|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диалектическая философия Г. Гегеля. Георг Гегель (1770 – 1831) – представитель немецкой классической философииГеорг Гегель (1770 – 1831) – представитель немецкой классической философии. Главной заслугой Гегеля признаётся разработка им диалектики. Диалектический стиль мышления был известен и до Гегеля. Заслуга Гегеля состоит в том, что он разработал целостную диалектическую систему, дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире. Гегель разработал идеалистическую форму диалектики: он рассматривает диалектику категорий, их связи и переходы друг в друга, развитие «чистой мысли» – абсолютной идеи. Он понимает развитие как самодвижение, саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. У него каждое понятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными. Так, возможность в процессе развития превращается в действительность, количество – в качество, причина – в следствие и обратно. Он подчёркивает единство противоположных категорий – формы и содержания, сущности и явления, случайности и необходимости, причины и следствия и т.п. Более того, в ходе своего саморазвития абсолютная идея вынуждена перейти в свою противоположность – стать материальной природой, чтобы затем снова стать духовной (в человеческом духе). Гегель показал внутреннюю противоречивость, взаимопроникновения и переходы «парных категорий». Для него категории и по форме, и по содержанию не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале: они как чистые мысли и ступени развития абсолютной идеи сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей. Раскрывая диалектику категорий как чистых мыслей, будучи убеждённым в тождестве бытия и мышления, Гегель считал, что излагаемая им диалектика категорий проявляется во всех явлениях мира: она всеобща, существует не только для философского сознания, ибо «Всё, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики» Гегель создал фактически непревзойденную до сих пор систему категорий диалектики. Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное. Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Через диалектику категорий он рассматривает механизм действия основных законов диалектики. Вещь есть то, что она есть благодаря своему качеству. Теряя качество, вещь перестаёт быть сама собой, данной определённостью. Количество – это внешняя для бытия определённость, характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорил Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как и красное остаётся красным, будет ли оно светлее или темнее. Подчёркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдельном случае. Другой закон – взаимопроникновения противоположностей – позволил Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностей он видит основной источник развития. Наконец, в законе отрицания отрицания Гегель видел не только поступательное развитие абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезис противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. Гегель рассматривает природу диалектического отрицания, суть которого состоит не в сплошном, тотальном отрицании, а в удержании положительного из отрицаемого. Гегель ввёл диалектику в процесс познания. Для него истина – это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Каждая из исторических ступеней познания, развития науки даёт «картину абсолютного», но ещё ограниченную, неполную. Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Она сохраняет в себе всё богатство предшествующего содержания и отрицает предыдущую ступень, но так, что не теряет ничего ценного из неё. Таким образом, Гегель разрабатывает диалектику абсолютной и относительной истины. Гегель утверждал совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий – это и их диалектика, которая в свою очередь даёт возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т.п.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |