|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Доклад одиннадцатый
Берлин, 6 октября 1905 года Сегодня мы попытаемся рассмотреть действие кармы наглядно, и пояснить, как оно проявляется в так называемых трех мирах: в физическом, астральном и ментальном. Все другие миры, кроме этих трех, в связи с человеческим развитием почти не рассматриваются. В состоянии бодрствования мы находимся в физическом мире; здесь мы имеем перед собой физический мир в относительно чистом виде. Нам нужно только раскрыть свои чувства, чтобы иметь непосредственно перед собой физический мир. Однако в тот момент, когда мы начинаем проявлять к нему интерес, противопоставлять ему свои ощущения, мы уже частично оказываемся в астральном мире, и лишь частично действительно в физическом. В человеческой жизни присутствуют лишь зачатки жизни непосредственно в физическом; например, если он рассматривает какое-либо произведение искусства без желания его приобрести, то есть чисто созерцательно. Рассмотрение, при котором человек забывает самого себя, работая над объектом как над чисто ментальной задачей, представляет собой важнейший душевный акт. Но такая самозабвенная, бессамостная жизнь в физическом мире является редкостью. Человек редко рассматривает природу чисто созерцательно; обычно он воспринимает при этом еще многое другое. Но в физической природе именно самозабвенная жизнь является наиважнейшей, поскольку только благодаря ей человек может иметь самосознание; во всех прочих мирах обычный человек тут же оказывается в бессознательном. В физическом мире человек не только самосознателен; там он может также отбросить свою самость, стать бессамостным. Дневное сознание человека, если он себя не забывает, еще не бессамостно. Этому препятствует не физический мир, а вмешательство астрального и ментального миров. Когда же человек забывается, чувство своей особенности исчезает, и он обнаруживает себя расширившимся вовне. Сейчас, однако, человек может достичь такого самосознания без ощущения своей обособленности только в физической жизни. Самосознание мы называем "Я". Человек может быть самосознательным только в окружающем его мире. Только развив органы чувств для определенного мира, он может быть в этом мире и самосознательным. В настоящее время человек имеет органы чувств только для восприятия физического мира. Но другие миры также постоянно воздействуют на его самосознание и замутняют его; когда вмешиваются чувства, воздействует астральный мир, когда человек мыслит — ментальный мир. Мысли большинства людей представляют собой не что иное, как отражение окружающей среды. Лишь в редких случаях человек имеет мысли, не связанные с его непосредственным окружением. Такие высокие мысли посещают его лишь в том случае, когда пробуждаются чувства для ментального мира. Тогда человек не просто мыслит, но видит мысли как существ, которые его окружают. Тогда он обладает самосознанием ментального мира — так, как им обладает чела, посвященный. Если из человеческой жизни исключить сначала физический мир, а затем и все побуждения, желания и прочие душевные переживания, то у большинства людей не останется ни одной мысли. Попытаемся только представить себе, какие влияния мы постоянно испытываем, пребывая во времени и пространстве. Попытаемся оживить в душе все, что связано с местом, где мы живем, и со временем, в котором мы живем. Все, что беспрестанно возникает в душе мысленно, зависит от времени и пространства. Все это имеет преходящее значение. Поэтому от простого отражения чувственного нужно переходить к тому, чтобы в человеке жило нечто от вечного мысленного содержания; тогда постепенно смогут развиться деваханические органы чувств. Например, мысль, взятая из книги "Свет на пути"[* Примеч.: автор - М. Коллинз ]: "Прежде чем глаз сможет видеть, он должен отвыкнуть от слез", — действенна всегда и везде. Если мы позволим такой мысли действовать на себя, в нас будет жить нечто такое, что находится по ту сторону времени и пространства. Она будет средством, силой, позволяющей пробудить в душе деваханические чувства, чувства для вечного в мире. Так соотносится часть человека с тремя мирами. Но этого положения он достиг не сразу. Человек находился в физическом мире не всегда; лишь постепенно он стал физическим и обрел соответствующие органы чувств. До этого он обитал на высших планах. В физический мир человек спустился с астрального плана, а в астральный, в свою очередь, с ментального. В последнем мы различаем два уровня: нижний ментальный план, рупа-план, где все уже дифференцировано, и верхний ментальный план, арупа-план, где все находится еще в зачаточном, недифференцированном состоянии. Человек спустился с арупа-плана, через рупа-план и астральный план, на физический. И только на физическом плане он обрел самосознание. На астральном плане он самосознательным еще не был; еще в меньшей степени это имело место на рупа- и арупа-планах. Только на физическом плане человеку впервые были противопоставлены внешние объекты, непосредственно в его окружении. Такое внешнее выступление предметов вообще является условием для начала развития самосознания любого существа. На высших планах жизнь еще полностью заключена во внутреннем. Когда человек был на астральном плане, для него существовала только одна реальность, та, которая поднималась из его собственной внутренней жизни. У него было тогда действительно образное сознание. Пусть эти образы являлись ему как живые, все же это были лишь образы, возникавшие в нем самом. Сегодняшние сновидения представляют собой остатки такого сознания. Если бы, например, астральный человек приблизился к соли, он бессознательно ощутил бы ее воздействие, в результате чего в нем возник бы образ. В нем возник бы образ вкуса соленого. Или, оказавшись вблизи другого человека, который был бы ему симпатичен, он не воспринял бы последнего как нечто внешнее, а ощутил бы чувство симпатии в себе самом. Эта жизнь в астральном была абсолютным самобытием, обособленностью. Только на физическом плане, благодаря восприятию внешних объектов с помощью органов чувств, человек может покончить со своей обособленностью и слиться с окружающим, с "не-Я". В этом состоит важность физического плана. Минуя физический план, человек никогда не смог бы вырваться из этой обособленности и обратить свои чувства вовне. Работа над преодолением своей самости действительно начинается здесь. Все, кроме чистого созерцания внешних объектов, еще так или иначе принадлежит эго. Поэтому нужно привыкать жить на высших планах с таким же отстранением своей самости, как и на физическом плане, даже если на последнем такое отстранение только начинает развиваться. Предметы физического плана вынуждают человека стать бессамостным и дать нечто тому, что является "не-Я". Что касается желаний и душевного содержания вообще, то здесь человек еще руководствуется своей чувственностью. На физическом плане он должен учиться самоотречению, должен учиться делать свои желания бессамостными; это первая ступень. Следующая ступень состоит в том, чтобы руководствоваться не собственными желаниями, а желаниями, которые приходят извне. Если человек следует не тем мыслям, которые возникают в нем самом, а сознательно и по собственной воле отдается чужим мыслям, он поднимается на деваханический план. В высших мирах мы должны поэтому отыскивать нечто, лежащее вне нас; тогда мы сможем посвящать себя этому аналогично тому, как в физическом мире мы посвящаем себя внешним предметам. Так нужно рассматривать желания инициированных. Эзотерический ученик узнает желания, соответствующие благу человечества, и затем руководствуется ими в своих поступках, подобно тому как обычно люди руководствуются желаниями, возникающими у них под принуждающим действием внешних чувственных объектов. Культура и воспитание наших желаний ведут нас на астральный план. Когда же достигается отстранение своей самости и в мыслях, когда достигается способность пропускать через душу вечные мысли, содержащие мудрость Мастера, посредством концентрации и медитации на его мыслях, тогда приходит и способность восприятия мыслей, которые нас окружают. Эзотерический ученик уже может быть мастером на астральном плане, на ментальном же плане могут быть лишь более высокие Мастера. Прежде всего человек является нам как существо физической природы. Участвуя при этом в жизни астрального и ментального миров, самосознанием он обладает все же только в физическом мире. Он должен обживать физический мир до тех пор, пока его самосознание не пропитается всем тем, чему тот может его научить. Здесь человек говорит себе "Я". — Свое Я он соединяет с окружающими вещами, он учится расширять его посредством созерцания, оно выходит наружу и соединяется с этими вещами, которые он понимает теперь до конца. Если бы мы охватили пониманием весь физический мир целиком, отпала бы и нужда в нем; тогда мы имели бы его в себе. Правда, часть физического мира человек уже имеет в себе. Будучи воплощенным в первый раз в Лемурии, человек только начинал открывать его для своего Я, и потому почти ничего не знал о нем. Но к тому времени, когда он воплотится в последний раз, он должен достичь единства своего Я со всем физическим миром. В физическом мире человек предоставлен самому себе. Здесь им никто не управляет, здесь он действительно покинут Богами. Боги покинули человека, когда тот оставил астральный мир. В физическом мире он должен был учиться становиться господином самому себе. Поэтому он может жить там только так, как он, собственно, и живет: в непрерывном метании между истиной и заблуждением. Двигаясь вслепую, он должен искать свой путь сам. Таким образом, большей частью он продвигается во тьме. Тут его взгляд обращен наружу, он свободен среди вещей, но одновременно подвержен и заблуждениям. На астральном плане такой свободой человек не обладал; там его деятельность направлялась посторонними силами. Подобно марионетке, он был как бы подвешен на нитях, которые приводились в движение божественными силами; там Боги еще должны были вести его. В силу того, что человек является существом душевным и сейчас, Боги еще живут в нем. Свобода и несвобода еще тесно переплетены между собой. Желания постоянно сменяют друг друга. Такой приток и отток желаний регулируется изнутри. — Это Божественное, действующие в человеке. Еще меньшей степенью свободы человек обладает на рупа-плане ментального мира, и еще меньшей на арупа-плане. Но по мере того, как, благодаря познанию, он будет становиться незаблуждающимся, он постепенно станет свободным на физическом плане. В той же степени, в какой человек прорабатывает и познает физический мир, он становится способным переносить усвоенное на арупа-план. Сам по себе лишенный форм, apyпa-план обретает формы посредством человеческой жизни. Человек накапливает уроки физического плана, которые приобретают в душе определенные формы. Эти формы он и переносит на арупа-план. В связи с этим в греческих мистериях душу называли пчелой, арупа-план ульем, а физическую Землю цветочным полем. Этому обучали в греческих мистериях. Что же подвигнуло душу опуститься на физический план? — Это желание, чувственность; на более низкий план попадают не иначе как через желание. Прежде душа находилась на астральном плане; астральный мир — это мир желаний. Все, что Боги в качестве семени заложили в человека в астральном мире, есть мир чистых желаний. Самым развившимся желанием в долемурийских существах было желание физического. Человек был тогда исключительно жаден до физического; он испытывал бессознательную, слепую жажду физического. Эта жажда могла быть утолена только посредством ее удовлетворения, то есть посредством познаний, приобретенных в физическом мире, посредством представлений о нем. После смерти душа поднимается на астральный план, а оттуда на арупа-план. Все приобретенное она складывает здесь. То же, что она оставила в физическом мире непознанным, тянет ее вниз, вызывая жажду новых инкарнаций. Продолжительность пребывания на арупа-плане обуславливается мерой приобретенного на физическом плане. У дикаря, например, это приобретенное невелико, поэтому для него пребывание на арупа-плане кратко, подобно слабой вспышке, после чего он снова опускается на физический план. Познавший же физический мир полностью уже не нуждается в оставлении ару-па-плана и в возвращении на физический план. Свою задачу в физическом мире он уже выполнил. По своему астральному строению теперешний человек еще наполовину принадлежит астральному миру. Целостность астральной оболочки наполовину разрушена, и он, посредством своих чувств, воспринимает физический мир. Если он сможет жить на астральном плане так же, как он живет сейчас на физическом, то есть если он научится воспринимать там так же, как и здесь, тогда он сможет эти восприятия астрального плана переносить и на арупа-план. Это воспринятое на астральном плане поднимается затем с арупа-плана еще выше, на буддхи-план. Также и то, что человек достигает уже сегодня на рупа-плане посредством медитации и концентрации, он сможет взять с собой на арупа-план и оттуда передать на еще более высокие планы. Астральное в человеке наполовину открыто физическому миру, а наполовину высшим мирам. Часть, открытая физическому миру, определяется чувственными восприятиями. В остальном человек обусловлен сверху. Так же обстоит дело и с его ментальным телом. Оно также отчасти определяется внешним, а отчасти внутренним, через Богов, Девов. Поскольку это так, человек нуждается в глубоком сне и во сне со сновидениями. Теперь мы можем подойти к сущности сновидения и сна. Сновидеть означает обращаться к внутренним силам, к силам Девов. Человек видит сны почти всю ночь, он просто забывает их. Во время сна ментальное тело человека определяется Девами. Поскольку человек еше не Эти тонкие понятия необходимо хорошо усвоить; тогда будет понятно, почему, побывав на высших планах, человек снова опускается вниз. Его движет назад, в физическое бытие, нечто такое, чего он еще не знает, что им еще не познано, что буддисты называют авидья, незнание. Авидья есть первая кармическая сила. По буддийскому учению, существует двенадцать кармических сил, низводящих человека. Все вместе их называют ниданы. Во время спуска на физический план постепенно проявляется действие кармических эффектов. Авидья — это первый эффект. Это только один полюс того, почему человек возвращается на физический план. То, что он вступает на физический план и связывает себя там с физическими вещами, вызывает реакцию. Акция всегда вызывает реакцию. Все вещи, совершаемые человеком на физическом плане, вызывают реакцию в виде кармических воздействий. Действие и противодействие являются техникой, механизмом кармы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |