АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Доц. А.Н.Таукелев 17 страница

Читайте также:
  1. I. Перевести текст. 1 страница
  2. I. Перевести текст. 10 страница
  3. I. Перевести текст. 11 страница
  4. I. Перевести текст. 2 страница
  5. I. Перевести текст. 3 страница
  6. I. Перевести текст. 4 страница
  7. I. Перевести текст. 5 страница
  8. I. Перевести текст. 6 страница
  9. I. Перевести текст. 7 страница
  10. I. Перевести текст. 8 страница
  11. I. Перевести текст. 9 страница
  12. Il pea.M em u ifJy uK/uu 1 страница

Судебная власть находилась в руках казиев во главе с глав­ным судьей — кази-калоном. На эти должности, как правило, назнача­ли представителей духовенства как знатоков шариата. Дела решались на основе шариата или, точнее, все зависело от судьи, от его толкова­ния или понимания норм шариата, что создавало громадные возмож­ности для судейского произвола. Трудящихся наказывали за малейшую провинность. Широко применялись смертная казнь и телесные наказа­ния.

* * *

Освобождение от монголо-татарского ига не привело к полному восстановлению государственности народов Закавказья и Средней Азии. Наиболее успешно развивались события только в Грузии, где удалось создать, хотя и на короткое время, объединенное государство. Монголо-татарских завоевателей вскоре сменили орды Тимура, создавшего империю, в которую входили не только среднеазиатские, но и закавказ­ские земли. После распада империи Тимура главными претендентами на Закавказье стали Персия и Турция. В Средней же Азии активную роль стали играть северные кочевники, действия которых привели за­тем к созданию новых государств — Бухарского, Хивинского, несколь­ко позже Кокандского ханства. Среднеазиатские ханства стали полиэт­ническими государствами, очень разнородными в хозяйственном, со­циальном и политическом отношении. Тем не менее все три ханства имели общие черты общественного, государственного строя и права. Наиболее важной общей чертой для них было господство ислама и му­сульманского духовенства, наложившее четкую печать на всю общест­венную, политическую и правовую системы.

В Закавказье только Грузии удавалось отбиваться от агрессивных южных соседей. Что же касается Азербайджана и Армении, то они с XVI в. были поделены между Персией и Турцией, установившими на подвластных землях свои порядки. В силу этого о национальной госу­дарственности азербайджанцев и армян в это время говорить затрудни­тельно. Их земли находились в лучшем случае в вассальной зависимос­ти от персидских и турецких сюзеренов, а то и просто превращались в административные единицы персидской и турецкой держав.

В силу этого закавказские народы все больше обращают свои взо­ры на север, в сторону России, которая с XVIII в. начинает играть ак­тивную роль в жизни Кавказа. Это приводит в конце концов на исходе XVIII и в XIX в. к присоединению кавказских земель к Российской империи, проходившему как на добровольной основе, так и силой ору­жия.

В XIX в., после включения в империю Казахстана, Россия распрос­траняет свое влияние на Среднюю Азию. Результатом этого становится присоединение к ней Кокандского ханства и установление особых от­ношений с Бухарой и Хивой. В рамках Российской империи Закав­казье и Средняя Азия находят защиту от агрессивных соседей и пер­спективу развития.

Глава 14. Государство и право Казахстана (XV—XIX вв.)

§ 1. Образование Казахских ханств

Возникновение Казахского ханства явилось закономерным ито­гом социально-экономических и этнополитических процессов, проте­кавших на территории Казахстана в XIV—XV вв. Оно возникло в середине XV в в ходе феодального распада Белой и Золотой Орды и окрепло к концу XVI в. Предпосылками его образования явились фор­мирование казахской народности, укрепление местной казахской фео­дальной аристократии, которая захватила руководство и власть поч­ти над всеми казахскими племенами и сумела, основываясь на опыте предшествующих столетий, создать основы государственности в ко­чевых условиях Созданию Казахского государства благоприятство­вали и внешнеполитические условия. Юго-восточный сосед каза­хов — Моголистан, заинтересованный в ослаблении узбеков, в на­дежде использовать Казахстан против них, оказал покровительство новому государству.

Около 1454 г. султаны Джанибек и Гирей — потомки Джучи — откочевали с подвластными им племенами из пределов Узбекского хан­ства на территорию Семиречья и вступили в вассальные отношения с Моголистанским ханством. Тем самым было положено основание но­вому Казахскому ханству.

В дальнейшем во владении этих султанов и их преемников оказа­лись новые племенные группы кочевников, бежавшие из Узбекского ханства и других мест под защиту Казахского государства или просто насильственно присоединенные к нему.

Первоначально на территорию, занятую казахскими племенами и родами, образовавшими свою государственность, распространялась власть моголистанских ханов. По мере укрепления казахской госу­дарственности, происходившего в ожесточенной борьбе с соседним сильным Узбекским ханством, Казахское ханство превращалось в са­мостоятельное государство. Особого расцвета оно достигло в XVI в. при хане Касыме (1511 — 1523) и Хакназаре (1538— 1580). В это вре­мя Казахское ханство фактически вело самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Хан Касым порвал связи вассальной зависимос­ти от Моголистана.

К концу XVI в. произошло окончательное территориальное и пле­менное отмежевание Казахского ханства от Узбекского ханства и Ногайской Орды.

Одновременно границы Казахского ханства постепенно продвига­лись на запад, к северу и северо-востоку. Основная масса кочевых пле­мен Дешт-и-Кыпчака, а после распада Ногайской Орды (середина XVI в.) и племена ее восточной части признали над собой власть казах­ских ханов. Так окончательно оформились самостоятельное Казахс­кое ханство и казахская народность.

Казахское ханство никогда не представляло собой единого эконо­мического и политического целого. В первой половине XVII в. оно во­обще распалось на три самостоятельных ханства: Старшую, Среднюю и Младшую орды, в основе которых находились так называемые жузы. Жуз представлял собой отдельный обширный район, по которому в течение всего года могли кочевать, сменяя по сезонам свои пастбища и стоянки, сразу несколько больших племенных объединений. Старший жуз (или орда) находился в Семиречье, Средний занимал Центральный Казахстан, а Младший представлял собой третий замкнутый район, расположенный в Западном Казахстане.

Распад Казахского ханства на три орды (жуза) был закономерным. Лишь на короткое время при хане Тауке (1680 — 1718) почти вся тер­ритория и все казахские племена и роды были собраны под его властью. Объединение казахских жузов при Тауке-хане было вызвано не эконо­мическими причинами, а военно-политическими. Ему удалось преодо­леть раздробленность страны ввиду опасности, грозящей от воинствен­ных соседей казахов —джунгар. После смерти Тауке-хана Казахское государство снова распалось на три самостоятельных жуза. Младший и Средний жузы и меньшая часть Большого жуза в XVIII в. доброволь­но присоединились к России. Во второй половине XIX столетия в со­став России вошел весь Казахстан.

Несмотря на колониальный гнет царизма, присоединение Казах­стана к России имело прогрессивное значение. Оно избавило Казахс­тан от разорительных и истребительных нашествий агрессивных сосе­дей. Под влиянием более передовой русской экономики и культуры ускорилось развитие производительных сил Казахстана, были лик­видированы феодальные междоусобицы, усилился переход казахов к оседлому образу жизни, стали возникать промышленность и формиро­ваться рабочий класс. Возникли первые светские очаги культуры и просвещения, и вместе с ними зародилась и окрепла национальная прогрессивная и демократическая интеллигенция.

§ 2. Общественный строй

В Казахстане шел процесс формирования патриархально-фео­дальных отношений, основой которых было экстенсивное кочевое скотоводство Казахское общество делилось на два основных класса: феодалов (ханы, султаны, бии — родовая феодальная знать, баи, му­сульманское духовенство) и крестьян-скотоводов — шаруа.

Феодалы. В руках класса феодалов была сосредоточена собствен­ность на средства производства — землю и на основную массу главно­го богатства кочевников — скот. Феодалы имели политическую власть, пользовались многочисленными правами и привилегиями.

Высшую феодальную аристократию составляли ханы и султаны. Феодальная казахская аристократия царевичей составляла один гос­подствующий обширный род потомков сына Чингиз-хана — Джучи. Этот род ставил себя выше всех остальных феодальных групп казах­ского общества. Он один имел право на выдвижение из своей среды ха­нов и султанов-правителей. Представители этого привилегированного рода имели право на самый большой выкуп и вознаграждение при защите своей личности и т.д. Они старались не вступать в браки с други­ми феодалами, если последние не происходили из сословия царевичей.

Другую и самую многочисленную часть феодалов составляли бии. В русских источниках их называли «дворянством черной кости». Как родовые старейшины и племенные вожди бии выделялись еще в древние времена в среде коренных казахских родов. Постепенно они преврати­лись в наследственную аристократию. Бии распоряжались родовыми кочевьями и, как правило, владели большими стадами скота.

Значительную часть господствующего класса в казахском общест­ве составляло байство — богатые скотовладельцы незнатного проис­хождения. Они имели полную возможность не только беспощадно эк­сплуатировать членов родовых и аульных общин, но и оказывать значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику биев, султанов, ханов. Наиболее богатые баи часто добивались почетного звания бия, переходили в состав аристократии и получали право зани­мать должности родоначальников, аульных старшин и судей.

Особую группу казахских феодалов составляла военная знать — батыры. Батыром мог стать как аристократ-султан, так и бий, а в ред­ких случаях — и отдельные выходцы из баев и даже из простого народа. Батыри — руководители военных дружин, отличившиеся в войнах про­тив джунгар и других внешних врагов, в межродовых столкновениях и борьбе, обычно находились на службе ханов и наиболее влиятельных султанов. Нередко батыры оказывали сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику ханства.

Особое положение в среде господствующего феодального класса занимало мусульманское духовенство — ходжи, ишаны и муллы. Ход­жи — потомки основателей исламской религии, ишаны и муллы — свя­щеннослужители, подготовленные в религиозных учебных заведениях, главным образом Средней Азии.

Ходжи и муллы непосредственно обслуживали господствующий класс казахских феодалов, были тесно связаны с ним общими интереса­ми эксплуататоров народа.

Крестьяне-шаруа. Основную массу трудящихся в Казахстане со­ставляли шаруа — крестьяне, главным занятием которых было ското­водство. Кроме того, они выполняли все работы по домашнему ремес­лу, были хлебопашцами в земледельческих районах Казахстана. Положение шаруа определялось прежде всего тем, что они были привя­заны к определенным родоплеменным общинам, выход из которых по экономическим и политическим условиям был для них почти невозмо­жен. Они были прикреплены к своей родовой общине фактом рождения в ней, совместным пользованием со своими родичами пастбищными угодьями, зимовками, водопоями, обычаем мести за члена рода, родо­вой взаимопомощью, воспитанием в духе родовой идеологии, бытовы­ми обрядами и обычаями и т. д. Шаруа несли ряд повинностей перед родовой и аульной общиной, являющихся по существу повинностями перед своими феодалами: ханом, султаном, бием, аксакалом — и за­ключавшихся в пастьбе скота феодала, охране его, рытье колодцев, устройстве водопоев, зимовок и т. д. Кроме того, шаруа уплачивали хану ежегодно 1/20 часть своего скота (зякет), а в земледельческих районах — 1/10 часть урожая своего поля (ушур), делали всевозмож­ные подношения—живой скотиной (согым), мясом (сыбыга).

Шаруа по своему составу не были однородными. Кроме мелких хозяев-скотоводов — рядовых шаруа в казахском обществе имелись другие социальные группы трудящихся, находившиеся в различных степенях зависимости от феодальной верхушки и богатых сородичей. К ним относились: бедняки, совсем не имевшие скота (консы-шаруа), целыми семьями обслуживающие хозяйства султанов, биев за предос­тавленное им феодалом право временно пользоваться молочным и транспортным скотом; бедняки-земледельцы (егиншикедей), которые за часть урожая обрабатывали участки земли, полученные в своеоб­разную аренду от богатых феодалов-землевладельцев, иногда такие крестьяне работали вообще за прокорм.

