|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел «Система журналистских жанров»I. Жанрообразующие факторы в СМИ различной типологии 1. Чем отличается факт от события? Приведите 3–4 примера. 2. Назовите основные жанрообразующие факторы на основе какого-либо известного вам события. Примите решение, в каком жанре и для какой аудитории вы осветили бы это событие? 3. Можно ли, по вашему мнению, сначала написать материал, а потом определиться с его жанром? Аргументируйте свой ответ. 4. Возьмите свежий номер ежедневной газеты и внимательно прочитайте все маленькие по объему материалы. Попробуйте определить соотношение «факт – автор» в этих текстах. Проделайте то же самое с большими произведениями: статьями, интервью и т.д. Результаты доложите на занятиях. 5. Найдите в современной прессе издание, которое было бы «близко к совершенству» по всем известным вам основным параметрам. Результат поиска и отбора обсудите на занятиях.
II. Особенности работы над материалами разных жанров и целевая аудитория СМИ 1. Найдите веские причины, чтобы отказаться от работы в: а) нелегальном политическом журнале; б) эротической газете; в) подпольном видеозаписывающем цехе; г) информационной редакции государственного телеканала; д) отделе культуры коммерческого телеканала; е) отделе иллюстраций глянцевого журнала для женщин (мужчин). Обсудите свои аргументы. Найдите веские причины, чтобы согласиться там работать. 2. Проанализируйте целевую аудиторию любимого СМИ и придумайте новую рубрику, которой, по вашему мнению, не хватает в этом СМИ, но которая ему остро необходима. 3. Придумайте «Газету для себя», такую, которая могла бы служить примером точного «попадания в десятку», в данном случае – в вас. Разработайте макет, рубрикацию, дизайн, штатное расписание. Что будет напечатано в этой газете на первой полосе? Что будет проиллюстрировано? Кому еще можно будет ее порекомендовать? 4. «Такого еще не было». Попробуйте найти (определить, выдумать) такую целевую аудиторию, для которой еще не создано ни одного СМИ. Напишите концепцию СМИ, которое могло бы удержать выдуманную вами аудиторию. Обсудите концепцию на занятиях. 5. Как вы думаете, целевые аудитории будут учитываться СМИ в конце нашего века? Ответ на этот вопрос постарайтесь обсудить со специалистами по новейшим информационным технологиям, рекламе и связям с общественностью. Напишите футурологическое эссе: «Целевая аудитория 2099 года». Обсудите эссе на занятиях.
III. Стадии создания произведения: формирование замысла, конкретизация и реализация замысла, авторское редактирование материала 1. Найдите в вашей любимой газете несколько удачных лидов. Почему именно они кажутся вам удачными? 2. Найдите в вашей нелюбимой газете несколько удачных лидов. Могли бы вы придумать вместо них что-то другое? 3. Попробуйте отредактировать статью из молодежной прессы, убрав те выражения и обороты, которые представляются вам прямо нацеленными на аудиторию. Что получится, если заменить их на более нейтральные, консервативные? Изменится ли смысл? 4. Факт: астрономы обнаружили новую, очень крупную комету. Различные СМИ написали об этом открытии. Сочините 10–15 заголовков к материалам для прессы разных типов. 5. Проследите за собой: в каком порядке вы проходите стадии создания произведения? Возможны ли отступления от того порядка, что был изложен в лекции? Попытайтесь разграничить стадии, фиксируя время перехода от одной к другой. Получается? Обсудите на занятии ход творческого процесса: что можно уменьшить, что надо увеличить, без чего обойтись, что добавить?
IV. Основы новостной, проблемно-аналитической и художественно-публицистической журналистики 1. Что такое фабульный жанр? Что такое сюжетный жанр? Приведите примеры. 2. Найдите в актуальной прессе материалы разных жанров из числа аналитических и проанализируйте тему, идею, композицию, стилистику, методы воздействия на целевую аудиторию. Обсудите на занятиях. 3. Найдите в окружающей вас бытовой обстановке материал для очерка. Составьте план будущего очерка. Обсудите на занятии. 4. Напишите зарисовку, в которой были бы соединены и объективный взгляд на современную действительность, и оптимизм, и доброжелательное отношение к героям произведения. Если не получится сразу, вернитесь к заданию через некоторое время. 5. Найдите в эфире телевидения и радио такие программы, которые ориентированы на целевые аудитории, не существующие в реальной жизни или существующие в крайне ограниченном числе представителей. (Контент-анализ.) 6. «Информационное голодание». На одну неделю отключите радио, телевизор, телефон, не читайте газет, журналов, афиш и т.д. Ведите дневник, где каждый день описывайте свои ощущения. Без чего вы совсем не смогли обойтись? Без какого источника информации было легко и даже приятно жить? В каком СМИ вы хотели бы работать теперь? В каких жанрах? 7. Какие из заповедей автора книги «Как написать фельетон» приложимы, с вашей точки зрения, к написанию произведений и в других жанрах? 8. Найдите в окружающей вас действительности факты, пригодные для написания фельетона. Напишите фельетон. 9. Что, с вашей точки зрения, не может быть смешно никогда и ни при каких обстоятельствах? На какие темы, в связи с какими героями и обстоятельствами написать фельетон невозможно? Приведите 3–4 примера. 10. Знаете ли вы имена современных критиков – литературных, театральных, других? Найдите в журналах несколько рецензий и проанализируйте их. Удалось ли авторам довести до вашего сведения образ исследуемого произведения и свою точку зрения? Сложилось ли у вас мнение о произведении? Возникло ли желание самостоятельно познакомиться с отрецензированным произведением? 11. Напишите 3 небольших рецензии на один понравившийся вам кинофильм – с учетом интересов разных целевых аудиторий: а) молодежи 16–18 лет; б) горожанок, имеющих высшее образование, 22–25 лет; в) мужчин пенсионного возраста, инженеров. 12. Представьте себе, что футбольный матч – это спектакль (за основу возьмите какой-либо реально виденный вами матч), т.е. интересная постановка с хорошим режиссером и профессиональными исполнителями. Можно ли написать журналистское произведение в жанре рецензии на это зрелище? Если да, то напишите. Если нет, то обоснуйте причину. 13. Напишите рецензию на свой внешний облик как на произведение искусства. Обсудите рецензию на занятии. 14. Попробуйте найти в актуальной прессе образцы художественно-критических статей. Проанализируйте их композицию, стилистику, идейную направленность, степень зависимости от интеллектуально-культурного уровня целевой аудитории тех СМИ, в которых они напечатаны. Обсудите на занятиях.
V. Интервью 1. Напишите интервью с самим собой: вам, интервьюеру 17 лет, и вам же, интервьюируемому, – 70. Поговорите о любви – для целевой аудитории женского журнала массового (глянцевого) типа. Обсудите на занятии. 2. Найдите в печати и обсудите на занятии примеры интервью, в которых откровенно эксплуатируется массовый тематический репертуар. Как и о чем поговорили бы вы с героями этих же интервью для качественной прессы? Удалось бы вам провести беседу иначе? 3. Какие разновидности интервью, известные вам, чаще встречаются в вашей любимой газете (радио- или телепрограмме)? Каковы потребности целевой аудитории этого СМИ? 4. «Узнать доподлинную правду». Представьте себе ситуацию: муж впервые вернулся домой под утро и не расположен к беседе с женой. Она, наоборот, очень хочет взять у мужа интервью на тему: «Где ты, собака такая, был?» Составьте перечень вопросов от имени жены, исходя из следующего условия: вы непременно должны узнать правду. Впишите ответы мужа. 5. Составьте – для личного пользования – список вопросов, которые вы никогда не стали бы задавать людям ни при каких обстоятельствах. 6. Вы хотите работать в жанре интервью? Обоснуйте свой ответ. 7. Изучите те статьи Закона РФ «О средствах массовой информации», которые относятся к скрытой записи и вообще к взаимоотношениям журналиста с источниками информации. Смоделируйте 5–6 ситуаций, в которых вас могла бы привлечь возможность осуществить скрытую запись, но вы постарались бы сдержать себя. Обсудите ситуации на занятии.
VI. Штампы 1. Найдите в старых газетах 20–30 штампов, отражающих стереотипы массового сознания тех лет. Напишите небольшую корреспонденцию о современном событии, используя найденные выражения и формы старого образца. Обсудите результаты. 2. Найдите в современных газетах современные штампы. Что сообщает читателю каждый из них? Что сообщают эти штампы вам? 3. Попытайтесь сделать прогноз: какие из современных штампов будут долгожителями, а какие исчезнут? 4. Что такое штампы в журналистской речи? 5. Напишите «Актуальный репортаж», пользуясь только штампами. Удается ли автору (вам) в этом случае адекватно передать аудитории картину мира, сообщить сведения, соответствующие действительности, если его речь состоит из штампов? аргументируйте ответ. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |