|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТГП в сис-ме юр.наукРассматривая ТГП в сис-ме дугих наук, нужно отталкиваться от видов наук. Наука подразделяется на технические, гуманитарные и естественные. Прежде всего, ТГП связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Так, выясняя причины происхождения Г и П и исследуя их поступательное развитие, ТГП опирается на конкретные данные исторической науки. Это — сведения о первобытном обществе, просуществовавшем на Земле более миллиона лет, о социально-экономических условиях возникновения Г в различных странах и регионах мира примерно шесть тысяч лет назад. Тесно соотносится ТГП и с диалектико-материалистической философией — наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой распространение законов и приемов материалистической диалектики на познание общества. Неразрывная связь существует также между теорией Г и П и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической мысли, которая изучает производственные отношения и экономические законы, регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, ТГП исходит из предпосылки, что Г и П — важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все Гнно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику. Особенно тесно соприкасается ТГП с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, ТГП рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней Г, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности Г. Тесное соотношение Т ГП с другими гуманитарными науками обогащает ее содержание, поднимает ее социальную ценность, позволяет ей эффективно воздействовать на расширение кругозора и развитие интеллектуального потенциала студентов-юристов, привитие им одновременно с правовой и общечеловеческой культуры. Эта система включает основные разновидности и группы юридических наук. 1-теорико-юридические (ТГП, ИГПC, история Г и права РФ, история полит. и правовых учений), 2-отраслевые юр.науки (уголов., конституционное, административное право, гражданское, таможенное, процессуальное, исполнительское право), 3-технико-юридические или прикладные науки(криминалистика, суд.медицины, суд.фотографифия, психиатрия и т.д.) Таким образом, ТГП взаимосвязана неразрывно с системой других наук для объективного и глубокого изучения Г и П. 4.Система нормативного регулирования в до Гнном об-ве. Род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации доГнного общества. Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д. Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким— смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи. Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты: 1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования. 2. Действие на основе механизма обычая. 3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. орм. 4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Член рода просто не отделял себя и свои интересы от родовой организации и ее интересов. 5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов — кровнородственных браков. 6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая — «родственное дело»). 7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания. 8. Специфические санкции — осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.
5. Причины и закономерности возникновения Г на Востоке и Западе. Признаки и соц.значение Г. СМОТРЕТЬ В ТЕТРАДИ!!!! Восточный путь происхождения права. Характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала Гнная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха. Западный путь происхождения права. Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Периодизация связана со сменой власти. На востоке всё происходило медленно, право развивается эволюционным путём (в отличии от Европы). Восточный путь формирования Гнности отличался тем, что одной из главных предпосылок как Гобразования, так и образования классов по восточному типу было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями. Экономика основывалась на Гнной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность. Постепенно, по мере роста масштабов кооперации коллективной трудовой деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах «зачатки Гнной власти» превращаются в органы управления и господства над суммами общин, которые в зависимости от широты экономических целей складываются в микро- и макроГ, объединяемые силой централизованной власти. В этих регионах она приняла деспотический характер. В результате возникает структура наверху (вместо вождя) - неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании - сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер. Основное средство производства - земля - формально находится в собственности общин..Восточный путь возникновения Г представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в Г. Основными причинами появления Г здесь были: · потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия; · необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; · необходимость единого, централизованного руководства этими массами. Гнный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, Гнный аппарат стал во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособился от остального общества, превратился в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников. Ведущим Гобразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. Здесь на стадии протоГ, формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства - скот, рабов. Восточный (азиатский) - данный путь является универсальным, поскольку по этому пути возникали и развивались не только государства Азии, но также государства Африки и Америки. Для него характерно то, что государство сформировалось на основе сложившегося в условиях первобытного общества аппарата управления. В зонах посевного земледелия, где возникали и появлялись первые государства, возникала необходимость сложных ирригационных (оросительных) сооружений (Египет, Месопотамия). Это требовало большого количества людей, а, следовательно, централизованного управления и создания специального аппарата, то есть органа, должностных лиц, которые бы такое управление осуществляли. Органы общественного управления и должностные лица создавались для выполнения и других функций (особые резервные фонды, отправление культа). Постепенно должностные лица выполняли функции общественного управления, превращались в чиновников (привилегированную замкнутую социальную прослойку), которая явилась прообразом будущего государственного аппарата. 6. Гос.власть, понятие соц.значение, структура, способы и формы осуществления. СМОТРЕТЬ ТЕТР!!! Гос власть – способность органов гос власти направлять свою волю населению с целью разрешения соц конфликтов, управления поведением людей, согласования групповых и индивидуальных интересов. Гнная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на Гнное принуждение.Основные черты:
Легитимность и легальность власти - понятия не совпадающие. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой. В структуре Гнной власти, если рассматривать Гнную власть в динамике, в действии, можно выделить, как представляется, следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти. Субъекты власти – это носители Гнной власти, те, кому может принадлежать Гнная власть. Обычно в качестве субъектов Гнной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент Г. Вместе с тем иногда в качестве субъектов Гнной власти рассматривают или Г в целом, или его органы. Объекты власти – это подвластные, те, в отношении кого осуществляется Гнная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом. Властеотношения – это отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти. К общим, традиционным методам осуществления Гнной власти, несомненно, относится убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают Гнную власть на всём её историческом пути. Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности Гнной власти, её целей и функций. Механизм убеждений включает совокупности идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определённых социальных ценностей. Гнная власть не может обойтись без особого метода Гнного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим Гнная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в Гнном принуждении не нуждается. Гнное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц Г на личность с целью заставить (принудить) её действовать по воле властвующего субъекта, в интересах Г. 7. Основные теории происхождения Г. В схемах!!! Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |