АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что такое историческая феминология?

Читайте также:
  1. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  2. I. Историческая справка.
  3. II. Историческая школа права
  4. IX.1. Что такое наука?
  5. А что такое семья?
  6. Атомная физика и всё такое.
  7. Б: Ну и что же это такое?
  8. Баухауз. Историческая ситуация
  9. Бикбов А. ГРАММАТИКА ПОРЯДКА: ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПОНЯТИЙ, КОТОРЫЕ МЕНЯЮТ НАШУ РЕАЛЬНОСТЬ. М.: ИД ВШЭ, 2014 г. 432 с.
  10. Бытовой уровень. Что такое счастье и смысл жизни
  11. Бытовой уровень. Что такое счастье и смысл жизни.
  12. Введение. Что такое логотерапия?

В среде историков на появление women's studies откликнулись прежде всего — как это было и с другими гуманитарными науками — ученые-женщины. Свою задачу они увидели в том, чтобы оживить женскую тему в изучении прошлого, «вернуть женщин истории»,9 «вписать» их в нее и тем самым «дополнить» прежнюю картину или даже «переписать»10 в соответствии с выявленными фактами. Таким образом, возникшая в конце 70-х - начале 80-хх годов историческая феминология или «история женщин» призвана была осуществить компенсаторную функцию («женской истории» ранее не существовало и возникла необходимость компенсировать этот пробел), комплементарную (иначе говоря — дополняющую), а также реэвалюи-рующую (то есть переоценивающую и пересматривающую: если «мужская» история не есть всеобщая, то история женщин в известной степени должна была «пересмотреть» устоявшиеся оценки исторических событий и акцентировку их11). Если приверженцы феминистской теории из среды философов и социологов изучают опосредованную полом социальную действительность и считают работу по выработке своих теорий происходящей на наших глазах, действующей, текущей в прямом смысле слова, то феминистки и феминисты, изучающие прошлое, ставят иную задачу. Они исследуют изменения этой опосредованной полом действительности «в пространстве» и «во времени» (то есть

8 Носителями нового знания и пропагандистами новой дисциплины в на
шей стране стали не столичные, а провинциальные ученые. См.:
Молевич Е.Ф., отв. ред. Социальная феминология. Межвузовский сбор
ник научных статей. Самара, 1997.

9 R. Bridenthal, С. Koonz, eds., Becoming Visible: Women in European History
(Boston, 1977).

10 S. J. Kleinberg, ed.,Rewrittig Women's History (Berg, 1988).

11 G. Lerner, «Welchen Platz nehmen Frauen in der Geschichte ein? Alte Defini
tionen und neue Aufgaben», in E. List, H. Studer, eds., Denkverhaltnisse. Femi
nismus und Kritik. Frankfurt,
1989, p. 350.


с учетом географической, этно-культурной и хронологической составляющей). Таким образом мы можем определить предмет дисциплины, именуемой «исторической феминологией».

Историческая феминология изучает изменения опосредованной женским полом действительности «в пространстве» и «во времени» (то есть с учетом географической, этно-культурной и хронологической составляющей). Можно сказать и проще: предмет исторической феминологии — это «женщины в истории», это история изменений их социального статуса и функциональных ролей, а также — и это очень важно — это «женская история», то есть история глазами женщин, написанная с позиций женского опыта.12

Восстанавливая «историческую справедливость в отношении женщин», феминологи убеждали, что «безмолвными» и «незаметными» статистками мировой истории женщины стали не сами по себе, а благодаря их современникам-мужчинам. Об этом впервые откровенно написала в своей статье «Женщина на вершине» американская феминистка, профессор-медиевист Прин-стонского университета Натали Земон Дэвис.13 Именно мужчины, полагала она, в силу предопределенности взглядов системой ценностей, в которых главными являются карьера, самореализация в политике и в военном деле, «не пускали» женщин на убористые столбцы летописей и хроник, практически «забывали» о них при составлении правовых кодексов и намеренно отодвигали их на второй план при создании композиций книжных ми-

12 Если воспользоваться сравнениями и тезаурусом Макса Вебера, то пред
мет исторической феминологии можно определить и более образно. Раз
витие цивилизации, по мнению М. Вебера, было ничем иным как *раскол
добыванием мира*,
высвобождением его из-под власти природно-родовых
начал, освященных авторитетом церкви. Частью этого «расколдовывания
мира» было, с его точки зрения, и «расколдовывание» отношений между
полами, их «очеловечивание», превращение в отношения взаимной ответ
ственности, что — в свою очередь — невозможно без становления женской
личности, ее эмансипации. Иными словами, изучая историческую фемино-
логию, мы пускаемся в увлекательный путь «расколдовывания» отноше
ний между мужчинами и женщинами в разные исторические эпохи, отно
шений, которые заданы, на первый взгляд, самим Богом, Провидением, «ес
тественным» (казалось бы!) делением всего одушевленного на два пола.

13 N. Z. Davis, «Women on Top», in N. Z. Davis, ed., Society and Culture in Early
Modern France
(London, 1975).


282

ниатюр, икон и фресок. «Делая видимыми» представительниц прекрасного пола во все исторические эпохи, исследовательни-цы-феминологи «подняли» темы женского участия в политической борьбе и структурах власти, в религиозных движениях и церковных объединениях, а через анализ женского домашнего труда — в экономической жизни общества, показали их роль в интеллектуальных трансформациях социума — в том числе и особенно в рождении идеологии феминизма в 16-17 вв.14

Чтобы отличить «женскую историю» от описания прошлого в общепринятом ключе, было предложено ввести новый термин в дополнение к привычному «history» (его прочитывали как «his story», «его история», «история мужчины»). Неологизм «herstory» («her story», «ее история», «история женщины») должен был исправить положение.15 Несмотря на то, что этот термин не прижился, а также на то, что мировое научное сообщество отнеслось к возникновению женской истории (или исторической феминологии) с большой долей скепсиса, авторам работ по «истории женщин» удалось доказать, что их подход имеет право на существование.16 Итогом огромной интеллектуальной работы ученых разных стран стала шеститомная История женщин на Западе, выпущенная в свет под наблюдением и общей редакцией ведущих специалистов по социальной истории —

14 «Женщины в эпоху Реформации и Контрреформации были одновременно
и освобождены, и закрепощены... С точки зрения закрепления стереоти
пов, касающихся поведения женщин, возможности выбора модели поведе
ния, — они были ограничены. С точки же зрения новых условий для
духовной самореализации в условиях сильнейших идеологических потря
сений они получили свободу, не меньшую, чем мужчины» (Women in
Reformation and Counter-Reformation Europe. Public and Private Worlds,
in
Sh. Marshall, ed. (Bloomington and Indianopolis, 1989), p. 207) Подробнее о
возникновении идеологии феминизма в XVI-XVII вв. см.: Пушкарева Н.Л.
Женщины России и Европы на пороге Нового времени. М., 1996. С. 20-21;
Репина Л.П. Указ. соч. С. 180-181; М. Wiesner, Women and Gender in
Early Modern Europe. Cambridge,
1993 и О. Hufton, The Prospect Before Her:
a History of Women in Western Europe 1500-1800
(London, 1995).

15 A. Davin, «Redressing the Balance or Transforming the Art? The British
Experience», in S.J. Kleinberg, ed.,Rewrittig Women's History (Berg, 1988).

16 D. Ryley, Am I That Name? Feminism and the Cathegory of 'Women' in
History
(London, 1988); J.W. Scott, «The Problem of Invisibility», in S.J.
Kleinberg, ed. (Berg, 1988), pp. 5-30.


Натали 3. Дэвис, Жоржа Дюби, Мишель Перро, Арлетты Фарж и др.17 В 1989 году, на XVII Конгрессе исторических наук приверженцы истории женщин создали свою научную ассоциацию — Международную ассоциацию для исследований женской истории.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)