АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гостиничная индустрия России

Читайте также:
  1. H.H. Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в России
  2. I. Формирование системы военной психологии в России.
  3. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  4. III. Функции и полномочия Гостехкомиссии России
  5. IV. Руководство Гостехкомиссии России
  6. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  7. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  8. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница
  9. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 12 страница
  10. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 13 страница
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 14 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 2 страница

 

Основные торговые пути определяли географию «туристских направлений». Первые средства размещения находились в городах, добраться до которых, учитывая практически отсутствие дорог, было непросто. Русские города, развитие которых было связано с торговлей, располагались в основном на реках, являвшихся иногда торговыми путями, которые связывали их с другими городами.

Среди первых средств размещения средневековой Руси можно выделить постоялые и гостиные дворы, частный жилой сектор, размещение при монастырях. Постоялые дворы были наименее комфортабельными, в «перечень» услуг, на которые могли рассчитывать путешественники, помимо размещения входили услуги питания, обслуживание «транспортных средств». Для более состоятельных путешественников, как правило, купцов, предназначались гостиные дворы, где они не только жили, но и хранили товар, занимались торговлей. Это средство размещения получило широкое распространение уже в XII в. К тому же времени относится и появление первых «Правил предоставления гостиничных услуг на Руси», которые регламентировали порядок проживания жителей гостиных дворов, их отношения с местным населением, правила торговли и безопасности (должны были строго соблюдаться правила противопожарной безопасности, так как в основном помещения были деревянные) и т.д. Но наиболее распространенным средством размещения был частный сектор, где практиковалась сдача домов, причем как комнат, так и «углов».

Что касается первых предприятий питания, то корчма долгое время на Руси была единственным, и притом вполне самобытным славянским питейным заведением (ряд исследователей утверждают, что «корчма» происходит от слова «корм».) Вольная корчма просуществовала на Руси вплоть до начала XII в., когда ей был нанесен чувствительный удар (уже в летописях 1150 г. есть прямые указания на то, что корчма была обложена княжеской пошлиной). Доходность корчемного промысла к началу XI столетия достигает столь гранди­озных размеров, что сразу обращает на себя внимание не только вла­детельных князей, но и общин вольных городов. И те, и другие начи­нают рассматривать корчму как вполне серьезное и весьма сущест­венное подспорье к податным сборам. Они отбирают ее в полную собственность городских общин, не позволяют князьям касаться корчемного промысла (Новгород), запрещают княжьим людям про­дажу какого-либо пития (Псковская грамота 1397 г.) – словом, окон­чательно и бесповоротно уничтожаются все права вольного корчемничества.

До первой половины XVI в. на Руси других питейных заведений, кроме корчмы, не существовало. Но 1545 г. нанес решительный удар этому древнему питейному заведению, и его заменил татарский «кабак». Начало было положено Иваном Васильевичем Грозным. Взяв Казань и узнав о существовании в нем «Ханского кабака», он страш­но заинтересовался этим новым видом питейного заведения и прика­зал после прибытия в Москву устроить для стрельцов «Царев кабак», отличающийся от «Ханского» тем, что в нем была запрещена прода­жа какой-либо еды. Поскольку народ, посадские люди, а со временем и бояре и монастыри по закону не имели возможности приготовлять у себя пития, кабак стал единственным местом, где можно было безнаказанно получить напитки. Все кабаки считались казенными учреждениями и приносили огромные доходы. Кроме них, на Руси существовали частные харчевни, в которых можно было получить толь­ко еду.

Государственное участие в развитии средств размещения на Руси выразилось в учреждении в конце XV-начале XVI в. «ямской службы». В небольших поселках («ямах»), расположенных на определен­ном расстоянии друг от друга у больших дорог, организовывались постоялые дворы и трактиры, предназначенные для обслуживания проезжающих по государственным нуждам или просто желающих за­платить. Они просуществовали вплоть до появления железных до­рог, а кое-где и дольше.

В результате петровских реформ появляются трактиры (в столицах назывались «вольными домами»), где предлагались еда и питье, и прообразы современных гостиниц со «столами» – герберги: «трак­тирные дома с квартирами и с постелями», также предлагающие «кофий и чай, шеколат, билиард, табак, виноградные вина, французскую водку, заморский эль бир и полпиво лехкое». Эти места обществен­ного питания к 1770 г. были разбиты на четыре категории, одна из ко­торых – «стол без ночлега» с подачей «вейновой водки, виноградные вина, английского пива, полпива легкого, кофе, чая, шеколата и ку­рительного табака» – стала родоначальницей современного рестора­на.

К концу XVIII в. количество путешественников в России увеличивается, строятся первые унифицированные гостиницы стандарт­ной архитектуры. Основными направлениями туризма, помимо па­ломничества и торговли, становятся поездки с целью лечения и оздо­ровления; индивидуальные путешествия познавательного характера; путешествия экскурсионного характера с просветительско-познавательской целью для учащихся начальной, среднеспециальной и выс­шей школ.

Медленнее всего развивался в России курортный туризм; это связано и с огромными расстояниями, отделявшими Москву и Петербург от Кавказа, и с политической обстановкой в этом регионе. Еще в 1719 г. Петр I распорядился построить в месте под названием Марципальные воды (район Петрозаводска) курорт, который не уступал бы европейским; таким образом, это место стало первым «официаль­ным» российским курортом. Но бурное развитие курортов происходит только в конце XIX в. в Крыму и на Кавказе, где сосредоточиваются рекреационные виды туризма: там появляются предприятия, специализирующиеся на обслуживании туристов, – гостиницы, кафе, рестораны и специальные магазины (например, в Сочи был со­оружен комплекс «Кавказская Ривьера», куда входили 4 гостиницы на 360 номеров и концертный зал на 600 мест, оборудованный пляж, корты, автомобили, лечебный корпус). К 1913 г. в России уже работало 60 санаториев на 3 тыс. мест.

Первый русский ресторан («ресторасьон») открылся в Петербурге в 1805 г. при «Отеле дю Норд», а к середине XIX в. появляются другие разновидности предприятий питания, например кафе-рестораны, кофейни, специ­альные буфетные комнаты (прообразы баров).

К началу XX в. в России, помимо постоялых дворов и трактиров с номерами, насчитывалось 4685 гостиниц, находящихся в частном владении, а классификация средств размещения выглядела следующим образом:

· на самой низшей ступени находятся ночлежные дома, созданные еще при Екатерине Великой; они за низкую плату предлагают ночлег, обед, услуги бани, при необходимости – медицинскую по­мощь;

· трактиры, представлявшие собой комбинацию гостиницы средне­го класса и ресторана;

· представители среднего класса останавливались в меблированных комнатах, которые иногда располагались на верхних этажах гос­тиницы и предлагали весьма ограниченный набор услуг;

· что касается гостиниц высшей категории того периода, то многие из них и с точки зрения архитектуры и оснащения, и с точки зре­ния обслуживания не уступали европейским. Среди наиболее популярных можно отметить гостиницу «Метрополь» (1899-1904), отличавшуюся изысканным фасадом и современным техническим оснащением, «Асторию» (1911-1912), считавшуюся на момент постройки лучшей в России, «Националь» (1902), «Гранд-отель», «Минск» и т.д.

Все они, как и многие другие гостиницы, в первые годы советской власти были национализированы и превращены в жилые дома и об­щежития, а на месте ресторанов и трактиров создавались столовые для красноармейцев и рабочих. Гостиница «Астория» в Санкт-Петербурге стала местом работы Петроградского Совета рабочих и кресть­янских депутатов, а «Националь» в Москве – местом работы прави­тельства. В 1929 г. основывается Всесоюзное акционерное общество «Интурист» (ВАО «Интурист»), что было связано с началом разви­тия иностранного туризма и упорядочением приема зарубежных гос­тей. В 1931 г. для размещения иностранных туристов было создано Всесоюзное акционерное общество «Отель» (ВАО «Отель»). В веде­нии общества находились 17 отелей в разных городах страны. За период с 1928 г. и до начала Второй мировой войны в нашей стране по­являются санаторно-курортные учреждения: более 3 тыс. санато­риев, перестроенных из бывших дворцов и усадеб. К началу войны гостиницы были построены уже в 669 городах. Последствия войны не могли не отразиться на развитии гостиничной отрасли: эпоха «застоя» продолжалась вплоть до конца 1950-х гг., в это время было построено всего несколько новых гостиниц. Начавшиеся в конце 1950-х гг. изменения в советской индустрии гостеприимства были обу­словлены развитием массового внутреннего туризма и увеличением количества зарубежных гостей. Массовое строительство гостиниц, прежде всего в больших городах, происходит по типовым проектам, гостиничные здания представляли собой грандиозные сооружения, рассчитанные порой на тысячи мест. Они предлагали по умеренным ценам умеренный комфорт, что в принципе соответствовало сущест­вующей структуре спроса. Поменялся взгляд и на принципы органи­зации предприятий питания: они становятся местом не только для утоления голода, но и для интересного времяпрепровождения.

К 1960 г. в 1364 городах СССР было порядка 1476 гостиниц, а в пе­риод 60-70-х гг. XX в. в эксплуатацию вводится более 6 тыс. новых гостиниц, в том числе «Золотой колос», «Останкино», «Украина», «Россия» (была построена в 1967 г. и стала самой большой гостини­цей в мире), «Алтай», «Ленинградская» и др. К 1975 г. в системе «Интурист» было уже 67 гостиниц, отелей и кемпингов. Именно «Инту­рист» ввел в обиход в Советском Союзе такие формы обслуживания, как шведский стол, европейские завтраки, стоимость которых входи­ла в стоимость номера. В рамках подготовки к Олимпиаде-80 в Москве появляется еще ряд гостиниц, среди них: «Космос», «Измайлово», «Салют», «Севастополь», «Спорт», «Молодежная», «Междуна­родная», «Звездная», «Саяны», «Восход» и др.

Основной чертой советского менеджмента того времени в гостиничной индустрии было централизованное управление, не способное реагировать на проблемы рядовых структур и учитывать индивидуальные потребности клиентов. Основным принципом определения доступного для потребителя качества услуг предприятий индустрии гостеприимства был его социальный статус, на основе которого в стране существовала следующая классификация гостиниц:

· гостиницы системы «Интурист», считались лучшими и обслуживали иностранцев;

· ведомственные гостиницы, комфортабельность которых определялась возможностями их ведомства;

· профсоюзные, предлагавшие скромный сервис за умеренную плату

В целом советская система туристских (гостиничных и ресторанных) услуг была рассчитана на среднестатистического потребителя, как государственная система она могла бы считаться эффективной (с учетом существования системы санаторного и детского отдыха и лечения), если бы не несовершенный механизм распределения услуг, их низкое качество и отсутствие ориентации на индивидуальное об­служивание.

Переход к рыночной экономике отразился и на гостиничном секторе, и на секторе общественного питания. Прежде всего, происходит изменение структуры потребительского потока:

· увеличивается количество зарубежных туристов;

· часть российских клиентов получает возможность обслуживаться в зарубежных отелях и предприятиях питания, работающих по международным стандартам, и получить представление о другом уровне сервиса и комфорта;

· для большей части населения нашей страны гостиничные и ресторанные услуги становится недоступными в связи с падением их жизненного уровня.

В результате этих изменений гостиничный и ресторанный рынок начал ориентироваться, прежде всего, на элитарного потребителя. С другой стороны, российское гостиничное хозяйство начала 1990-х гг. характеризовалось высокой степенью износа, как физического, так и морального (по экспертным оценкам, до 80% материальной базы гостиниц нуждалось в реконструкции). Среди положительных тенденций этого периода можно отметить изменение организационно-правового статуса собственности гостиничной и ресторанной сфер, что приводит к обострению конкуренции и, как следствие, стремлению к повышению качества предоставляемых услуг в результате по­явления на российском рынке международных гостиничных цепей со своими стандартами обслуживания. Они впервые появились в Рос­сии в начале 1990-х гг. До распада СССР в стране существовала еди­ная гостиничная цепь «Интурист». В 1970 г. она занимала 23-е место среди крупнейших цепей мира и насчитывала свыше 27 тыс. номе­ров. Хотя эти гостиницы были лучшими в стране, уровень обслужи­вания в них был значительно ниже мировых стандартов.

К концу 1990-х гг. кризис гостиничной сферы был постепенно преодолен. Начинается строительство новых средств размещения и реконструкция старых, увеличивается загрузка номерного фонда функционирующих гостиниц.

Необходимо отметить, что ситуация в целом по стране отличается от той, что сложилась в гостиничной сфере Москвы, где темпы экономического развития гораздо выше: показатели эффективности работы московского гостиничного комплекса на сегодняшний день превышают общероссийские и соизмеримы с мировыми. Так, загрузка московского номерного фонда превысила 70% (а в периоды наибольшей деловой активности по большинству гостиниц достигла 100%), что является высоким показателем по мировым масштабам и намного превышает средний по России (около 40%). Из общего чис­ла мест, предоставленных отечественными гостиницами российским и иностранным гражданам, на долю столицы приходится около 22%, то есть каждый пятый человек, совершающий поездку в пределах Российской Федерации, посещает в ходе путешествия Москву. Кро­ме того, в Москве самый высокий в Европе уровень максимальной первоначальной доходности гостиничных предприятий, он составля­ет 18,6%. Доля Москвы в общем объеме доходов от гостиничной ин­дустрии нашей страны составляет около 50%. Кроме этого, по ко­личеству мест на Москву приходится 18,6% всего номерного фонда России, и тем не менее, с учетом планов и прогнозов развития туриз­ма (12 млн. туристов к 2010 г.), гостиниц в Москве, очевидно, не хвата­ет, так как гостиничный фонд к 2005 г. составляет порядка 34 тыс. номеров (например, в Париже их около 74 тыс., а в Лондоне – около 67,5 тыс.). При этом треть номерного фонда – это несертифицированные гостиницы, а 28% составляют четырех-пятизвездочные оте­ли, в то время как общемировая практика показывает, что основная доля объектов приходится, как правило, на сектор двух-трехзвездочных гостиниц, рассчитанныx на средний ценовой сегмент.

Среди основных проблем российской гостиничной индустрии на современном этапе ее развития специалисты называют: неоправданный перевес в сторону высококлассных отелей в предпочтениях ин­весторов; острая нехватка трехзвездочных отелей, соответствующих международным стандартам; необходимость корректировки совре­менного законодательства в сфере туризма, в том числе в области сертификации и лицензирования; несоответствие качества матери­ально-технической базы, обслуживания, ассортимента питания меж­дународным стандартам и т.д. Помимо влияния внутренних для гос­тиничной индустрии факторов, она испытывает влияние со стороны сферы туризма (в том числе сокращение внутреннего туризма, отсутствие государственной поддержки социального туризма, подорожа­ние транспорта) и других факторов внешней среды (обусловленных, например, недоступностью цен для широких слоев населения, неста­бильностью политико-экономической обстановки в ряде регионов и т.д.). Но, несмотря на все перечисленные проблемы, большинство экспертов дают неплохие прогнозы развития российского гостинич­ного бизнеса.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)