АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 2. ДАЛЬНЕВОСТОЧНО-КОНФУЦИАНСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

Читайте также:
  1. Белгородский государственный институт искусств и культуры
  2. Белгородский государственный институт искусств и культуры 1 страница
  3. Белгородский государственный институт искусств и культуры 2 страница
  4. Белгородский государственный институт искусств и культуры 3 страница
  5. Белгородский государственный институт искусств и культуры 4 страница
  6. Белгородский государственный институт искусств и культуры 5 страница
  7. Белгородский государственный институт искусств и культуры 6 страница
  8. Белгородский государственный институт искусств и культуры 7 страница
  9. Ботанические и биологические особенности культуры
  10. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
  11. В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
  12. В сфере физической Культуры и спорта

СТУПЕНЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПО ПРОГРАММЕ

1. Генезис дальневосточно-конфуцианской культуры. Эпохи культурного подъема и упадка.

2. Смыслообразующие ценности дальневосточно-конфуцианской культуры. Конфуцианский и даосский идеал человека.

3. Особенности социальной организации и государственности на Дальнем Востоке.

4. Мировоззренческие основания дальневосточно-конфуцианского типа культуры.

5. Восприятие природы в дальневосточно-конфуцианском типе ментальности.

6. Отношение к прекрасному и его воплощение в культуре Дальнего Востока.

7. Отношение к любви в конфуцианстве и даосизме.

8. Отношение к знанию в дальневосточно-конфуцианской культуре.

9. Труд, собственность, богатство в дальневосточно-конфуцианском типе ментальности.

10. Отношение к сверхъестественному в дальневосточно-конфуцианской культуре.

СТУПЕНЬ 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

11. Классифицируйте перечисленные качества, отнеся их либо к "инь", либо к "ян":

- рациональность;

- расчетливость;

- верность;

- глубина;

- мрак;

- радость;

- успех.

12. Известный испанский философ Ортега-и-Гассет писал: самое большое внимание комфорту в истории уделялось дважды - в Европе в последние 200 лет и в китайской цивилизации. Что дало ему основание для такого утверждения?

13. "Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам."

Для представителей какой культуры эти слова - прямое предписание?

Какая особенность ментальности в нем выражена?

14. Какой смысл вкладывается на Дальнем Востоке в фразу:

"Управление большим предприятием напоминает приготовление блюда из мелкой рыбы."

Какие черты конфуцианских норм поведения в ней прочитываются?

15. Какие особенности конфуцианского типа ментальности обусловили восприятие идеи социализма в Китае?

16. Руководители современного Сингапура считают, что успехи в управлении экономикой страны в последнее десятилетие объясняются возвратом к соблюдению норм конфуцианства. Как вы думаете, каких?

17. Как оценивался в традиционном Китае донос детей на своих родителей в целях укрепления государственного порядка?

18. Один китайский император приглашал в весеннюю пору в свой сад музыкантов, чтобы они услаждали слух цветов. Объясните этот факт, исходя их принципов даосизма.

19. В дальневосточном типе ментальности солнце традиционно ассоциируется с левой стороной, земля - с правой. Продолжите ряд ассоциаций и определите предписания древней "Книги установлений":

мужчинам приличествует ходить по..... стороне улицы, держаться

....., усаживаясь за стол и ложась в супружескую постель.

20. В традиционной китайской медицине анатомирование никогда не включалось в программу обучения императорских медицинских школ. Почему?

21. Чем объясняется традиция многодетности в китайских семьях?

22. Томский казак Иван Петлин, описывая Китай в 1618 г., заметил, что там "избы стоят на крышах". Что он имел в виду?

23. Что символизирует ласково-наставительная речь о значении хороших манер, звучащая по утрам репродукторов муниципальных школ Токио?

24. Японского писателя Кавабата Ясунари называли "лунным" писателем, олицетворяющим иньское начало. Что означает эта характеристика?

25. Целые жанры китайской классической живописи посвящены изображению насекомых и бабочек.

Почему?

26. Почему в китайской поэзии строка обрывается там, где, казалось бы, должно быть еще несколько строк, а в китайской живописи остается незаполненной - пустой - большая часть свитка?

27. Какая роль отводилась регуляции отношений между полами для обретения "целостности жизни"?

28. Большинство восточных единоборств имеют в своих названиях иероглиф "до"- дзюдо, каратэ-до, таэквондо, айкидо, кэндо.

Что означает это понятие?

29. Цель китайского кулинарного искусства в древности заключалась в том, чтобы добиться как можно более гармоничного и чистого смешения продуктов, которое явилось бы прообразом "неизменной середины и согласия" всего сущего.

Какую особенность развития древнекитайской культуры отражает этот идеал кулинарии?

30. Почему в Китае считалось государственным принципом, вопреки основным заветам семейной сплоченности, перемещать чиновников из одной области в другую?

31. В Китае приверженцы Мао записывали в свои ряды императора Цинь Ши-хуана (правившего во II-III вв. до н.э.).

Как Вы думаете, почему?

32. Почему даже Бога в традиционной китайской культуре канонизировали как китайского мандарина?

33. Продолжите расшифровку символов китайской традиционной поэзии:

- сосна - символ вечности;

- весенний ветер - символ любовных грез...

34. Почему японцам свойственно ставить личную преданность выше личных убеждений?

Порождает ли это семейственность в политическом и деловом мире?

35. В Китае в 1989 г. вошла в моду одежда тысячелетней давности - периода "Таньской династии" X века.

Как Вы можете объяснить этот феномен в современной китайской культуре?

36. Европейцы, познакомившись с японской цивилизацией, назвали ее цивилизацией пустяков".

Почему?

37. Как объяснить тот факт, что японец и сегодня, представляясь, чаще всего называет в первую очередь свою фирму, а потом имя?

38. Японские социологи выяснили, что когда подчиненный кланяется своему начальнику, он сгибает корпус под углом 45°; коллеги кланяются друг другу под углом в 15°, а когда встречают клиентов - 30°.

Какие черты восточного типа ментальности проявляются в этих фактах?

39. Японский писатель Кавабата Ясунари писал:

"Один цветок лучше, чем сто, передает цветочность цветка."

Прокомментируйте эти слова.

40. Вельможа Юй И подарил императору (III в.) веер из птичьего оперения, и тот заподозрил, что эта вещь уже побывала у кого-то в руках и, таким образом, утратила свою первозданность. Он отверг ее.

Объясните, пожалуйста, этот факт.

41. Официальный конфуцианский костюм - это как-будто храм в миниатюре.

Докажите это, обратившись к деталям костюма:

цвету, длине рукава, количеству украшений.

42. Можно подумать, что на китайских пейзажных свитках запечатлены некие условные и воображаемые "горы и воды", на самом же деле они топографически точно передают реальный ландшафт.

Чем это можно объяснить?

43. Многие считают, что чтобы осознать разницу между конфуцианской и даосской трактовкой вина, достаточно поставить рядом бронзовый ритуальный кубок и фарфоровую винную чашу.

Прокомментируйте это.

44. Мудрые люди, слушая раскаты грома, определяли первый тон, слушая звуки колеблемого ветром дерева, определяли третий тон, слушая свист огня при горении дров и журчание воды в ручье, определяли четвертый и пятый тоны.

Особенности какой традиции дальневосточно - конфуцианской культуры здесь прослеживаются?

45. Наука школы "Кулак Восьми триграмм" впитала в себя важнейшие принципы и понятия даосской философии:

- идею превращения единой энергии (ци) в семя; символические прообразы всего сущего (цзин) и далее в чистую духовность (шэнь);

- идею равновесия, выявления и сокрытия, эволюции и инволюции в круговороте Великого Пути;

- требование постоянного присутствия сверхволи (и), неотделимой от телесной интуиции.

Приведите примеры связи Восточных единоборств с философской традицией.

46. В "Лецзы" есть притча о человеке, потерявшем память, и вот некий конфуцианец снова возвращает его к привычным заботам и мыслям. Застарелая болезнь излечена, но, вместо благодарности лекарю, герой гонится за ним с копьем. Вновь обретя память, он потерял свободу, потерял блаженство неведенья."

Кем был излеченный?

47. В трактате "Чжуан цзы" царь Вэньхуэй наблюдает за работой повара, разделывающего тушу. Искусство повара восхищает царя. Повар замечает: "Я, Ваш слуга, приверженец пути более, чем своему мастерству. Тушу быка я воспринимаю разумом, а не чувствами. Следуя за естественными волокнами, режу сочленения, никогда не рублю того, что слишком твердо." Услышав рассказ повара, царь сказал, что он понял, как достичь долголетия.

Как это понимать?

48. Как одним словом назвать понятие, вещь или символ, к которому обращается мыслитель:

"Вот вещь, в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся!

О беззвучная!

О лишенная формы!

Одиноко стоит она и не изменяется.

Повсюду действует и не имеет

преград."

49. Однажды в детстве братья Чжуны, Юй и Ху эй, воспользовавшись тем, что отец их прилег вздремнуть, подобрались к кувшину с винной настойкой. Юй совершил поклон, затем выпил вино. Ху эй же выпил без поклона.

Как можно объяснить действия двух этих братьев?

50. В "Книге перемен" есть перечень 8 триграмм. Комбинации двух триграмм образуют в совокупности 64 гексаграммы, которыми, согласно китайским представлениям, исчерпывается все разнообразие явлений в мире.

Китайская медицина различает в человеке 64 сустава, соответствующих 64 гексаграммам.

Можете ли Вы привести примеры подобных соответствий?

51. В период порядка мелодии спокойны - в них звучит радость.

В период смуты мелодии гневны.

Мелодии гибнущего государства выражают скорбь.

Все мелодии музыки связаны с управлением...

С какой культурной традицией связано такое понимание музыки?

52. Следование одному пути - пути древности - выше приспособления к меняющимся обстоятельствам времени.

Какой тип ментальности отражает этот принцип?

53. Каково символическое изображение принципа инь-ян у китайских натурфилософов?

54. Объясните смысл нижеприведенного высказывания:

"Преодолеть себя и вернуться к ли и есть жэнь. Когда однажды преодолеют личное и восстановят ли, Поднебесная вернется к жэнь. Но жэнь зависит только от себя, не от других"?

55. Когда китайские критики перечисляли качества, необходимые для художника, они неизменно соединяли даосские и конфуцианские идеалы:

Очищать свое сердце, дабы

освободиться от суетных забот,

Вникать в книги, дабы постичь

принципы вещей,

Бежать легкой славы, дабы охватить

собой весь мир,

Искать дружбы возвышенных людей, дабы

совершенствовать свои манеры.

Какие из перечисленных ценностей конфуцианские, а какие даосские?

56. Почему стих Юй Синя можно назвать энциклопедией китайской культуры:

Я думал о тех,

кто прославил былые века,

В полночную пору меня охватила тоска.

Стенания лютни

заполнили маленький дом,

Старинные книги

лежат в изголовьи моем.

Ту притчу о бабочке

мне доводилось слыхать,

Но я не Чжуан Цзы,

и бабочкой мне не бывать.

Луна угасала,- и снова восходит луна.

Окончилась осень,и новая мне суждена.

Роза засверкала,

как жемчуг на нитке тугой,

И пляшут, и пляшут

рой светляков предо мной.

Я радуюсь небу и знаю земные пути, -

Когда же в награду

сумею покой обрести.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)