Существовали еще байгуши, которые обычно нанимались к фео­далам за пропитание и угол в юрте в качестве ремесленников, пасту­хов, домашних слуг; тюленгуты — некогда свободные, но выбывшие из состава своего рода обедневшие казахи, вынужденные поэтому на­ходиться в полной зависимости от крупного феодала-хана, султана, бия и т.д. Обычно тюленгуты несли военную службу своему сеньору или выполняли домашние работы в его хозяйстве. Со временем поло­жение тюленгута стало наследственным. Существовали также кулы — рабы из взятых в плен калмыков или представителей других народ­ностей или купленные на восточных базарах. Положение раба характе­ризовалось тем, что по обычному праву за его убийство господин не нес никакой ответственности. Труд рабов применялся преимущественно в домашнем хозяйстве феодалов.

§ 3. Государственный строй

Казахское государство представляло собой своеобразную ранне-феодальную монархию с характерными для условий кочевого хозяй­ства особенностями. Первой такой особенностью было почти полное отсутствие организации населения по территориальному признаку. Внутри каждого жуза отдельный род или племя, подразделение рода, аул перемещались в течение года по огромной территории, делая в год переходы до 1 тыс. км. В пределах своего жуза каждый род и даже аул более или менее точно знали свой кочевой путь. Вместо террито­риальной организации населения сохранилась со времени общинно-родового строя родовая организация. Однако последняя имела очень мало общего с родовой организацией первобытнообщинного строя: во-первых, она в течение веков раздиралась классовыми противоре­чиями; во-вторых, не представляла собой организацию, построенную на строго кровном принципе.

Таким образом, вся организационная структура Казахского госу­дарства с момента возникновения и доXIX в. строилась почти исклю­чительно на родовом принципе.

Другой важной особенностью Казахского государства было на­личие у него наряду с двумя основными функциями всякого эксплуа­таторского государства еще функции распределения пастбищ и орга­низации кочевого скотоводческого хозяйства.

Хан. Казахские ханы считались преемниками власти Чингиз-хана и всегда происходили из господствующего рода его потомков — чин­гизидов. Ханы выбирались съездом феодальной знати (султанов, биев) из числа братьев хана или других его близких родственников. Как правило, выборам предшествовала острая борьба различных феодаль­ных группировок, выдвигавших своих претендентов на замещение хан­ского престола. Власть хана не регламентировалась каким-либо зако­ном. Ему принадлежало право высшего распоряжения кочевьями.

Хан был главой вооруженных сил государства и выступал в ка­честве предводителя феодальных ополчений во время войн. В обыч­ное время хан имел постоянный отряд вооруженных людей, состояв­ший из его тюленгутов. Как самые богатые феодалы, ханы могли содержать значительные отряды тюленгутов и свободных джигитов, которые использовались для оказания давления на вассалов и для ус­мирения народных масс.

По отношению к подвластному населению хан осуществлял вер­ховную судебную власть. Вместе со своими высшими вассалами он устанавливал различные налоги и поборы с населения.

Хан представлял государство перед внешним миром. Какого-либо аппарата управления казахский хан не имел, кроме так называемого ордынского бия, игравшего роль визиря, помощника хана. Поэтому свою власть в подвластных султанам родах, в родах биев и в аулах он мог осуществлять лишь через самих феодалов.

Совет биев. Для решения вопросов о новых законах, военных, на­иболее важных судебных и других делах с XVII в. ханы созывали биев от наиболее влиятельных родов, жузов. Совет биев был постоянным совещательным органом при хане, что свидетельствовало о большом влиянии родоначальников на хана.

Съезды казахской знати. Появление этого высшего феодального учреждения, характерного для феодально раздробленных ханств, от­носится еще ко времени их образования. Такие съезды созывались ред­ко, обычно в мае и в октябре — ноябре. На них решались наиболее значительные вопросы государственной жизни, и в первую очередь о распределении кочевий и зимовок, о войне и мире. Съезды знати часто происходили в присутствии больших толп народа. Поэтому в источни­ках съезды иногда называются народными собраниями, хотя в действи­тельности народ почти никакого участия в них не принимал.

