|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Доклад двеннадцатый
Берлин, 7 октября 1905 года Когда речь идет о физическом теле, большинство людей имеют обычно довольно смутное представление о том, что это, собственно, такое. Ведь нам предстает не само физическое тело в чистом виде, а некое образование, состоящее из физического тела и высших сил. Физическим является и кусок горного хрусталя. Но хрусталь — это нечто иное, нежели человеческий глаз или сердце, которые тоже являются физическими. Глаз и сердце являются частями физического тела, но физического, смешанного с высшими человеческими членами и благодаря этому действующего совершенно иначе, нежели прочее физическое. Вода тоже представляет собой смесь кислорода и водорода, но последние выглядят в воде совершенно иначе, нежели взятые сами по себе. Здесь перед нами выступает нечто в принципе иное. В воде мы имеем соединение. То, что выступает в виде физического тела человека, тоже является соединением, соединением трех тел, физического, эфирного и астрального. Физический глаз человека подобен фотокамере, поскольку в нем, как и в камере, возникает образ окружающего мира. Только если удалить из физического глаза все то, что не возникает также и в камере, проявится нечто, присущее физическому глазу как таковому. Так же и из физического тела нужно изъять все, что не является чисто физическим; тогда мы получим то, что в оккультизме называют физическим телом. Этот остаток не может сам по себе ни жить, ни думать, ни чувствовать. Это очень сложный и мудро устроенный автомат, чисто физический аппарат. В таком чистом виде физическое тело существовало только на древнем Сатурне. Тогда глаза действительно были маленькими камерами, и то, что в них отражалось в виде образов окружающего мира, возникало в сознании одного из Девов. В середине сатурнического цикла этим аппаратом могли уже пользоваться так называемые Азуры (Архаи), занимавшие тогда ступень развития человечества. Они пользовались и этими автоматами, и возникающими в них картинами. Находясь снаружи, они пользовались ими так же, как мы пользуемся сегодня фотоаппаратом, чтоб получить картину какого-нибудь ландшафта. Таким образом, физическое тело человека представляло собой сооруженную извне конструкцию, некий физический аппарат. Это первая ступень человеческого бытия. Вторая ступень состояла в проработке этого физического аппарата эфирным телом. Тогда он стал живым организмом. Это отразилось и на конфигурации тела. Автомат был сооружен из относительно твердой, недифференцированной массы, подобной желе или мягкому кристаллу. Во втором кругообороте, на ступени солнечного бытия, физический аппарат был пронизан эфирным телом. В этом солнечном кругообороте возникло и солнечное сплетение (соларплексус), получившее свое название потому, что оно действительно было органом, от которого сегодня остались лишь рудименты. В физический аппарат была вработана нервная система. Сейчас нечто подобное еще существует у растений. Это вторая ступень. Эти ступени, однако, еще не завершены; развитие продолжается на каждой из них. Одним из показателей этого является солнечное сплетение, имеющееся сегодня также и у животных, еще не образовавших спинной мозг. Все беспозвоночные животные представляют собой единичные формы того, что было заложено на предыдущих ступенях развития. Позвоночных животных человек выделил из себя уже на Земле. Раньше человек был организован подобно тому, как сегодня, например, рак. Сегодня он уже миновал эту тогдашнюю ступень, в то время как рак на ней так и остался. Удивительно, как схожи внутренность рака и человеческий мозг. Между ними действительно имеется сходство. Рак, например, как и человеческий мозг, заключен в жесткую скорлупу. После того как образовался спинной мозг и преобразовались верхние позвонки, человек эту скорлупу отбросил. Рак же в своем развитии остановился. Благодаря своей скорлупе На третьей ступени получившийся таким образом организм преобразуется астральным телом. С этим преобразованием связано появление сердца и пронизывающей его теплой крови. Сердце рыб задержалось в этом развитии на половине пути.[* Примеч.: Рыбы обладают двухкамерным сердцем,состоящим из предсердия и желудочка; оно располагается в брюшине передней части тела. - Мария Штайнер записала: "Рыба как бы половина сердца"] Сердце формируется по мере роста в теле внутреннего тепла; это указывает не на что другое, как на втягивание в тело астрального. Спинной и головной мозг являются органами Я. Последнее окружено тройной защитной оболочкой, состоящей из астрального, эфирного и физического тел. После того как был сформирован орган Я (спинной и головной мозг), в эту уже подготовленную для него постель улеглось и само Я; при этом спинной и головной мозг приступили к исполнению своих обязанностей в качестве его органа. Так возник четверичный человек. Это квадрат пифагорейцев:
1. Спинной и головной мозг как орган Я. 2. Теплая кровь и сердце как орган камы (астральное тело). 3. Солнечное сплетение как орган эфирного тела. 4. Собственно физическое тело как сложный физический аппарат.
Так человек был собран из четырех частей. То, что мы сейчас описали, в оккультизме тоже называется круговорот или вихрь; нечто, что встраивается извне, объединяясь с тем, что образуется внутри. Физическое, эфирное и астральное тела были созданы для человека извне. После этого в действие вступило Я, созидая изнутри. Это четыре части человека. Таким образом, мы находим выражение четырехчленного человека и во внешнем. Дальнейшее развитие состоит в том, что, начиная с момента вступления в действие Я, человек должен сознательно проделать все то, что до этого он проделывал бессознательно. Чтобы убедиться в том, что это так сегодня, прежде всего необходимо исследовать обстоятельства, при которых было образовано наше Я. Тут мы должны занять наблюдательный пункт, лежащий, так сказать, под определенным органом. Это необычайно остроумно отражено в легенде о Будде. Там говорится, что для достижения высшей ступени, нирваны, Будда пребывал под деревом Боддхи; он должен был занять положение под мозгом, под органом сознания. Это и означает сознательное прохождение того, что ранее было пройдено бессознательно. Под задней частью большого мозга располагается малый мозг, вид которого напоминает дерево, там Будда и пребывал. Малый мозг и есть дерево Боддхи. На этом примере видно, каким образом в легендах отражается то, что извлечено непосредственно из человеческого развития. Все вещи, известные теперь лишь благодаря анатомии, узнавались тогда совсем иным способом. Исследования оккультного естествоиспытателя производились с помощью света кундалини. Ученик подготавливался к этому следующим образом. Он приходил к Мастеру и, если тот признавал его достойным, ученик получал в качестве учебного материала не какое-то учение — сегодня ситуация изменилась, сегодня человек должен до всего доходить посредством понимания, посредством понятий, — а Мастер говорил ему примерно так: ежедневно, по несколько часов, для начала, скажем, в продолжение шести недель, ты должен проводить в медитации, полностью посвящая себя одной из вечных мыслей. — В наше время человек позволить себе такое не может, поскольку сегодняшняя жизнь, сегодняшняя культура предъявляют слишком много требований. Тогда же ученик медитировал от шести до десяти часов в день. Сегодня это невозможно без выпадения из культурного потока. Раньше ученику почти не требовалось времени для культуры. Питание, например, он находил вовне. Поэтому он все свое время использовал для медитации, которая могла длиться, не прерываясь, около десяти часов. Так он очень скоро приходил к тому, что в его тогда еще не таком плотном, как сейчас, теле пробуждался свет кундалини. Для внутреннего этот свет являлся тем же, что и для внешнего свет Солнца. В действительности, мы и снаружи видим не предметы, а отраженный солнечный свет. В тот момент, когда мы становимся способными освещать светом кундалини нашу душу, последняя предстает перед нами так же ясно, как освещенный солнцем предмет. Так для ученика йоги постепенно становится освещенной вся внутренность тела. Все древние анатомы рассматривали человека изнутри, посредством внутреннего освещения. Так [индийские] монахи, переводя свои наблюдения на язык легенд, говорили о том, что они видели с помощью света кундалини. Теперь мы должны себя спросить, как проводилась работа над различными частями человека. Над тем, что принадлежит к спинному и головному мозгу, человек работает сознательно, посредством своего Я, только на физическом плане... (пропуск в тексте). На все прочее он поначалу не имеет никакого влияния. Человек никак не может влиять, например, на кровообращение. Это приходит лишь постепенно; пока же об этом заботятся другие духи, имеющие природу Девов. Поэтому все существа, имеющие кровобращение, зависят от деятельности этих деваханических сил. Астральное тело пронизывают и прорабатывают внешние деваханические силы, наиболее низкие. Более высокие силы работают в эфирном теле, и еще более высокие Девы в физическом теле, самом совершенном из всех имеющихся у человека тел. Астральное тело значительно менее совершенно, нежели физическое. Физическое сердце действительно необычайно разумно; что является глупым, так это астральное тело, которое поставляет последнему всевозможные яды. Итак, самое совершенное тело у человека физическое, менее совершенное эфирное, и еще менее совершенно астральное тело. То же, что только начинает, что в человеке еще младенец — это Я. В итоге получается четырехчленный человек, содержащий в себе Я, как храм содержит в себе статую Бога. Все культурное развитие человека представляет собой не что иное, как внедрение Я в астральное тело, совершенствование астрального тела. Человек, вступая в жизнь, полон желаний, побуждений, страстей. Преодолевая эти желания, побуждения, страсти, он тем самым вводит в свое астральное тело Я. Ко времени завершения шестого основного периода, шестой коренной расы, Я окажется внедренным в астральное тело полностью. До этого же астральное тело постоянно должно поддерживаться силами Девов. Пока Я не пропитает все астральное тело целиком, деятельность последнего должны поддерживать деваханические силы. Этапом развития, стоящим ступенью выше культурного, является развитие эзотерического ученика, который доходит со своим Я до эфирного тела включительно. Благодаря этому силы Девов постепенно отступают перед собственной работой Я. Тогда же человек мало-помалу приобретает способность просматривать себя изнутри. Мы можем теперь спросить, какое значение, собственно, имеет астральное тело, зачем оно человеку? — Для того чтобы посредством чувственных желаний побудить человека сделать то, что иначе он никогда бы не сделал: опуститься на физический план. Прежде чем получить возможность развертывать объективную, познавательную деятельность на физическом плане, он должен вначале направить на него свои желания и страсти. Без этого он не смог бы развить объективное рассмотрение мира, а также чувство долга и мораль. Только очень и очень постепенно вожделения могут стать преобразованными в идеалы и представления об обязанностях. Этот путь человек должен пройти с помощью побуждающей и организующей силы астрального тела. Эфирное тело — это носитель мыслей. То, что внутри является мыслями, снаружи представляет собой эфир, как желания внутри являются астральным снаружи. Однако только когда начинается чистое мышление, в астральные импульсы излучается эфирная материя. Пока мысли еще не чисты, эфирную форму окружает астральная материя. Таким образом, то, что называют мыслительной формой, составлено из ядра эфирной материи, окруженного астральной материей. Вдоль нервных путей проходят токи так называемых абстрактных мыслей, которые в действительности являются до предела конкретными, поскольку представляют собой эфирные силы. Как только человек вообще начинает думать, он уже врабатывает свое Я в эфирное тело. Когда человек умирает, становится ясно, что физическое тело не имеет с Я ничего общего. После смерти всякая связь его с Я прерывается. До этого эта связь осуществлялась посредством других тел. В отсутствии же последних физическое тело, труп, теряет связь с Я. Тогда в действие вступают внешние силы Девов, которые снова распределяют его в окружающем физическом мире. Слово "verwesen" [нем. тлеть, разлагаться] означает не только "vergehen" [исчезать, преходить], но и "стать существом, из которого вышло [hervorgegangen ist] тело". Имеется в виду физическое тело. Голландское слово "lichaam" означает не "Leichnam" [нем. труп], а "mitherumgetragenen physischen Körper" [сонесущее физическое тело]. Эфирное тело большей частью находится в том же положении, что и физическое. После смерти оно точно так же принимается Девами и снова включается в общую циркуляцию эфира. От эфирного тела, однако, остается часть, выработанная в нем самим человеком; эта часть не растворяется. Она представляет собой то, что при следующем воплощении образует центр, вокруг которого затем кристаллизуется все остальное. Сохраняется также и проработанная часть астрального тела. Астральное тело целиком будет сохраняться у всех нормально развивающихся людей только начиная с последней трети шестой коренной расы. Итак, развитие начинается с того, что человек сознательно приступает к проработке своего астрального тела. Затем — это уже задача челы, эзотерического ученика — работа состоит в преобразовании эфирного тела. Заканчивается ученичество тогда, когда после смерти сохраняется все эфирное тело целиком. Пребывание в Девахане необходимо как возможность переорганизовать эфирное тело. Благодаря имеющимся там условиям небольшая часть эфирного тела, сохраненная человеком, может вырасти в Девахане до полного эфирного тела. Это, в свою очередь, помогает нам понять, как обстоит дело с пребыванием в Девахане. Если человек стоит лишь в начале пути своего развития, то есть проработал лишь очень небольшую часть своего эфирного тела, он может оставаться там совсем недолго. Недостающую часть эфирного тела замещают внешние Девы. По мере развития срок пребывания в Девахане растет. Таким образом, время, которое он там проводит, увеличивается в соответствии с его собственным образованием. Более продвинутые личности могут, конечно, воплощаться и раньше, если, например, их присутствие необходимо на Земле. Когда умирает чела, его эфирное тело сохраняется полностью. В этом случае, как раз по причине того, что эфирное тело уже полностью проработано, человек может отказаться от пребывания в Девахане. Тогда он довольно быстро воплощается вновь. При этом некоторое время, как на некой промежуточной станции, он проводит в астральном мире. Здесь он ожидает указаний своего Мастера относительно своей дальнейшей миссии. Затем он может снова облачиться в эфирное тело для последующего воплощения. До этого пункта развитие требовало наличия двойного воздействия, а именно, того, чтобы вещи, которые человек не мог создать внутри себя сам, могли быть доформированы кем-то снаружи. Так, в Девахане эфирное тело достраивается внешними Дева-силами. Физический план и Девахан являются двумя противоположностями. Между ними располагается камалока, переходная ступень или промежуточное состояние, обусловленное связью человека с тем, во что он врабатывался. Астральное тело ведет человека на физический план, где он раскрывает себя для внешнего. Желания [Begierde] учатся там обретать вкус к внешним вещам. Когда же человек умирает, эта тяга к внешним предметам прекращается не сразу, хотя органов для вступления в контакт с ними уже нет. Тяга остается, а органов нет. В камалоке человек должен отвыкать от этой жажды внешнего мира. Собственно, камалока и не принадлежит к нормальному развитию; это лишь состояние отвыкания. Поскольку человек не может больше удовлетворять свои желания физически, поскольку у него нет органов для физического мира, наступает камалока. Если человек кончает жизнь самоубийством, он идентифицирует свое Я с физическим телом. Он чувствует себя тогда как выдолбленное дерево, как существо, потерявшее Я. Им тогда постоянно владеет жажда себя самого. В аналогичном положении находится человек и при насильственной смерти. В этом случае до того момента, когда он должен был бы умереть своей естественной смертью, он находится в состоянии поиска своего физического тела, своего Я. Такой поиск может проявляться очень скверно. Иногда убитые испытывают лютую ненависть к тем, кто явился причиной их смерти. Так, у казненных действие преобразуется в противодействие. Так, души русских, казненных по политическим соображениям, продолжали бороться против своих соотечественников на стороне японцев из астрального мира. Это было во время Русско-японской войны; но это, конечно, не является правилом. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |