АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Схоластика. Философия Фомы Аквинского

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

9 — 15 вв.

Схоластика — тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи. Пыталась обосновать религиозные догматы логическим путем. Были использованы труды выдающихся деятелей прошлого (наследие Аристотеля).

В произведениях Сумма против язычников (Сумма философии) и Сумма теологии Фома сформулировал основные принципы теологии. Проблема соотношения религии и науки, веры и разума.

Первые христианские философы считали, что для познания Бога и созданного им мира достаточно истин, которые получены на основе веры. Но к 13 в не считаться с достижениями науки было уже нельзя. Фома заявляется, что между верой и знанием есть сходства: познают один и тот же предмет — Бог и созданный им мир; оба метода не исключают, а дополняют друг друга; оба источника созданы Богом и имеют одинаковое право на существование. Между верой и знанием есть различия: вера принимает истину о Боге основываясь на воле, на эмоциональных переживаниях, разум постоянно сомневается в правильности полученных истин и ищет дополнительных доказательств. Вера выше разума. Вера — есть божественный сверхъестественный свет, который исходит от Бога через священное писание. Разум — человеческий инструмент познания, свойство его психики, естественный свет, более слабый, нежели божественный.

Фома уделяет внимание рациональным доказательствам бытия бога.

Гносеологическая проблема. (181 — 182) проблема соотношения общего и отдельного. Проблема универсалий. По решению данного вопроса существовали различные точки зрения. Номинализм — Уильям Оккам — реально объективно существуют отдельные вещи, а понятия, которых их отражают, есть конкретные, а общие понятия вне мысли не имеют никаких действительных прообразов. Реализм — общие понятия существуют до единичных вещей, являются прообразами отдельных предметов. Концептуализм — вещь есть единство общего и частного, сущности и явления. До вещей (в разуме Бога как идеи вещей), в вещах, после вещей (в мышлении человека в результате абстрагирования).

Проблема души. 183. Соединение души и тела — нормальное явление. Бестелестная душа всегда создается Богом для конкретного тела. Душа не утрачивает индивидуальность после физической смерти тела, т к является бессмертной.

Вопрос о сущности и существовании. Бог есть первопричина и конечная цель сущего — являет чистую форму и чистую актуальность.

 

1. Проблемы соотношения веры и знания.

Знание и вера — антиподы, т е вера не нуждается в знании, так как имеет собственный источник, и он есть — откровение.

Знание и вера могут сосуществовать. Имеют разные источники, вера замыкается на откровении, а знание замыкается на разум.

Знание и вера должны объединиться. Синтез — катафатическая теология.

Верую, чтобы понимать, а понимаю, чтобы верить.

Наука и философия стремятся к истине. Теология может взять кое-что от философии, чтобы её положения были более доходчивы.

2. Проблемы универсалий.

Это проблема общих понятий.

Номинализм — Уильям Оккам — реально объективно существуют отдельные вещи, а понятия, которых их отражают, есть конкретные, а общие понятия вне мысли не имеют никаких действительных прообразов.

Реализм — общие понятия существуют до единичных вещей, являются прообразами отдельных предметов.

Выработалась новая позиция — концептуализм. Концептуалисты заявили, что общее понятие существует, но только в уме познающего субъекта. Концептуализм — вещь есть единство общего и частного, сущности и явления.

Аквинский: Всеобщее (общее) существует в троякой форме: до вещей (в разуме Бога как идеи вещей), в вещах (с точки зрения получения сущности), после вещей (в мышлении человека в результате абстрагирования).

3. Проблема бытия (сущности и существования).

Фома считает, что вечным бытием обладает только Бог. Бог выступает как чистая форма и чистая актуальность. Мир, в котором живет человек, обладает приходящим бытием, характерна материя и форма.

Акт бытия — все предметы получили свое существование от Бога. Некорректно ставить вопрос: что есть Бог? Все, что создает Бог, есть выражение акта бытия.

Сотворенные вещи есть не простые, а составные, т е составлены из сущности и существования. Сущность — то, что есть предмет и какими свойствами он обладает. Существование то, что создается Богом. Существование определяется актом бытия, Богом.

Если бытие выражается через термин есть, то он указывает на определенную форму бытия.

В зависимости от того, какая форма выражается в вещах, выделяют четыре формы бытия: (1) неорганическая природа — форма выражает застывшую сущность бытия; (2) мир растений — форма выступает как конечная причина; (3) мир животных — форма выступает как действующая причина, т е она определяет деятельное начало сущего; (4) человек — форма выступает как дух или разум. Вещам присуща сущность, но она не определяет их существование.

Прямым способом доказать бытие бога невозможно. Человек не имеет адекватного представления о божественной сущности.

4. Этическая проблема (учение о душе).

Соединение души и тела есть нормальное явление.

Душа после смерти тела остается бессмертной, она ждет страшного суда, чтобы соединиться со своим воскресшим телом.

Форма ориентирует человека на подготовку к вечной, посмертной жизни. Человек, обладая волей, сам должен делать выбор между добром и злом. Путь добра ему подсказывает Бог. За выбор зла он отвечает сам. Зло есть отступление от добра, от блага.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)