АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Чем обусловлены у человека оценочные категории «добро» и «зло»?

Читайте также:
  1. I. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
  2. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  3. IV. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  4. V.2. Правовые категории лиц в зависимости от status libertatis
  5. V.3. Правовые категории лиц в зависимости от status civitatis
  6. V.4. Правовые категории лиц в зависимости от status familiae
  7. VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
  8. VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
  9. XI. ЦЕЛЬ МИРА И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ (НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА)
  10. YI.3. Сознание и самосознание человека
  11. А) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАТЕГОРИИ ВИДА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
  12. Абсолютная и относительная масса мозга у человека и антропоидных обезьян (Рогинский, 1978)

В сознании любого человека окружающее отражается через его личностное мировоззрение, которое формируется в процессе его воспитания, образования, обучения и нахождения в конкретной социальной среде. Об этом нужно помнить всегда, когда речь идет о морально-этических категориях. Мировоззрение формирует и потребности личности, а в частности такую как оценку собственных мотивов, мыслей и поступков.

Вот эта потребность и одновременно способность имеет свое название – совесть. Совесть – это своеобразный оценочный рецептор человека в морально этическом измерении его существования. Он воспринимает окружающее через призму мировоззренческих установок, которые в данный момент управляют его сознанием. «Добро» и «зло» - это «пределы» диапазона работы оценочного инструмента человека, который, как мы уже говорили, общепринято называть совестью.

То есть, эти категории, о которых вы спрашиваете, обусловлены именно наличием потребности оценки поведения человека, как части общества.

Такая потребность требует от него оценки намерений и мыслей и поступков как себя самого, так и другого или других. Но если свои мысли человек при желании может оценить с точки зрения пределов совести, то чужие мысли он оценить не может, так как «чтение» таковых в Метакосмосе считается не этичным. Хотя вам известны случаи попыток проникновения в чужие головы с целью прочтения мыслей их обладателей. Это возможно, но не приветствуется.

Оценка слов, поступков и результатов деятельности других людей происходит «постфактум», но тоже в рамках указанных пределов «добро» - «зло». В человеческом сознании существую масса этических нюансов и оттенков, которые он укладывает в эти пределы. Но так как эти пределы имеют свойство меняться, как расширяться, так и суживаться, то и гамма этических оттенков меняется неизбежно. Чем устойчивее мировоззрение, тем четче работает оценочный аппарат, тем ярче для человека выглядят и морально – этические ориентиры.

На этом в значительной степени основаны и технологии манипуляций с общественным мнением. Чем уже сознание, тем проще убеждать человека в том, что для него «плохо» и что «хорошо». Достаточно понять его потребности. Но цель этих познаний опять же - вопрос этический.

Безусловно диапазон совести у каждого человека различается глубиной его мировоззрения. Чем шире рамки персонального сознания, тем объективнее должен бы быть и оценочный аппарат. Но не все так просто. Аппарат личностной совести зиждется на критериях. Что есть «добро» и «что есть «зло»?
Конечно, ваши критерии условны, и нечто, кажущееся человеку положительным и добрым, таковым на деле может и не оказаться.

Действительно, так ли добр палач, лишающий жизни осужденного даже во исполнение закона? Так сказать, убивающий злодея, избавляющий человечество от негодяя? Добро ли это? Ведь уничтожается зло? Но происходит убийство – самое страшное из всех недобрых дел, вершимых человечеством. И как, с каким «знаком», оценивается тогда такое действо, как казнь невинно осужденного, поскольку и такое может случиться?

Оценочные категории «добро» и «зло», выбранные и используемые человеком, условны. Одно и то же явление или действие может оказаться одновременно и добрым, и злым. Но это не значит, что человек должен отказаться от использования в своей жизни этих понятий. Просто нужно внимательнее относиться к их толкованию.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)