|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Самосознания в ХХ – начале ХХI ввРазвитие отечественной философии в XX столетии во многом определялось социокультурными и идеологическими факторами, доминировавшими в разные периоды. В начале XX в. в отечественной философской и общественно-политической мысли можно выделить три направления: религиозно-идеалистическое, марксистское и национально-возрожденческое. После двух революций 1917 г. появилась реальная возможность национального государственного самоопределения Беларуси. В связи с провозглашением в марте 1918 г. Белорусской Народной Республики, а 1 января 1919 г. – Советской Социалистической Республики Белоруссия (в дальнейшем – БССР), своеобразное продолжение получает и тема национального возрождения, разрабатываемая И. Абдираловичем, В. Самойлой и А. Цвикевичем. Игнат Абдиралович (Кончевский) (1896 – 1923) в своём произведении «Адвечным шляхам» обращает внимание на такую особенность исторической жизни Беларуси, как её срединное географическое положение между Востоком и Западом. Он обращает внимание читателя на то, что белорусы, украинцы и балканские славяне полностью не примкнули ни к Востоку, ни к Западу. Второй особенностью белорусского народа является негативная роль в его истории интеллигенции. Абдиралович констатирует, что в результате утраты связей с чаяниями простых людей, (в давние времена – шляхты, в последнее время – интеллигенции) народ остался сам по себе. Однако, несмотря на это, народ сумел сохранить свой дух. У Абдираловича не возникает иллюзий относительно роли Запада в белорусской истории. Автор говорит, что история свидетельствует о том, что когда западный человек делает вам приятное, это ещё не значит, что с его стороны не будет неприятностей, его поцелуй свидетельствует не только о благосклонности и любви к вам, но и о возможности предательства. Восток душил Беларусь во имя соединения всех славян, объединения пролетариев всех стран. Для преодоления западного и восточного влияния необходимо создать белорусские формы жизни. Сами формы должны быть текучи, изменчивы. Чтобы формы не довлели над жизнью, необходимо высокое развитие у человека духовности. Абдиралович в этой связи критикует европейский образ жизни, который он называет духовным мещанством – за приверженность к установленным формам (конституциям, законам, морали и т.д.), несмотря на то, отвечают или нет они самому человеку и его совести. Культура духовного мещанства основывается на моде и дисциплине, которые являют собой цепи, опутавшие человека. Поэтому «не мертвые формы, а сам человек – хозяин своей жизни».Формы зависят от человека, а не он от них. Несмотря на тотальную критику существующих и устоявшихся форм общественной, государственной, нравственной и религиозной жизни, Абдиралович приходит к выводу, что формы необходимы, так как они представляют собой сущность материального бытия. Но форма всегда должна соответствовать своему вечно изменяющемуся содержанию. В этом направлении необходимо осуществлять поиск индивидуального и общественного идеала. Абдиралович предупреждает, что предлагаемый им путь нелёгок, а, скорее, труден, преодолеть его можно только творчеством, в основе которого – отсутствие всякого самодовольства, самоуспокоения, вечный поиск, вечное стремление проникнуть в глубины жизни. Подлинное социальное творчество может осуществиться только вне политики и вне партий, для которых всегда характерно несоответствие хороших слов последующим делам. Они выражают интересы, прежде всего, своих классов и постоянно воспроизводят духовное мещанство. Поэтому к социальному творчеству неспособна всякая партия, стоящая на классовых позициях. Социальное творчество возможно только при отсутствии чужого вмешательства, а для него необходима политическая независимость. Что касается исторической перспективы, то в будущем должно исчезнуть принуждение, а граждане объединятся в общества, похожие на кооперативы, где производство, торговля, просвещение и хозяйственные потребности удовлетворяются свободными объединениями потребителей и производителей. Принуждение должно исчезнуть из жизни. Только в этих условиях возможно творчество как личности, так и общества. Но существующий порядок должен преодолеваться не силой, а человеческим творчеством. Владимир Самойла (Сулима) (1878 – 1941) в период работы в «Северо-Западном крае» придерживался идеи «нового христианства», выступал за объединение религии и культуры. Он считал, что обновление общества возможно на основе соединения идеала святыни и красоты, христианства и культуры. В Вильно Самойла продолжает журналистскую работу. Не принял он как большевизм, так и методы польских властей, оккупировавших Виленский край, Западную Беларусь и проводивших на этих землях политику полонизации. Поэтому свой литературно-публицистический талант он направляет на философско-историческое обоснование белорусского возрождения. Наиболее полно это нашло выражение в философском произведении «Сим победиши!...», которое он называл «очерком исторического оптимизма». Самойла считал, что возрождение белорусского народа произойдёт с помощью нового христианства, которое вызовет в каждом белорусе прилив божественной духовной энергии. «Чтобы стать действительно «живым христианином», человек должен сам, своим существом рано или поздно пережить какой-то необычный миг, как будто некий взрыв от огня, поднесённого к самой душе, к той взрывной смеси, что сохраняется в ней, пережить настоящую духовную революцию...». Исторический оптимизм национального возрождения возможен на путях преодоления зла – таков лейтмотив главного произведения Самойлы. Это зло можно преодолеть не злом, а только с помощью новой религии, нового христианства, культивирующих добро. Новая религия, как пишет философ, основывается не на слепой вере, а на знании путей преодоления зла и проявляется она, в первую очередь, в активности духа каждого белоруса, превращающего зло в добро. Та сила, которая заставляет человека заниматься превращением зла в добро, представляет собой разумную энергию. Она сближает человека с Богом-Творцом, является божественной творческой активностью, потому что «превращение зла в добро является целью всего живого, действительным призванием и высшим предназначением человека». Зло можно победить более высокой духовностью и нравственностью, а не революцией и насилием. Автор отмечает, что революция несёт благо не своему народу, не той стране, где она совершается, а другим народам и странам, которые получают из этого социального катаклизма полезный урок. Революция не может победить зло и по той причине, что она, как ничто другое, способствует разрушению человеческого духа. Зло, таким образом, побеждается только высокой морально-трудовой и духовной активностью. Самойла указывает на следующие объективные факторы белорусского возрождения. Первой силой, объединяющей белорусский народ, является национальная поэзия, которая открыла выход в мировую историю. Второй должно стать критическое самосознание народа. Если поэзия пробуждает душевные силы народа, то в критическом самосознании проявляется его активность. Самойла предупреждает, что путь к победе над злом тяжёл и долог. Народ должен постоянно возобновлять свои духовно-энергетические ресурсы и сам создавать белорусскую нацию. Александр Цвикевич (1888 – 1937) – сторонник белорусской государственности, выступает как против польской экспансии, так и против идеологии западнорусизма, считавшего невозможным существование Беларуси как самостоятельного государства. В книге «Западно-руссизм» представлен богатый статистический материал. Он исходит из той посылки, что западнорусизм как идеология противостоял национальному течению общественно-политической мысли в XIX и начале XX в. Начиная с двадцатых годов XX в. в Беларуси развивается преимущественно марксистская философия, которая на протяжении своего почти семидесятилетнего существования в качестве официальной постепенно эволюционировала от ортодоксального марксизма с абсолютизацией «революционной диалектики» к пониманию философии как самоценности, как особого феномена культуры. В эти годы в Беларуси, как и в остальных республиках Советского Союза, философы целенаправленно исследуют проблемы общественного развития, социально-классовых отношений в обществе, пропагандируют идеи пролетарского интернационализма, с марксистских позиций анализируют и критикуют буржуазную философию. В борьбе с «нацдемами» предавались забвению столпы белорусской культуры Ефросинья Полоцкая, Франциск Скорина, Кирилл Туровский – лишь за то, что они не принадлежали к «трудящимся массам». Вульгарный социологизм философской мысли 20-30-х гг. XX вв. в Беларуси в некоторой мере начинает преодолеваться уже в послевоенное время. И хотя развитие философии в Беларуси в это время продолжает идти в неразрывной связи с идеологией марксизма-ленинизма, с теорией и практикой социалистического, а с 60-х гг. и коммунистического строительства, что обусловливало главный вектор проблематики исследований белорусских философов вплоть до конца 80-х гг. XX века, постепенно круг проблем и тем, требующих философского осмысления, расширялся. В современных условиях перехода Беларуси к политическому и идеологическому плюрализму создаются предпосылки для расширения спектра философских исследований.
Рекомендуемая литература 1. Абдзіраловіч, І. Адвечным шляхам: дасьледзіны беларускага сьветагляду / І. Абдзіраловіч. – Мінск, 1993. 2. Гісторыя філасофскай і грамадска-палітычнай думкі Беларусі: у 6 т. Т. 1. Эпоха Сярэднявечча / В.Б. Евароўскі [і інш.]. – Мінск, 2008. 3. Гісторыя філасофскай і грамадска-палітычный думкі Беларусі: у 6 т. Т. 2. Протарэнесанс і Адраджэнне / С.І. Санько [і інш.]. – Мінск, 2010. 4. Зеньковский, В.В. История русской философии: в 2 т. / В.В. Зеньковский. – Л., 1991. 5. История общественной и философской мысли в Беларуси: раннее и развитое Возрождение: хрестоматия: пособие / Авт.-сост. В.В. Старостенко. – Могилев, 2010. 6. История общественной и философской мысли в Беларуси: эпоха Средневековья: Хрестоматия; пособие / Авт.-сост. В.В. Старостенко. – Могилев, 2009. 7. История философии: учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001. 8. Козел, А.А. История философской мысли в Беларуси (XII-XX вв.): Учеб.пособие / А.А. Козел.– Минск, 1998 9. Лосев, А.Ф. Вл. Соловьев / А.Ф. Лосев. – М., 1994. 10. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. – М., 1991. 11. Майхрович, А.С. Поиск истинного бытия и человека: Из истории философии и культуры Беларуси / А.С. Майхрович. – Минск, 1992. 12. Майхрович, А.С. Янка Купала и Якуб Колас: Вопросы мировоззрения / А.С. Майхрович. – Минск, 1987. 13. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. – М., 1990. 14. Падокшын, С.А. Беларуская думка ў кантэксце гісторыі і культуры / С.А. Падокшын. – Мінск, 2003. 15. Падокшын, С.А. Філасофская думка эпохi Адраджэння ў Беларусi: Ад Францыска Скарыны да Сiмяона Полацкага / С.А. Падокшын. – Мінск, 1990. 16. Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993. 17. Скарына, Ф. Прадмовы і пасляслоўі / Ф. Скарына. – Мінск, 1969. 18. Старостенко, В.В. Общественная и философская мысль в Беларуси X – XVII вв.: учебное пособие / В.В. Старостенко. – Могилев, 2005.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |