АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика познавательного отношения человека к миру

Читайте также:
  1. I.Диагностика самоотношения.
  2. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  3. IV. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  4. YI.3. Сознание и самосознание человека
  5. Абсолютная и относительная масса мозга у человека и антропоидных обезьян (Рогинский, 1978)
  6. Аграрные отношения и формы землевладения. Усиление эксплуатации общинников.
  7. Аграрные отношения. Экономическая и социальная политика Комнинов.
  8. Агрессивность человека
  9. Административно-процессуальные нормы и отношения
  10. Акустические колебания, их классификация, характеристики, вредное влияние на организм человека, нормирование.
  11. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  12. Анатомические (морфологические) признаки наружного строения человека

Познавательное отношение человека к действительности является важным элементом всей системы его отношений к миру. Познание необходимо рассматривать как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной действительности в его сознании. В самом общем виде познание можно интерпретировать как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.

Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.

Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определённых формах. Основные разновидности познания объективной реальности – это: 1) знание как информация об объективном мире природы и общества; 2) знание о внутреннем духовно-психическом мире человека; 3) знание о целях, задачах, программах преобразования природного и социально-культурного мира.

Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания, реализующихся в культуре, таким образом, становление и развитие познания необходимо рассматривать соотносимо с развитием человеческой культуры. В связи с этим к основным формам (видам) духовно-теоретической и духовно-практической познавательной деятельности человека обычно относят обыденное, мифологическое, религиозное, художественно-образное, философское и научное познание.

Обыденное познание формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно-значимого знания. Его специфика состоит в том, что содержание связано с информацией, прежде всего, о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно образным, хотя и с элементами логики. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает здравый смысл, верования, обобщения, личный опыт, закрепляемые в традициях, преданиях и пр., а также интуитивные убеждения и предчувствия.

Обыденные знания позволяют организовать повседневную человеческую деятельность и фундаментальны для человека как природно-социального существа.

Мифологическое познание играло значительную роль на начальном этапе становления человечества. Оно представляет собой фантастическо-художественное постижение реальности. В рамках мифологии человечество закрепляло первые представления о природе и человеке. Особенности мифа – метафоричность и художественная конкретность мышления, антиномичность, восприятие природы в её гармонии и циклическом развитии.

Художественно-образная форма познания (искусство) изначально тесно связана с мифологией, однако, развиваясь, выходит далеко за рамки мифа. Художественно осваивая мир в разных своих видах, искусство (живопись, музыка, литература и др.) одновременно познаёт мир и «творит» его, преобразовывая мир по законам красоты. Основой художественного познания является художественный образ, в котором сочетается рациональное и иррациональное, чувственное и телесное.

Религиозное познание обусловлено идеей противостояния мира божественного и мира человеческого. Религия, как и мифология, содержит в себе многие знания человечества, но не воспроизводит их систематически или теоретически. Важнейшей для неё является проблема истины как откровения, как приобщения к божественному. Религиозное познание базируется на вере, сосредотачивает знание в культе.

Важнейший вид познавательной деятельности – научное познание. Наука в процессах и явлениях изучает общее и необходимое, но так как общее существует только в единичном и через единичное, то случайное и единичное изучаются наукой как средство и путь к постижению общего и необходимого. Научное знание отличает от обыденного логическая организованность, связанность выражаемой в нём истины, а также системность как демонстрация необходимости взаимосвязи его внутренних элементов. По форме научное знание сконцентрировано в общих понятиях.

Философское познание своим основным компонентом имеет духовно-практические ориентиры. Оно стремится сочетать научное и обыденно-личностное. Сочетание научно-теоретического и практически-духовного объясняет специфику философии как уникальной формы познания, цель которой – выработать стратегию человеческой жизни, определить место человека в окружающем мире. Философское познание стремится выразить смысложизненные и ценностные основания человеческого существования.

Развитие познания определяется, в конечном итоге, потребностями общества в целом. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создаёт фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)