АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы и ограничители развития этичного потребления: результаты зарубежных исследований

Читайте также:
  1. AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет
  2. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  3. Cовокупный спрос и его факторы
  4. F8 Нарушения психологического развития
  5. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  6. I. Развития государственного мониторинга сельскохозяйственных земель
  7. I. Этапы развития бронхиальной астмы
  8. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  9. II. Схема оценки физического развития детей. Сестринский процесс по оценке физического развития.
  10. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  11. III. Характерные черты экономического развития страны
  12. III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)

В выделении гипотетических факторов, влияющих на развитие этичного потребления, разные исследователи в значительной степени сходятся. Различия касаются установленной в ходе эмпирических исследований реальной значимости этих факторов, а также наборов индикаторов, которые их представляют. Как правило, выделяются факторы социально-демографические, социокультурные, социально-политические и экономические. Нередко они дополняются "способствующими" характеристиками институциональной среды.

Социально-демографические факторы. Эмпирические исследования не позволяют сделать однозначных заключений о роли социально-демографических факторов в приобщении индивидов к этичным потребительским практикам. Что касается гендера, то установлено, что женщины активнее мужчин включаются в этичное потребление [Diamantopoulos et al, 2003; Olli, Grendstad, Wollebaek, 2001; Laroche, Bergeron, Barbaro-Forleo, 2001; Starr, 2009] - как молодые, так и пожилые [Lee, 2009; Olli, Grendstad, Wollebaek, 2001], как студентки, так и менеджеры компаний [Beltramini, Peterson, Kozmetsky, 1984; Chonko, Hunt, 1985; Straughan, Roberts, 1999]. Другие исследователи, напротив, фиксируют незначимость гендерного фактора [см., напр.: De Pelsmacker et al.,2006; Haanpaa, 2007; Roozen, 2007; Cailleba, Casteran, 2009].

Нет однозначной зависимости и от возраста. Часть исследователей констатируют положительную связь: считается, что взрослая часть населения имеет более высокий уровень моральных обязательств и поэтому чаще включается в этичное потребление [Vitell, Lumpkind, Rawwas 1991; Carrigan, Szmigin, Wright, 2004]. Другие, напротив, фиксируют более высокую включенность в подобные практики более молодых, будь то защита окружающей среды [Diamantopoulos et al., 2003] или покупки Fair Trade [Cailleba, Casteran, 2009]. Некоторые исследования обосновывают склонность к потреблению этичной продукций потребителей в возрастной группе от 31 до 44 лет [De Pelsmacker, 2006], другие - вывод о невозможности выделения четкой возрастной категории по этому основанию [Starr, 2009].

Согласие достигнуто, пожалуй, в одном - социально-демографические характеристики явно недостаточны для того, чтобы "распознать" этичного потребителя.

Уровень образования и социокультурные факторы. Относительно большее согласие касается уровня образования. Фиксируется значимая положительная связь между включением в такое потребление и уровнем образования: чем он выше, тем выше уровень информированности и рефлексии относительно проблем в обществе, а также способность занимать активную гражданскую позицию, в том числе и в данной сфере [Diamantopoulos et al., 2003; Do Разо, Raposo, 2009; Cailleba, Casteran, 2009; Starr, 2009]. В то же время по результатам других исследований роль образовательного фактора незначима [Olli, Grendstad, Wollebaek, 2001].

Исследования факторов, под воздействием которых развивается практика "to buy ethically", свидетельствуют, что люди с большей вероятностью включаются в этичное потребление, когда их окружение ведет себя аналогичным образом. Иными словами, в развитии этичных потребительских практик велика роль социальных норм, а значит, и культурного фактора [Starr, 2009]. Если такие практики приняты в том или ином сообществе, то включение в них формирует имидж "добропорядочного гражданина" и увеличивает шансы на поддержку со стороны окружающих.

стр. 152

Однако такое включение положительно коррелирует не только с социальными выгодами, но и с личными ценностными ориентациями индивидов, безотносительно к тому, как ведут себя другие. Так, чем больше люди привержены ценностям универсализма, ценят собственный контроль за ситуацией, включая состояние окружающей среды, тем чаще они включаются в этичное потребление [Shaw et al., 2005; Schlegelmilch et al., 1996; Goig, 2007]. Фиксируется устойчивая положительная связь между расположенностью к этичному потреблению и ценностями свободы, самоуважения и независимости [Shaw, Shiu, Clarke, 2000]. Применительно к экологическому этичному потреблению имеются эмпирические подтверждения и того, что его придерживаются люди, ценящие самореализацию и самосовершенствование [Fraj, Martinez, 2006a], а также коммуникабельные и добросовестные люди [Fraj, Martinez, 2006b].

Гражданская активность. В ряде исследований акцентируется положительная связь между включенностью индивидов в те или иные гражданские структуры, включая партии, и участием в этичном потреблении. Так, "зелеными" потребителями чаще становятся приверженцы "левых" политических взглядов и альтруисты [Straughan, Roberts, 1999]. Подчеркивается значимость не столько характера политических взглядов (позиций), сколько их определенности. Именно "определившиеся" в большей степени склонны участвовать в коллективных действиях, включая бойкоты и т.п. [Starr, 2009].

Присоединение к акциям протеста этичных потребителей облегчается, если люди уже состоят в какой-либо общественной организации. Если они - члены общественных организаций, которые борются за права рабочих или женщин, ратуют за сохранение окружающей среды или соблюдение прав животных, то включение в "профильные" практики этичного потребления существенно расширяет их возможности отстаивать свои позиции. Участие в митингах, акциях протеста, флэшмобах - проявления активной гражданской позиции, которая находится в положительной связи с включенностью индивидов в такие практики [Witkowski, Reddy, 2010].

Экономические факторы и ограничения. В большинстве исследований уровень дохода индивидов (домохозяйств) рассматривается в числе ключевых объясняющих переменных: чем больше доход, тем больше склонность к этичному потреблению [Do Paco, Raposo, 2009; Starr, 2009]. Зачастую цена продукции, отвечающей этическим принципам, выше среднерыночной в виду дополнительных обязательств (экологических и социальных), которые берут на себя производители. Так что низкодоходным слоям населения такая продукция не по карману.

Однако такая зависимость не безусловна. Ряд практик не требуют дополнительных материальных затрат и доступны многим (например, езда на велосипеде вместо загрязняющего воздух транспорта). Неслучайно в некоторых этичных практиках, вроде движения за повторное использование материалов, переработку отходов (recycling), активнее участвуют представители малообеспеченных социальных групп [Iyer, Kashyap, 2007]. Сказывается уровень экономического развития страны и масштабы экономических неравенств. Исследование, проведенное в Швейцарии, указывает на незначимость связи между доходами и этичным потреблением [Tanner, Kast, 2003]. Можно предположить, что в этой стране потребление этичной продукции доступно даже относительно малообеспеченным (по швейцарским стандартам).

Так или иначе готовность нести дополнительные издержки имеет определенные пределы и зависит от многих факторов, включая соотношение потенциальных затрат и выгод. Отрицательно выгоды от этичного потребления коррелируют с его дополнительными издержками. В некоторых случаях (например, фрукты и овощи, произведенные по органической технологии) эти издержки составляют 10-100%. В других такое потребление предполагает увеличение затрат времени (например, утилизация отходов не в контейнеры, расположенные "по пути" следования, а на особые станции, куда их нужно специально отвозить) [Starr, 2009].

Институциональные факторы. Развитие этичного потребления зависит не только от характеристик индивидов, но и от наличия "способствующей" среды, вклю-

стр. 153

чая социально-экономическую политику разных уровней (установка раздельных контейнеров для сбора разных видов мусора, социальная реклама, информирование населения и др.). Нередко люди считают, что именно институты, такие как, скажем, правительства, должны нести ответственность за поступление в продажу товаров, произведенных этичными способами; бездействие правительства в отношении "неэтичного" ведения бизнеса подтверждает его допустимость, легальный характер и т.п. Встречаются обоснования и с точки зрения экономического развития целых стран (макроуровень): это развитие признается более важным (приоритетным), чем этичные или моральные аспекты бизнеса [D'Astous, Legendre, 2009; Eckhardt et al., 2010].

Растущая роль в развитии этичного потребления принадлежит Интернету. Именно альтернативные медиа, программы поиска, личные информационные ресурсы (блоги, сайты, форумы, сообщества) мгновенно распространяют информацию, которую потребители никогда не получили бы из корпоративных СМИ. Интернет-ресурсы ассоциаций и объединений этичных потребителей (Ethicscore.org, EthicalConsumer.org, Ethical-Media.org, GetEthical.com, ldealsWork.com и др.), обретая все большее влияние, увеличивают риски для компаний, практикующих неэтичные методы ведения бизнеса [Костров, 2006].

Важен и уровень доверия к получаемой информации. Если покупатель, веривший, что продукция, сертифицированная Fair Trade, этична, однажды столкнется с отклонением от этого принципа, впоследствии он не будет безоглядно доверять этой маркировке [De Pelsmacker, 2006].

В некоторых исследованиях в число объясняющих переменных включается и степень приверженности индивида бренду [Bray, Johns, Kilburn, 2011]. Если человек привык ассоциировать себя с брендом, ему сложно отказаться от последнего, в том числе и в пользу более этичного товара (например, женщинам, привыкшим пользоваться определенной маркой духов и узнавшим, что их любимый аромат был протестирован на животных).

Можно заключить, что в обществах с развитыми гражданскими структурами и относительно конкурентным рынком этичное потребление становится все более экономически и социально значимым феноменом. Для осмысления перспектив его развития в России важно определить основные факторы становления в нашем социальном и экономическом контекстах.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)