|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 3. ИНДО-БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРАСТУПЕНЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПО ПРОГРАММЕ 1. Предыстория индо-буддийской культуры: этнические и мифо-религиозные истоки, время зарождения, древнейшие цивилизации на территории Индии. 2. Этапы развития индо-буддийской культуры. 3. Идеал человека, модель культурного человека в индо-буддийской культуре. 4. Этапы и способы приближения к идеалу. 5. Идея всеобъемлющей духовной реальности и ее связь с представлениями об индивиде. 6. Высшие ценности индуизма и буддизма. 7. Своеобразие социальной организации Индии. 8. Собственность, труд, богатство в индо-буддийском типе ментальности. 9. Представления о прекрасном в индо-буддийском типе ментальности и его воплощение в искусстве. 10. Представления о сверхъестественном в индо-буддийском типе ментальности. 11. Особенности отношения к любви в индо-буддийском типе ментальности. 12. Знание в индо-буддийском типе ментальности. 13. Отношение к жизни и смерти в индо-буддийском типе ментальности. 14. Время в индо-буддийском типе ментальности. 15. Вклад Индии в мировую культуру. 16. Объясните смысл понятий: - сансара; - карма; - мокша. 17. Кратко пояснить термины: - йога; - жэнь; - прана; - цзянь-цяо; - сансара; - ислам; - ли; - шариат; - шэнь; - сунна. СТУПЕНЬ 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 18. В индийской культуре существовали предписания для мальчика, юноши, мужчины и для девочки, девушки, женщины - жены. Как назывались эти строгие предписания? 19. Сравните идеал человека в индийской культуре и идеал человека в дальневосточно - конфуцианской культуре. 20. Есть ли связь между понятиями мокша и сансара? 21. В индийской культуре считалось, что существует два типа знания: праджня - всезнание, целостное мышление и выджняна - условное, знаковое знание, предваряющее истинное знание. Какой тип знания в этой культуре ценился выше и каковы следствия для культуры такой оценки? 22. Какие особенности индо-буддийского типа ментальности проявляются в индийском киноискусстве? 23. Сравните "идеал освобождения" - "мокшу" в индуизме и нирвану в буддизме. Что общего есть в этих явлениях? 24. Случайно ли сходство многих слов русского языка и санскрита? Приведите примеры. 25. Почему в Индии было возможно, чтобы аскет Махатма Ганди без всякого принуждения убедил землевладельцев перераспределить 35 тыс. акров земли в пользу арендаторов? 26. Почему М. Вебер назвал индо-буддийскую культуру культурой бегства от мира? 27. Однажды у царя Центральной Индии была похищена дочь. Похитителем был влюбленный правитель Дели. Завязалась междуусобная война, принесшая многочисленные жертвы. Сам похититель лишился трона и жизни. Как вы думаете, какую оценку дал народ Индии похитителю? 28. Индийские купцы издревле имели репутацию наиболее честных торговцев. Чем объясняется этот феномен? 29. Почему некоторые мудрецы Индии, достигшие совершенства, оканчивали жизнь самоубийством? 30. Почему европейские путешественники, входя в храмы Индии, испытывают смущение? 31. Индусы домусульманской Индии не создали своей истории. Почему? 32. Диапазон возможных датировок времени жизни великого индийского поэта Калидасы колеблется от I в. до н. э. до ХI в. н. э. Какая особенность индо-буддийской культуры отражена в этом факте? 33. Объясните смысл старой китайской пословицы: "Если вами завладеет правительство, оно засечет вас; если вами завладеют буддисты, они уморят вас годом." 34. Назовите характерные признаки изображений Будды. 35. Совпадают ли этапы в развитии индо-буддийской культуры с этапами ее политической истории? 36. Почему для буддиста убийство безгрешного человека не является безнравственным поступком? 37. Буддизм является чрезвычайно абстрактным философским учением. Как в культуре Индии удавалось перевести его положения в систему образов искусства? 38. В истории Индии почти не было массовых восстаний и ни одной крестьянской войны. Как Вы думаете: почему? Объяснить, обращая внимание на специфику менталитета. 39. Как бы Вы определили индийскую культуру: а) культура обладания миром; б) культура приспособления к миру; в) культура бегства от мира. Попробуйте доказать. 40. В Индии не развиты виды коммерческого знания, технического. Как Вы думаете, почему? Связано ли это со спецификой менталитета традиционного индийского общества? 41. В индийской миниатюре эпохи Великих моголов были чрезвычайно развиты декоративность, условность, символичность изображения. Чем это обусловлено? 42. Джатака - жанр сложился в русле буддийской проповеди, обращенной к мирянам. В основе его лежит притча, оформляемая как рассказ о поучительных событиях, происшедших с Буддой в одном из прошлых его рождений. А как называется основной жанр высокой (ученой) литературы буддийского канона? 43. Выберите правильное название: - брахманы - поучения, содержащие толкования ритуального характера; - араньяки - лесные книги, связанные по преимуществу с символикой жертвенного акта; - упанишады - тайное наставление. 44. Индуса традиционного общества называют "гомо иерархикус", т.е. человеком, который любит разделять и подразделять. Как это можно доказать? 45. Сансара (странствование) - пребывание в земном чувственном бытии, греховную тяжесть которого можно преодолеть страданием и духовными упражнениями. Какой символ этого понятия существует в древнеиндийской культуре? 46. Все культурологи отмечают неисторичность подхода индусов к реальности, отсутствие исторических хроник, невнимание индийцев к истории. Как Вы можете это объяснить, имея в виду специфику менталитета? 47. Что означает в индийском искусстве предписание: художник должен вызывать своим произведением определенную раса? 48. Как искусство традиционной Индии воплощало стремление буддизма освободить человека от чувственных основ земного мира? 49. Европейские мыслители называли индо-буддийскую культуру культурой отрицания жизни. Согласны ли Вы с этим утверждением? 50. Какие боги из нижеперечисленных входили в пантеон индуизма: Гера, Кришна, Вишну, Шива, Зевс, Гермес, Агни, Варуна, Пуруша? 51. В чем особенности индуизма? 52. Как объяснить феномен массовых самоубийств, которые имели место в истории Индии? 53. Как Вы понимаете фразу: "Ревностно почитайте три сокровища: Будду, дхарму и сангху" 54. Буддизм - не религия в строгом смысле слова, а тип мышления, существования - Путь. Попробуйте доказать эту мысль. 55. Когда без него сегодня Я вспомнила наши утехи, Гром раздался из дальних туч, Как удары приговорного барабана. Какому богу посвящена эта песенка, исполняемая в один из самых распространенных праздников весны в Индии? 56. Индия была долгое время колонией Англии. Махатма Ганди, протестуя против английской монополии на производство жизненно необходимых продуктов, в том числе, соли, возглавил поход к побережью для выпаривания из морской воды символической щепотки соли. Европейцы этот "соляной поход" и гандистское движение назвали этапом детских забав. А как можно понять это движение в контексте культуры? 57. Индийский ученый Р. Мукереджи в книге "Судьба цивилизации" подчеркивает, что большая по сравнению с другими стабильность и непрерывность индийской и китайской цивилизаций обусловлены универсальными космическими мифами и нормами, комментирующими истинную природу и судьбу человека и общества. Согласны ли Вы с ним? 58. Конец страданиям, приди! Я жизнь последнюю влачу. Мои рожденья позади, В последний раз уснуть хочу, И я рождение и смерть Уже не встречу впереди. ("Тхерагатха") Можно ли смысл этого стиха выразить одним понятием? 59. Я радуюсь одежде из коры, Ты - дорогому платью, Но радость одинакова у нас, И потому равны мы. Бедняк не тот, кто нищ, а тот, кого Снедает жар желаний. Когда же в сердце радость и покой, Кто бедный, кто богатый? Есть ли здесь признаки благородных истин буддизма? Какие они? Дайте комментарий. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |