|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 6. РУССКАЯ КУЛЬТУРАСТУПЕНЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПО ПРОГРАММЕ 1. Проблема возникновения русской культуры. Этапы ее развития. 2. Проблема самобытности русской культуры. 3. Особенности социальной организации и государственности в России. 4. Ценностные ориентации в русской культуре: православно-христианские, славянофильские, западнические. 5. Идеал человека в русской культуре. 6. Отношение к природе в русском типе ментальности. 7. Отношение к сверхъестественному в русском типе ментальности. 8. Отношение к любви, семье и браку в русском типе ментальности. 9. Труд, собственность, богатство в русской культуре. 10. Отношение к природе в русском типе ментальности. 11. Представление о пространстве и времени в русской культуре. СТУПЕНЬ 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 12. Можно ли согласиться с утверждением, что географическая теснота национальных государств в Европе способствовала интенсивному экономическому и культурному развитию? А как обстояло дело в России? 13. Русь приняла христианство от Византии. С тех пор, объясняя все недостатки и беды российского развития, нередко ссылались на православие с его цезарепапизмом, несамостоятельностью церкви, ее подчиненностью светской власти императоров. Насколько справедлива эта точка зрения? 14. Россия - евроазиатская страна географически и геополитически, но ни по своей современной социальной структуре, ни по культуре, национальному менталитету и духовному складу она не принадлежит к азиатскому миру. Можно ли согласиться с этим утверждением? 15. Пограничное положение России между Востоком и Западом создает исторический перекресток, где как бы сталкиваются два типа социальности - "индивидуально-продуктивный" (характерный для Запада) и "корпоративно-распределительный", типичный для традиционных цивилизаций Востока. К чему сейчас тяготеет Россия? 16. В сознании русских западников особое место занимала группа ценностей, связанных с понятием терпимости (толерантности). Западники всегда подчеркивали свой интернационализм, чуждались партикулярности, предостерегали от излишнего увлечения самобытностью. А как оценивали это их противники - славянофилы? 17. В чем специфика православного христианства? 18. Каковы причины принятия христианства на Руси? 19. Что означают слова: - "Евангелие"; - "Благовествование"; - "Завет"? 20. Как бы Вы определили тип русской культуры, пользуясь классификацией М. Вебера? Как: а) культуру обладания миром; б) культуру бегства от мира; в) культуру приспособления к миру. Попробуйте доказать. 21. Выстроить по мере важности факторы, повлиявшие на формирование русского типа ментальности: - климат; - особое срединное положение между Европой и Азией; - христианство, воспринятое от Византии; - влияние татаро-монгольского ига. Продолжите ряд. 22. Можно ли считать славянскую культуру, древнерусскую культуру, культуру России эпохи Петра I, советскую культуру 60-x гг. XX в., культуру постсоветского общества середины 90-х гг. XX в. единым культурно- историческим типом? 23. "За 400 лет территория России увеличилась в 36 раз. Факт этот, лежащий в основе русской истории, коренным образом определил собою не только стиль русского земельного хозяйствования, но в известном смысле и стиль всякого русского делания и творчества." (Ф. А. Степун. Мысли о России) 24. Пространство России: зло или благо? Аргументируйте свой ответ. 25. "Труд, положенный русским народом на создание Державы Российской, был, конечно, громаден, и все же он никогда не был тем, что под словом "труд" понимает трудолюбивая Европа, что под ним ныне понимаем и мы: он не был упорною, медленною работою. Так столетиями в России создавался стиль малокультурного, варварского хозяйствования, психология безлюбовного отношения к любимой земле." (Ф.А.Степун. Мысли о России) Можно ли согласиться с автором? Ответ "и да, и нет" аргументируйте. 26. Ценности культурного мира русского западника: - свобода; - прогресс; - цивилизованность - достаточно высокая степень отчуждения от мира необжитой природы и примитивной гармонии патриархальных коллективов; - гуманность или одухотворенность, понятая рационалистически: как сознательность; преобладание рефлексии над спонтанными порывами эмоций; - уважение к праву; - порядок и гармония в бытовой жизни; - оформленность духовной жизни. Что еще? 27. Почему языческая символика утратила со временем свой религиозный смысл? Что означали различные части русской избы, печь в доме, конек на крыше избы? 28. Сформулируйте, почему в России были популярны идеи российского мессианизма? 29. Освальд Шпенглер заявил в 1930г., что "Россия и Европа суть два мира, стоящих очень далеко друг от друга". Что он имел в виду? 30. Существуют ли границы общего культурного пространства России и Европы? 31. Русский поэт О.Мандельштам писал: "Мысль Чаадаева - строгий перпендикуляр, восстановленный к традиционному русскому мышлению. Он бежал, как от чумы, от этого бесформенного рая". О чем идет речь? 32. Как единство земного и небесного проявлялось в следующих событиях жизни Иисуса Христа: Рождества, Крещения, Преображения, Гефсиманского моления? 33. Пофантазируйте, какие сомнения могли возникнуть у человека, которого князь Владимир призвал креститься. Напишите о них "Монолог язычника". 34. Стало расхожим местом говорить о том, что глубокий кризис современного мира связан со смертью Бога и только в нашем обществе говорят о "религиозном ренессансе". Возможен ли он в одной отдельно взятой стране? 35. П. Я. Чаадаев, анализируя исторические тенденции России, увидел константу ее жизни в "безличном хаосе", в отсутствии гарантий для собственности и свободы личности, в тотальном подавлении человека, а в результате - в постоянной готовности русских людей к метафизическому и буквальному бунту против любых правовых норм. Сохранилась ли эта константа? 36. По мнению русского философа Б. П. Вышеславцева, переживание хаоса, ощущение хаоса как основы миропорядка свойственно именно русской душе и именно из этого хаоса выплескиваются стихии, подобные октябрьской революции, уничтожающие, по существу, все сложившиеся к тому времени цивилизованные структуры. Так ли это? 37. В современной публицистике высказывается мысль: в тысячелетней истории России основным фактором общественной дестабилизации было именно государство: войны, смуты, репрессии, имущественные переделы. Согласны ли Вы с этим утверждением? 38. Швейцарский политический деятель Н. Дроз ввел в оборот термин "этатизм", которым обозначал торжество централизма и государственности над свободой и индивидуальностью. Как он повлиял на историю культуры? 39. Можно ли согласиться с утверждением, что русский человек был всегда в состоянии выбора между жизнью в природе и жизнью в культуре, между человеком как частью Космоса и человеком как членом гражданского общества, в котором нужно считаться с такими вещами, как земные и духовные иерархии, этикет, право и государство? 40. "В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание невидимого града-Китежа, незримого дома. Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира. Душа эта поглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни." Актуально ли данное высказывание для современного россиянина? 41. "Россия - страна неслыханного раболепия и жуткой покорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинства личности, страна инертного консерватизма, порабощения религиозной жизни государством, страна крепкого быта и тяжелой плоти." (Николай Бердяев). Как Вы считаете, полностью ли отражена суть русской культуры в этом высказывании? 42. Как понимать слова русского мыслителя Н. С. Трубецкого: "Христианин не очень- то боится своего бога..."? С какими чертами христианской культуры связана эта особенность? 43. С каким из направлений общественной мысли России связан образ "русского денди"? 44. В чем сходство и различие модернизации в хозяйственной жизни России и Европы? 45. Почему процесс модернизации в России получил характеристику "движения квадратного колеса"? 46. Какую особенность русской культуры запечатлел французский путешественник А. де Кюстин в словах: "Золотая середина здесь неизвестна."? 47. Можно ли однозначно утверждать, что русскому обществу свойственна "идеология безделья"? 48. Согласны ли Вы с высказыванием Г. В. Плеханова: "Россия имеет европейскую голову и азиатское туловище."? 49. Прокомментируйте высказывание Д. Лихачева: "Русская культура предана идее свободы личности, - и потому эта культура европейская." 50. Заполните пробелы: "Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить........, но нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же........" 51. Имел ли П. Я. Чаадаев основания так характеризовать русскую культуру: "У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса... Мы растем, но не созреваем."? 52. Какую особенность российской ментальности отметил путешественник А. де Кюстин в словах: "Россия - империя каталогов: если пробежать глазами одни заголовки - все покажется прекрасным. Но берегись заглянуть дальше названий глав..."? 53. А. И. Герцен писал: "Мундир и однообразие - страсть деспотизма". Для каких периодов русской культуры справедливо это утверждение? 54. С каким периодом в истории культуры России и с какой сферой культуры связаны следующие вещи, явления: - табель о рангах; - житие; - Символ Веры; - алтарь; - катехизис? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |