АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основное противоречие современной философии

Читайте также:
  1. I. Психологические операции в современной войне.
  2. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  3. I.I.I. Основное тождество национальных счетов
  4. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  5. II. Принципы средневековой философии.
  6. III. Предмет, метод и функции философии.
  7. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  8. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ.
  9. Антиполия-противоречие в в законе. Противоречие разрешаясь делает чего то возможным. Отрицание-отрицания ( разрешение противоречия (синтез))
  10. Архитектура Беларуси в ХХ столетии. Эклектика, модерн, конструктивизм, неоклассицизм. Достижения современной белорусской архитектуры и градостроительства Беларуси.
  11. Билет 12. Предмет социальной философии. Уровни анализа общественных отношений
  12. Билет № 26 Основные особенности русской философии.

Вторая часть представляемого учебного пособия посвящена современной философской мысли. Традиционно ее начало относят к середине девятнадцатого века, хотя признание и широкое распространение она получила преимущественно в веке двадцатом. Характерной чертой этой философии становится столкновение иррационализма, представленного в основном школами, порожденными так называемой «философией жизни», хотя не только ими, и рационализма в лице целого ряда философских концепций, как материалистических, так и идеалистических: марксизма, позитивизма, неопозитивизма, неотомизма, структурализма, феноменологии и других.

Если философы-рационалисты обосновывают разум как основное средство постижения действительности, то, в противоположность им, иррационалистические школы ограничивают возможности разумного познания и выдвигают в качестве средств гносеогенного освоения мира такие, как непосредственное созерцание, чувство, интуицию, мистическое озарение и т.п., помещая в основу бытия нечто недоступное или иноприродное разуму.

Конфликт этих двух направлений происходит как в области мировоззрения, так и в методологии познания, хотя центральным пунктом дискуссии оказываются, все-таки, вопросы, относящиеся к методологии, которая явно или неявно связана с постановкой и решением многочисленных мировоззренческих проблем.

К примеру, определенная доза скептицизма по отношению к рациональным методам познания, присущая иррационалистическому направлению в новейшей философии, порождает мировоззренческую проблему одиночества человека, встречающуюся, пожалуй, только в ряде школ именно этого направления. А попытки обосновать независимость процесса познания в гуманитарных дисциплинах от методов, на которых базируются естественные науки (методологическая проблема), аргументируются некоторыми иррационалистическими школами отсутствием непосредственной обусловленности человеческих поступков, или свободой воли обладающего сознанием субъекта, то есть, положениям, носящими мировоззренческий характер.

При этом как постановка, так и решение этих проблем, и мировоззренческих, и методологических, осуществляется иррационалистами в духе противопоставления их рационалистическим взглядам представителей других направлений, для которых свобода воли человека вовсе не является поводом для впадения в скептицизм, а отсутствие особых успехов в применении рациональных методов в гуманитарной области знания служит скорее признаком недостаточной зрелости «наук о духе», то есть, говорит об отсутствии опыта сознательного применения этих методов к специфическому предмету этих наук – человеку и обществу.

Впрочем, то, что мы здесь называем конфликтом, является лишь внешней стороной процесса развития философии ХΙХ-ХХ веков. Ведь очевидно, что рациональное отношение человека к миру (его мышление и поступки) далеко не исчерпывает всего того многообразия связей с действительностью, в котором протекает его существование и через которое он эту действительность постигает. Чувства, эмоциональная жизнь составляют не менее важную сторону бытия человека и являются как существенным элементом в формировании картины окружающей его реальности, так и стимулом в его действиях.

Поэтому новейшая иррациональная философия, избравшая своим предметом именно эмоции и отстаивающая их приоритет в потоке человеческой жизни, всего лишь абсолютизирует одну из действительных сторон сущего, по сути, дополняя тот его образ, который формируют рационалистические философские концепции.

Конечно же, отношением рационализма и иррационализма современная философская жизнь не исчерпывается. Плюрализм философских концепций в наше время, кажется, достиг своего апогея. Многообразие форм духовной жизни, характерное для наших дней и получившее название «постмодернизм», нашло свое выражение и в философии. Ничто не отвергается, все признается. Лозунг Гегеля «возможно все, что мыслимо», обрел сегодня на мозаичном фоне пестроты сменяющих друг друга мировоззренческих концепций статус императива.

И все же рационализм и иррационализм остаются теми главными опорами или стержнями, цепляясь за которые тянутся к свету побеги философских мыслей самых разных направлений. Главными потому, что отражают реальное противостояние господствующих в мире идеологических течений, вызванных к жизни не столько фантазией официальных философов, сколько самой действительностью. Именно их синтез, с точки зрения некоторых мыслителей, только и может дать наиболее полную картину бытия.[116]


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)