Султаны. Прямыми вассалами ханов были их родственники по принадлежности к одному и тому же господствующему роду — султа­ны. Свои владения в виде определенного количества родов султаны получали непосредственно от хана. Султаны обладали огромной властью над подчиненными им родами: распоряжались их кочевьями, требовали от биев предоставления войск во время внутренних и внеш­них войн, выполняли различные дипломатические поручения от имени хана. У султанов имелись свои вооруженные отряды, состоявшие из тюленгутов и джигитов.

Бии — старшины родов и аулов. Бии аулов избирались аксакала­ми — главами наиболее зажиточных и авторитетных семей аула, а бии рода — биями аулов. Выборы проходили при пассивном участии одноаульцев и родичей и почти всегда из среды самых влиятельных и бога­тых.

Биям принадлежала исключительно большая власть над под­властными им одноаульцами и родичами. Бий как предводитель рода или аула руководил и распоряжался его кочевьями, возглавлял ополче­ние аула или рода, судил своих родичей, собирал с них различные побо­ры, принуждал исполнять судебные приговоры и решения султанов и хана. Бии часто использовались ханом в качестве послов в иностран­ные государства, привлекались к участию в совете хана и в съездах казахской знати. Со времени Тауке-хана некоторые бии отошли от уп­равления родами и аулами и стали исполнять исключительно судейские функции.

Организация правосудия. Судебные функции в Казахстане осущест­вляли ханы, султаны и бии. Ханы и султаны разбирали наиболее важные уголовные и гражданские дела: о межродовых и межаульных расп­рях и спорах, об убийствах представителей высшей феодальной знати, споры между султанами и т.д. Крупные дела рассматривались с учас­тием наиболее знатных биев.

§ 4. Право

Обычное право — адат. Главным источником казахского феодаль­ного права был веками создававшийся устный обычай — адат. Такая форма права более всего соответствовала особенностям экономичес­кого и политического развития казахского общества, в течение мно­гих веков ведущего кочевой образ жизни, при почти сплошной негра­мотности населения. Обычное право отличалось архаичностью и про­тиворечивостью, что предоставляло большие возможности для самого произвольного его толкования.

Наиболее значительной до присоединения Казахстана к России была кодификация обычаев, предпринятая при Тауке-хане. Создан­ная им Жеты-Жаргы (Семь уложений) не была писаным правом, а представляла собой собрание устных пословиц и изречений, которые обязан был знать каждый бий-судья и вообще всякий старшина и ак­сакал казахских родов, отделений и аулов. Целью создания Жеты-Жаргы было стремление ханской власти и феодалов устранить из ка­захского обычного права некоторые нормы, могущие служить инте­ресам народных масс, и утвердить авторитетом хана и наиболее выда­ющихся биев нормы, выражающие откровенно классовые интересы феодалов.

Нормы обычного права, в том числе и Жеты-Жаргы, постоянно по­полнялись и совершенствовались в процессе судебной деятельности ха­нов, султанов и особенно биев-судей. Судебные приговоры и решения наиболее авторитетных и знаменитых биев приобретали значение обя­зательного для аналогичных дел судебного прецедента и включались в состав действующих норм обычного права. Другой формой право-творческой деятельности биев-судей были так называемые положения нескольких биев (эреже) о том, какими именно нормами обычного пра­ва они будут руководствоваться при рассмотрении определенных су­дебных дел. Подобные эреже становились источниками права.

Посредством судебных прецедентов и эреже казахские бии внесли в обычное право под влиянием мусульманского духовенства некото­рые нормы шариата, жестоко каравшие за отступления от требований ислама.

Гражданское право. Право собственности. Право част­ной собственности на землю по юридическим представлениям казахов вплоть до XIX в. отсутствовало. Пастбища по обычному праву каза­хов считались общей собственностью. Фактически же вся земля в ка­захских ханствах были собственностью хана и султанов. За нее они получали феодальную ренту в виде всевозможных податей. Зимовки уже в XVIII в. находились в частном владении феодалов.

В обычном праве не получили юридического оформления нормы купли-продажи, дарения, наследования земли и др. Практически ско­товодов, кочующих на огромных пространствах, интересовало лишь два вида юридического отношения к земле: право распоряжения ко­чевьями-пастбищами и право захвата свободных или незанятых коче­вий-пастбищ, водопоев и т. д. Все эти права принадлежали монополь­но классу казахских феодалов. Хан, члены ханского рода — султаны, родовые старшины — бии, аксакалы крупных родовых отделений и аулов были носителями права распоряжения кочевьями подвластно­го им населения.

На остальные средства производства, в том числе на скот, и на средства потребления, в Казахстане с незапамятных времен существо­вала частная собственность. Однако она по обычному праву была су­щественно ограничена патриархальными формами. Так, не только сын у отца, но даже племянник у дяди имел право брать трижды без разреше­ния любую вещь из его имущества и делать ее своей собственностью. По законам Тауке-хана знаком частной собственности на скот была семейная тамга.

Обязательственное право. По казахскому обычному праву большинство договорных и деликтных обязательств было тесно связано с обязанностями членов родовой или аульной общины друг пе­ред другом и перед самой общиной, т. е. по существу перед ее главой — феодалом. Обычай родовой взаимопомощи, когда-то носивший дей­ствительно демократический характер подлинной поддержки и выруч­ки членами родовой общины друг друга, в условиях кассового рассло­ения общества стал односторонне выгодным для феодалов и богатых скотовладельцев.

В связи со слабым развитием обмена, неграмотностью населения и отсутствием недвижимого имущества договоры по обычному праву казахов заключались исключительно устно. Наиболее распространен­ными видами договоров у казахов были мена, заем, ссуда скотом.

Мена была договором, посредством которого казахи приобрета­ли у среднеазиатского и главным образом русского населения необхо­димые орудия труда: топоры, ножи, оружие и предметы потребления. Обменивались скот и продукты скотоводства. Мена производилась непосредственно на меновых базарах и дворах. Единицей измерения при этом был скот.

Договор займа имел своим предметом обычно скот и заключался на срок не более года. Должник обязан был возвратить долг с приплодом. Для обеспечения обязательства кредитор мог при заключении договора требовать от должника представления поручителя (кепиля). Поручите­лем обычно выступал достаточно состоятельный скотовод, чаще всего родич должника. Он мог брать на себя два вида обязательств: или отве­чать за должника в случае его несостоятельности, или представить кре­дитору должника к обусловленному сроку для исполнения обязательст­ва. В последнем случае поручитель отвечал только за неявку должника и при таковой сам должен был исполнить его обязательство.

Саун (от сауын — доить) — договор передачи кредитором — богатым скотовладельцем — бедняку одного или нескольких дойных животных во временное пользование под отработки, главным образом по ухо­ду за скотом кредитора. При этом кредитор мог в любое время ото­брать свой скот у бедняка и таким образом постоянно держал его в полной зависимости. Саун был одним из наиболее распространенных договоров, при помощи которого феодал-скотовладелец эксплуатиро­вал зависимых от него крестьян, не имевших скота.

Аманат-мал — оказание богатым скотоводом помощи скотом обед­невшему сородичу, преимущественно молодняком. Должник за такую помощь должен был по адату возвратить своему кредитору за взятого годовалого быка или барана через 1 год двухгодовалого, через 3 — трехгодовалого. Нетрудно заметить, что за этими отношениями скрывалась чисто феодальная отработка крестьянином, не имевшим скота, в пользу своего богатого родича, заключавшаяся в выращивании скота.

Обычай жылу устанавливал для членов родовой и аульной общины обязанность оказывать помощь родичу скотом в случае джута (бескор­мица) или какого-либо другого стихийного бедствия, следствием кото­рого была потеря скота. Родич, отказавший в такой помощи, терял пра­во на ее получение сам.

Обычай журтшылык возлагал на кровных родственников несосто­ятельного должника обязанность оказать последнему помощь в упла­те долга путем раскладки его между ними. Отказавшийся помочь сам терял право на получение помощи в случае необходимости.

Обычай асар (в русских источниках часто назывался уртачеством — товариществом) устанавливал для членов общины обязанность оказывать помощь родичу в сенокошении, рытье колодцев, строитель­стве зимовок и т.д. Тот, кому оказывалась подобная помощь, обязан был работавшим на него родичам только хорошим угощением.

Обычаями жылу, журтшылык широко пользовались феодалы и бо­гатые скотовладельцы. Они оказывали помощь обедневшим шаруа даже целым аулам скотом, за что привлекали их к бесплатному труду в сво­ем большом хозяйстве. Бии, аксакалы, не говоря уже о султанах, в слу­чаях стихийных бедствий (падеж скота), при уплатах долгов широко использовали обычаи родовой помощи, обирая своих сородичей, стре­мясь восстановить собственное хозяйство за счет трудящихся подвласт­ных им общин. Особенно широко использовался обычай асар.

Семейное и наследственное право. Семья представляла собой ячей­ку аула, состоявшего из нескольких родственных семей и зависимых пастухов, обедневших сородичей и семей рабов. Богатые феодалы об­разовывали несколько аулов — старшей жены, выделенных детей. В этих случаях несколько аулов составляли семейно-аульную общину.

Казахская семья не являлась хозяйственно-обособленной ячейкой, она была связана с родственными семьями. Обычное право, опреде­ляя круг родственников, исходило из принципа экзогамии* до седьмо­го колена родства. Семьи, входившие в круг экзогамного родства, со­храняли хозяйственное и общественное единство. Имущественные и иные споры внутри этой семьи не были подсудны бийскому суду.

 

* Экзогамия — обычаи, запрещающий браки между мужчинами и жен­щинами одной и той же общественной группы, рода, фратрии.

 

Главой семьи считался отец, муж; жена (жены), дочери и даже мате­ри были ограничены в правах. Муж и отец распоряжался всем имущес­твом семьи, но не в ущерб интересам семьи, рода. Так, отец имел право наказывать сына, но не мог лишать его права на выдел (енши), обязан был выдать дочь замуж с приданым, выплатить кун за преступление сына. Глава семьи не имел права завещать имущество членам другого рода. Нормы обычного права защищали интересы семьи и всего рода. При жизни мужа наравне с ним могла распоряжаться имуществом и жена, но не в ущерб детям и мужним родичам. Вдова распоряжалась имуществом до достижения сыновьями совершеннолетия и при условии проживания среди родичей мужа.

В несколько более привилегированном положении находилась стар­шая жена — байбише; при наличии веских оснований с разрешения суда аксакалов она могла оставить мужа и уйти к своим сородичам (торкинам). Такого права не имела молодая жена (токал). В основном же обычное право не предусматривало правового ограничения прав младших жен, они были принижены морально, поскольку чаще всего были незнатного происхождения. Однако право и обычаи предусматри­вали возрастание калыма за вторую и последующих жен, если они были выходцами из привилегированных семей.

Обычным правом регламентировалось и правовое положение де­тей. Нормами обычного права не ущемлялись имущественные права второй жены и ее детей. Разграничивались права сыновей и дочерей, законнорожденных, усыновленных и детей, рожденных от рабынь. Дочь, выданная замуж, не могла претендовать на наследство родителей и род­ственников; родители могли засватать дочь, не спрашивая ее согласия; незамужней дочери причиталась половина наследственной части, по­лагающейся сыну. Разграничивались права выделенных и невыделен­ных сыновей. Невыделенный сын зависел от воли отца, иски сыновей с требованием выдела рассматривались аксакалами. Размер выде­ленного имущества не регламентировался. Основным (коренным) на­следником считался младший сын (кеньже), он получал все оставшееся имущество отца после выделения старших сыновей. Усыновленные дети приравнивались к родным детям усыновителя. Дети, усыновленные из другого рода, имели право только на часть наследства и могли вернуть­ся в свой род.

Незаконнорожденными обычное право считало детей невест, ра­бынь, наложниц, вдов и замужних женщин, родивших в результате связи с посторонними лицами. Дети, родившиеся у засватанной де­вушки от ее жениха или у рабыни от хозяина, а также у вдовы от братьев покойного мужа, считались «членами семьи своего отца». Незаконно­рожденные дети были бесправны, после смерти матери переходили в ее отцовский род, где также были отверженными. Дети, родившиеся от раба и свободной женщины, считались свободными, но должны были «находиться в услужении у того семейства, к которому принад­лежал отец их», т. е. оставались полусвободными.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)