АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взаимосвязь культуры и информации

Читайте также:
  1. III. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
  2. АЛГОРИТМ СБОРА ИНФОРМАЦИИ
  3. Анализ отечественного рынка средств защиты информации
  4. Архивация информации
  5. Атрибуты невербальной информации
  6. Базы данных как важнейший источник социологической информации
  7. Белгородский государственный институт искусств и культуры
  8. Белгородский государственный институт искусств и культуры 1 страница
  9. Белгородский государственный институт искусств и культуры 2 страница
  10. Белгородский государственный институт искусств и культуры 3 страница
  11. Белгородский государственный институт искусств и культуры 4 страница
  12. Белгородский государственный институт искусств и культуры 5 страница

Терминологически «культура» и «информация» - одни из наиболее абстрактных понятий. Культура и информация представляют собой единое многообразное, многоаспектное целое. На основе их синтезированного взаимодействия возможно возрождение имевшихся ранее и создание новых духовных ценностей общества.

На сегодняшний день в литературе существует более 250 толкований термина «культура». До настоящего времени нет точного, однозначного определения и понятия «информация». Их сочетание порождает множество новых понятий, таких как «информационная культура» и «культура информации».

Понятие «культура» употребляется в различных смыслах, ее можно рассматривать, например, как сочетание определенных знаний, умений, черт и привычек индивидов.

Культуру определяют как совокупность материальных и духовных ценностей, как единство неких символов, выражающихся в языке, как реализацию сущностных сил человека, как состояние духовности в обществе и т.п.

Феномен культуры многими авторами рассматривается как особый интегрированный способ человеческой жизнедеятельности, т.е. способ освоения человеком объективного мира (природы и социальных отношений). Здесь - и единство объективного и субъективного, и раскрытие в актах самой деятельности сущностных сил человека: знаний, умений, навыков, опыта, способностей и т.д. В данном случае культура будет выступать как способ организации, регуляции самой жизнедеятельности общественного человека, повышения уровня его общественной активности [74].

Далее. Культура - это совокупность знаковых систем, в которых хранится информация. Через знаковые системы она передается новым поколениям людей. Посредством символов, знаков как ценностей и смыслов культуры осуществляются коммуникационные процессы, сохраняются социальная память и опыт человечества.

Кроме того, культура - это и особый мир ценностей. В культуре и посредством культуры реализуются идеально-ценностные цели, идеалы, представляющие ценность как для отдельного человека, так и для человечества в целом. Совокупность материальных и духовных ценностей - это не только реализация субъектно-объектных отношений, но и определение идеалов, целей и смысла жизни.

Следует также сказать, что культура - это не только ценности, знаки и символы, но и определенное социальное образование (институт) как своего рода система, некая целостность, не совпадающая с природой, регулирующая поведение людей, определяющая нормы и роли их поведения.

Распространены, обобщенные представления о том, что культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом. Перечень компонентов в контексте данной дефиниции вряд ли можно считать исчерпанным.

Культура часто рассматривается как социальная система, совокупность духовных, нравственных и научных знаний и ценностей, создаваемых не отдельной личностью, а человечеством в целом в процессе общественно-исторической практики. Этот подход связан с толкованием культуры как определенной цивилизации, ступени материального и духовного общественного развития [84].

Существует и информационное понимание культуры. Культура - это социальная память человечества, информационное богатство социума. В ней накапливаются мифологические, религиозные, философские, морально-этические, эстетические, научные и другие знания.

Культура - высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность.

Культуру можно рассматривать как накопленный в обществе интегрированный опыт социальной деятельности, опирающийся на совокупность материальных и духовных ценностей. В основу определения видов культуры наряду с такими элементами социального опыта, как: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к своей деятельности, положены и иные основания. Так, если в основу классификации положить предметный или содержательный признак, то можно говорить о физической, математической, логической, политической, художественной культурах и др. Именно в этом ряду и рассматриваются такие виды культур, как: компьютерная, сетевая или Интернет-культура, культура программирования, алгоритмическая, библиографическая, культура чтения, культура языка и речи (лингвистическая), культура общения (диалога) и др., которые в сочетании образуют информационную культуру.

Синтез информации и культуры прослеживается на основании представлений об их сходстве, различиях и формах взаимопревращений. Это два феномена, у которых много общих черт. Первая из них - глобальность (обобщенность, универсальность), которая выражается в многогранности связей с реальностью, разными способами человеческой деятельности [20]. Информация является одним из глобальных понятий современной эпохи, следствием чего явились понятия «информационное общество» и «информационная цивилизация». Для информации нет границ государств и частей света, она носит тотальный, всепроникающий характер. Столь же широки и границы культуры, которая сближается с искусством, моралью, религией, наукой и в определенном смысле растворяется в-них.

Второй важный аспект, определяющий общность явлений, это взаимообусловленность существования: культурные процессы реализуются через информационные и наоборот. Эффективное функционирование культуры возможно лишь через механизмы сбора, обработки, хранения и распространения информации о среде, в которой культура живет, и о себе самой.

Информация и культура являются семиотическими знаковыми системами, для которых характерны знаковость и текстуальность. В условиях множественности толкования культуры она рассматривается и как совокупность артефактов, смыслов, знаков, то есть как информационный процесс.

У животных информация кодируется самим организмом, и передача ее осуществляется генетическим путем. С возникновением культуры появляется система средств хранения, передачи и переработки информации. Эта система постепенно усложняется. Формируется новый тип информационного процесса. Информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Создается социальная информация, выраженная в знаковых системах, то есть внегенетический механизм наследования информации. С этих позиций культура может быть представлена как социальная информация, которая сохраняется, накапливается и распространяется в обществе с помощью создаваемых людьми средств.

Различия между информацией и культурой обнаруживаются на уровне способов освоения мира, на уровне внутренних идей развития, которые в общем виде сводятся к тому, что культура построена на примате философско-эстетических, а информация - научно-технических элементов. Информация представляет собой товар в современном обществе, причем очень дорогой, а это создает предпосылки для размывания критериев отнесения тех или иных явлений культуры к истинным ценностям. В этих условиях человечество должно изменить глубинные, ценностные установки, гармонизировать миры культуры и информации. Ценностный аспект (значимость) - один из главных в культуре, а высшая ценность - человек.

Следовательно, гуманистический подход к информации должен связываться с доминированием идеи человека в информационно-культурной среде, идеи подчинения этому компоненту всех других (знания, технологии, умений). От выбора базовых духовных ценностей эффективность функционирования общества зависит больше, чем от информационных технологий, выполняющих по существу лишь функцию средства служения ценностям более высокого порядка.

Информация и культура - это силы, которые способны серьезным образом изменить образ жизни отдельного человека и трансформировать общество в целом. Чтобы сделать информацию средством достижения высших жизненных целей, к ней необходим контекстный подход - с позиций нравственности, духовности и культуры.

Основу синтеза информации и культуры составляет принцип взаимодействия. В современной философской науке он предстает как один из главных, определяющий сосуществование разнонаправленных тенденций и процессов, источник развития в природе и обществе, условие стабильности.

В качестве вектора синтеза информации и культуры следует рассматривать процесс формирования информационного общества. Основными критериями, на которых базируются представления об информационном обществе, стали категории «знание», «информация», «культура». Они отражают ресурсы, уникальные по своему характеру, от использования которых вырастают их объемы и ценность. Они рассматриваются в аспекте будущего, поскольку возобновляются благодаря интеллектуальным условиям человека. Если в предшествующем развитии общества информация играла периферийную роль, то теперь она обнаруживает свой огромный потенциал, все более замещающий вещественно-энергетические ресурсы.

Информация и культура могут быть представлены как две взаимопересекающиеся сферы, в зоне пересечения которых образуется пространство, обозначаемое как информационная культура. Она определяет культуру взаимодействия человека с информацией. Взаимодействие происходит и на уровне общества, и на уровне личности, и оба контекста рассмотрения обнаруживают специфические черты трансформации информационных и культурных процессов в новые, синтезированные формы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)