|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Доклад шестнадцатыйБерлин, 11 октября 1905 года Если мы хотим до конца понять принцип действия кармы, что мы сейчас и попытаемся сделать, нам необходимо составить себе представление о том, что обычно называют "нирваной". Полное понимание значения этого термина требует многого. Мы же сейчас попытаемся получить об этом пока лишь предварительное представление. В настоящее время в поступках человека содержится очень немногое из того, что можно было бы назвать свободой, поскольку человек представляет собой, в сущности, результат своих действий в прошлом. Это так и есть в самом широком смысле слова. Для того чтобы он стал тем, чем он является сейчас, ему сперва было необходимо создать все природные царства. Прежде всего человек вытеснил наружу содержавшиеся в нем минеральное, растительное и животное царства. К ним затем добавилось также и то, что он развил с начала первой трети лемурийской расы. Все, что он произвел на свет благодаря своим поступкам, что прошло через его душу в виде мыслей и чувств — все это также принадлежит к его прошлому и становится, таким образом, его кармой. Мы заглядываем в прошлое, которое в то же время возникает в виде своих следствий вокруг нас. Весь окружающий нас мир есть не что иное, как следствие прошлых действий. Точно также, уже теперь, человек подготавливает будущее. И все же перед нами постоянно возникают вещи, не являющиеся целиком следствиями прошлых действий; в мир вносится нечто новое. Пусть какой-то человек, скажем, господин Ким, является следствием прошлых действий. Теософское Общество — тоже следствие прошлых действий. И то, что судьба сводит их вместе — следствие прошлых действий. Но взаимоотношения господина Кима и Теософского Общества привносят в мир нечто новое, что, в свою очередь, становится причиной будущих действий. Если на жезл падает свет, позади него возникает тень. Если рассматривать эти действия, говорим мы себе, нечто происходит, это новое. Новым являются взаимоотношения вещей: например, появление тени. Все, что человек обычно думает, он думает о вещах, о чем-то, что существует. Но он может думать и о подобных взаимоотношениях, о том, что не является результатом прошлого действия, а возникает только сейчас. Но такое случается довольно редко, поскольку люди привязаны к тому, что уже сложилось вокруг них. Обстоятельства, выступающие как нечто совершенно новое, очень мало образуют содержание человеческих мыслей. Но тот, кто хочет принимать участие в работе над будущим, должен иметь мысли, которые устанавливают новые взаимоотношения между вещами. Чем-то новым могут быть только мысли об отношениях между вещами. Нагляднее всего это проявляется в искусстве. Того, что делает художник, в действительности вовсе нет. Голая форма, созданная скульптором, вовсе не существует в реальности; она не является природным продуктом. В природе существуют только формы, пронизанные жизнью. Голая форма противоречила бы природным законам. Художник создает нечто новое из отношений. Он отображает то, что возникает посредством отношений: например, свет и тень; он рисует совсем не то, что имеет место в действительности. Он рисует не дерево, а те чувственные восприятия, которые возникли из совокупности отношений, образующих дерево. Человек не производит обычно ничего нового и в своих практических действиях. Большинство людей делают только то, что уже есть. Лишь очень немногие люди созидают из моральной интуиции, вносят в мир новые обязанности, новые деяния. Новое вносится в мир через отношения. Поэтому так часто говорится о том, что простейшее моральное действие заключено в отношениях. Такое действие может состоять, например, из поступков, совершаемых из благоволения к кому-то. Но в основе большинства действий все же лежит старое; даже действия и события, при которых возникает нечто новое, еще обуславливаются старым. В большинстве случаев, при более детальном рассмотрении, оказывается именно так. Свободными являются только те действия, на которые прошлое не оказывает никакого влияния; в этом случае человек руководствуется лишь тем, что может войти в мир посредством комбинирующей и продуктивной деятельности его разума. Такие действия в оккультизме называются деланием из ничего. — Все прочие действия обусловлены кармой. Здесь мы имеем две противоположности: карма и ее противоположность, "ничто" — деятельность, не вытекающая из кармы. Представим себе вначале человека, определяемого кармой; действиями, мыслями, чувствами из прошлого. А затем представим его продвинувшимся так далеко, что он погасил всю свою карму, то есть противостоящего тому, что мы называем "ничто". Если такой человек еще продолжает действовать, то, выражаясь оккультным языком, он действует из нирваны. — Из нирваны осуществлялись действия Будды, Христа, по меньшей мере частично. Действия обычного человека приближаются к этому, если они инспирируются всемирно-исторически, художественным или религиозным образом. Интуитивное творчество приходит из "ничего". Тот, кто хочет этого достигнуть, должен стать полностью свободным от кармы. Тогда он сможет быть свободным от тех импульсов, которыми человек руководствуется в своих поступках обычно. Тогда он будет охвачен тем благочестивым настроением, которое как состояние называют также нирваной. Как человек достигает нирваны? Взглянем назад, во времена Лемурии. Там мы увидим людей — в том виде, в каком они существовали на Земле, передвигающихся поначалу на всех четырех конечностях. Существа, в которых воплощался тогда "чистый человек" (как монада), передвигались на четырех. Благодаря же тому, что в них воплощались монады, эти существа стали постепенно выпрямляться, высвобождая передние конечности. Только теперь начинается карма. Возникновение человеческой кармы стало возможным только тогда, когда человек смог использовать свои руки для работы. До этого человек индивидуальной кармы не создавал. Это был очень важный пункт в развитии человека, когда из горизонтального существа он стал вертикальным и благодаря этому освободил свои руки. Так он перешел в атлантический период своего развития. На следующей, более высокой ступени человек стал овладевать речью. Вначале он научился работать руками, затем стал овладевать речью. С помощью рук человек наполняет окружающую среду делами, посредством речи — словами. Когда человек умирает, продолжают жить его дела и слова. Все, совершенное человеком, остается в виде его кармы. Все, сказанное человеком, остается уже не только в виде его кармы, а еще и как нечто существенно иное. Опять вернемся во времена, когда человек еще не говорил, а только действовал. Эти действия представляли собой нечто такое, что исходило исключительно от отдельных личностей. С возникновением речи эта сугубая персонализация заканчивается. Благодаря речи люди понимают друг друга. Это чрезвычайно важный момент в атлантическом развитии. С этим моментом произнесения первого звука в мир вносится карма человечества. В результате того, что люди разговаривают между собой, начинает струиться нечто общее для всего человечества. Здесь отдельная, сугубо личная карма переходит в общечеловеческую карму. С тем, что нами говорится, в мир действительно входит нечто большее, нежели мы сами; в произносимом нами живет все человечество. Действия наших рук также могут стать принадлежащими всему человечеству, но для этого они должны стать бессамостными. Своей речью человек не может произвести чисто эгоистичные поступки, иначе они должны были бы принадлежать только ему одному. Речь не может быть чисто эгоистичной, в то время как действия рук в большинстве случаев именно таковы. Оккультист говорит: "То, что я делаю своими руками, может быть только моим действием; то же, что я говорю, я говорю как член народа или племени". Наша жизнь создает, таким образом, что-то вроде остатков после нас: личные рудименты, посредством деятельности наших рук, и общечеловеческие рудименты, посредством того, что продолжает существовать в сказанных нами словах. Эти остатки необходимо очень четко различать. Все окружающее нас в природе, минеральное, растительное и животное царства, существует как следствие предшествующих деяний. То, что возводится вокруг нас посредством наших поступков, действительно представляет собой нечто новое, входящее в мир. Нечто новое входит в мир через каждого человека, что в сумме образует нечто новое, входящее в мир через все человечество. Таким образом, если мы говорим себе: человек вступает на Землю в середине лемурийского периода и создает с этого момента собственную карму, поскольку до этого он не мог создать индивидуальную карму, — тогда мы должны себя спросить: раз эта карма представляет собой нечто новое, откуда же она взялась? — Она могла возникнуть только из нирваны. Тогда в мир должно было войти нечто, что пришло бы из нирваны, оттуда, где создают из "ничего". Существа, оплодотворявшие в то время Землю, должны были достигать уровня нирваны. Четвероногих существ, ставших людьми, оплодотворяли существа, сошедшие с нирвана-плана. Их называют монадами. В этом и заключается причина того, почему подобные существа должны были спуститься с нирвана-плана. Существа с нирвана-плана в нас, людях, есть монады. Здесь в мир вступает нечто совершенно новое; это новое воплощается в уже существующее, что, в свою очередь, полностью является результатом предшествующей деятельности. Мы различаем, таким образом, три ступени. Первая — ступень внешних, обусловленных руками, действий; вторая — обусловленная высказанными словами, и третья — являющаяся результатом мыслей. А мысли представляют собой нечто еще более охватывающее, нежели то, что обусловлено словами. Мысль, в отличие от языка, собственного у каждого народа, принадлежит всему человечеству. Так человек поднимается от внешней деятельности, через слова, к мыслям, становясь все более и более всеобщим существом. Не существует никаких общих норм действий, никакой логики деятельности. Каждый должен действовать для себя. Но нет чисто личного языка. Язык принадлежит группе. Мысль принадлежит уже всему человечеству. Таким образом, мы имеем три ступени, по которым человек поднимается от отдельного к общему: дела, слова, мысли. Проявляя себя в мире, человек оставляет следы духа всего человечества в виде мыслей; следы групповой души в виде слов; следы особенной человеческой сущности в виде дел. Яснее всего это проявляется, вероятно, в результатах деятельности каждой ступени. Человеческая индивидуальность подобна нити, пронизывающей различные инкарнации посредством ряда личных форм проявления. Индивидуальность трудится для последующих инкарнаций. Народ, в качестве языковой группы, трудится для нового народа. Человечество работает для нового человечества, для новой планеты. Совершенное отдельным человеком имеет значение для следующей инкарнации; сказанное народом имеет значение для следующей подрасы, для следующей инкарнации народа. А если речь идет о мире, в котором все наши мысли живут уже не как наши мысли, а выступают как следствия последних, тогда это новое человечество, то есть новая планета. Без такого глобального рассмотрения понять карму мы не сможем. То, что мы мыслим, имеет значение для следующих планетарных циклов. Теперь подумаем: будет ли человеческий род, оставшийся после нас и населяющий будущую планету, тоже мыслить? — Настолько же мало, насколько новая раса будет говорить на том же самом языке. Смешно спрашивать в наших мыслях, что такое Божество. На следующих планетах человек будет не думать, а постигать мир посредством другой деятельности, в совершенно другой форме. Мышление — это то, что принадлежит нам. Если мы объясняем мир посредством мыслей, то это объяснение исключительно для нас. Оно имеет огромную важность, поскольку человек видит, как он включен в кармические нити всего человечества, как он предан целому. Если такие вещи объясняет себе восточный оккультист, он говорит: Вся наша жизнь протекает так, будто мы со всех сторон окружены границами, созданными делами, словами и мыслями. Если из наших мыслей все это удалить, для обычного человека почти ничего не останется. Если что-то все же останется, то это результат эзотерики. То, что тогда останется, это переживание нирваны. Планетарный дух, представляющий собой сущность мира, в настоящее время инкарнирован в мышлении, но в будущем он будет инкарнирован в чем-то другом. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |