АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первые трудности и новые обретения

Читайте также:
  1. Can-Am-2015: новые модели квадроциклов Outlander L и возвращение Outlander 800R Xmr
  2. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  3. III. Первые шаги
  4. VII. Новые формы российского предпринимательства
  5. X 4 i_block ; Ссылки на первые 12 блоков файла
  6. Автор служебного изобретения имеет право на дополнительное вознаграждение.
  7. АЛКИНЫ (АЦЕТИЛЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ).
  8. Ацетиленовые углеводороды.
  9. БЕЛКИ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ.
  10. Бензиновые двигатели
  11. Билет 2. Возникновения государства Русь. Русь как раннефеодальная монархия. Первые русские князья. Характеристика внутренней и внешней политики
  12. Большой Взрыв: первые мгновения

В 1964 году стали возникать трудности, обусловленные нестыковкой разработанной в «Орленке» структуры школьного самоуправления с официальной структурой школьной комсомольской и пионерской организаций. Здесь не были готовы ни к сменности актива как форме подготовки всех к жизни в демократическом, самоуправляющемся коллективе, ни к критическому анализу своей деятельности как условию движения вперед, ни к свободе творчества, ни к ее необходимости для развития личности. А что было делать с ребятами, побывавшими на сборах и поверившими в возрождение правды, социальной справедливости, готовыми к общественной заботе?

Они стучались в двери райкомов и исполкомов районных Советов, требовали наказания жуликов и проходимцев, паразитирующих на общественной идеологии, указывали на факты деградации работников различного ранга. Требовали справедливости от общества, входящего в период застоя.

В ЦК ВЛКСМ были люди, которые понимали, что закрыть этот канал активности школьников – значило бы пойти против задач развития социализма и гражданского саморазвития личности. Застой ещё не проявил себя в полную силу. В январе 1965 г. по решению бюро ЦК в зимние каникулы в Москве состоялся сбор комсомольцев-орлят, с задачей выяснить, как внедряются новые формы работы. Где идет методика? Где не идет? Почему?

Основных выводов этого сбора два. Первый: дело идет там, где педагоги подхватывают инициативу школьников и становятся с ними в один ряд товарищей по борьбе за знания, за улучшение школы, жизни вокруг.

Второй вывод: методика интенсивного формирования коллектива лучше идет там, где есть условия для более длительного контактного общения: в школах-интернатах, в поселках, в закрытых микрорайонах и небольших городах, а в больших – идет не столь быстро.

С вершины наших дней теперь понятнее противоречия тех лет. Проведенные после октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК меры были, в сущности, направлены против осуществлявшейся, хотя и несистемно, не целеустремленно, демократизации… Проявилось тяготение к устойчивым, ранее проверенным, прежде всего централизованным формам управления, боязнь поисков, нежелание менять существующее положение дел.

Перестал существовать КЮК при «Комсомольской правде». В 1966 году был переориентирован «Орленок». И все же брошенные в 60-е годы семена возрождения детских коллективов дали всходы.

Выше мы назвали двадцатилетний период общественного застоя периодом консервации коммунарской методики. На самом деле она жила и развивалась, хотя и локально.

Через лагеря пионерского и комсомольского актива, которые
с 60-х годов строили работу по орлятскому образцу, в школы пришли многие традиции коллективных отношений, законы проведения сборов, формы самоуправления; перенимался гуманный и творческий стиль руководства и интересные дела. Теперь уже никто не помнит, откуда пришел трудовой десант, трудовая вахта и операция «Старт», кто придумал открытый микрофон, творческую группу, совет дела. Все это постепенно входило в жизнь школы, пионерской организации и комсомола, хотя и противоречило антидемократической обстановке в ней.

Однако, сила коммунарской методики не в отдельных элементах, а в ее целостности, связи частей; не будет благородной идеи – не получится разговор на сборе. Не будет сбора – не появится чувство заботы, а значит, сорвется дух поиска дел. Сорвется планирование – не будет дела, нечего будет анализировать. А если будет и дело, и сбор, но без юмора и песни, – тоже ничего не получится. Как это целое передать? Опыт показывал: через форму сбора.

Примером такой удачной прививки целостной коммунарской методики к школьному делу стали «Спутники коммуны» во Фрунзенском районе Ленинграда. 18 «Спутников» в школах – 18 сборов в Ефимовском районе, где в качестве дрожжей – коммунары. После этого в ряде школ ребята стали в течение всего года и организационно, и духовно жить по коммунарской модели. К сожалению, этот опыт не получил освещения.

«Сборовский» путь стал основным во всех очагах коллективного творческого воспитания. Старшеклассники Саша Мещерский и Наташа Суслина привезли из «Орленка» в первую школу Челябинска образ новой жизни, и директор школы В. Караковский стал строить новую воспитательную систему. С чего начал? Начал со сборов. В книге «Грани воспитания» он писал о некоторых результатах такого воспитания.

У сторонников «сборовской» педагогики основная идея – идея заражения. На сборах готовим актив, заражаем его, затем актив заводит всю школу. В 70-е годы успешная попытка оживления школьной жизни предпринималась неоднократно. Известен опыт 66-й школы Горького, примечателен опыт первой школы города Магадана. Уникальный эксперимент провели супруги Лишины в 38-й школе Гагаринского района Москвы.

Казалось бы, сборы решат все проблемы. Но вот парадокс. В 1972 г. в 308-ю ленинградскую школу пришли мастера, зубры от педагогики – Фаина Шапиро, Лена Махняева, Лена Шалыгина. Проводят один сбор, другой, третий. Там и трудная работа, и радость творчества, и дружба, и песни. И что же? Вернулись в школу – и все по-прежнему. Никаких видимых сдвигов. Значит, сборы – это ещё не все? Добавили массу творческих дел по возрастным параллелям. И все равно сдвигов мало.

Секрет влияния на школьный коллектив нашли в работе со старшими классами. Стоило обратить старших в коммунарскую веру – и вся школа пошла в гору.

308-я школа к сборам добавила принцип опоры на старших.
А в 5-й Подгородненской Днепропетровской области, где директором была Р. Подболотова, вообще сборов не проводилось. Но когда мы в начале 1985 г. пришли в эту школу, перед нами предстали высшие проявления коллективности: дружба старших и младших, теплота, сердечность в общении, высокая требовательность. Ребята здесь сами готовят и ведут встречи в политклубе, клубе выходного дня. С дежурством вообще никаких проблем. Курящих даже на улице нет. Общешкольные работы организует совет дела, праздники – творческие группы.

Оказалось, что здесь главное – самоуправление по-коммунарски.
С первого класса по десятый – сменные дежурные пятерки ведут неделю, потом принципиальный коллективный анализ, творческие дела. Здесь удалось даже в учебный процесс внедрить самоуправление.
А главное – разговорить детей, расковать их общественную мысль.

Какой же вывод? Что от чего зависит?

Главный вывод – все это надо специально и серьезно изучать.

Не методика – способ жизни.

Второй: коммунарская методика – способ жизни детей, они ее быстро осваивают и прекрасно учат новых педагогов.

Третий вывод: не столь важно, на какую деятельность опирается педагог. Важно, чтобы она характеризовалась заботой и творчеством и обеспечивалась коммунарской технологией.

На этом с понятием коммунарская методика, которое мы связываем с КЮФом, придется в повествовании на время расстаться, чтобы дополнить ее рядом других очень родственных явлений.

Еще в середине 60-х годов И. Иванов создает в ЛГПИ им. А. И. Герцена союз студентов и преподавателей – «Коммуну имени Макаренко». Здесь на «кимовских средах» отрабатывалась, получила гражданство и широкое распространение методика организации коллективных творческих дел.

Что такое КТД? Операция «Салют, ветераны», «эстафета любимых занятий», «концерт-путешествие» или военная игра – все это коллективные творческие дела. Во-первых, это дела общественно важные; во-вторых, коллективные, потому что организуются по методике коллективной организаторской деятельности комсомольцами, пионерами и октябрятами; в-третьих, творческие, потому что не делаются по шаблону, а всегда по-новому.

В содружестве с Н. Царевой, С. Нагавкиным, В. Гамалей были разработаны условия воспитательной эффективности КТД – «связи взаимного подкрепления» и «алгоритм содружества» (шесть стадий организации дела). Эти условия обеспечивают движение от отдельного КТД – к многосторонней творческой жизни школьного коллектива.

Теперь мы можем ответить на самый трудный вопрос: что добавили И. Иванов и коммунарские педагоги к Макаренко? Добавили технологии, точные методические приемы, которые обеспечивают потребность и необходимость жить в обстановке альтернативных мнений, смелых дискуссий, смены позиций в самоуправлении, жить в атмосфере демократической культуры. Такая педагогика может обеспечить социальный заказ на человека демократического общества.

Мы можем теперь возразить и тем, кто обвиняет коммунарство в противопоставлении пионерской и комсомольской организациям. Отторгать показуху, фразерство, чинопочитание, бездуховность – значит ли это противопоставлять одно другому? И Иванов, и Шапиро, и Караковский, и «Орленок», и другие коммунарские коллективы представляли и представляют ныне глубоко партийную педагогику. А противопоставляют ее как раз те, кто не понимал, да и сейчас не понимает (или притворяется, что не понимает) сути развития социализма и сути процесса воспитания демократической личности в коллективе. Не для проверяющего бюрократа и перестраховщика строится процесс воспитания, а для развития растущего человека. В этом и состоит суть борьбы, которую вели педагоги: защитить человека и вырастить защитника. И наивно полагать, что в этой борьбе не было потерь и унижений.

Те, кто противился коммунарской методике, боролись не с ней. Они боролись против демократии.

В связи с этим – о задаче периода расконсервации. Пора научно осмыслить все процессы и факты, связанные с коммунарской, ивановской, орлятской методиками. Обижаемся на критику педагогической науки. А вот факт: мощное педагогическое движение исследуется редкими энтузиастами. Неплохо, но нужна еще и наша общая и, в первую голову, научная забота. Хорошо, доктор педагогических наук, профессор Л. Новикова взяла на себя руководство рядом исследований по этой проблематике. Но ведь ее к этому планы президиума АПН не обязывали.

Если мы хотим решительно продвинуть дело воспитания вперед, надо довести все, что мы имеем, что обрели за годы, до уровня глубокого теоретического осознания и оформления в методические руководства; надо перестроить программы воспитания и программы обучения им студентов; нужна переподготовка педагогических кадров по-новому. А для этого нужен научный коллектив, точнее центр. Скажем, научно-производственный центр технологии воспитательного процесса и мастерства воспитателя, где бы все – и метод обучения, и содержание основывалось на коммунарской методике[5].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)