|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Доклад двадцать восьмойБерлин, 31 октября 1905 года Мы хотим привести еще один, особый пример того, как можно погрузиться в глубины религиозных текстов и лучше понять их содержание. Если рассмотреть наши органы восприятия, как это делается обычно, легко установить, что благодаря, например, органу обоняния мы имеем возможность воспринимать само вещество. Без истечения вещества восприятие запаха было бы невозможно. Тут происходит соединение с самим веществом. Орган вкуса не соединяет с веществом как таковым; он растворяет вещь и воспринимает воздействие этого процесса. Таким образом, чувство вкуса можно назвать химическим чувством, поскольку оно проникает в свойства, в структуру вещества. Третье, чувство зрения, вообще не имеет дела с веществом; оно воспринимает лишь образы, проектируемые веществом. Четвертое, чувство осязания, имеет дело с веществом еще меньше, чем зрение, поскольку оно воспринимает только свойства среды, окружающей предметы, такие, например, как тепло и холод; это состояние вещества, зависящее уже не от самого вещества, а от того, каково состояние среды вокруг него. Слух совсем не зависит от воздуха, так как мы воспринимаем только колебания воздуха, вибрации, то есть то, что вообще имеет очень поверхностное отношение к материальному. Само вещество, воздух, представляет собой только средство для прохождения звуковых волн. Низшим восприятием вещественности является обоняние, затем следует вкус, за ним зрение, потом осязание и, наконец, слух. Теперь, взяв, например, чувство осязания, мы можем себя спросить: что такое тепло и холод? — То, что содержится в тепловом эфире. Таким образом, посредством осязания мы воспринимаем тепловой эфир, посредством зрения световой эфир, посредством вкуса химический эфир, посредством обоняния атомистический или жизненный эфир, посредством слуха воздух. Посредством шестого и седьмого чувств, которые разовьются в будущем, будут восприниматься вода и земля. Таким образом, мы имеем определенную последовательность восприятий того, что называют веществом. Для начала рассмотрим три нижних чувства. Орган зрения, через световой эфир, воспринимает окружающие нас предметы. Но было время, когда нас окружала тьма. Вернемся в то время, когда человек только-только начал прозревать, и его восприятию открылся внешний мир. До этого глаза не были раскрыты наружу. Представим себе ту силу, которую глаз воспринимает в световом эфире извне, изливающейся изнутри, протекающей через глаза в противоположном направлении: изнутри наружу. Существо, организованное таким образом, наоборот, освещало бы то, что находится вокруг него. Когда-то, когда человек обладал глазом циклопа, так и было. Свечение обуславливалось излучающимся светом; он направлялся изнутри наружу. Человек освещал тогда, подобно некоторым морским животным сегодня, окружающие его предметы и свое тело. Тогда он еще не обладал собственным сознанием, а был лишь инструментом для освещения мира в распоряжении соответствующего Божества. Эти Божества не имели тогда никакого другого инструмента для того, чтобы видеть окружающие предметы, кроме глаз человека. Когда человек еще не обладал разумом, было возможно, что активный свет Божеств, проходя через него, освещал окружающие предметы. Человек был посредником Божеств. Посредством света те хотели сделать видимыми предметы, имеющие четко установленные границы. Благодаря проходящему через него свету формировался и сам человек. До того как свет стал проходить сквозь человека, Боги не нуждались в свете, поскольку предметы были еще не твердыми, а жидкими, и можно было еще не нуждаться в свете. Это то состояние, которое описывается в Библии: "Была тьма над бездною, и Дух Божий носился над водами". Тогда мир действительно представлял собой "воду"; золото, серебро и другие металлы также были жидкими. Когда в этих водах, как ледяные глыбы, стали возникать твердые предметы, вычленился и человек, тогда стал необходим свет. "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет," — и только тогда человек обрел форму. Это был момент, когда был введен световой эфир и выделились твердые составляющие: "И создал Бог твердь". Раньше все представляло собой жидкую субстанцию. Так же, как в твердое был введен световой эфир, в воду был введен химический эфир. В человека химическое сродство было вработано еше тогда, когда он был жидким. Соотношения химического сродства, согласно которым еще сегодня соединяются различные субстанции, запечатлевались в каждом в отдельности. Теперь мы вернемся к тому состоянию, когда человек, а также и вся Земля, были еще воздухообразными; тогда человеку был дан жизненный или атомистический эфир. Жизненный эфир, таким образом, был введен в мир через человека. Теперь мы вновь направим наше внимание на то состояние, которое имело место, когда Бог сказал: "Да будет свет!" Земля начинает уплотняться. Она становится освещенной. Собственно, только тогда человек начал становиться плотным. Силы, которыми он располагал до этого, должны были сохраниться. Теперь мы подошли к состоянию, когда человек пропускал через себя свет. Затем произошло полное обращение. Человек начал воспринимать свет снаружи. Первоначально через него вводились в этот мир: 1. атомистический или жизненный эфир 2. химический эфир 3. световой эфир
После обращения: 1. Восприятие жизненного эфира 2. Восприятие химического эфира 3. Восприятие светового эфира.
Теперь из мира свет возвращается к человеку назад (обращение "вихря"). Раньше он сам излучал свет, теперь свет устремляется к нему. Он закрылся в себе, и за счет этого стал сознавать. В человеке вспыхивает свет; и в нём начинает отражаться окружающий мир. Следующим становится то, что он начинает знакомиться с окружающими предметами через их химическое состояние. Он начинает испытывать к веществам симпатию или антипатию, сродство с прочим миром. Затем, наконец, он воспринимает в себя и атомистический или жизненный эфир. Благодаря введению в мир света человек получил свою устойчивую форму. Благодаря введению химического эфира он обрел сродство с миром. Благодаря введению атомистического эфира он получил жизнь. Таким образом, через глаза он получил форму; через чувство вкуса сродство с миром; через свое чувство обоняния, нос — жизнь. Иегова вдохнул в его нос дуновение жизни. Если мы будем подходить к религиозным текстам, имея подобные представления, мы увидим, что в них заложены, глубочайшие истины. Посмотрим, содержались ли они там первоначально в том же виде, в котором мы имеем их сейчас. Возьмем, для примера, вначале строителя Готтхард-туннеля, а затем того, кто занимается описанием. Человеку, построившему Готтхард-туннель, вероятно, требовалось не так уж много инженерного искусства в сознательном состоянии, но он был способен обратить свои мысли в реальность. В этом разница между древней мудростью и теперешней. Тогда люди обладали созидающей мудростью. Сейчас мы обладаем воспринятой мудростью. Созидающая мудрость — это мудрость, которая когда-то создала человека, выработала частица за частицей, мудрость, которую сегодня извлекают и описывают анатомы. Созидающая мудрость — это та же мудрость, которая сегодня извлекается; она была внедрена в мир. В этой древнейшей мудрости человек имел дело с мировым замыслом. Теперь вы можете понять, почему мистик должен замыкаться в самом себе. Настоящий мистик должен быть исследователем внутреннего. Он пытается снова отыскать те стадии развития, которые он прошел в процессе своего становления. Если бы мы смогли полностью оградить свои глаза от внешнего света и выработать свет внутри нас самих, так, чтобы мир явился нам освещенным изнутри, тогда мы сами смогли бы погрузиться в эту созидающую мудрость и все просмотреть во внутреннем. Это имеет и практическую ценность; ведь человек, как мы можем вспомнить, по сути, был создан благодаря тому, что он прошел через минеральное, растительное и животное царства, все это в нем. Внешний мир является набором задержавшихся в своем развитии останков того, чем когда-то был человек. Когда человеческое сердце только возникало, оно было родственно тому, что имело место снаружи. В тот момент, когда мы углубляемся в свое сердце, мы воскрешаем для себя тот мир, который существовал в лемурийское время, то есть тогда, когда сердце находилось еще в процессе своего становления. Концентрируясь на деятельности сердца, можно восстановить все детали лемурийского окружения. Нам явятся тогда лемурийские ландшафты. Тот, кто концентрируется на сердце, видит возникновение человеческого рода. Если мы сконцентрируемся на внутреннем мозга, который лишь постепенно формировался в атлантическое время, нашему взору откроются атлантические ландшафты. Концентрация на солнечном сплетении ведет нас к гиперборейцам. Так человек поднимается в ушедшие миры. Это не копание в своем внутреннем, а действительное восприятие отдельных органов в их сродстве с миром. Так находил свои лечебные средства и лечил ими Парацельс. Он знал, что растение Digitalis purpurea возникло в то же время, что и человеческое сердце. Посредством концентрации на отдельном органе находится соответствующее лечебное средство. Так части Макрокосмоса связаны с микрокосмической природой человека. Теперь легко можно понять, что означает, что человек, а также высшие животные, получили красную, теплую кровь. Это означает, что с этого момента человек обретает способность отделить себя от окружения, стать замкнутой в себе целостностью. Рыба не такова. Рыба тепла лишь настолько, насколько тепло ее окружение. С красной, теплой кровью человек получает возможность развивать тепло в себе. Теперь он может отделить себя от среды. А до этого его температура была равна температуре окружающей среды. Что же тут, собственно, происходит? Рассмотрим еще недифференцированный человеческий организм долемурийского времени. Тогда на всей Земле тепло было распределено равномерно. Тепловое состояние в человеке было то же самое, что и снаружи. Затем внутреннее тепловое состояние становится выше. Оно становится теперь собственным теплом, обособившимся теплом; и вовне в мире возникает противоположное — тепло, огонь, которые даются. До этого снаружи не было еще никакого огня. Возникновение искры в природе стало возможным лишь тогда, когда огонь вступил во внутреннее человека. С этого времени снаружи является данный, благотворный огонь, а в человеке эгоистический огонь. Этот огонь был отнят от духовного существа. Из тела этого определенного духовного существа человек извлек тепло, ставшее его собственностью — Агни! В результате этого тот, кто раньше существовал в мире как огненный дух, вынужден был отступить и являться в этом образе огненного духа лишь время от времени. Этого факта касается миф о Прометее. Бог потерял свое имевшееся ранее тело, и из внешнего огня сотворил себе новое. Здесь мы имеем особый пример того, как человек, в определенном смысле, разрушающе действует на элементарные силы природы. Человек сам вызвал элемент огня, благодаря тому что стал обособленным существом. Поэтому в оккультизме говорится о том, что, по сути, человек выступает по отношению к элементарным существам как разрушитель. Если учесть, что в процессе своего развития человек постоянно создает в окружающем мире новые отношения и новые природные силы, это положение актуально и сегодня. Земля формируется человеком. Огонь возник во времена Лемурии, поэтому и лемурийская культура могла прийти к своему концу посредством огня, созданного самим человеком. Гибель атлантического континента была вызвана водой. Пятый континент погибнет от зла. При этом наблюдается своего рода нисходящее движение, которое можно изобразить следующим образом: Следующим — в атлантическое время — было создание человека в его собственном эфирном теле. Тогда он облачился в воздух, извлеченный из окружающей среды. Он изменил свое эфирное тело так, что совершенно изменились и все условия в Атлантиде. Поверхность Земли во времена Атлантиды полностью заполнял собой туман, атмосфера, в которой радуга возникнуть не могла. Человек воздействовал тогда на воду. В лемурийский период он воздействовал на твердую землю, при этом был извлечен огонь; в атлантическое время он действовал на воду, это вызвало появление света (который соответствует свету нашего разума во внутреннем). Затем он воздействовал на воздух. В пятой коренной расе человек будет приближать свою гибель тем, что называют злом. Ее сменит шестая коренная раса. Пятая коренная раса — это та раса, в которой Манас разовьется на физическом плане. Во времена праиндийской культуры человек находился в состоянии, которое соответствует Манасу в глубокотрансовом состоянии. Тогда прамудрость открывали древним индийцам Риши. Второе откровение было дано персам в состоянии, сходным с нашим глубоким сном. В этом состоянии человек слышал Слово. Это было состояние древнеперсидского сна-транса. "Honover" у персов означает "Слово". Третье откровение: переднеазиатские народы, вавилоняне, египтяне воспринимали через Манас в состоянии образного [сновидческого] сознания; они имели видения. Четвертое откровение: ясное, бодрствующее дневное сознание было развито у семитов, греков и римлян. Тогда Манас воспринимался в ясном дневном сознании как воплощенный человек, Христос Иисус. Таким образом, у древних индийцев мы обнаруживаем транс физического тела. У персов — глубокий сон эфирного тела. У переднеазиатских народов — образное сознание астрального тела. У семитов, греков и римлян — бодрствующее сознание Я. Теперь, в пятой подрасе, человек видит свое высшее предназначение не в восприятии изменяющегося Манаса, а в психическом переживании простых понятий. Наша подраса развила психический Манас, обычную науку. Шестая подраса разовьет сверхпсихический Манас. То, что сейчас является обычным знанием, в шестой подрасе станет непосредственной реальностью, социальной силой. Шестая подраса должна социально пронизать общественный организм тем, что достигнуто в процессе всего предшествующего развития. Тогда христианство впервые выступит как социальная форма. Шестая подраса станет семенем, базисной расой для шестой коренной расы. Пятая коренная раса происходит от прасемитов, пятой подрасы четвертой коренной расы. Она развила собственное Я, которое произвело эгоизм. Становлением самостоятельности человечество обязано прасемитам. Для того чтобы собой пожертвовать, вначале необходимо себя найти. Человек должен отдаться тому, что действительно производит мышление. Шестая подраса призвана к тому, чтобы вместо кровного родства установить родство по Манасу, родство в духе. Альтруистические мысли станут основой для преодоления эгоизма. Седьмая подраса окажется в ситуации, сходной с преждевременными родами. Она будет преждевременно ввергнута в еще более сильную реальность, которая выступит из Манаса. В шестой подрасе появятся способности к преодолению эгоизма, но так, что будет сохраняться равновесие между самостью и бессамостностью. Человек шестой подрасы не будет ни терять себя во внешнем, ни замыкаться во внутреннем. В период седьмой подрасы наступит своего рода гипертрофия. Человек будет испускать наружу то, что сейчас хранит в себе: свой эгоизм. Люди же шестой подрасы, напротив, будут сохранять равновесие. Седьмая подраса ужесточит эгоизм. Как сегодня китайцы представляют собой закостевший остаток атлантического времени, четвертой коренной расы, так позднее окостенелостями пятой коренной расы будут вклиниваться в шестую коренную расу англо-американцы. Мировой эгоизм исходит из англо-американской расы. С ее стороны вся Земля опояшется эгоизмом. Все достижения, опутывающие Землю сетью эгоизма, придут из Англии и Америки. Оттуда вся Земля будет охвачена этой сетью эгоистического зла. На Востоке же, в небольшой колонии, словно из семени, будет образована новая жизнь будущего. Англо-американская культура уничтожит культуру Европы. Различные секты в Англии и Америке представляют собой не что иное, как самые невероятные консерванты старых вещей. Но такие общества, как Армия спасения, Теософское Общество и им подобные, возникают как раз для того, чтобы вывести души из декаданса, поскольку развитие рас не идет параллельно с развитием душ. Но раса сама идет к гибели. В этом основание злой расы.
В четвертой подрасе работу совершали в виде дани (рабская работа). В пятой подрасе работа становится товаром (продажной). В шестой подрасе работу будут совершать как жертву (свободная работа).
Хозяйственная жизнь будет отделена от труда; собственности не станет, все будет общим. Тогда человек будет работать не ради собственного существования, а ради всего человечества; работа станет абсолютной жертвой. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |