деятельности, поведения и общения), благодаря которой создаётся надприродная искусственная сфера человеческого бытия.

В процессе становления человека и общества на протяжении длительного времени ведущее место в культуре занимало обеспечение жизненного цикла человека, удовлетворение потребностей самосохранения человеческого рода. Переход от присваивающего к производящему хозяйству актуализировал культуру процесса производства. Для обеспечения технологии деятельности понадобилась культура управления людьми, что обусловило появление власти и государственности. Формировалась культура общественных отношений (экономическая, отношений исторических и социальных общностей людей, брачно-семейных, бытовых, межличностных, отношений общества и личности). Наконец, формировалась культура общественного сознания, проявляющаяся в духовной жизни общества и личности, выражающаяся в культуре знаний, языка, осмысления человеком целей и смысла жизни.

Ф. Нортрон разделил западную и восточную культуры. Для западной характерны интеллектуализм, познание в форме теоретических концепций, для восточной – интуитивное, непосредственное, эмоциональное восприятие мира.

Важнейшими формами культуротворчества выступают мораль, искусство и религия.

Мораль утверждает человечность, сдерживает эксцессы возврата к низшему, животному состоянию, выполняет в качестве «неписанного закона» преимущественно посредством обыденного сознания регулятивную, ценностно-ориентационную и социализирующую функции. Мораль включает в себя нравственные принципы, заповеди, мотивы, цели, чувства, традиции, нормы, взгляды, смысложизненные ориентиры и идеалы, оценки, отношения и поступки.

Человек познаёт, оценивает и преобразует мир не только утилитарно-практически, но эстетически, по законам красоты. Эта способность реализуется в искусстве. Искусство понимается как мастерство, умение и как творческая деятельность по созданию произведений в эстетически выразительных формах.

Религия пытается продуцировать смыслы целостности космоса, социума и отдельного человека, объясняет становление мира, горизонты духовной связи человека и абсолюта. Религия содействует выходу человека за пределы узкоземного существования, способствует социальной интеграции.

Выделяются основные модели культуры. «Натуралистическая» сводила культуру к предметно-вещественным формам её проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах). «Классическая» как бы освобождает человека от зависимости от природы и Бога, и он предстаёт как творец культуры, развивающий свои духовные возможности на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма. В материалистическом истолковании культура – это создание материальных условий для всестороннего развития человека (XIX век). «Неклассическая» модель ориентирована на повседневную жизнь человека. В «постмодернистской» модели обращается внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека и отвергает попытки свести различные проявления культуры к какой-то первооснове.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)