|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Доклад двадцать шестой
Берлин, 28 октября 1905 года Сегодня мы займемся четвертым, земным кругом. Полный цикл нашего развития включает в себя семь планет, Сатурн, Солнце, Луна, Земля, Юпитер, Венера, Вулкан, и в каждом таком планетном цикле мы рассматриваем семь кругов. Прохождение одного круга мы называем также царством; четвертый земной круг мы называем минеральным царством. Сейчас мы находимся на четвертой планете, в четвертом круге, и в пределах этого круга — в четвертом формосостоянии или четвертой глобе. Физической всегда является четвертая глоба. Таким образом, мы стоим точно в середине нашей эволюции. Этот факт часто воспринимается как нечто необычайно важное для человека. Три планеты, три круга, три глобы уже позади и столько же пройти еще предстоит. Если бы мы, однако, стояли на Луне, мы видели бы еще одну планету, которая предшествовала Сатурну; если же мы стояли бы на Юпитере, то Сатурн мы бы видеть уже не могли, но зато мы могли бы видеть планету, следующую за Вулканом. Более точно, середина нашего теперешнего развития приходится на четвертую подрасу четвертой коренной расы, на пратуранцев, на четвертую атлантическую подрасу. В определенный момент этого процесса развития наступил своего рода духовный мрак. Человечество вступило в эпоху тьмы. Эту эпоху называют Калиюга. То, что человек знает сегодня, он знает еще с позиции прошлых этапов своего развития. В конце пятого круга человечество снова обретет духовное видение и сможет смотреть в прошлое и будущее. Четвертый, земной круг начался с того, что из темноты пралайи, в которой все было растворено, выступила первая арупическая земная глоба. Все, что имеется на Земле теперь, тогда содержалось в виде бесформенных мыслей. Можно получить об этом верное понятие, если, по возможности, ограничить себя тем, что является физическим, и представить себе все это в виде зачатков мыслей. Форм еще не было, были только мысли до оформления. Если мы спросим себя: "Кто же имел эти мысли?", — ответом будет: "Эти мысли имели тогда те духовные сущности, которые были связаны с земным развитием". Такими духовными сущностями, наполнившими затем Землю всем тем, чем она обладает теперь, были, например, Иегова и его воинство. Все мысли, имевшиеся на арупа-глобе, были тогда мыслями духовных существ. Что же побудило Богов к созданию именно человеческих мыслей? Что послужило моделью для них? Тогда мысли уже имелись, но еще не у монад, связанных с человеческим. Они постепенно образовались как мысли Богов. Затем арупический шар уплотнился; все преобразовалось в мыслительные образы. Земля оказалась полностью заполнена ими; это выглядело так, будто мы заглядываем в некую модель, заполненную маленькими кристаллами. В ней имелись все формы — людей, животных, растений — в качестве шаблонов. Над ними, как мастера над своими моделями, работали духовные существа. Эти формы были затем объединены извне. Возникшая таким образом целостность переходит в астральную материю. Возникает астральная земная глоба. В промежутке имеют место несколько непродолжительных состояний пралайи. Действующие извне божественные силы, в свою очередь, выделяют астральную материю и заполняют формы светом и цветом. Здесь, в огромном астральном море, находятся теперь все астральные формы, людей, животных, и в перспективе также все растительное царство. Все это снова уплотняется, вплоть до возникновения четвертой глобы, физической Земли. До этого момента, до начала четвертого круга, Солнце и Луна были еще в составе Земли; они образовывали с ней единое тело. В продолжение большой пралайи перед первым земным кругом они опять соединились с Землей, и в продолжение первых трех земных кругов оставались с ней в слиянии. В третьем земном круге на этом земном Солнце, как шишки, наросли две выпуклости: на одной стороне Земля, а на другой Луна. [Планетное] тело действительно несло тогда на себе два таких мешка. В четвертом земном круге это тело сначала вновь округлилось, а затем в эфире по обеим его сторонам снова возникли мешковидные образования. Тогда Земля была, таким образом, еще объединена с Луной и Солнцем. Жизнь имела место в основном, в регионе между Луной и Землей. Этот факт верно отражен в магометанском сказании о рае. Теперь происходит следующее. С приходом второй коренной расы четвертого земного круга отщепляется Солнце, и в третьей коренной расе Луна. Все, что раньше имелось лишь в астральной глобе, развивается теперь физически. Теперь и человек появляется физически, но теперь он уже в состоянии принять в свое постоянно очищающееся астральное тело монаду. Если бы он сделал это раньше, он принял бы в себя вместе с монадой Манас, Буддхи и Атма, и стал бы очень мудр, но эта мудрость была бы своего рода сновидческой мудростью. Над своими физическим и эфирным телами человек не имел поначалу никакой власти. Он не имел никакого контроля и над своими проистекающими от Луны низкими страстями; они с необходимостью выражались вплоть до времени, когда человек начал свою земную жизнь. Прими человек в свою облагороженную животность только монаду, он не был бы способен ошибаться. Исполнилось бы то, что намеревался осуществить Иегова: оснастить человека всей мудростью, но превратить его при этом в живую статую. Но тут на арену выступили те существа, которые на своем лунном этапе развития намного опередили остальных: люциферические существа. Люцифер — это сила, которая имеет такую же сильную страсть к мудрости, какую животное испытывает к чувственным вещам. Люцифер — это жажда мудрости. Он оснащен всем, что проистекает с Луны. Если бы Люцифер взял на себя заботу о развитии один, возникла бы борьба между ним и старыми Богами. Стремлением Иеговы было создание форм. Люцифер же мог развить в астральном материале страсть к преждевременному одухотворению. Следствием была бы жестокая борьба между духами Иеговы и воинством Люцифера. Возникла бы опасность, что одни, благодаря Яхве, превратятся в живые статуи, а другие слишком быстро одухотворятся с помощью Люцифера. Если бы встал вопрос о поиске уравновешивающего материала, то этот материал надо было бы взять откуда-то еще. И как раз тогда возникшая Белая Ложа, для того чтобы парализовать борьбу между Иеговой и Люцифером, должна была принести его с другой планеты. Этот материал существенно отличался от астральной материи, перешедшей с Луны, то есть от астрально-камического материала животности. Можно было перевести субстанцию с других планет: новую чувственность — не такую сильную, но способную к самостоятельности. Эта новая субстанция была доставлена с Марса. Таким образом, в первой половине нашего земного развития был введен астральный материал с Марса. Благодаря этому был достигнут грандиозный прогресс. На Земле поэтому сложилась такая внешняя культура, что она, с одной стороны, препятствовала затвердению, а с другой стороны, одухотворению. То, что было дано от сил Марса, Люцифер сделал своим носителем. Это новое на Земле обозначают как Марс. Все это происходило до середины атлантической расы. Затем, в свою очередь, возникла новая проблема. Человек принял в себя мудрость, но эта мудрость одна была не в состоянии проявиться в будущем как мудрость, созидающая формы. С помощью Люцифера можно было бы собрать минеральное царство, но оживлять Люцифер не мог. Человек никогда не смог бы дарить жизнь под влиянием посторонних сил. Поэтому должен был прийти Солнечный Бог, существо более высокое, чем Люцифер. Этими существами были так называемые Солнечные Питри. Достойнейший из них — Христос. Как Люцифер репрезентирует Манас-элемент, так Христос представляет Буддхи-элемент. Но человеческие астральные тела должны были воспринять еще один импульс. Он пришел с Меркурия. Христос объединяет свою власть с властью Люцифера. Теперь для того, чтобы найти путь к Богам, человек нуждается в посланнике Богов, Меркурии. Он является тем, кто с середины атлантической коренной расы уготавливал пути Христа, чтобы позднее Он смог войти в астральные тела, уже воспринявшие меркурианский элемент. Все известные нам сегодня металлы стали таковыми не сразу. Золото, серебро, платина и прочие — все металлы ведут себя следующим образом: если их раскалить, вначале они становятся горячими, затем жидкими, и, наконец, газообразными. Так когда-то все металлы входили в состав газообразной Земли. Золото также когда-то было чисто эфирным и уплотнилось вместе с Землей. Если мы возвратимся в то время, когда Земля была еще соединена с Солнцем, то тогда на ней еще не было твердого золота. Части белого солнечного эфира стали вначале жидкими, а затем твердыми. Это теперешние золотые жилы. Золото — это уплотненный солнечный свет, серебро — уплотненный лунный свет. Все минеральные субстанции постепенно уплотнились. С одухотворением человека затвердеет и ртуть (Меркурий). И золото, и серебро вначале также имели вид капель, как вода. То, что сегодня ртуть жидкая, связано со всем процессом развития Земли. Она станет твердой, когда посланник богов, Меркурий, выполнит свою миссию. Тогда, в середине атлантической коренной расы, ртуть была доставлена на Землю в форме эфира. Если бы у нас не было ртути, у нас не было бы и импульса Христа. В каплях ртути становится видимым то, что воплотилось на Земле в середине атлантического периода. Когда на Земле воплотился марсианский принцип (кама-манасический), с Марса на Землю было доставлено железо. Железо возникло на Марсе. Вначале оно находилось в астральной форме, а затем уплотнилось. Возвращаясь назад в то время, мы обнаружим все меньше и меньше теплокровных животных. Теплая кровь появляется лишь с середины лемурийского периода вместе с марсианским принципом. Тогда в кровь проникло железо. Железо — это то, что во всех оккультных текстах связывается с Марсом, ртуть — с Буддхи-Меркурием. Определенные люди обучались этому у адептов. Поэтому Земля воспринимается как Марс и Меркурий. Все, что не от Марса и Меркурия, исходит от Луны. Отображением планетарного развития являются названия дней недели. В них удивительным образом запечатлена последовательность планет:
Сатурн (Saturn) - Суббота (Samstag, Saturday) Солнце (Sonne) - Воскресенье (Sonntag, Sunday) Луна (Mond) - Понедельник (Montag, Monday) Марс (Tiu) - Вторник (Dienstag, Tuesday) Меркурий (Wotan) - Среда (Mittwoch, Wednesday, Mercredi) Юпитер (Donar) - Четверг (Donnerstag.Thursday,Jeudi) Венера (Freya) - Пятница (Freitag, Friday,Vendredi) Вулкан (октава Сатурна) - Суббота (Samstag, Saturday)
В выражении: "...даю вам власть наступать на змей..." мы обнаруживаем глубокий эзотерический смысл. Голова змия — это голая мудрость, которая должна быть преодолена. Настоящая мудрость находится в сердце, поэтому нужно наступить змию на голову. Та же истина отражена в мифе о Геракле. Сражаясь с лернейской гидрой, он одну за другой сбивал ее головы, а те вырастали снова. Голый манас возвращается снова и снова. Чтобы победить гидру, Геракл должен был удалить кровь (каму). Кровь влилась в Землю вместе с мудростью Марса (Кама-манас). Глубокий смысл содержится и во многих других вещах. Марсианскому периоду предшествовало отделение Луны. Луна содержала серебро. Еще до этого произошло отделение Солнца. Золото представляет собой уплотненный солнечный свет. Все это взаимосвязанные вещи: солнечный свет и золото — Золотой век; лунный свет и серебро — Серебряный век; Марс и железо — Железный век. Сейчас мы живем в средней, четвертой глобе. В пятой глобе появится способность организовывать самого себя изнутри. Тогда Земля превратится в такой шар, на котором человек будет строить себя изнутри. Она станет тогда пластической глобой. В шестой глобе человек будет не только определять свой внешний вид пластически, но и сможет вкладывать в него собственные мысли. В пятой глобе он сможет, например, сделать себе руку; в шестой глобе он сможет уже воплощать свои мысли. В седьмой глобе все снова станет бесформенным. Все снова перейдет в состояние семени. Рассмотрим теперь наше теперешнее Я. В нем содержится определенное количество представлений и понятий. Взглянув на мир культуры, мы скажем: мир культуры возник из Я. Все это когда-то было в голове человека, содержалось в Я. Лишь впоследствии это вылилось в различные внешние комбинации. Все искусственно образованные вещи рождены из Я. В середине лемурийского периода Я было еще пусто; человек тогда не мог ничего. Только очень постепенно, самым примитивным образом, он знакомился с внешним миром. Его Я было тогда подобно пустому мыльному пузырю. Когда он, например, глядел на камень, тот отражался в нем; камень мог иметь острый край, человек, возможно, заметил это и стал таким образом обтачивать другие камни. Так он начал обрабатывать минеральное царство. Окружающий мир все больше отражался в его первоначально пустом Я. В конце физической глобы все в виде отраженного образа будет содержаться в нашем Я. Когда же все будет у нас внутри, мы будем все и определять изнутри. Это и есть пластическое следующей глобы. Создатель Кельнского собора скомбинировал образы в своем Я, это Я-содержание оживляется Буддхи, и затем, в пятой глобе, приобретает пластические формы. В шестой глобе все это будет присутствовать в виде мыслей, а в седьмой глобе снова будет стянуто в атом. В следующем круге человек создаст новое растительное царство из своего Я. В середине лемурийского времени Я было подобно дыре, пронизывающей материю. Все наши Я были такими дырами, которые мы с тех пор постепенно заполняем. В следующем круге его содержание явится как растение, поскольку в этом пятом круге с растительным царством произойдет то же, что сейчас происходит с минеральным царством. Вся Земля будет тогда одним огромным живым существом. Человек достигнет тогда сознательной, ощущающей жизни и будет формировать ее из самого себя. В шестом круге не будет больше и растительного царства; человек будет направлять в окружающее пространство живые, ощущающие мысли в форме чисто интеллектуальных образований. В этом шестом круге, в шестой глобе, на шестой стадии развития, соответствующей шестой расе, решится нечто очень важное. Тут все, что могло развиться из всех царств, достигнет деваханического состояния. Все же, что недоразвилось к этому моменту до ступени Девахана, останется пребывать в животности. Это решится при исполнении числа 666, числа зверя. В продолжение седьмого круга человечество очистится полностью. Человечество будет предано тончайшей шлифовке. Это самый короткий по времени круг. По его завершению человек станет богом и перейдет к следующему этапу своего развития на Юпитере. В каждом круге первая глоба или формосостояние таково, что в нем мы, собственно, еще не имеем дела с формами; формы содержатся там только как предрасположенность. Поэтому арупа-глоба причисляется — и прежде всего эзотериком — не к формосостояниям, а к жизне-состояниям; так же как седьмая глоба к архетипическому. Таким образом, мы имеем, собственно, только пять формосостояний. Первая и последняя глоба каждого круга представляет собой жизнесостояния. Все состояния круга также называются жизнесостояниями, поскольку прохождение через одно царство есть одно жизнесостояние. В первом круге жизнь была в первом элементарном царстве, во втором круге — во втором, в третьем круге — в третьем элементарном царстве, и в четвертом круге — в минеральном царстве. В пятом круге жизнь будет в растительном царстве, в шестом — в животном царстве, в седьмом — в царстве человека. Жизнь в седьмом круге, в царстве человека, представляет собой нечто такое, что проливает свет на существование в следующем круге, когда человек должен будет перейти в другое состояние сознания. Смысл прохождения одного круга состоит в том, чтобы достичь нового этапа жизни. Смысл седьмого круга состоит в обретении новой ступени сознания. Поэтому эзотерик насчитывает только шесть жизнесостояний; седьмой круг считается новым состоянием сознания. Если выразить все эти формо-, жизнесостояния и состояния сознания в числах, мы получим 5 глоб, или формосостояний, 6 кругов, или жизнесостояний, и 10 планет, или состояний сознания. Принимая во внимание всю эволюцию от Сатурна до Вулкана, мы получим числовое выражение, которое можно обнаружить у Елены Петровны Блаватской как число Праяпатис, 1065, то есть: 10-6-5. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |