|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Церковная реформа середины XVII в.: причины и следствия. РасколЦерковные преобразования необходимо рассматривать в контексте реформаторской деятельности Верховной власти по упорядочению и систематизации российской государственности. Предпосылки церковной реформы. - Деятельность кружка «Ревнителей древнего благочестия» в 40-е гг. XVII в. и его активные участники (духовник царя Стефан Вонифатьев, Никон, Даниил, Иван Неронов, боярин Ф. М. Ртищев, Аввакум Петров и др.). Активная деятельность участников кружка по изданию духовной литературы церковно-просветительского характера. Значительная роль царя Алексея Михайловича в формировании реформаторских настроений в среде «ревнителей», его грекофильские настроения. - Различные взгляды Никона и Аввакума Петрова на первоисточники, по которым надо сверять священные тексты. Когда обсуждался вопрос о выборе образцов для исправления богослужебных книг, то ревнители традиций настаивали на использовании в качестве образцов старорусские списки, то есть сделанные в прошлом переводы с греческих оригиналов. Их противники доказывали необходимость сверить тексты с греческими оригиналами. Подобные споры разгорелись в связи с обсуждением обрядовой стороны деятельности Русской Церкви. Традиционалисты, опираясь на решения Стоглавого Собора 1551 г., призывали к незыблемости древнерусских обрядов. Сторонники реформ, указывая на их «испорченность», предлагали подвергнуть их ревизии с позиции соответствия греческим канонам. Знаковой фигурой реформаторов стал Никон, знаковой фигурой противников реформ – Аввакум. Определённую роль в формировании грекофильского духа намечаемых реформ обрядовой жизни Церкви сыграл приезд в 1649 г. в Москву иерусалимского патриарха Паисия. Условием активных контактов Московской патриархии с Иерусалимом Паисий назвал приведение в соответствие с греческими образцами священных текстов Русской Православной Церкви и её обрядовой жизни. Царь благосклонно отнёсся к предложению Паисия. - Избрание Никона патриархом Русской православной Церкви (1652) и начало церковной реформы. - Реформы обрядовой стороны богослужения. Сущность предлагаемого упорядочения обрядовой стороны религиозной жизни по греческому образцу заключалась в замене двоеперстия на троеперстие при крещении, пении аллилуйи не два, а три раза, движении не по солнцу, а против него во время крестного хода, совершении поясных, а не земных поклонов, написании имени Христа Иисус вместо традиционного Исус, исправлении икон по греческим образцам и уничтожении неисправленных икон, внесении изменений по греческому образцу в одежду русских священников (использование архиерейского посоха, клобука, мантии). - Углубление реформ и начало Раскола Русской Православной Церкви. Поддержка реформ Церковными Соборами 1654 и 1656 гг. Активная роль Аввакума в организации духовного сопротивления церковным реформам по греческому образцу. - Конфликт между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном (1658) и начало разрушения симфонии светской и духовной власти в России. - Смещение патриарха Никона и осуждение старообрядцев на Церковном Соборе 1666-1667 гг. Арест и заключение Аввакума. Продолжение церковных реформ царём Алексеем Михайловичем и начало активного преследования старообрядцев государством. Старообрядчество стало настоящим явлением общественной и культурно-духовной жизни русского общества. Старообрядцы боролись с государственными нововведениями как пассивно (уход на незаселённые земли, самосожжения), так и активно, оказывая вооружённое сопротивление властям. Ярким примером упорного сопротивления старообрядцев реформам, насаждаемых государством, явилась оборона Соловецкого монастыря монахами-старообрядцами от правительственных войск (1668-1676), которая вошла в историю как «Соловецкое сидение». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |