АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия постмодернизма

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

В последней трети ХХ века на Западе возникает новое течение в культуре, в том числе и в философии – постмодернизм. Констатируя упадок тоталитарных идеологий, экстремистско-революционных попыток подчинить ход истории и сопредельных «партизанских» технологий модернизма, постмодернизм выдвигает в качестве главного творческого принципа радикальный плюрализм (множественность) стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры.

Подлинный мир культуры, согласно постмодернизму, лишён привычной для нас иерархичности, деление на «высокое» и «низкое» абсурдно. Все элементы культурного пространства абсолютно самоценны и равнозначны.

Реабилитируя человеческую субъективность, постмодернизм уравнивает в правах факт и фикцию, придаёт особое значение воображению. Вместо понятия истины акцент делается на языковых играх, генерировании метафор.

Постмодернизм интересуется различными формами спонтанного жизненного опыта, довербальными, полувербальными переживаниями реальности как естественным основанием произвольной активности. Считая идею прогресса одним из «мёртвых» мифов рационалистического мышления, постмодернизм рассматривает движение культуры с точки зрения умножения образов и имён, усложнения языка и обогащения смысла.

Наиболее известными представителями философии постмодернизма являются Жак Деррида (1930 – 2004), Жиль Делёз (1925 – 1995), Жан-Франсуа Лиотар (1924 – 1998), Мишель Фуко (в последний период творчества) (1926 – 1984) и др.

Ж.-Ф. Лиотар – создатель концепции «нарратологии». «Нарративы», по Лиотару, – это основная форма «употребления» знания. Это повествовательные структуры, характеризующие определённые типы дискурса (языковая деятельность, языковой мир) в различные исторические периоды. Лиотар выделяет «легитимирующие» макронарративы, цель которых – обосновать господство существующего политического строя, законов, моральных норм, присущего им образа мышления и структуры социальных институтов. Существуют и микронарративы, обеспечивающие целостность обыденной жизни в её повседневном опыте на уровне отдельных первичных коллективов (например, семьи) и не претендующие на позиции власти. Сам дискурс – это метанаррация. В наше время, по Лиотару, макронарративы теряют свою легитимирующую силу. Постоянная смена идеологий подрывает веру в разум, правовую свободу и социальный прогресс. Происходит возврат к самоценности индивидуального опыта на микроуровне. Право на индивидуальный выбор в своей реализации приводит к практике сосуществования множества различных языков, языковых игр, тождество которых невозможно.

Существуют методы обработки языкового материала, посредством которых власть манипулирует языком, присваивая себе его содержание различными способами словоупотребления. Несмотря на зависимость таких правил от контекста истории, «проигравшим» всегда является подчинённый. В сфере коммуникации власть реализуется как технология удержания выгодного для себя «баланса сил».

Ж. Деррида является основателем деконструктивизма, который ставит целью деконструировать метафизику и показать предпосылки бытия как такового. По Деррида, в западной философии бытие первоначально определяется из времени, из момента настоящего – как присутствие. Но сама временность отсылает к пространственным характеристикам, а мгновенность настоящего мыслится через отсутствие, через интервал во времени. Деррида реабилитирует смыслоозначение через опространствливание (времени) и противопоставляет его господствующему овременению (пространства). Последнее ведёт, по Деррида, к логоцентризму и характерно для метафизики. Язык и социум конституируются во взаимоотношении этих двух моментов.

Для описания принципа данной дополнительности Деррида вводит понятие «differance»,включающую в себя: 1) пересмотр самой схемы метафизического мышления, замену бинарной оппозиции (двойного противостояния) парадоксальной структурой самостирающегося знака, «следа следа»; 2) определение способа существования такого знака в бесконечных соотношениях с себе подобными.

Согласно Деррида, нет ничего вне текста. В эту игру присутствия/отсутствия вписан познающий субъект.


Рекомендуемая литература

1. Аналитическая философия: становление и развитие: антология. – М., 1998.

2. Больнов, О.Ф. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. – СПб., 1999.

3. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн // Философские работы: в 2 ч. – М., 1994.– Ч. 1.

4. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М., 1988.

5. Западная философия: итоги тысячелетия: антология. – М., 1997.

6. История современной зарубежной философии: компаративистский подход: в 2 т. – СПб., 1998.

7. История философии: учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001.

8. Камю, А. Миф о Сизифе / А. Камю // Творчество и свобода / А. Камю. – М., 1990.

9. Козловски, П. Культура постмодерна / П. Козловски. – М., 1997.

10. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 1975.

11. Мамардашвили, М.К. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии / М.К. Мамардашвили, Э.Ю. Соловьев, В.С. Швырёв // Философия в современном мире. Философия и наука. – М., 1972.

12. Мир философии: в 2 ч. – М., 1991.

13. Основы философии: от классики к современности. Учеб. пособие. – М., 1998.

14. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М., 1983.

15. Путь в философию: антология. – М., 2001.

16. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери // Сочинения: в 4 т. – СПб., 1994–1997.

17. Рикёр, П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер. – М., 1995.

18. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / Ж.-П. Сартр. – М., 1989.

19. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилве. – М., 2001.

20. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / Ф. Фейерабенд. – М., 1986.

21. Философия эпохи постмодерна. – Минск, 1996.

22. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003.

23. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М., 1997.

24. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для высш. учеб.

25. Чуешов, В.И. Введение в современную философию / В.И. Чуешов. – Минск, 1998.

26. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)