|
||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Бикбов А. ГРАММАТИКА ПОРЯДКА: ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПОНЯТИЙ, КОТОРЫЕ МЕНЯЮТ НАШУ РЕАЛЬНОСТЬ. М.: ИД ВШЭ, 2014 г. 432 сКнига социолога Александра Бикбова - результат многолетнего изучения автором российского и советского общества, а также фундаментальное введение в историческую социологию понятий. Анализ масштабных социальных изменений соединяется здесь с детальным исследованием связей между понятиями из публичного словаря разных периодов. Автор проясняет устройство российского общества последних 20 лет, социальные взаимодействия и борьбу, которые разворачиваются вокруг понятий "средний класс", "демократия", "российская наука", "русская нация". Редкое в российских исследованиях внимание уделено роли академической экспертизы в придании смысла политическому режиму. Исследование охватывает время от эпохи общественного подъема последней трети XIX в. до митингов протеста, начавшихся в 2011 г. Раскрытие сходств и различий в российской и европейской (прежде всего французской) социальной истории придает исследованию особую иллюстративность и глубину. Книгу отличают теоретическая новизна, нетривиальные исследовательские приемы, ясность изложения и блестящая систематизация автором обширного фактического материала. Для социологов и историков России и СССР, социальных лингвистов, философов, студентов и аспирантов, изучающих российское общество, а также широкого круга образованных и критически мыслящих читателей. стр. 119 | |||||||||||||||
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВИЛ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ Автор: С. С. ФРОЛОВ ФРОЛОВ Сергей Станиславович - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (E-mail: frolovss@yandex.ru). Аннотация. В статье рассматриваются три уровня неопределенности действия норм в практике современных социальных структур. Исключительным моментом является распространение внеинституциональных правил на значительное количество социальных групп и организаций. Сложность задачи заключается не только в координации действий руководства и неформальных лидеров, но и в том, что эти правила должны быть интернализованы и стать неотъемлемой частью существования человеческих сообществ. Полное принятие таких правил формирует и развивает социальные нормы практики жизнедеятельности системных образований российского общества, в их социальных институтах и организационных структурах. Ключевые слова: неопределенность * правила регулирования жизнедеятельности * социальные институты * социальные системы * социальное управление В процессе развития и функционирования современное общество сталкивается с социальной неопределенностью, которая проявляется в самых различных формах. Так, неопределенность в знании может привести к существенным научным открытиям или изобретениям; в повседневной жизни - к конфликтам на основе "непонимания" ситуации, а соединенная с образом социального объекта способствовать формированию веры, агрессии, апатии и т.д. В данном случае нас интересует системная неопределенность в обществе или организации. Этот случай возникает в силу непредсказуемости внутренних и внешних связей социальной системы, а также непредсказуемости поведения отдельных элементов общества или его части. Самой высокой степенью неопределенности следует считать хаос. Большинство его определений сводится к полной непредсказуемости действий и состояний составляющих элементов социального объекта, когда взаимодействия между его частями являются случайными. Такое состояние оценивается негативно и в отношении социальных общностей, так как приводит к появлению социального страха: беспокойству членов общества, неуверенности в достижении успеха, непредсказуемости институциональных связей. Однако следует помнить: хаос - не более чем переходный процесс от одного состояния социального объекта к другому. Важный момент в анализе хаоса - краткость или длительность его существования, при этом время исчезновения хаоса зависит от состояния объектов. Что это означает? Прежде всего, в хаотичные состояния вмешиваются правила - наборы нормативных состояний, определяемых высшими (по отношению к объекту) системами порядка. Для понимания этого феномена, представим себе игру в карты. Проведя один кон, игроки смешивают карты, создавая состояние хаоса. После этого включаются правила игры, в соответствие с которыми карты распределяются в определенном порядке стр. 120 среди игроков. Этот случай может служить иллюстрацией только для ограниченного количества ситуаций, связанных с переходными состояниями. В данном случае хаос создается специально для перераспределения карт на основе рационального мышления игроков, которые следуют определённым правилам. После игры карты складываются в колоду и создается другой порядок. Совершенно другая ситуация возникает в случае, если игроки не вмешиваются в процесс распределения игральных карт. Например, может подуть ветер и распределить эти карты в зависимости от силы и направления. То есть начинают действовать стихийные силы, управляющие структурированием объектов в соответствии с законами (правилами) внешней социальной среды или природных явлений. Следовательно, становление структуры из переходного состояния во многом зависит от степени контроля правил по отношению к социальной системе. Как только ослабляется контроль, немедленно начинают действовать другие правила, формирующие иное расположение частей социального целого, их связей, а потому и другое состояние целого. Переходное состояние (или хаос), с точки зрения правил, регулирующих деятельность различных системных единиц, может возникать в силу нескольких причин: когда правила и соответствующий им контроль не соответствуют измененному состоянию структуры или изменению характера течения процессов; не могут контролировать связи и взаимодействия в социальной системе, отчего в ней происходит процесс "возмущения", приводящий к невозможности применения правил, необходимых для воспроизводства стандартов поведения членов социальных групп; не соответствуют базовым ценностным ориентациям членов социальных групп или входят в системное противоречие с условиями выживания данной системы; правила недостаточно хорошо разработаны на уровне деятельности социальных институтов (результат такого дефекта правил - вмешательство надинституциональных и внеинституциональных норм в процессы жизнедеятельности социальных систем); отсутствие контроля за применением правил при переходе предела, что приводит систему в состояние неуправляемого хаоса. В результате необходимые для поддержания устойчивого состояния системы правила перестают действовать. В отличие от объектов неживой природы, социальные имеют осмысленные способы защиты от внесистемных попыток установить новые правила. Она способна формировать социальные нормы как способы исключения влияния внешних (по отношению к ней) факторов. Любая социальная структура вырабатывает набор средств, ограничивающих влияние внесистемных факторов и установлению внутрисистемных правил. Сюда относятся: установление границ системы; снижение внутренней дифференциации; выработка защитных норм и т.д. В отличие от надинституциональных правил, системные правила могут контролироваться коллективными усилиями членов социальных пространств. Уровень контроля зависит от степени распространенности правил и от того, в какой степени они оказывают влияние на процессы становления и развития самой структуры. Условия жизнедеятельности современного общества указывают на высокую степень его неустойчивости. Это выражается в неопределенности применения общепринятых правил взаимодействия между организациями или институтами. Среди правил, обеспечивающих порядок жизнедеятельности социальных сообществ может быть выделен ряд базовых характеристик: 1. Долговечность - характеризует временной промежуток эффективного (а не номинального, демонстративного) действия системных правил. Эта характеристика является вечным камнем преткновения между исследователями социальных систем и организаций. Действительно, стабильность и неизменность правил во многом зависит от корпоративной культуры организаций, состояния внешнего окружения, структуры власти в обществе. Это поддерживается социальными группами, ориентированными на долговременные отношения и политические и экономические ориентиры. С другой стороны, долговечность внутренних правил может восприниматься негативно, если система стремится развиваться и адаптироваться по отношению к новым условиям внешнего окружения. стр. 121 2. Распространенность как учет охвата правилами (следовательно, контролем) частей объекта или других систем. Распространенность контроля зависит от степени централизации власти координирующих органов внутри системы. Если понимать степень централизации власти как тенденцию сокращения числа центров, принимающих решения, то наличие единого центра управления гарантирует существование правил, которые будут приняты всей социальной системой. 3. Жесткость контроля - одна из ключевых характеристик правил в социальной общности. Правила способны полностью или частично контролировать поведение членов социальных групп удерживая параметры определенного социального порядка. При этом контроль в рамках правил должен быть оптимальным по отношению к ситуации их действия. Излишне жесткий контроль приводит к скрытому отходу от системы правил и, в конечном счете, их отрицании. Излишне мягкий контроль ведет к появлению так называемых "параллельных" правил, которые работают в той же социальной среде, но своими действиями нейтрализуют возможности контроля. 4. Взаимосвязанность (системность) различных правил означает включение каждого из них в жизнедеятельность общества и необходимость их взаимообусловленности. Эффективность, долговечность и распространенность правил в социальных общностях зависят от того, в какой степени эти правила соотносятся и поддерживают друг друга. Когда правило не поддерживается другими и, тем более, противоречит им, оно не способно четко и эффективно определять условия существования социальной общности. С другой стороны, правило может быть полностью нейтрализовано действиями других правил. В случае межинституционального взаимодействия, правило эффективно действует только тогда, когда оно согласовано с правилами других социальных институтов. В силу этого положения, взаимосвязанность - одна из самых значимых характеристик правил в рамках общества. Большинство исследователей не учитывают существование старых правил социальной общности, которые бытуют в ней как остов, остатки или воспоминания. Это приводит к серьезному изменению в новых правилах. В этом случае важно определить оптимальное соотношение между старыми основами нормативной структуры социума и новыми установками для избежания хаотичных состояний. В любом случае такое сочетание подвергается критике, как со стороны консервативных сил, стремящихся сохранить прежнее состояние социальной системы, так и со стороны реформаторов, которых не устраивают элементы старых норм и которые служат источниками недовольства со стороны протестных групп. Внедрение новых правил в их системах сопряжено со значительными материальными, социальными и психологическими издержками. Люди всячески избегают введения новых правил и постановлений. Любые новые культурные образования (особенно социальные правила и нормы) первоначально воспринимаются как чуждые, не соответствующие реальным потребностям людей, не вписывающиеся в рамки социальных отношений. Настойчивость в применении новых правил жизнедеятельности постепенно прививает их, создавая новые отношения. Хаос может охватывать социальные структуры в силу нескольких факторов. Естественные состояния социальной общности (не контролируемые социальными институтами) представляют собой наиболее сложный вариант событий, так как в этот момент могут вмешаться специфические условия (в нашем примере это ветер, влияющий на колоду карт). Фактор, имеющий "природную" основу не зависит от деятельности членов социальных групп или является не предусмотренным ранее последствием их взаимоотношений с внешним окружением. В ходе воздействия спонтанно возникающего фактора возможно возникновение непредсказуемых правил, которые не могут быть приняты руководством социальных систем. Мы называем такой фактор надинституциональным, а порождаемые им правила надинституциональными. В данном случае мы сталкиваемся с наибольшей степенью неопределенности в отношении состояния социальной системы. Неурожаи, землетрясения, истощение природных ресурсов, перенаселение, неконтролируемая миграция, снижение рождаемости, напряжение в международных отношениях, вырубка лесов могут привести к жесткой коррекции стр. 122 правил жизнедеятельности людей. Часто к неконтролируемым правилам относят и воздействие отдаленных социальных объектов. Например, социальная общность может зависеть от деятельности других государств. В строгом смысле надинституциональные правила - это любые внешние воздействия, которые социальная система не в состоянии контролировать и, которые индуцируют состояние неопределенности внутри данной системы. Среди внешних по отношению к данному множеству правил целесообразно выделить фактор влияния других государств, регионов и любых других систем более высокого уровня. Уход от стихийных правил приводит к формированию и функционированию социальных норм. В нашем случае нормы - это правила, которые создаются сознательно и распространяются в социальных общностях с целью упорядоченности межинституциональных взаимодействий. Рациональным вариантом выхода из хаоса может быть целенаправленное воздействие социальных институтов на конкретную социальную организацию. Этот вариант представляется наиболее предпочтительным для представителей организаций стабильного (стационарного) типа. Поскольку порядок в таких организациях установлен, и речь идет о сбое в отдельно взятом элементе, то для такой организации новые правила рассматриваются как дисфункциональные. Для них внешнее влияние расценивается как серьезный вызов внутреннему порядку их существования. Многочисленные исследования деятельности организаций показывают: организации естественным путем стремятся избавиться от влияния внешних по отношению к ней правил. Более того, социальная система вырабатывает внутренние правила, которые не только ограждают ее от внешнего влияния, но и от создания любых новых правил внутри данной системы. В случае действия институциональных правил происходит целенаправленная работа для приведения в соответствие влияния внешних стимулов с усилиями по установлению порядка внутри отдельной социальной системы. Однако жизнедеятельность социальных структур не может руководствоваться только институциональными нормами. Любая организация в современном обществе, даже при максимально строгом следовании институциональным правилам Следует отметить, что этот фактор во многих случаях также слабо контролируется данной социальной системой. Для снятия неопределенности в отношении воздействия других социальных систем, требуется разрабатывать и использовать особые стратегии для учета правил воздействия различных социальных систем (особенно это касается социальных систем более высокого уровня или контролирующих организаций). Этот фактор мы называем межинституциональным. Примером влияния этого фактора может быть воздействие экономического института на существование социальных структур. Стихийные условия возмущенного рынка могут быть выражены в виде сложных социальных событий в рыночном окружении (дефолт, ажиотажный спрос, непредсказуемые результаты экономических спекуляций). Можно также выделить влияние социально-политических событий (неожиданное обострение политической ситуации, массовые социальные движения, неконтролируемые миграции, локальные военные конфликты и результаты борьбы за власть). Другим примером может стать воздействие культуры на деятельность социальных групп и отдельных индивидов. Средства регулирования, которые могут использовать внешние социальные системы не дают должного управленческого эффекта. Ситуация начинает складываться, по общепринятому выражению, неуправляемой. В данном случае начинает выделяться роль властной составляющей применяемых правил. Так, взаимодействие институтов экономики и государства порождает ряд правил полностью основанных на применении властных воздействий на поведение членов социальных групп. В связи с этим в обществе вырабатывается особый свод правил, которые регулируют межинституциональные взаимодействия. Наиболее эффективным свойством коррекции межинституциональных правил следует признать функционирование института государства. Одной из основных функция института государства следует считать контроль за деятельностью других социальных институтов общества, а также регламентацию взаимодействия данного общества с внешним окружением. Однако, несмотря на его деятельность, действие межинституциональных правил далеко не всегда бывает эф- стр. 123 фективной. Это происходит в силу противоречий между деятельностью различных социальных институтов. Наибольшая степень снятия неопределенности наблюдается в случае разработки правил в рамках одного социального института. Эти правила известны как институциональные нормы. Любой социальный институт создается в целях упорядочения определенной области человеческой деятельности и правила создаются в рамках отдельного социального института в полном соответствии со спецификой этой области деятельности. Для сохранения эффективности институциональных правил искусственно создаются границы определенной социальной группы или другой социальной общности. Известно: любой социальный институт в значительной степени функционирует через деятельность организаций. Коллективная деятельность организаций способствует внедрению институциональных правил в сферу жизнедеятельности социальных групп. Следовательно, для усиления воздействия правил идеально подходят границы современной организации, которые служат мембраной для управляемой границы действия институциональных правил. Это означает, что одностороннее вхождение в организацию таких ресурсов как финансы, материальные ресурсы, информация, человеческие ресурсы должны осуществляться строго в соответствие с существующими институциональными правилами, а не в соответствии с желаниями и требованиями отдельных членов организации. Правила в социальных институтах создаются в ходе действия социальных практик и являются результатом положительного опыта членов социальных групп в отношении следования выбранным стандартам наиболее уместных (для культурной ситуации) типов поведения. Институциональные правила приобретают характер социальных норм, так как они рациональны и существуют в целях создания социального порядка. Очевидно, что порядок, в данном случае, означает такое состояние социальной системы, при котором члены социального института (или попавшие под его действие) начинают действовать однонаправленно для достижения институциональных целей. В институциональных нормах существует доминанта, регулирующая деятельность людей по времени. Именно одновременность и однонаправленность в действии институциональных норм приводят к максимальному снижению неопределенности в жизнедеятельности социальных групп. Принято считать, что социальные институты, благодаря стабильности и неизменности нормативных правил и установок постоянно приводит к успеху деятельность всех составляющих современного общества. Однако, это положение оспаривается многими учеными. Действительно, выполнение этих двух условий снижает неопределенность и повышает степень предсказуемости действий членов социальных групп в условиях стабильных систем. Очевидно: институциональные правила поддерживаются соответствующей иерархией социальных статусов и ролей, знаково-символической системой и институциональной информационной базой. В то же время, постоянные изменения во внешней среде (то есть необходимость адаптироваться к флуктуациям внешнего окружения), приводят к тому, что постоянно действующие, достаточно инертные институциональные правила сталкиваются с постоянно возникающими вызовами внешнего окружения. Это с неизбежностью приводит к отходу от состояния равновесия и росту состояния неопределенности. Естественное состояние социального института - постоянная борьба с отходом от институциональных правил и отказу от любых изменений в социальной системе. Эти стремления прекрасно описаны Т. Парсонсом в теории структурно-функционального анализа. Институциональные правила жизнедеятельности социальных групп характеризуются высокой степенью социального контроля за их исполнением. Уровень и жесткость контроля зависит от вида социального института и его значимости в установлении порядка в обществе. Правила основанные на неформальных нормах характеризуются слабым уровнем контроля в рамках институциональных норм и не являются фактором снижения неопределенности. Наоборот, неформальный кодекс социального института весьма часто приводит к повышению состояния неопределенности и угрозе социальному порядку. Так, институт экономики, переходя на рыночные механизмы развития, сталкивается с появлением постоянно меняющихся и, часто стр. 124 совершенно непредсказуемых правил, которые характерны для турбулентной и неустойчивой внешней среды. В таких случаях институциональные правила, которые по своей природе обладают значительной инертностью и отказу от серьезных изменений, в ходе своего функционирования с неизбежностью приводят к неопределенности в социальной системе. Функционирование и значимость институциональных норм во многом зависят от степени социального контроля за их исполнением. Существуют социальные институты, которые функционируют на неформальном контроле. Например, к таким институтам относится институт моды, в котором основой являются неформальные методы воздействия в ходе исполнения правил. Контроль такого рода не может гарантировать четкое следование институциональным правилам и, самое главное, допускает большое число отклонений от институциональных норм. Такие институты не могут считаться базовыми для учреждения и реализации значимых для общества правил. Однако их значение может стать значительным для поддержки политики базовых социальных институтов современного общества. Строгость и недвусмысленность правил позволяет обеспечивать порядок в любой области человеческой деятельности. Однако их применение сталкивается с целым рядом трудностей. Одной из важных проблем управления по правилам на институциональном уровне является отсутствие неформальной поддержки со стороны представителей социальных групп российского общества. Любой социальный институт декларирует и реализует правила, которые необходимы для успешного функционирования и жизнеобеспечения больших социальных групп. Формальные правила снимают неопределенность в наибольшей степени и способствуют Как результат - вмешиваются внеинституциональные правила, которые представляют собой "нижний" уровень развития хаотичных состояний в социальной системе. Нижним его называют в силу отсутствия сознательных, целенаправленных управляющих воздействий, влияющих на внешние правила жизнедеятельности систем. Такие правила могут внедрять общественные организации, но чаще всего они могут возникать в результате стихийной деятельности индивидов, представляющих первичные социальные группы. Правила возникают в ходе межличностных взаимодействий в результате влияния множественных психологических импульсов, которые возникают в ходе функционирования внутри неорганизованных групп, существующих в современном обществе. Аналог этих действий-действия толпы, которые характеризуются спонтанностью и непредсказуемостью, как результат воздействия многочисленных психологических импульсов на сознание членов социальных групп. Система, находящаяся под воздействием стихийных сил не может долго оставаться в состоянии относительного равновесия. В данном случае социальная система попадает под определение "состояния высокой степени неопределенности". Однако, сущность закона существования человеческих сообществ состоит в том, что это состояние характеризуется стремлением к созданию новых правил, часто приводящих к реорганизации системы или ее дифференциации и распаду (что тоже соответствует определенным правилам). Фактически речь идет о возникновении некоей равнодействующей отдельных ценностных, а затем и мотивационных ориентации, которые определяют комплекс неформальных норм в социальной системе. Многие исследователи полагают, что подобные состояния в социальных системах совершенно не подчиняются правилам. Это ошибочное мнение, которое часто приводит к неправильной оценки ситуации в отношении управления социальными системами. Опыт жизнедеятельности социальных систем показывает, что межличностные отношения и внеинституциональные правила во многом зависят от корпоративной культуры, отношений внутри социальных групп и социально-психологических характеристик группы. Действительно, внеинституциональные правила жизнедеятельности изменчивы и имеют тенденцию к избеганию воздействия социальных институтов (другими словами члены социальных групп не склонны следовать официально принятым правилам). По мнению большинства исследователей организаций, именно внеинсти- стр. 125 туциональные правила служат основой наиболее привлекательных (для большинства членов социальных групп) и наиболее осознаваемых правил жизнедеятельности в рамках социальных групп. Так, большинство членов социальных групп современного общества доверяют мнению, которое сформировано в результате деятельности представителей малых групп или других неформальных (внеинституциональных) социальных общностей. Другими словами, людская молва в разы эффективнее любой, даже самой изощренной рекламы. Вместе с тем эти правила обладают высокой степенью неопределенности в силу того, что: (1) они весьма недолговечны, зависят от многих интерактивных составляющих внутригрупповых отношений; (2) содержание этих правил не обладает четкостью, однозначностью, их границы размыты; (3) внеинституциональные нормы во многом основаны на субъективных мотивационных и ценностных ориентациях членов социальных групп; (4) существует максимальная возможность для осуществления манипулятивных воздействий на поведение членов социальных групп; (5) такие правила построены на конвенциональных основаниях, что представляется весьма неустойчивой системой взаимодействий, когда один индивид, несогласный с мнением других, может разрушить действие данного правила; (6) контроль за такими правилами основан на групповом давлении, то есть представляет собой систему неформальных санкций, которые не обладают жестким и, самое главное, устойчивым воздействием на значительное число представителей социальных групп. Эти свойства внеинституциональных правил показывают, что их создание и управление построено на таких способах управленческого воздействия, которые в значительной степени отличаются от способов измерения и контроля, применяемых в социальных институтах и организационных структурах. Каждая корпоративная культура создает свои неформальные правила жизнедеятельности внутри социальных групп. Контроль за исполнением этих правил сильный. Исследователи и наблюдатели фиксируют случаи сильнейшего морального и даже физического воздействия при отклонении от внеинституциональных правил в малых социальных группах. Вместе с тем внеинституциональные правила полностью зависят от границ социальной группы. Если социальная группа превышает определенные пределы, её члены могут уклониться или избежать контроля за их соблюдением. Поэтому исключительным моментом является распространение внеинституциональных правил на значительное количество социальных групп (или организаций). Сложность этой задачи заключается не только в координации действий руководства и неформальных лидеров, но и в том, что эти правила должны быть интернализованы, то есть приняты представителями социальных групп таким образом, что эти правила должны стать естественными, само собой разумеющимися, стать неотъемлемой частью существования человеческих сообществ. Полное принятие таких правил осуществляется через повторение действий которые вызывают привычку у членов социальной группы. Это простое условие обладает большим значением в практике управления и формирования внеинституциональных правил. Людям, которые привыкают к правилам в области межличностных отношений, им психологически трудно нарушать их и следовать другим, более общим правилам, которые снимают неопределенность на уровне социальных групп и институтов. В целом, мы можем сказать, что вопросы управления социальными структурами связаны с наиболее полным соотношением четырех видов социальных правил: надинституциональных, межинституциональных, институциональных и внеинституциональных. Эти виды социальных норм по разному снимают неопределенность в социальных структурах. Внешняя неопределенность, порождающая хаотические состояния в организациях со слабо контролируемыми границами или недостаточными ресурсами для сопротивления неконтролируемым воздействиям внешних стихийных сил, может сниматься в ходе институционализации правил взаимодействия и жизнедеятельности представителей социальных групп. Развитые социальные институты могут практические полностью снимать внешнюю неопределенность путем создания правил накопления ресурсов и стратегий предвидения флуктуации и катаклизмов со стороны внешнеполитической и внешнеэкономической, а также природной ситуации. Гораздо опаснее стр. 126 для существования системы является внеинституциональная неопределенность, которая проявляется в появлении правил на уровне заключения межличностных соглашений. Люди, во многих случаях, не одобряют официальные нормы и полагаются на межличностные соглашения. Они заменяют формальные правила удобными неформальными нормами и соглашениями. Часто это проявляется в организациях сфер бизнеса, когда появляется возможность ухода от институциональных норм и решения важных организационных проблем неформальным способом. Соотнесение институциональных и внеинституциональных правил может проходить по двум сценариям. Чаще всего внеинституциональные правила подавляются с помощью властных воздействий. Это простой, но не самый эффективный путь к снятию неопределенности и достижению социального порядка в социальных группах и институтах современного общества. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Гидденс Э. Устроение общества. М., Академический проект, 2005. Кравченко С. А. Становление сложного социума: к обоснованию гуманистической теории сложности. М.: МГИМО-Университет, 2012. Луман Н. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004. Фролов С. С. Социальные институты в современном обществе. М., Социология власти. РАГС, 2010. Urry I. Global Complexity. Cambridge: Polity Press 2003. P. 22. стр. 127 | ||||||||||||||||
ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ В КОНТЕКСТЕ УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Автор: Р. Д. ХУНАГОВ, А. Ю. ШАДЖЕ, Е. С. КУКВА ХУНАГОВ Рашид Думаличевич - доктор социологических наук, профессор, ректор Адыгейского государственного университета (E-mail: adsu@adygnet.ru); ШАДЖЕ Асиет Юсуфовна - доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии того же вуза (E-mail: Shadzhe@maykop.ru); КУКВА Елена Сергеевна - кандидат социологических наук, ученый секретарь Научно-исследовательского института комплексных проблем того же вуза (E-mail: kukva@rambler.ru). Аннотация. В статье анализируется пространство Северного Кавказа, одного из сложных и проблемных российских регионов, которому присуще нелинейное взаимодействие этнокультурной, региональной и национальной форм идентичности. Делается вывод, что этнический фактор остается доминирующим в регионе. Авторы показывают востребованность синергетического метода в выявлении смысла инновационного управления. Это позволяет определить пути несилового воздействия на идентификационные процессы в регионе в целях укрепления общероссийской национальной идентичности. Ключевые слова: идентичность * единство * инновационное управление * социальная синергетика * этнокультурный компонент * Северный Кавказ Исследовательский интерес к проблеме идентичности связан с распадом Советского Союза, трансформацией общества, сопровождавшейся духовным вакуумом. При поддержке РФФИ, грант N 11-06-00098а "Синергетическая модель укрепления российской идентичности на Северном Кавказе" стр. 127 Не случайно Валдайский форум (16-19 сентября 2013 г.), обсудивший тему "Многообразие России для современного мира", еще больше актуализировал эту проблему. На современное идентификационное пространство нашей страны оказывают влияние внешние факторы/глобализационные вызовы, с одной стороны, с другой - внутренние процессы России и российских регионов. Представляется, что для укрепления единства российского общества и российской национальной идентичности важно понимание особенностей России и ее регионов. Именно поэтому исследование российской идентичности на Северном Кавказе1 в условиях вызовов современности приобретает исключительную значимость. Особенности Северо-Кавказского пространства. Последние двадцать лет разработка проблемы идентичности/идентификации занимает значимое место в регионе, возрос интерес исследователей к применению социальной синергетики в исследовании этих процессов северокавказского сообщества [Делокаров и др., 2013; Тайсаев, Шевлоков, 2011: 140-144]. Одним из факторов, усложняющих познание и понимание идентификационного пространства рассматриваемого региона, является сложившийся стереотип - негативное отношение к этническому/кавказскому фактору [Хунагов, Шадже, 2001: 77-80]. Более того, классические кавказоведческие концепции в осмыслении современных процессов региона не всегда раскрывают суть основных тенденций и противоречий на Северном Кавказе. Описательные методы не выявляют смысла самоорганизации регионального сообщества и затрудняют понимание взаимосвязи целого и части. Это исторически сложившаяся, сложная, саморазвивающаяся система, динамический характер которой проявляется в противоречивом процессе консолидации-фрагментации общества. Одной из особенностей современного развития региона является понимание и объяснение сложных социокультурных процессов. На основе теории социальной идентичности Э. Эриксона, нами разработана концепция, в которой это понятие трактуется с точки зрения многоуровневой идентичности, как структура - процесс. Опора на конструктивистское направление в исследовании позволяет перейти от описания характеристик этого феномена и анализа их "распространенности" к объяснению того, как формируется, актуализируется и изменяется многоуровневая идентичность региона. Выделяемые уровни осмысливаются в контексте современной науки как нелинейное взаимодействие этнокультурной, региональной и национальной форм идентичности. Нелинейность требует особого внимания, поскольку незначительные события могут привести к серьезным последствиям. Ситуация осложняется тем, что новая российская национальная идентичность находится на стадии становления и пока не стала доминирующей, образ "россиянина" остается не проясненным в массовом сознании населения. Важно понять смысл совмещения многоуровневой идентичности (российской национальной, региональной и этнической) со сложной структурой северокавказского социума, основанной на общих ментальных и социокультурных ценностях российской нации, а также цивилизационных основаниях полиэтничного сообщества. Ядром концепции является идентификационная матрица, функционирующая на принципах согласованности и взаимодополняемости. Характеризуя российскую идентичность в контексте современной науки, отметим качественные характеристики, указывающие на ее отличие от классических интерпретаций идентичности. Являясь открытой системой, она вступает во взаимодействие с различными видами идентичности. Это объемный, многогранный и собирательный концепт, вбирающий в себя этнокультурные и региональные идентичности, этим отличаясь от других интерпретаций идентичности. Пример Северного Кавказа свидетельствует, что российская идентичность не является некой исторической заданностью, имеющей статичный характер, а является подвижной категорией. В ней сохраняется 1 В своих исследованиях мы придерживаемся исторически сформировавшегося названия региона "Северный Кавказ" вместо появившихся искусственных названий после деления региона на два округа: Северо-Кавказский и Южный федеральные округа. стр. 128 некоторое инвариантное содержание, определенное ментальностью российских этносов; она всегда вписана в определенный социокультурный контекст, формирующий ее содержание. Эвристический смысл и конструктивный потенциал идентичности для модернизирующейся России и ее регионов заключается в том, что она не только выражает субстанциальное единство и органическую целостность этнокультурного многообразия Северного Кавказа, но и выступает интегративным фактором российских этносов, основой гражданской солидарности и объединяющей силой россиян. Анализ процессов в полиэтничном социокультурном пространстве свидетельствует поз что на жизнеустройство народов активное влияние оказывает этнический фактор. Несмотря на этно- и конфессиональное разнообразие, на Северном Кавказе сложилась единая региональная культура, ядром которой выступают традиционные ценности, а идентификационным маркером - этнокультурная идентичность. Именно она выступает и сегодня в ряде регионов северокавказского сообщества ведущим индикатором. В условиях кризиса региональной культуры, соответственно кризиса идентичности - этнической и региональной - происходят процессы формирования и укрепления российской идентичности на Северном Кавказе. Сегодня налицо изменения, происходящие в каждой этнической культуре. Среди причин этих изменений, безусловно, главными являются ценности и смыслы, которые значимы для каждого человека и народа, поскольку они определяют отношение человека к миру и происходящим событиям, а также являются ориентирами и регуляторами его деятельности. "Мягкое воздействие" на многоуровневую идентичность. С позиции синергетической парадигмы, нами установлено, что необходимым условием функционирования сложно-эволюционирующего северокавказского региона, является рациональное взаимодействие этнокультурной, региональной, российской национальной идентичностей, "стягивание" их в одну точку. Для этого принципиально важно наличие общей цели, которая выступает своего рода аттрактором, подчиняющим себе поведение производных структур. Построенная концепция многоуровневой идентичности проясняет новые социокультурные смыслы рассматриваемого региона и наполняет управление сложным полиэтничным обществом постнеклассическим содержанием, что означает несиловое воздействие на самоорганизационные процессы для перестройки системы и возникновения нового типа структур. В качестве методологического ориентира нами взято это положение, резонирующее с новыми управленческими идеями в современной науке. Это позволяет увидеть возникновение новых форм и структур; осмыслить и переосмыслить культурные традиции в новых условиях, сформировать умение связать традиции с инновациями, а также получить новые смыслы прошлого, настоящего и будущего, определить новые горизонты в прогнозировании будущего. Классические принципы управления в современных условиях недостаточны, поскольку мы имеем дело со сложными саморазвивающимися системами. Один из ведущих специалистов в области междисциплинарных исследований К. Майнцер обращает внимание на то, что развитие общественных и культурных систем "управляется целенаправленным поведением людей с их позициями, эмоциями, планами и идеалами": "с микроскопической точки зрения, мы наблюдаем человеческих индивидов с их намерениями и желаниями", "с макроскопической точки зрения, развитие политического, социального или культурного порядка является не только суммой отдельных намерений, а коллективным результатом нелинейных взаимодействий" [Майнцер, 2009: 366]. При этом социокультурная реальность, в которую включен человек, представляет собой сложную (на несколько порядков) структуру. Одно из отличительных качеств социокультурной реальности - "зависимость соотношения сил порядка и хаоса в историческом процессе не только от объективных факторов и от случайностей, особенно действенных в состоянии бифуркации, но и от воли исторических стр. 129 деятелей, микро- и макрогрупп, а в определенных обстоятельствах и народных масс". С этим связана еще одна особенность синергетического анализа социума/социокультурного пространства - возможность "стихийного и сознательного порождения хаоса" [Каган, 2002: 40,45]. Человек включен в сложную саморазвивающуюся структуру общества, испытывающего воздействие его деятельности. Ценностно-мировоззренческие установки, цели и идеи становятся частью целого. Здесь важно вспомнить, что часть может быть сложнее целого, если она имеет более высокий показатель нелинейности по сравнению с целым. "Сильная нелинейность означает, что существующее структурное образование на своем уровне организации обладает более сложным спектром форм-структур и возможных режимов развития" [Князева, Курдюмов, 2002b: 17]. Многоуровневая идентичность, испытывая разные воздействия от окружающей среды, в том числе слабые, разовые, может кардинально изменить свою конфигурацию: от усиления устойчивости одного из уровней до замены конструкции более простой. Любое событие в мире - внешнем окружении России, события социальной, политической жизни нашей страны, повседневные практики, иногда даже при своей незначительности могут вызвать значимые возмущения. При этом очевидно, что состояние "многоуровневой идентичности" в этот момент может быть далеким от равновесия. То есть в условиях социальной нестабильности мы можем иметь дело со значительным изменением в ее структуре даже от самых слабых воздействий. В роли подобных слабых воздействий могут выступать, например, победы российских спортсменов на международных соревнованиях - их влияние на сплочение людей вокруг общности "российская нация" уже оценено исследователями. Успешно реализованный масштабный проект "Сочи-2014" это подтвердил. А скажем, околоспортивные события (например, конфликты футбольных фанатов) способны изменить структуру идентичности у значительной части населения, усилив этнический компонент. Бытовые конфликты часто становятся основой противостояния, которое всегда сопровождается ростом этнической и ослаблением других видов идентичностей. Полиэтничному обществу присущи все синергетические признаки сложных систем: принцип открытости, самоорганизации, нелинейности развития, неединственности будущего, положение об управляемом развитии и другие. Общие параметры порядка дополняются этническим компонентом. В структуре полиэтничного общества этнокультурные паттерны, ценности, нормы и т.д., являясь индикаторами, взаимодействуют с другими (аналогичными) системами и с окружающей средой. В свою очередь, этническая культура, формирующая этнокультурную идентичность, может служить окружающей средой для отдельного индивида. Исторически сложившиеся и функционирующие этнокультурные традиции формируют ментальность человека, его ценностно-мировоззренческие установки, наконец, самую личность. С учетом этих особенностей принципиально значимы следующие положения. Во-первых, силовое вмешательство в сложную систему недопустимо: оно разрушает самоорганизацию социальных процессов на любом уровне. "Суть нового подхода к управлению заключается в том, что он ориентирован не на внешнее, а на внутреннее, на нечто имманентно присущее самой среде. Иными словами, он ориентирован не на желания, намерения, проекты субъекта, экспериментальной, конструкторской, реформаторской, перестроечной и подобной деятельности, а на собственные законы эволюции и самоорганизации сложных систем" [Князева, Курдюмов, 2002a: 150]. Главное при этом - не сила управляющего воздействия, а его согласованность с тенденциями самоструктурирования нелинейной среды, т.е. правильная топология (пространственная и временная симметрия) этого воздействия. Из этого вытекает второе положение, связанное с синергетическим пониманием сущности самоорганизующейся системы, - умение увидеть её разнообразные формы. Поэтому естественные процессы самоорганизации сложного "полиэтничного общества", важно не сдерживать и не ускорять, а поддерживать, оказывая на них "мягкое воздействие". стр. 130 Для понимания процессов самоорганизации и управления сложными социальными системами необходима смена парадигм мышления, что означает переход от линейного подхода к нелинейному. Нелинейное мышление с синергетической точки зрения (в мировоззренческом смысле) означает: видение многовариантности путей эволюции; наличие выбора из альтернативных путей и определенного темпа эволюции; необратимость эволюционных процессов; влияние человека на процессы развития; эволюционность и целостность мира; недопустимость навязывания путей развития; протекание процессов в условиях неопределенности и нестабильности [Князева, Курдюмов, 2002a: 36]. Нелинейное мышление нацелено на: определение путей мягкого воздействия на идентификационные процессы в регионе в целях укрепления общероссийской идентичности; использование потенциала традиций для поддержки инновационных процессов; сплочение, выявление и использование потенциала различных социальных групп, взаимодействующих в нелинейном идентификационном пространстве; выявление социокультурных рисков в условиях нестабильности и неустойчивости. Это означает определение ресурса межэтнического согласия в обществе, достижение гармоничного сосуществования с помощью диалога и признания разнообразия интересов разных социальных групп, толерантности. Северный Кавказ сегодня становится более открытым для диалога Его будущую новую социокультурную идентичность предсказать трудно. Конфигурация идентичностей северокавказского общества, безусловно изменится, будет формироваться новая шкала ценностей, соответствующая открытости и диалогу культур. Однако хочется надеяться, что интеллектуальный потенциал региона с учетом социокультурных процессов, происходящих на Кавказе, может способствовать сохранению ядра кавказской культуры/кавказской идентичности. Из этого не следует, что кавказская культура должна жить только благодаря традициям или прошлым опытом. В процессе саморазвития она будет усваивать новые формы культурных ценностей в рамках транснациональной культуры. Стать гражданином мира можно и нужно, оставаясь носителем разных культурных традиций и социокультурных практик. Некоторые итоги. Таким образом, проанализировав и выявив особенности управления идентификационными процессами Северо-Кавказского региона, считаем возможным предложить нижеследующее. (1) Приоритетным показателем стабильности в регионе остается этнический компонент, определяющий функционирование "полиэтничного общества". Усложняются методы управления, приобретающие новый характер. (2) От деятельности человека зависит "стихийное или сознательное порождение хаоса" в обществе, а значит и само существование общества. Поэтому есть основание считать, что стиль мышления, с одной стороны, определяет познание северокавказского общества, с другой - его судьбу. Если линейное мышление может оказать деструктивное воздействие на общество, то нелинейное поддерживает его саморазвитие. (3) Инновационное управление региональным сообществом допускает "мягкое воздействие" на процессы самоорганизации и культурно-идентификационные процессы. (4) Управляющее воздействие может быть связано как с конкретными людьми, органами государства, так и дискурсом/дискурсивными идеологическими практиками. Механизм развития рассматриваемых процессов заключается в сочетании самоорганизации и управления. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Делокаров К. Х., Шадже А. Ю., Чефранов С. Г., Куква Е. С. Укрепление российской идентичности в синергетической парадигме // Власть. 2013. N 2. С. 9-13. Каган М. С. Синергетическая парадигма - диалектика общего и особенного в методологии познания разных сфер бытия // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 40-45. стр. 131 Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002a. С. 36-15. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетические принципы коэволюции сложных систем // Глобализация: синергетический подход / Под общ. ред. В. К. Егорова. М.: РАГС, 2002b. С. 17-20. Майнцер К. Сложносистемное мышление: Материя, разум, человечество. Новый синтез. Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. Г. Г. Малинецкого. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. Тайсаев Д. М., Шевлоков В. А. Социальная синергетика - проблема идентичности // Философские науки. 2011. N 1. С. 140-144. Хунагов Р. Д., Шадже А. Ю. Кавказский фактор в современной России // Социологические исследования. 2001. N 3. С. 77-80. стр. 132 | ||||||||||||||||
ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ САМООРГАНИЗАЦИИ Автор: В. В. БОНДАЛЕТОВ БОНДАЛЕТОВ Валерий Викторович - кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии Российского государственного социального университета (E-mail: bondaletovvv@mail.ru). Аннотация. В статье рассматривается эволюция самоорганизации. Опираясь на социологические теории, автор отрицает спонтанность самоорганизации социума и определяет её как устойчивое и рациональное взаимодействие, а также выявляет источники и виды самоорганизации. Ключевые слова: самоорганизация * спонтанность * рациональность взаимодействия * упорядоченность Термин "самоорганизация" был введён в 1947 г. английским кибернетиком У. Р. Эшби. По его мнению: "... каждая изолированная детерминированная динамическая система, подчиняющаяся законам, создаёт "организмы", приспособленные к их окружающей среде...". И - "... этот процесс перехода к особо устойчивым формам..." и есть его ответ на вопрос, что есть самоорганизация [Эшби, 1966: 314-343]. В русский язык данный термин пришёл в 1960-х гг. в переводах материалов двух научных конференций, состоявшихся в США в 1959 и 1961 гг., и стал самым русским словом [Макаров, 2009: 7]. В 1960-е гг. термин проникает в теорию систем, а в 1970-1980 гг. активно используется в физике сложных систем. В дальнейшем проблематика самоорганизации актуализируется практически во всех областях науки. Сегодня уже никто не сомневается в том, что окружающий нас социальный и природный мир является продуктом самоорганизации и обладает естественными механизмами саморегуляции. Таким бурным развитием концепция самоорганизации обязана работам специалистов из самых различных областей знаний. Г. Хакен, трактовавший самоорганизацию как "процесс упорядочения (пространственного, временного или пространственно-временного) в открытой системе, за счёт согласованного взаимодействия множества элементов её составляющих" [Хакен, 1980: 226]. И. Пригожин, автор концепции диссипативных структур, в работе "Биологический порядок, структура и неустойчивости" определяет самоорганизацию как самопроизвольное (не требующее внешних организующих воздействий) установление в неравновесных диссипативных средах устойчивых регулярных структур, т.е. таких структур, где упорядоченность стр. 132 возникает в условиях неравновесности и существует за счёт достаточно интенсивного потока энергии и вещества [Пригожин, 1973: 517]. М. Эйген, изучая модели самовоспроизводящей предбиологической эволюции на молекулярном уровне, представляет самоорганизацию как возможность возникновения биологических макромолекул из хаотической смеси малых молекул [Эйген, 1992: 121]. Н. Моисеев утверждает, что самоорганизация - это "такой процесс изменения её состояния (или характеристик), который происходит без целенаправленного начала, каковы бы ни были источники целеполагания. Можно говорить и о стихии самоорганизации - здесь мы ошибки не сделаем. Причины, побуждающие процесс самоорганизации, могут быть, как внешними, так и внутренними" [Моисеев, 2001: 36]. Эти работы способствовали появлению и становлению в науке нового междисциплинарного направления, названного Г. Хакеном - синергетика. С мировоззренческой точки зрения синергетику часто позиционируют как универсальную теорию самоорганизации. И как всякая новая концепция, она сопровождается введением новых терминов, в которых и описываются динамические процессы в системе. Данная тенденция наблюдается практически во всех сферах научного знания, в том числе в различных социально-гуманитарных науках. В результате чего зачастую при описании процессов упорядочивания, происходящих в социальных системах, постулируется синергетическая терминология. Например, О. Д. Куценко определяет самоорганизацию как "процесс формирования различных структур общества, который возникает спонтанно и проявляется скачкообразными переходами от неупорядоченности к новой упорядоченности, и наоборот" [Куценко, 2004: 22-26]. Ю. М. Резник понимает самоорганизацию, как "практический принцип жизнедеятельности субъекта, предполагающий актуализацию и использование им механизмов спонтанного развития" [Резник, 1996: 188]. Синонимами "спонтанности" (лат. spontaneous "произвольный") выступают: инстинктивность, стихийность, неожиданность, самопроизвольность. В современном русском языке "произвольность" означает своевольный, ничем не стесняемый, безнадзорный, необоснованный логически, субъективный1. Неоднозначность толкования самоорганизации подтверждает то, что теоретико-познавательный статус данной концепции находится в стадии становления, да и адаптация синергетической терминологии в социологии пока не завершена. Тенденция определения самоорганизации как спонтанность, стихийность в последнее время превалирует. Возможно такой подход является приемлемым для исследования процессов в технических системах или в неживой природе, но вряд ли приемлем для исследования процесса самоорганизации в социуме. По нашему мнению, в социологии существует достаточное разнообразие концепций, объясняющих сложные динамические процессы построения и развития общества. На наш взгляд, наиболее значимыми концепциями в изучении проблематики самоорганизации являются различные направления эволюционизма. Именно "... позитивная социология, выйдя на проблему эволюции, породила ряд научных идей построения общества" [Василькова, 1999]. Справедливости ради необходимо отметить, что законы социального порядка, общественной динамики рассматривались ещё задолго до появления социологии. Представления о природе общества можно встретить у мыслителей древности, таких как Платон, Аристотель. Позже идеи социальной упорядоченности активно артикулировались в трудах Н. Макиавелли, Дж. Вико, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Сен-Симона, Т. Гоббса. Эти идеи нашли отражение в работах классиков эволюционизма - О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и К. Маркса. В основе взглядов эволюционистов лежит подход к обществу, как живому организму, развитие которого ассоциировалось с усложнением организации и разнообразием форм, т.е. социальная эволюция предстаёт как последовательная смена состояний общества более развитыми. Эта динамика обуславливается тем, что социальная система всегда открыта по отношению к окружающей среде и соответственно приспо- 1 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. С. 530. стр. 133 сабливаясь к ней, вынуждена изменяться в направлении усложнения и разнообразия форм. Причину данного процесса Конт связывает с усложнением и расширением методов получения знаний общества о самом себе, а Спенсер, Дюркгейм и Маркс видят её в разделении труда. Конт считал, что движущая сила эволюции заключается в тех способах, при помощи которых люди постигают реальность, в методах, которые они применяют, чтобы объяснить, предсказать и управлять миром. Эволюция, таким образом, представляет собой, прежде всего, эволюцию методов получения и накопления знаний. У Спенсера эволюция описывается, как всеобщая тенденция к росту внутренней дифференциации, сопровождающаяся структурно-функциональным усложнением социального организма. Простые, изолированные друг от друга общества сменяются обществами с большей сложностью, а затем на смену им приходят наиболее сложные социальные целостности (цивилизации), в которых разделение труда и социальные функции сопровождаются появлением новых социальных структур и институтов. По существу сама эволюция типов общества характеризуется переходом от одного типа, базировавшегося на принудительном объединении "сверху" (военное общество), ко второму типу, основанному на добровольном объединении "снизу" (индустриальное общество). Выявляет Спенсер и специальные механизмы, объясняющие эволюцию: 1) "естественный отбор"; 2) "борьба за существование"; 3) "выживание сильнейшего" (цит. по: [Зборовский, 2004: 44-51]). У Дюркгейма в качестве такого механизма выступает стремление к созданию желательной общественной связи - внутренней солидарности, которая возникает вследствие разделения труда и усиления дифференциации. Эволюция общества, по мнению Дюркгейма, представляет собой движение от "механической солидарности", свойственной примитивным типам общества и основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их обществ, к "органической солидарности", свойственной современному типу общества, которое основано на разделении труда, кооперации и взаимодополняемости индивидуальными особенностями каждого [Дюркгейм, 1996: 256-309]. По Марксу, помимо разделения труда, специализация в производительных силах и производственных отношениях лежит в основе объединения людей: "люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью" [Маркс, Т. 3: 18]. Сама социальная эволюция Марксом рассматривается как последовательная и поступательная смена общественно-экономических формаций. Этот процесс начинается на самом нижнем уровне, там, где сосредоточена движущая сила всех социальных изменений - активная свободная личность. "Предпосылки, с которых мы начинаем, - писал Маркс, -... Это действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью" [Маркс, Т. 6: 441]. Согласно теории Маркса, самотрансформация общества происходит благодаря сложному взаимовлиянию человеческих действий и структурных условий (классового деления и общественно-экономических формаций), в целом основные положения его теории полностью соответствуют идеям классического эволюционизма. Подводя итог краткому анализу идей раннего эволюционизма, необходимо отметить, что самоорганизация в рамках данной концепции идентична понятию социальная эволюция. Она рассматривается как преимущественно внутренний, упорядоченный по стадиям рост и кумулятивное усложнение первоначальной структуры и функций, в котором внешние факторы играют второстепенную роль, по сравнению с такими факторами как разделение труда и развитие внутренней солидарности. Кроме того, социальная эволюция чаще всего заканчивается остановкой, устойчивым состоянием общества, понимаемом как идеальное. Такое понимание развития общества существенно ограничивает эволюционистские теории в исследовании динамических процессов (проблематики самоорганизации), протекаемых в современных обществах. Иная позиция на общественную динамику просматривается в концепциях Г. Зиммеля, Ф. Тённиса, М. Вебера, чьи научные взгляды, несмотря на существующие раз- стр. 134 линия, объединены ключевым понятием - взаимодействие. Зиммель считал взаимодействие основной "клеточкой" общества, которое "складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей.... множество иных мотивов побуждают человека к деятельности для другого, к сочетанию и согласованию внутренних состояний, т.е. к оказанию воздействий и, в свою очередь, их восприятию. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство, "общество"" [Зиммель, 1984: 170-171]. При этом понятие "общество" в концепции Зиммеля тесно увязывается и с другим ключевым понятием - "обобществление". По его мнению, индивиды взаимодействуя соединяются в общество, т.е. "обобществляются". Под ним он понимает процесс становления и воспроизводства различных форм социальной жизни, который становится возможным при условии локализованного социального пространства и участии двух и более индивидов. "Обобществление есть в бесконечно разнообразных видах осуществляющаяся форма, в которой на основе этих - чувственных или бессознательных, причинно движущих или телеологически влекущих интересов - личности срастаются в некоторое целое и внутри которого эти интересы находят свое осуществление" [Зиммель, 1996: 419]. Ф. Теннис причину социальной связанности между людьми видит в их общем "волении". То есть побуждение к социальному взаимодействию зависит от воли индивидов, в основе которой лежат в одних случаях инстинкты, чувства, общая потребность, в других - их стремление к достижению какой-то специфической общей цели, в-третьих - естественные отношения (общее отношение к земле, совместное проживание и т.д.). Он выделяет два типа такой воли и, соответственно, два типа общественных отношений. На базе естественной воли возникает - община, а на основе рассудочной воли, предполагающей возможность выбора и сознательно поставленную цель действий - общество [Тённис, 2002: 98-113]. Именно с формированием рациональности Тённис связывал процесс обобществления (самоорганизации) и формирование общества. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.03 сек.) |