|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Доц. А.Н.Таукелев 16 страницаПроходит время, и в раздробленной на отдельные царства и княжества Грузии вновь проявляются устремления к объединению. Подтверждением этому является создание военного союза между грузинскими царствами в 1758 г., целью которого была совместная борьба против врага. В 1790 г. с целью спасения родины имеретинский царь Соломон II и владетели княжеств обратились к царю Картли-Кахетии Ираклию II и попросили взять в руки управление всей страной, объединить всю Грузию, при этом они добровольно уступали ему свои царские права. Для рассмотрения этого вопроса в Тбилиси состоялось «дарбазоба» (заседание государственного совета). Но Ираклий II наотрез отказался, мотивируя это нежеланием обострять внешнеполитическую обстановку. В действительности раздробленность Грузии помогла персидскому шаху Ага-Мохаммед-хану в 1795 г. захватить Грузию. Однако дальнейшая судьба грузинских земель связывается все больше с историей России. Еще в XVII в. некоторые грузинские государства просились в подданство России. Новые шаги в этом направлении делаются в конце XVIII в. Но только в XIX столетии грузинские государства одно за другим входят в состав Российской империи. Процесс этот проходит разными путями — мирными и немирными. В 1801 г. в состав России реально вошла Картли-Кахетия, затем Имеретия (1810), Гурия (1828), Мингрелия (1857), Сванетия (1858). В 1864 г. в состав Российской империи вошло также Абхазское княжество. Общественный строй. Ряд характерных свойств общественного строя Грузии XIV — XIX вв. был обусловлен своеобразием развития здесь феодализма. Самыми знатными и крупными феодалами являлись в Грузии царь, царица, их дети, князья и церковь. Класс феодалов распадался на несколько категорий, связанных отношениями сюзеренитета-вассалитета, с наделением вассалов обычным иммунитетом. Правители (мтавари) и тавади (лицо высшего слоя класса феодалов) были в номинальных вассальных отношениях с царем. Со своей стороны правителей связывали такие же отношения с князьями и азнаурами, а князей — с собственными азнаурами. Тавади на основании грамот царя осуществляли управление в своем владении. Они представляли собой тот социальный слой, который при царском дворе по наследству получал высокие должности. Тавади во многом отличались друг от друга как по происхождению, так и по количеству земли и крепостных. Согласно законодательству более позднего периода дворяне подразделялись на дидебулов (вельмож), средних тавади и низших тавади. В XVI — XVII вв. азнауры превратились в лиц, служивших царю, церкви или отдельным феодалам. Среди них наибольшими привилегиями пользовались азнауры царя. За службу сеньору им даровалась земля с крепостными крестьянами. В случае перехода на службу к другому сеньору они оставляли землю. В зависимости от древности рода, количества земли и крепостных азнауры делились на три категории. В грузинской феодальной иерархии значительное место в качестве коллективного феодала занимала церковь — престолы католикоса и епархий и большие монастыри. Они были владельцами обширных земель и большого количества крепостных. У церкви были и свои вассалы — церковные азнауры. К классу феодалов примыкали и крупные купцы. Основной производительной силой общества этого периода являлся класс крепостных крестьян. Феодал мог продать, подарить крестьянина. Существовала правовая норма, согласно которой крестьянин должен был передаваться со всей семьей. За преданную службу господин мог не только освободить крестьянина от повинности, но и даровать ему личную свободу. Срок поиска беглого крестьянина составлял 30 лет. Крестьянин нес обычные феодальные повинности: барщину и оброк, а также государственные повинности. Существовали различные категории крестьян. В более поздний период весьма распространенным было требование защиты «порядка крепостного права», согласно которому господин не мог требовать от крестьянина большей службы, чем было предусмотрено обычным правом («порядком крепостного права»). Отдельный слой составляли находившиеся в высшей прослойке крестьянства, примыкавшие к азнаурам, но еще лишенные личной свободы крестьяне-служители. Служители были у царя, членов его семьи, у светских и церковных феодалов. Служителям приходилось выполнять по отношению к господам различную службу, главное же, они должны были идти вместе с ними в поход. В основном из служителей комплектовались вооруженные силы феодалов (армия, полиция). Ремесленники и купцы объединялись в профессиональные корпорации. Государственный строй. В Грузии структура государственного механизма фиксировалась в законодательстве. Крупнейшим из законов такого рода был «Распорядок царского двора» (XIV в.). Согласно этому закону во главе государства стоял монарх, обладавший не только светской, но и духовной властью. Стремления царя к неограниченной власти подавлялись государственным советом — Дарбази. В его компетенцию входили рассмотрение вопросов войны и мира, принятие законов, назначение на высокие должности, а иногда рассмотрение судебных споров. Дарбази противостоял сравнительно более позднего происхождения верховный орган управления (то же, что и правительство) под названием Совет везирей (савезиро). Он был укомплектован управителями-везирями отдельных ведомств. К ним принадлежали: мцигно-бартухуцеси чкондидели (во всех царствах второй человек после царя, который был главой всех светских и духовных ведомств), управляющий государственной казной и чиновник, возглавляющий многочисленный аппарат, занятый службой в царском дворце. Предметом обсуждения Совета везирей становились все важнейшие дела и прежде всего связанные с безопасностью страны и укреплением ее обороноспособности. Для оперативного разрешения особо значительных вопросов собирался порой не весь состав Совета везирей, а несколько везирей, имевших более высокие звания, или же везири, которые по тем или иным вопросам были связаны с заинтересованными ведомствами. Конкретное управление разного рода делами в центре и на местах осуществляли многочисленные чиновники, состав которых несколько различался в различных грузинских государствах. Большое значение как в деле укрепления царской власти, так и во взаимоотношениях с внешним врагом придавалось вооруженным силам феодалов. Здесь в качестве воинов мы видим как феодалов, так и их служителей (мсахури). Территория всех царств была разделена на четыре военно-административные единицы. Во главе каждой из них стоял первейший (великий) феодал — полководец. Он осуществлял как сбор армии, так и руководство ею в бою. Во второй половине XVIII в. Ираклием II была сформирована наполовину регулярная армия, в которой воинами в основном являлись крестьяне. В армию они призывались сроком на один месяц. У армии был свой устав, с помощью которого регулировались общие военные вопросы. Право. Необыкновенно плодотворными были для грузинского правотворчества XIV — XVIII вв. Правда, до нас не дошли судебники единой Грузии тех лет, но составленные в отдельных царствах и княжествах кодексы создают ясное представление о законотворческой деятельности. Эти сборники порой быстро распространялись по всей стране, что было обусловлено их общим источником — грузинским обычным правом. Среди них следует назвать: Уложение царя Георгия (1335), Судебник Бека и Агбуга (XIV в.). Законы Вахтанга VI (начало XVIII в.). Законы католикосов (XVI в.) и др. Дошедшие до нас судебники дают сведения о том, что в Грузии широко была распространена практика работы законодательных комиссий, в которых принимали участие представители различных социальных слоев, среди них «ученые люди» и даже крестьяне. Комиссия вначале изучала вопросы, связанные с правовыми нарушениями, а затем составляла судебники. Особенно бурно развивалась законодательная деятельность во второй половине XVIII в., когда были внесены многие изменения в гражданское и особенно уголовное право. С этим периодом связано составление проектов таких законодательных сборников, как Судебник царевича Давида, Законоположение Иоанна Багратиони и Гражданское законоположение неизвестного автора, на которых лежит отпечаток высокого юридического мышления. Правда, вследствие упразднения грузинской государственности они не были проведены в жизнь. Несмотря на обширное законодательство, в Грузии действовало и обычное право. Наряду со светским широко применялось каноническое право. Имели силу как общехристианские, так и собственно грузинские источники. Среди них заслуживают внимания памятники национального происхождения: Законы католикосов (XVI в.). Грамота памяти Пицунды (XVIII в.), Закон об отравлении, против колдовства и гадания (вторая половина XVIII в.) и др. В гражданском праве были хорошо разработаны отдельные институты вещного, обязательственного и наследственного права. Среди них нужно отметить прежде всего вопросы регулирования земельных и крепостных отношений, опиравшихся преимущественно на обычное право. В уголовном праве можно выделить вопросы Общей части: формы вины, стадии развития преступной деятельности, соучастие. Своеобразной была система наказаний. Смертная казнь и телесные наказания применялись редко. Весьма распространено было искупление преступлений (композиции). Искупаются любые преступления, кроме измены Родине. Возмещение за убийство определялось по строгому сословному принципу, оно четко зависело от социального положения потерпевшего. Широко применялись церковные наказания. Для процессуального права Грузии характерна, как и для других феодальных государств, неотделенность суда от администрации. После раздробления Грузии в возникших царствах и княжествах высшими судьями являлись цари и правители. Судебные функции осуществляли также члены царской семьи. В редких случаях важные дела могли рассматриваться Государственным советом, а также судом, комплектующимся из специально для этой цели собранных лиц, в том числе и духовных. Постоянно действующим центральным судом являлся коллегиальный суд мдиванбегов. На местах действовали избираемые суды медиаторов, применявшие нормы обычного права. Их приговоры и решения письменно не оформлялись. В пределах своей компетенции вершили суд и отдельные феодалы. Церковная власть имела свою собственную юстицию. Верховным церковным судом была дикастерия, которой руководил католикос. В епархиях судили епископы, а в монастырях — настоятели. Судебный процесс в основном был обвинительным, хотя в нем с течением времени усиливаются и элементы розыска, в частности активизируется роль судьи. Правила разбора уголовных и гражданских дел не были отграничены друг от друга. Были разработаны специальные правила рассмотрения жалоб, а также правила утверждения приговора и решений и их исполнения. В качестве доказательств применялись признание стороны, присяга, показания свидетелей и документы. Существовала также экспертиза по делам об убийстве, телесных повреждениях и при решении споров по договору подряда. Государственность в Азербайджане. Вскоре после освобождения от монгольского ига Азербайджан входит в империю Тимура, а затем захватывается Золотой Ордой. Свободным остается только Ширван. В начале XV в. на территории Азербайджана формируются два государства — Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. К началу XVI в. значительная часть Азербайджана находилась под владычеством иранской династии Сефевидов, которая в первой половине XVI в. подчинила и возглавлявший борьбу за независимость Ширван. Так закончилось в середине XVI в. вхождение всего Азербайджана в состав Персии. В том же веке в борьбу за Азербайджан включается Турция, но в XVII — XVIII вв. господство оккупантов слабеет, в силу чего создаются условия для восстановления азербайджанской государственности. Формируется до 15 номинально независимых ханств. В этот период под главенством Урумского ханства предпринимается попытка объединения всей страны, но она заканчивается неудачей. В конце XVIII в. Персия вновь пытается укрепить здесь свои позиции, но терпит поражение. С этого времени азербайджанские ханства берут курс на сближение с Россией, и в 20-е годы XIX в. происходит присоединение последних территорий Азербайджана к России. Общественный строй. В XIV—XIX вв. развитие общественного строя в Азербайджане в большой мере зависит от внешних нашествий, хотя в разных районах влияние оккупантов сказывается по-разному. Характерно то, что развитие здесь феодализма не устраняет существовавших до сих пор и родовых отношений. Под влиянием восточных деспотий в Азербайджане сложилась государственная собственность на землю, на базе которой строилась вся феодальная иерархия. Феодалы делились на 4 группы: первую составляла аристократическая светская верхушка, во вторую входила верхушка шиитского духовенства, в третью — верхушка чиновничества, в четвертую — другие феодалы. Крестьяне также подразделялись на группы. Одну из них составляла крестьянская верхушка, занимающаяся торговлей и привлекаемая на должности мелких администраторов. Во вторую группу входили свободные крестьяне — арендаторы, в третью — основная масса крестьян, лишенных права перехода и несущих до 40 повинностей в пользу феодала. В Азербайджане сохранились и рабы, правда, рабство было преимущественно патриархальным. Горожане в Азербайджане не имели городских вольностей, в том числе и самоуправления. Государственный строй. Азербайджанские ханства в данный период находились в вассальной зависимости от Персии или Турции. Во главе каждого из них стоял хан или паша. Согласно принципам, характерным для мусульманских государств, как в центре, так и на местах не существует какого-либо органа, ограничивающего высшую власть. Ханства делились на магалы во главе с бегами, должность которых была наследственной. Селами управляли так называемые юзбаши. Они чаще всего исполняли функции полицейского характера. Хан имел собственную армию, укомплектованную представителями различных социальных слоев, существовал и специальный социальный слой маафи, из которого формировалась полиция. Право. Как и во всех мусульманских государствах, в Азербайджане действовали традиционные источники шариата. Кроме того, местные правители издавали свои законы — фирманы. Сохранялось и обычное право. Мусульманская религия стремилась нивелировать этнические различия, установить единые нормы для всех народов, входящих в государство. Обязательственное право регламентировало договоры мены, займа и др. Уголовное право предусматривало ответственность за преступления против государства, религии, личности и т.д. Судебные функции в основном осуществляли духовные лица — кадии. Процесс имел обвинительный характер, предварительного расследования не существовало, по одним и тем же правилам производилось рассмотрение гражданских и уголовных дел. Доказательствами служили присяга, показания свидетелей, признание стороны. Государственность в Армении. Подобно Азербайджану, после освобождения от монгольских завоевателей Армения попала под власть Тимура. Вслед за тем на нее напали тюркские кочевники. В XVI в. армянские земли были поделены между Персией и Турцией. В персидской части были созданы ханства, в турецкой — пашалыки. В XVII в. в связи с ослаблением Персии самостоятельность армянских ханств несколько увеличивается. Начинается даже борьба за независимость, однако успехом она не увенчалась. С этого же времени Армения обращает свои взоры на Россию в поисках поддержки. Но только в XIX в. России удается отвоевать армянские земли у персов и турок. В общественном строе Армении в значительной мере сохранились черты, свойственные домонгольскому периоду. Вместе с тем новые завоеватели принесли и свои порядки. Самыми крупными землевладельцами стали ханы и паши. Закрепощенные крестьяне (шинаканы) находились под двойным гнетом своих и иноземных феодалов. На земельных отношениях в определенной мере отражались мусульманские порядки. Завоеватели разгромили в основном местных светских феодалов, но церковным христианским феодалам удалось уцелеть. В условиях отсутствия собственного государства трудно говорить об армянских национальных государственных институтах. После захвата территории Армении Персией и Турцией во главе отдельных административных единиц (ханств и пашалыков) стояли ханы и паши. Эти единицы со своей стороны делились на более мелкие — магалы, санджаки. При ханах действовали диваны, которые объединяли должностных лиц, осуществлявших различные функции. Сохранялась низовая должность армянского мелика, который выполнял и роль судьи. Если персидская часть Армении делилась на ханства, то турецкая — на пашалыки, включавшие в себя санджаки, начальники которых назначались пашой. Паша был обязательно мусульманином. Система должностных лиц, существовавшая в прежней Армении, была упразднена. Весьма часто ханы и паши в Армении вели борьбу за расширение своей внутренней и внешней независимости, что приводило к кровопролитной братоубийственной войне между армянами. В условиях иноземной оккупации законодательная деятельность в Армении не могла развиваться. Однако продолжается развитие канонического права, которое регулирует определенную сферу светских отношений. Продолжает применяться также армянское обычное право. Захватчики принесли с собой и шариат, который действовал наряду с христианскими правовыми нормами. § 2. Среднеазиатские государства Государство Тимура и тимуридов (XIV — XV вв.). В XIV в. в условиях противоречий внутри монгольской кочевой аристократии сложилась сильная держава, возглавляемая Тимуром. Ее основой были земли, входившие в Чагатайское государство. Еще в 40-е годы XIV в. закончился процесс разделения улуса Чагатая на две части: Моголистан (так называли свои земли кочевники Семиречья и Кашгара) и Чагатайское государство в Мавераннахре. Оба государства враждовали друг с другом. Тимур укрепился в Чагатайском государстве, где он ранее был предводителем военной дружины. В 1370 г. войско и приближенные Тимура провозгласили его единственным правителем Чагатайского государства. Тимур, проводя политику объединения Мавераннахра, в то же время начал осуществлять один за другим грабительские походы, применяя жестокую систему устрашения покоренных народов, которая принесла много зла не только Средней Азии, но и народам, проживающим за ее пределами. В конце XV в. государство Тимура распалось на две части: Мавераннахр с центром в Самарканде и южную часть с центром в Герате. В южную часть входили Хорезм, Хорасан и часть современного Афганистана. Образовав огромную империю, Тимур раздавал целые районы и области на правах суюргала* своим внукам, сыновьям и отличившимся бекам. Эта империя не была прочной, она держалась на жестокости и силе войска Тимура.
* Под суюргалом в конце XIV и в XV вв. подразумевали передачу в наследственное владение и управление определенной земли с правом частичного, а иногда и полного взимания с населения податей и налогов. Нередко вместе с землей передавались и административные права на соответствующую территорию и ее население.
После смерти Тимура (1405) в стране началась борьба за власть между его потомками — тимуридами. Былая империя постепенно распалась. В Средней Азии усилилась феодальная раздробленность. Общественный строй империи характеризуется наличием двух антагонистических классов — феодалов (ханы, инаки, аталыки, беки, сеиды, ходжи, ахуны) и феодально зависимых крестьян. Продолжали существовать и рабы. Для Средней Азии была характерна тесная связь феодального землевладения с владением водой. Наряду с земледелием работы по сооружению и очистке ирригационной сети ложились тяжелой повинностью на плечи трудового дехканства. При Тимуре сложился довольно разветвленный аппарат государственного управления. Сам эмир был типичным феодальным правителем-деспотом. При эмире существовал совет, состоявший из представителей высших слоев общества (родственников Тимура, представителей высшего духовенства, высших должностных лиц — вазиров, диван-бегов и др.). При Тимуре была создана сильная военная организация, построенная, как у монголов, по десятичной системе: десятки, сотни, тысячи, тумены (10 тыс.). Органами отраслевого управления были вазираты: по делам гражданского населения, по делам военнослужащих (сипаев); по внешним сношениям, по финансовым делам и т.д. Областями, округами, городами, уездами и кишлаками управляли местные правители — беки, хакимы, арбобы. В конце XV в. на территории оседлых земледельческих районов Средней Азии с севера устремились кочевые племена, основная масса которых называлась узбеками. В XVI в., используя междоусобицы тимуридов, кочевники-узбеки захватили среднеазиатские земли и образовали здесь государство с центром в г. Бухаре. Оно вошло в историю как Бухарское ханство. Общественный строй. Завоеватели не изменили экономической основы здешнего общества, они восприняли тот уклад жизни, который сложился здесь до их прихода. К этому периоду в Средней Азии не были еще изжиты тяжелые последствия монгольского нашествия, сказывались и последствия междоусобиц. Население ханства занималось земледелием, скотоводством, ремеслом. Оно не было однородным в этническом и в социальном отношении. Крупными землевладельцами были хан, члены его династии, местная и пришлая феодальная знать, суфийско-дервишские братства. Глава государства считался верховным собственником государственных земель. Он обладал также и мюльковыми (частновладельческими) землями, которые могли отчуждаться. Своим приближенным хан раздавал земельные пожалования. Некоторые из пожалованньк земель освобождались от налогов и повинностей. Землевладельцами являлись также мечети, медресе и другие религиозные учреждения. Мусульманское феодальное право (шариат) не содержало норм, которые регулировали бы правовое положение крепостных крестьян, но их фактическое положение ничем не отличалось от самых худших форм крепостной зависимости. Крестьяне платили налоги со всех видов имущества, со скота, с обрабатываемой земли (харадж), на содержание войска и т. д. Продолжало существовать в ханстве и патриархальное рабство. Государственный строй. Бухарское ханство представляло собой монархическое государство. Носителем верховной власти был хан. Государственная и ханская казна были слиты. Ханство имело свою монету. При хане существовал совет, состоявший из представителей племен, высшей знати и духовенства, имевшего большое влияние на государственную жизнь. Главной социальной опорой хана стали узбекские феодалы. Ближайшим к хану лицом был наместник, брат хана или старший представитель самого влиятельного рода. Во главе ханской администрации стоял «ближний и первый человек», выполнявший функции главного администратора и командующего войсками ханства. За ним шли диван-беги — глава финансового и дипломатического дела, дворецкий, заведующий канцелярией хана, должностные лица, ведавшие сбором налогов в городах, и т. д. Во главе областей (вилайетов) стояли хакимы и беки-правители. Вилайеты подразделялись на тумены и амалдорства во главе со своими местными правителями. В кишлаках и аулах правили аксакалы (старосты) или мингбаши. Полицейские функции выполняли миршабы («правители ночи»). Мусульманские судьи именовались казнями. Верховный судья назывался казикалоном. Кочевые племена имели своих судей-биев, рассматривавших дела на основе адата (обычного права). Хивинское ханство. Общественный строй. В начале XVI в. Хорезм (древнее название Хивы) стал самостоятельным государством под властью узбекских ханов. Хивинское ханство включало собственно Хорезм, кочевья туркмен на Мангышлаке, северную часть Хорасана. Как и население Бухарского ханства, население Хивинского ханства не было однородным в этническом, социальном и культурно-экономическом отношении. Основное население городов и земледельческих селений состояло из потомков древних жителей Хорезма. Они занимались главным образом земледелием и ремеслом. К западу и к югу от оседлых районов ханства жили туркменские племена. Основным занятием их было скотоводство в сочетании с земледелием. В ханстве утвердились и узбекские племена, переселившиеся в Хорезм. Они вначале сохраняли кочевой образ жизни и деление на племена и роды. Постепенно происходило смешение пришлых и местных племен. В Хивинском ханстве господствовали феодально-патриархальные отношения. В домашнем хозяйстве и на трудоемких работах использовался труд рабов. Источником рабства был преимущественно плен. Феодализм здесь, как и в Бухарском ханстве, развивался медленно и принимал застойные формы. Тяжелый феодальный гнет усиливал экономическую разруху и обострял классовые противоречия. Крупным землевладельцем был хан. Обширные земли принадлежали отдельным феодалам. Большое развитие получили и вакуфы. Часть земель принадлежала государству. Сосредоточив в своих руках пахотные земли, пастбища, скот, феодальная знать жестоко эксплуатировала крестьянство. Наряду с натуральной рентой крестьяне платили сбор на содержание ирригационной сети, несли повинность по рытью каналов и их очистке, по ремонту дорог, по содержанию проходящих войсковых частей и т. д. Государственный строй. Политический строй Хивинского ханства мало отличался от строя Бухары. Во главе государства находился хан, власть которого направлялась крупнейшими феодалами. Потомки наиболее знатных родов (инаки) руководили политикой хана. Большим весом пользовались и беки — представители полукочевой и оседлой узбекской знати. Во главе областей и городов находились представители крупнейшей феодальной знати, зависимость которых от власти хана была слабой. Ханство представляло собой раздробленное государство. Слабость центральной власти в Хиве позволяла вождям племен совершать грабительские набеги на земледельческое население. Это усугубляло и без того тяжелое положение земледельцев. В начале XIX в. происходит централизация государственной власти, был учрежден верховный ханский совет, состоявший из наиболее влиятельных должностных лиц ханства. Были введены новые налоги, создан монетный двор. Хан признавался носителем высшей законодательной, административной и судебной власти. Местопребыванием хана был дворец — центр государственного управления. Совет при хане играл роль совещательного органа. Он обсуждал основные вопросы внутренней жизни и вопросы, касающиеся отношений с соседними государствами. Государственный аппарат был несложным. Высшие должности распределялись ханом, назначение на должности сопровождалось ханским ярлыком. Все государственные посты находились в руках знатных лиц из числа землевладельческой аристократии и мусульманского духовенства. Первым помощником хана считался кушбеги — правитель оседлого населения южной части ханства и блюститель поступления податей. Затем шел глава оседлого населения северной части ханства. Должность диван-беги была равна управляющему канцелярией ханства; ишан-раис был блюстителем порядка; ясаул-баши — начальником войска; миршаб — начальником полиции; мирзабоши ведал иностранными делами и т.д. Ханство делилось на бекства и наибства. В XIX в. территория ханства была разделена на 20 бекств, которыми управляли беки или хакимы, и два наибства, управлявшиеся наибами. Как беки и хакимы, так и наибы назначались и смещались ханом. Судебная власть была сосредоточена в руках мусульманского духовенства. Судопроизводство характеризовалось устным и гласным рассмотрением дел, отсутствием коллегиальности, устным приговором. Кокандское ханство. В XVIII в. из состава Бухарского ханства выделилось самостоятельное государство — Кокандское ханство. Общественный строй. Кокандское ханство населяли узбеки, казахи, киргизы, кипчаки, таджики и др. Ханство являлось районом сравнительно развитого хлопководства, садоводства, шелководства и скотоводства. Большая часть населения вела оседлый образ жизни, занималась выращиванием сельскохозяйственных культур. В ханстве были также кочевники-скотоводы. Феодалы подвергали жестокой эксплуатации дехкан и ремесленников. Постройка новых оросительных каналов, развитие экономических связей с Россией обусловили расширение земледелия, посевов хлопка, что привело к некоторому хозяйственному подъему. Постепенно развивалось товарное производство как в сельском хозяйстве (особенно в хлопководстве), так и в ремесленной промышленности. Такие города ханства, как Коканд, Андижан, Наманган, Маргилан стали крупными торгово-ремесленными центрами. В первой четверти XIX в. Кокандское ханство завоевало Ташкент, распространило свою власть на часть Семиречья и кочевья казахов вдоль Сыр-Дарьи. Государственный строй. Во главе государства находился хан. Он был окружен крупной феодальной знатью и чиновниками. Ближайшим лицом к хану был минг-баши (тысяцкий). Высокими должностями считались посты казначея, военного министра, начальника полиции и т.д. При хане был совет, состоявший из приближенных к хану сановников, обсуждавший вопросы жизни и деятельности ханства. На общественную и политическую жизнь ханства большое влияние оказывало мусульманское духовенство. Глава духовенства участвовал в обсуждении вопросов на ханском совете, его мнение во всех вопросах считалось наиболее авторитетным. Правители на местах назывались беками и хакимами. На особом положении находился правитель Ташкента. Он назначался непосредственно ханом и носил титул беклар-беги (бек беков). В кишлаках административная власть была представлена аксакалами (старостами). За поведением жителей и соблюдением ими норм шариата следили мух-тасибы. Полицейские (курбаши) подчинялись бекам и хакимам. Армия состояла из конных и пеших воинов. В необходимых случаях создавалось ополчение. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |