|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Доклад двадцать девятаяБерлин, 3 ноября 1905 года Теперь мы попытаемся осветить еше более таинственные области кармы и посмотрим, как она влияет на взаимоотношения между людьми и целыми народами. Тот, кто действительно придерживается принципа объяснения мира, исходящего из духа, а не из материальных начал, тот поймет. Из истории мы знаем, что в процессе развития человечества появились болезни, которых раньше не было. Есть болезни времени и болезни народов. Сегодня мы прежде всего рассмотрим возникновение таких болезней времени и болезней народов. Мы попытаемся понять их, исходя из духа. Врачи говорят, что причиной возникновения той или иной болезни являются бациллы. Мы же должны спросить себя: откуда берутся сами бациллы? — Они, равно как и человек, представляют собой инкарнировавших живых существ. Относительно этих разрушающих человеческую жизнь существ мы также должны спросить себя: откуда они появились? Что принесло их в теперешнее материальное бытие? Чем они были до своей инкарнации? Возьмем, к примеру, какой-нибудь гибнущий народ или расу; этот народ приближается к своему концу. Он сопротивляется. Это сопротивление разрушающим силам является духовным выражением, чем-то, что живет в астральном теле соответствующего народа. Если бы этот народ разрушался сам по себе, переживаемые им чувства не оказали бы никакого особого влияния на окружающий мир. Но, предположим, возникает конфликт между этим и другим народом, и другой народ переживает при этом ужас, страх; в этом другом народе возникает, таким образом, нечто вроде следствия такого взаимоотношения. Тогда мы имеем, с одной стороны, распадающийся народ, а, с другой, нечто такое, что возникает из взаимодействия между борющимся за свое выживание народом и тем, что возникает из страха и ужаса в другом народе. Это сохраняется. Возьмем конкретный пример: нашествие монголов в Средние века; когда монголы столкнулись с европейскими народами и последние испытали при этом страх и ужас. Этот страх остался. Если взглянуть теперь на средневековое европейское население, которое приняло на себя последние волны монгольского нашествия, и представить себе его душевный настрой, можно увидеть, как из этих борющихся за свою жизнь остатков четвертой коренной расы и ввергнутых в страх и ужас европейцев формируются определенные духовные образования. Если бы подобному натиску были противопоставлены отвага и любовь, разлагающиеся вещества были бы высвобождены. Но ненависть, страх, ужас консервируют эти разлагающиеся образования, и такие существа, как бациллы, находят в них для себя питательную почву. Позже они воплощаются в подходящие для их инкарнации материальные образования. Так, в страх и ужас европейских народов как семена гниения внедрились разлагающиеся вещества. И эти семена есть крошечные живые существа. Так возникла средневековая проказа, лепра. Это были разлагающиеся вещества гибнущих монгольских народов. Откуда же появились эти разрушители физической природы человека? Они появились из прошлых духовных ингредиентов, из прегрешений. Это карма, действующая в телах народов. Теперь мы можем судить о том, как моральная жизнь какого-либо народа обуславливает внешнюю жизнь в будущем. Физическое будущее народа находится в его собственных руках; он создает его сегодня посредством соответствующей моральной жизни. О том, что все бактериальные болезни современности имеют схожие корни, говорят все тайные школы Европы. Болезни, вызванные бациллами, имеют духовное происхождение. Это является эзотерической традицией розенкрейцеров и других тайных школ, обучающих этим вещам. В узком кругу тайных школ хранится основополагающее учение о том, что в семидесятых годах в астральном мире проходили определенные битвы, и что нечто обернулось к лучшему, даже если... (пропуск в тексте). Эти процессы называют борьбой между воинством Архангела Михаила (название, взятое из христианской эзотерики) и воинством бога Маммоны. Маммона — это бог препятствий, бог, который ставит на пути прогрессивного движения всевозможные разрушающие вещи. С другой стороны, в этом боге Маммоне видят создателя вполне определенных образований, а именно, таких, которые оказывают разрушающее воздействие на жизнь человека в ходе как раз инфекционных болезней. Неизвестные инфекционные болезни прошлых времен исходят от него. Теперь вы сможете понять, почему эзотерические школы должны создавать в глубинах человеческого существа прогрессивный внутренний настрой; видно, что первопричиной этих современных болезней является, собственно, не что иное, как реакционность, консерватизм так называемых высших классов по отношению к обнищавшим низшим классам, угнетенным народным массам, стремящимся к новому... (пропуск в тексте). Этому стремлению препятствует то, что исходит от бога Маммоны. Нам открываются две противоборствующие силы: мир чувств вымирающих высших классов, пытающихся законсервировать прошлое, и чувство ненависти низших классов — астральная жизнь, выступающая в массах как реакция. В этой противоположности эзотеризм также видит разлагающиеся вещества, а в них — причину современных инфекционных заболеваний. Понимание этого, разумеется, не отрицает попыток современной медицины бороться с ними внешними средствами. Но действительное улучшение ситуации таким образом не сможет быть достигнуто никогда. То, что случается позднее, вначале всегда является эзотерическому познанию. Это познание состоит в правильном просмотре того, что в современной морали может привести к лучшему состоянию здоровья в будущем. На основе этого, в свою очередь, можно судить о том, насколько глубоко могли проникать взглядом в будущее те, кто ввел в мир теософское движение. Оно возникло из понимания подобных связей. Видно уже сейчас, что тяга к борьбе всех против всех будет принимать все более и более острые формы. То, что должно случиться, осуществится тогда с внутренней необходимостью, подобно огню, разгорающемуся там, где имеется особо воспламеняющийся материал, как это происходит сейчас на Востоке. Было бы бессмысленно пытаться препятствовать подобным вещам. Подходящее средство для предотвращения борьбы всех против всех теософское движение создает уже сейчас, распространяя принципы братства. Поскольку братание растворяет то, что входит в мир с гниющими веществами, с ненавистью. Мы стоим на нисходящей линии расового развития. Если этот процесс будет законсервирован ненавистью и убеждением, что его можно удержать, а не высвобожден любовью, произойдет наихудшее. Теософское движение хочет как раз разрешить этот процесс любовью. Его основатели знают, что Теософское Общество является не только лечебным средством, но источником дальнейшего развития человечества. Мы видим, таким образом, как физическое является следствием предшествующего ему духовного, и как человек, при известных условиях, благодаря познанию связей в состоянии соединить это физическое с его духовным происхождением. Например, тот, кто знает, как определенная болезнь связана с определенными ощущениями и чувствами, тот знает также, что, вызывая в себе эти чувства, он может вызвать и соответствующую болезнь. Черный маг может использовать это знание для развращения масс. Глубокие оккультные истины не могут поэтому передаваться всем без разбора, так как в противном случае они сразу бы вызвали резкое разделение на добро и зло. Это является самым опасным при распространении оккультного учения. Никого нельзя научить делать людей здоровыми без того, чтобы одновременно не научить делать людей больными. И там, где оккультное учение в какой-то степени проникло в народные массы, такие вещи имели место: В определенных районах Востока можно столкнуться с совершенно правдивыми сообщениями о том, что имеются секты, задачей которых является вызов определенных болезней. — Так человек все больше и больше проникает в объяснение материального из духовного. Теперь попытаемся охватить взглядом более продолжительные промежутки времени. Известно, что мы имеем сегодня замечательное сосуществование всего того, что ведет животную жизнь, и растительного мира. Растения усваивают углекислый газ и выдыхают кислород, и благодаря этому являются постоянным источником жизни для всего того вокруг, что должно дышать животным образом. Этот источник берет свое начало в растительном мире. Все, что сегодня дышит, обязано своему существованию этой таинственной мастерской растительного мира. Отсюда можно составить себе понятие о том, как рушатся миры; как разрушился мир, предшествующий нашей Земле. На Луне не было такого дыхания, которое сегодня имеет место у животных и человека. Вместо него на Луне происходил совершенно другой процесс; в дыхание он переходил постепенно. Картину этого процесса можно себе представить, наблюдая за останками того времени: за животными, меняющими температуру своего тела в соответствии с температурой окружающей среды. На Луне имелось огненное или тепловое дыхание. Восприятие и отдача огня или тепла тогда соответствовали восприятию и отдаче воздуха сегодня. Этот процесс дыхания начал приобретать сегодняшние формы лишь с середины лемурийского периода. Дыхание является материальным отражением духовного процесса нисхождения монады в нижнего человека. Дыхание означает втягивание монады. Поэтому в хатха-йоге ученик также осуществляет процесс дыхания. Он ритмически регулирует то, что осуществляется в человеке как естественный процесс, чтобы стать господином этого процесса. Так же, как раньше человек принимал снаружи и отдавал вовне тепло, а затем обратил этот процесс в процесс циркуляции теплой крови, так и ученик хатха-йоги пытается превратить дыхание во внутренний процесс, получить власть над ним изнутри. Установки хатха-йоги означают превращение дыхания в такой процесс, который протекает не изнутри наружу, а является процессом, регулируемым изнутри, подобно процессу циркуляции крови. Процесс циркуляции крови у меняющих температуру своего тела животных относится к процессу циркуляции крови у человека так же, как процесс дыхания обычного человека относится к процессу дыхания ученика хатха-йоги. За всеми этими вещами кроются глубочайшие идеи развития, которые должны стать основой реальных процессов. Сегодня люди уже обычно не понимают, что в воздухе имеется нечто духовное. Когда сознание этого еще не было утеряно, дух называли: "воздух", "ветер"= Pneuma. "Pneuma" означает движение, одновременно и воздуха, и душевно-духовного. Это обозначение восходит к тем временам, когда еще присутствовало сознание о реальных связях. Возьмем теперь тот факт, что на планете-предшественнице нашей Земли (Луне) некие существа развились до уровня, превышающего уровень развития тогдашнего человечества. Ими были люциферические существа. Если мы, однако, присмотримся к ним, мы должны будем сказать: они жили совсем в другой среде, нежели окружение теперешней Земли. Они не могли дышать воздухом, а, следовательно, не могли принимать в себя и дух. Ведь принятие в себя духа соответствует дыханию воздухом. Таким образом, они были вынуждены исполнять то, что сегодня происходит в воздухе, в тепловом принципе. На Земле мы различаем семь состояний физического: первое — жизненный эфир; второе — химический эфир; третье — световой эфир; четвертое — тепловой эфир; пятое — воздух; шестое — вода; седьмое — твердь. То есть люциферические существа должны были в области тепла выполнять то, что сегодня человек выполняет в воздухе. Теперь можно догадаться, почему эти существа, давшие человеку свободное сознание и самостоятельность, определенным образом связаны с огнем. При своем вступлении на арену они по этой причине страстно присоединялись ко всему тому в человеке, что имеет отношение к теплу, к огню. Их алчность была направлена на то, что было в человеке его собственным теплом. Так податель познания и свободы связывается с чем-то таким, что пытается воплотиться в тепло человека тем же способом, что и на Луне. Это связь познания со смертью и рождением, болезнью и прочим в этом мире. С познанием в мир вошли рождение и смерть, и болезни; этим куплено познание. Поэтому мы видим также связь между определенными тепловыми проявлениями и болезнью, а именно, жар. В этом происхождение повышенной температуры. Обо всем этом еще имелись традиции вплоть до 19-го столетия. На предыдущих планетах, предшественницах нашей Земли, людей, животных, растений и минералов в том виде, в котором они существуют сейчас, еще не было. Тогда имелись три царства, располагавшиеся между нашими теперешними. Высшее царство представляли собой существа, еще не достигшие совершенства человека, но и еще не опустившиеся до состояния сегодняшних животных. Тогдашние растения еще не выдыхали кислород. Кислорода, этого жизненного воздуха, тогда еще не было. Только с возникновением современного растительного царства к азоту был присоединен кислород. Луна была окружена азотной атмосферой. К формам, имеющим легкие и тому подобное, обладающим способностью дышать, существа стремились еще во второй половине развития предыдущей планеты, но растительное царство как таковое возникло только в земном цикле. Тогда и животные существа развили органы дыхания. Они сместили растительное царство на ступень ниже, чтобы получить для своего дыхания кислород. В этом процессе предыдущая планета с необходимостью должна была достигнуть состояния, когда жизнь в той же форме существовать уже не могла. Форма видоизменилась и нуждалась в новой планете. Предыдущее царство должно было исчезнуть. Все живые существа на предыдущей планете задохнулись. Так со всем, имеющимся на них, погибают целые планеты, а в том, что подготавливается в теле материнской планеты, развивается новая жизнь. Так нужно понимать гибель и рождение планет. Сегодняшняя жизнь человека характеризуется тем, что зло, имеющееся в его карме, пока еще содержится в нем, как раньше в нем содержались другие царства. Он вырабатывает его сегодня из самого себя. В будущем злое и доброе будут присутствовать во внешних формах, наряду с доброй расой будет существовать царство злых. Тогда из выделившегося, отброшенного вниз зла животности лик человека выступит в своем просветленном образе. Попытаемся представить себе этот загадочный, дремлющий сегодня в животной материи, просветленный человеческий лик очищенным от животного зла и явленным символически. — Вы не сможете получить более удачный образ, нежели пробужденный великой интуицией египетский образ Сфинкс. Он указывает не только на прошлое, но на будущее. Загадка Сфинкс — в том виде, который она приобрела в греческом мифе, это загадка человека. Не случайно древние египтяне установили Сфинкс перед храмом посвящения. Посвящение — это пересадка в душу тайн будущего. Благодаря тому что перед входом в храм стояла Сфинкс, уже создавалась определенная среда для посвящения. То, что внешне представляет собой кислород как тело, внутренне является монадой. Когда на Земле появился кислород, тогда обрела способность воплощаться и монада. Когда ученик вдыхает большую порцию кислорода и удерживает этот кислород в себе, он одержим желанием заполучить монаду. Кислород — это не только внешне-материальное. Нужно исследовать и его духовную природу. Тогда внешне мы имеем кислород, внутренне монаду. Поэтому в лемурийский период процесс дыхания формировал тело для сходящих сынов Манаса. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |