|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 7. Философия Нового времениСледующий после эпохи Возрождения период европейской истории характеризовался началом наступления капитализма сначала в Голландии, затем в Англии, где он принял наиболее жестокие неприкрытые формы эксплуатации людей. Но если прямой грабеж сельского и городского населения и обнищание широких народных масс являются негативной стороной этого периода, то массовое производство товаров, стремительное развитие наук и утверждение светской философии, нужно признать его позитивом. В рассматриваемый период, однако, капитализм закрепился лишь в двух странах Европы. Остальные же пока представляли собой докапиталистические общества. И это отразилось на европейской философии. Подобно самой Европе она раскололась на две части или на два течения, названные историками «рационализмом» и «эмпиризмом». В Англии, где капиталистическое производство стремительно прогрессировало, и преимущественное развитие получила наука механика, становилось очевидным, что именно хозяйственная деятельность является двигателем научной мысли. Не наука указывала пути производству: оно развивалось самостоятельно, опираясь на практический опыт и смекалку работников. Наоборот, производство, хозяйственный опыт отражались в науке, в ее открытиях и теориях. На ее долю выпало обобщение и конституирование этого опыта. Подобное отношение не могло не отразиться в английской философии этого времени. И оно нашло отражение в формуле сенсуалистов[70], взятой на вооружение сторонниками эмпиризма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущениях». Европа же в это время жила еще под впечатлением научных открытий эпохи Возрождения, в основном в астрономии и теоретической физике, связанной с движением небесных тел (Коперник, Кеплер, Галилео Галилей). И хотя к хозяйственной деятельности и потребностям повседневной жизни они прямого отношения не имели, все же их могли использовать мореходы и землепроходцы, активной деятельностью которых характеризовались и уходящая, и наступающая эпохи. Здесь практическая деятельность людей определялась наукой, зависела от ее успехов. И такая зависимость также нашла свое выражение, но уже в континентальной европейской философии в формуле рационалистов: «Нет ничего в ощущениях, чего прежде не было бы в разуме». Итак, два опыта: континентальный европейский и островной английский, - и два направления в философии Нового времени: рационализм и эмпиризм. Камнем преткновения между ними стал вопрос о познавательном отношении между реальностью и мышлением: как, каким образом мышление адекватно постигает мир, и что является гарантией истинности этого постижения? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |