|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Доклад шестойБерлин, 1 октября 1905 года Сегодня мы хотим представить тот ряд существ, к которому принадлежит человек. Это означает, что человек, каков он есть сейчас, каким он стал существом, был таким не всегда. У него есть не только пройденные ступени, или ступени, которые пройти еще предстоит, но и рядом стоящие ступени, подобно тому как в настоящее время как разные ступени развития стоят рядом ребенок и старик. Сегодня мы рассмотрим существ семи ступеней. Но для этого нам сначала нужно выявить различия воспринимающих и созидающих существ. К примеру, посредством глаз мы воспринимаем. цвет, красный или зеленый. Поэтому мы существа воспринимающие. Но прежде чем мы смогли этот цвет воспринять, его должен был кто-то создать; таким образом, нам противостоит существо, которое этот цвет, например, красный, создает. Тем самым мы знакомимся с последовательными ступенями существ. Для восприятия всего того, что встречается нашим органам чувств, необходима душа; но чтобы все это нашим чувствам представить, необходимо и нечто противостоящее ей. Так, имеются существа, способные себя являть. Это существа, относящиеся скорее к Божествам или Девам. Существа, в большей степени склонные к восприятию, носят более элементарный характер. Божественные существа являются созидающими, элементарные существа — воспринимающими. В нашем примере мы имеем дело с созидающей мудростью, действующей снаружи, и мудростью, воспринимаемой человеческой душой. В свете содержится мудрость, проявляющаяся в каждом чувственном восприятии. Позади того, что проявляется, с необходимостью предполагается существование проявляющего, существа, обладающего волевой природой; мудрость — это то, что себя проявляет. Человек является промежуточным существом. Если брать чувственные восприятия, он существо воспринимающее; в отношении же мышления он является существом созидающим. Мысль не дает ему ничего, если он не создает ею нечто впридачу к восприятию.[* Примеч.: (Nichts gibt ihm den Gedanken, wenn er ihn nicht zum Wahrnehmen hinzu schafft): Это предложение в различных источниках зафиксировано по-разному; чаще всего так: "Мысль не даёт ему ничего, если он не обратит её в восприятие". У Матильды Шолль оно звучит следующим образом: "Восприятие не дает ему ничего, если он не обратит его в мысль". В записях Марии Штайнер-фон Сиверс это предложение вообще отсутствует. Здесь оно приводится в несколько измененном, согласно смыслу, виде. ] Итак, с одной стороны, он существо воспринимающее, с другой стороны — созидающее. Это важное различие. Представьте себе, человек был бы в состоянии, так же, как сейчас он создает мысли, создавать и все то, что он воспринимает: звуки, цвета и прочее. Сегодня он является творцом только в одной области, в области мышления, а для того чтобы иметь восприятия, он нуждается в окружении созидающих существ. В создании своего собственного существа человек принимал творческое участие только в начале этого развития. Тогда он создавал свой организм сам. Теперь он нуждается для этого в других существах. Теперь он должен инкарнировать в телесную форму, определяемую извне. Здесь человек еще больше склоняется в сторону элементарных существ, нежели в восприятии и мышлении. Представим теперь себе человека, который, помимо мыслей, мог бы создавать звуки, цвета и прочие чувственные восприятия, и даже свое собственное существо. Такой человек действительно существовал в долемурийский период. Его называют "чистым" человеком. Нечистым человек оказался потому, что перестал производить свое существо сам и включил в свое существо другое. Этого чистого человека называли Адам Кадмон. В самом начале Библии, где говорится о человеке, говорится об этом чистом человеке. В этом чистом человеке тогда не было ничего камического. Чувственные желания возникли лишь после включения им в себя посторонних сил. Так возник человек второй ступени, кама-рупический человек. Высшие животные представляют собой лишь подотдел этой ступени. Без теплой крови существа не могут иметь и кама-рупы. Хладнокровные животные находятся под управлением других сущностей. Все же теплокровные животные происходят от человека. Итак, в самом начале мы имеем чистого человека, который вплоть до лемурийского периода вел сверхчувственное бытие и являлся творцом самого себя. Нынешние хладнокровные животные и растения развивались иначе, нежели теплокровные животные. Те из них, которые существуют сегодня, являются остатками необычных гигантских существ, живших ранее. Некоторые из них известны науке. Это деградирующие, вымирающие животные, берущие свое начало от вышеупомянутых существ, которых чистый человек использовал для собственных воплощений, чтобы таким образом получить тело для камического. Поначалу человек вообще не был воплощен на Земле. Он парил над воплощениями. Затем он стал использовать для своих инкарнаций самых совершенных из этих гигантских существ-животных. Он внедрялся в этих существ и посредством этого мог вносить собственную каму. Некоторые из этих существ продолжали свое развитие и впоследствии стали атлантами, а затем современными людьми. Правда, пригодными для этого оказались не все. Остальные стали низшими позвоночными животными; такими неудавшимися формами на пути [к человеку], отставленными, подобно глиняной посуде, являются, например, кенгуру. Итак, человек пытался ввести каму внутрь животных форм. Но внутри она смогла оказаться только в теперешней человеческой форме, а именно, в сердце, в циркуляции крови, в теплокровии. Но попытки предпринимались постоянно, поднимаясь от ступени к ступени. Примерами таких неудачных попыток являются ленивцы, кенгуру, хищные животные, обезъяны, полуобезьяны. Все они на определенных этапах, так сказать, сошли с дистанции. Теплокровные животные — это неудавшиеся попытки образования человеческой камы. Все, что есть от Камы в этих животных, человек мог бы иметь в себе; но ему пришлось как бы сгрузить ее в них, поскольку такого рода каму он использовать не мог. Есть, одно важное оккультное правило: каждое свойство имеет два противоположных полюса. Мы наблюдаем его в существовании уравновешивающих друг друга позитивного и негативного полюсов электричества, тепла и холода, света и тьмы и т.п. Две противоположные стороны имеет и каждое камическое свойство. Так, например, во льве человек сконцентрировал вытесненную из себя ярость, которая, с другой стороны, будучи облагороженной, является силой, способной привести его к своей высшей самости. Страсти должны не уничтожаться, а высветляться. Негативный полюс должен быть поднят на более высокую ступень. Такое высветление, или очищение страсти, было названо пифагорейцами катарсисом. Вначале и львиную ярость, и лисиную хитрость человек содержал в себе. Затем ярость была им, так сказать, зафиксирована во льве, а хитрость в лисице. Таким образом, все царство теплокровных животных является иллюстрацией камических свойств. Сегодня распространено Мнение, что выражение "Tat tvam asi", "Это (есть) ты", слишком расплывчатое, неопределенное. На самом же деле под этим надо понимать нечто совершенно конкретное. Например, при виде льва человек должен сказать себе: "Это ты!" — Так в царстве теплокровных животных мы видим распростертым кама-рупического человека. До этого же существовал только чистый человек: Адам Кадмон. Натурфилософу Окену, бывшему в первой половине 19 века профессором в Йене, все эти идеи были известны. Чтобы привлечь к ним внимание своих слушателей, он высказывал их тогда в гротескной форме. У него есть пример, указывающий на раннюю стадию развития человека, когда были отделены хладнокровные животные. Окен сравнил человеческий язык с каракатицей. Такая аналогия между языком и каракатицей уже имеет оккультное значение. Далее, мы имеем также существ, которые стали возникать в качестве, так сказать, побочных продуктов только сейчас. Человек выделил из себя хитрость лисицы, удержав при этом противоположный полюс этого свойства. Но в хитрости лисицы тоже начинает образовываться зародыш чего-то другого; это похоже на то, как благодаря падающему снаружи свету, наряду с тенью, образуется также полутень. Мы выделяем в лисицу хитрость из своего внутреннего. К этому добавляется дух с периферии. Существа, действующие, таким образом в камическом с периферии — элементарные существа. Полученное лисицей от нас является в ней животным; то же, что внедрено в нее духом извне, есть элементарное существо. Лиса появилась, с одной стороны, благодаря духу человечества, с другой стороны — благодаря элементарному существу. Итак, мы различаем: во-первых, элементарных существ, во-вторых, кама-рупического человека, в-третьих, чистого человека, в-четвертых, человека, который в определенном смысле преодолел в себе чистого человека, вобрав в себя все то, что его окружает, и стал творчески-созидающим существом. Он коснулся всего, что существует на Земле и вобрал все это в себя. Это дает ему замыслы, положения и законы, создающие жизнь. Когда-то человек был совершенным, и он станет совершенным снова. Но имеется большая разница между тем, каким он был, и тем, каким он станет. То, что сейчас находится вокруг него, станет его духовной собственностью. То, что он приобрел на Земле, позднее станет способностью созидать. Оно станет внутренней сущностью человека. Того, кто вобрал в себя весь земной опыт, то есть знает, как можно использовать любую вещь, стал, таким образом, творцом, называют Бодхисаттва — человек, в достаточной степени вобравший в себя Бодхи, Буддхи Земли. Тогда он становится зрелым для того, чтобы действовать, исходя из своих внутренних импульсов. Мудрец еще не Бодхисаттва, поскольку и для мудреца существуют вещи, в которых он не может разобраться. Только усвоив все земное знание целиком и овладев способностью творить, человек становится Бодхисаттвой. Ими были, например, Будда, Заратустра. Когда человек в своем развитии поднимается еще выше, так что он становится творцом не только на Земле, то есть овладевает силами, выходящими за ее пределы, тогда он может выбирать, использовать ли ему эти силы, или продолжать свою деятельность на Земле. Тогда он в состоянии привнести нечто на Землю из других миров. Такая ситуация имела место в последней трети лемурийского периода, до того как человек начал себя воплощать. Он имел тогда физическое, эфирное и астральное тела. Эти части своего существа человек приобрел еще на предыдущих этапах земного развития. Каму и Манас он, однако, обнаружить на Земле не мог; они находились за пределами цепи земного развития. Первый новый импульс (камический) мог как сила быть найден только на Марсе. Это произошло незадолго до того, как человек начал воплощаться. Второй импульс (манасический) пришел с Меркурия в пятой атлантической подрасе, прасемитов. Эти новые движущие силы должны были быть привнесены в земное развитие с других планет еще более высокими существами, Нирманакаями. Каму они доставили с Марса, Манас с Меркурия. Нирманакаи стоят ступенью выше Бодхисаттв. Последние могут регулировать земное развитие, но они не могут привнести ничего нового, на это способны только Нирманакаи. Еще ступенью выше стоят существа, называемые Питри. Питри = Отцы. Нирманакаи могут привнести в развитие новые импульсы, но они не в состоянии пожертвовать самих себя, свою субстанцию, что дало бы возможность осуществления нового цикла на следующей планете. Это могут делать Питри, существа, развившиеся на Луне и давшие толчок земному развитию. Человек, достигший этой ступени, становится Питри. Следующей ступенью, которую еще можно как-то обозначить, является ступень собственно Богов. Таким образом, мы имеем существ семи ступеней: во-первых, это Боги, во-вторых, Питри, в-третьих, Нирманакаи, в-четвертых, Бодхисаттвы, в-пятых, чистый человек, в-шестых, теперешний человек, в-седьмых, элементарные существа. Это та последовательность, о которой говорит Елена Петровна Блаватская. Здесь мы можем еще рассмотреть, какой орган делает человека кама-рупическим. Это сердце с кровеносными сосудами и пульсирующей в теле кровью. Сердце имеет физическую часть, эфирную часть — о которой, например, говорит Аристотель, поскольку в его время считали достойным внимания только эфирного человека, — и астральную часть. Эфирное сердце связано с двенадцатилепестковым цветком лотоса. Не все, однако, физические органы обладают астральной частью. Так, например, желчный пузырь представлен только физически и эфирно; астральное отсутствует. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |