АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФАКТОР АБСТРАКТНОСТИ

Читайте также:
  1. А 55. ЗАКОНОМІРНОСТІ ДІЇ КОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРІВ НА ЖИВІ ОРГАНІЗМИ
  2. Абиотические факторы
  3. Абиотические факторы
  4. Абиотические факторы и приспособления к ним
  5. Абіотичні екологічні фактори
  6. Алгоритм однофакторного дисперсійного аналізу
  7. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ФАКТОР
  8. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕД, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ (4-Й ЭТАП)
  9. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
  10. Анализ факторов изменения объема реализации продукции
  11. Анализ факторов изменения точки безубыточности и зоны безопасности предприятия
  12. Анализ факторов, влияющих на распределение доходов населения

Конкретные образы - К. общее качество группы образов - их соотнесенность с конкретной ситуацией. Прямое изображение ситуации, связанной с понятием - конкретный фотографический образ (К-Фт). К конкретным образам относится большинство рисунков с изображением целой человеческой фигуры. Несмотря на относительную экономичность изображения, например, копающий человек на понятие «тяжелая работа», испытуемый и здесь изображает конкретную ситуацию - человек работает.

Все индивидуально значимые образы также относятся к конкретным, вне зависимости от характера изображения, поскольку в них испытуемый обращается к конкретной ситуации из своего опыта.

Часть образов, будучи конкретными, не имеют существенных связей с предложенным понятием, связь «конфабулируется» испытуемым. Наиболее часты такие образы (конкретные конфабуляторные — К-Кф) на понятие «сомнение». Например: рисуют табуретку. Объяснение: «Я сомневаюсь, из чего сделана эта табуретка - из дерева или из пластмассы».

Атрибутивные образы — Ат. Эти образы выбираются по принципу принадлежности, атрибутивности. Так, на понятие «веселый праздник» изображают флажок, рюмку, карнавальную маску. Здесь уже нет попытки прямо изобразить понятие, либо ситуацию, связанную с ним. Большинство атрибутивных образов экономичны в отношении изобразительных средств.

Метафорические образы — М. Абстрактная, по сути, ассоциация выражается опосредованно, через конкретный предмет. В большинстве случаев связь носит метафорический характер, в ее основе может лежать литературный образ. Примерами могут служить зачеркнутые часы на понятие «счастье» (счастливые часов не наблюдают), указательный палец и стрелка вокруг него на понятие «обман» (обвести вокруг пальца). Метафора может быть создана испытуемым непосредственно в ходе исследования.

Геометрические, графические и грамматические символы — Г.С. Абстрактной ассоциации соответствует и способ ее выражения - символ, имеющий содержательную связь с понятием. Часто эти символы отражают пространственные характеристики - направление, симметрия. Подобные символы имеют высокую специфичность для понятия (стрелки, расходящиеся в стороны на понятие «разлука», ось симметрии на понятие «справедливость»). Другие символы отражают лишь эмоциональный компонент понятия - символы валентности (знак «-» на понятие болезнь, темная штриховка на понятие «обман»).

Символы могут быть общепринятыми, либо реже - продуцируются по ходу исследования. Основой для отнесения образа к категории символов является именно абстрактный тип ассоциации, а не геометрический характер изображения.

2. ФАКТОР ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ. Важен уже сам факт прямого обращения к личному опыту. Именно в индивидуально значимых образах «пиктограммы» наиболее непосредственно реализуются проективные элементы метода. В этих образах испытуемые прямо говорят о своих интересах, желаниях, намерениях. В индивидуально значимых образах могут проецироваться актуальные переживания больных, в том числе бредовые идеи, суицидальные тенденции. Такие образы неоднородны по своему характеру.

Индивидуально значимые персонифицированные образы. — Инд.-Пс. К этой группе относят такие образы, где изображается сам испытуемый, сцена с его участием, часть его тела, реже — изображение других конкретных лиц.

Иногда такие образы имеют четкую кинестетическую окраску (Инд.-Кн.). Смысл в этом случае передается именно позой, движением человека. Большинство образов, где нарисован человек в движении, лишены индивидуальной значимости, а потому не являются истинно кинестетическими. Особенно это касается передачи мимических движений (грустное выражение лица на понятие «печаль» - это атрибутивный образ, лишенный индивидуальной значимости).

Необходимо прямое указание испытуемого на то, что движение связано с его индивидуальным опытом. Как и в тесте Роршаха, испытуемые часто показывают движение прежде чем начать рисовать, что является признаком принадлежности образа к кинестетическим.

Индивидуально значимые образы - стимулы — Инд.-С. Эти образы не содержат изображения человека. Это изображения объектов, «стимулирующих» у испытуемых воспоминание о конкретной ситуации из их индивидуального опыта, связанной с предложенным понятием. Например, испытуемый, увлекающийся альпинизмом, на понятие «счастье» рисует горы (чувство счастья возникает у меня обычно в горах).

Образы, выбранные формально — Ф. К этой группе относятся образы, лишенные индивидуальной значимости.

3. СОДЕРЖАНИЕ РИСУНКА. Перефразируя Г. Роршаха, можно сказать, что рисуют «все возможное, а больные шизофренией - и все невозможное».

Сцены с участием человека — Сц., человеческие фигуры - Ч., части (детали) человеческого тела - Ч.Д., редко встречающиеся в «пиктограмме» мелкие части человеческого тела (глаза, рот, стопы и т.д.) - Ч.д., неодушевленные объекты - Н.О., фауна - Фн., флора - Фл., пейзажи - П., архитектура, искусство - И., символы - С.

4. ФАКТОР ЧАСТОТЫ ВЫБОРА. Данный чисто статистический критерий указывает на относительную частоту выбора в протоколах здоровых испытуемых. Соответственно выделяют три категории:

Стандартные образы - Ст. - встречаются чаще, чем в 20 из 100 протоколов.

Оригинальные образы - Ориг. – встречаются реже, чем в 2-х из 100 протоколов.

Повторяющиеся образы – Повт. - занимают промежуточное положение по частоте между «стандартными» и «оригинальными».

5. ФАКТОР АДЕКВАТНОСТИ. Включает содержательную близость образа и понятия, умеренную абстрактность, краткость изображения и разъяснения. Следует исходить не только из теоретических предположений, но и из фактически полученных данных - какие образы «пиктограммы» закономерно выбираются психически здоровыми людьми. Не следует относить к неадекватным образ, относящийся к категории «повторяющихся». Адекватные образы обозначаются знаком «+», а неадекватные «-» (Ориг.+/-).

6. ФОРМАЛИЗОВАННАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВ ПИКТОГРАММЫ. На основании качественного анализа образа «пиктограммы» по всем факторам проводится формализованная оценка. Например: понятие «победа». Изображен салют. Разъяснение: «Салют бывает в день Победы». Выбор атрибутивный, не имеющий индивидуальной значимости, изображен салют, выбор стандартный, адекватный. Формализованная оценка: Ат.Ст. + Салют. Во вспомогательных таблицах приводится формализованная оценка всех стандартных и повторяющихся, а также некоторых «оригинальных» (как адекватных, так и неадекватных) образов на применяемый нами набор понятий.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)