АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Истории

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. III. Методологические основы истории
  3. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  4. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
  5. XX ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
  6. Аксиология в истории методологической мысли
  7. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  8. АНЕКДОТЫ, ИСТОРИИ ОТ ОШО
  9. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции
  10. АРХИВНЫЕ ФОНДЫ ПО ИСТОРИИ КНИГИ
  11. Билет 1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения
  12. Билет 30. Понятие «Нового времени», Проблемы периодизации истории Нового времени.

Теорию общественно-экономических формаций разработал К. Маркс. Он стремился найти объективный закон, по которому развивается человечество и который был бы таким же строгим, как законы естествознания. По Марксу, общество развивается благодаря смене стадий качественных состояний, которые он назвал «общественно-экономическими формациями». Общественно-экономическая формация – это социально-философское понятие, отражающее в обобщённом виде типичное в обществе, повторяющееся в главном и существенном.

Формации отличаются друг от друга, прежде всего, способом производства материальных благ. Маркс выделил три крупные формации в истории человечества: первобытная доклассовая, антагонистическая и будущая коммунистическая (по Марксу, подлинная история человечества). В свою очередь антагонистическая формация делится на две крупные формы. В первую входят азиатский способ производства, античный способ производства и феодальный способ производства. Вторая крупная антагонистическая форма – это капиталистический способ производства. Упрощая данную схему всеобщей истории, советская марксистская наука утвердила пятичленную периодизацию с выделением первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической общественно-экономических формаций.

Структура каждой формации включает базис и надстройку. Понятие базиса как совокупности производственных отношений выражает их социальную функцию как экономической основы общественной жизни. Надстройка – совокупность общественных идей, идеологических отношений и закрепляющих их общественных учреждений и организаций, возникающая на основе определённого экономического базиса, органически связанная с ним и воздействующая на него.

Переход от одного строя к другому связан с многоукладностью, то есть ситуацией, в которой сосуществуют различные типы производственных отношений, представляющие собой либо пережитки прошлого, либо зародыши будущего.

Отмечается, что формационная теория разработана на материале европейской истории и не совсем пригодна для объяснения характера восточного общества. Рассмотрение истории как одновариантного процесса перехода от одной формации к другой – представление, упускающее из виду множественность линий исторического развития.

Цивилизация – совокупность всех форм и видов материального и духовного выражения культурной деятельности человека и общества: техники, форм и способов организации материального производства и духовной жизни, всех видов коммуникации, социальных и политических институтов. Цивилизационный подход в философии истории утверждает сменяемость уникальных человеческих цивилизаций на протяжении развития всемирной истории. Так, Н. Я. Данилевский различал египетскую, китайскую, ассирийско-вавилонско-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, германо-романскую и славянскую цивилизации. В последнее время выделялись более крупные цивилизации, например, Запад и Восток; доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная цивилизации.

При всей уникальности цивилизаций существуют некоторые моменты, общие если не для всех их, то для большинства. Поэтому некоторыми философами утверждается идея, что развитие истории имеет цивилизационно-формационный характер. Понятия цивилизация, формация, культура и человек (человечество) в своих специфических нюансах выражают взаимосвязанные, дополняющие друг друга единые формы бытия социального.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)