АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шабдакоша 2 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

Аристотель. Древнегреческий философ, живший в 384—322 гг. до н. э. Оставил ощутимый след в метафизике, философии, этике, логике и юриспруденции. Уче­ник Платона.

 

артха. "Цель; выгода; смысл; польза". Одна из четырех ценностей (чатурартх), определяющих смысл человеческого существования. См.: дхарма, пурушартха.

Артхаведа. "Наука управления государством". Класс древних текстов, также назы­ваемых Нитишастрами, о политике, государстве и многом другом. Одна из Упа-вед Ригведы. Важнейшим текстом из этой группы является Артха-шастра Кау тилийи (ок. 300 г. до н. э.), в которой даются подробные наставления по всем сферам управления страной. В нем отражены воззрения кшатриев на общество и власть. См.: Упаведа.

арчана. 1) Особая, личная, пуджа, выполняемая храмовыми жрецами, которые повторяют имя, созвездие рождения и семейную линию преданного, чтобы он получил божественное руководство и благословение. 2) Пение имен Божества, центральная часть каждой пуджи. См.: пуджа.

Арунагиринатхар (ок. 1500 г.). Южноиндийский шиваитский поэт-святой. См.: Кандар-анубхути.

Арунейя-упанишад. Краткая Упанишада, рассматривающая вопросы санньясы. См.: санньяса.

арья. "Благородный; представитель ведической культуры". Русифицированное — ариец, арий. Приверженец Санатана Дхармы, "дваждырожденный", т. е. прошедший соответствующее посвящение, дающее право на изучение Вед и до­пуск к ведическим ритуалам и таинствам. В индуизме данный термин никогда не имел того расистского содержания, которое ему впоследствии придали некото­рые европейские ученые, а также идеологи нацизма, подразумевавшие под "арийцами" некий "нордический расовый тип". С точки же зрения ведического мировоззрения германские и прочие нацисты являются млеччхами ("варва­рами"), анарья ("не-арийцами") или дасью (термин, противоположный по своему значению понятию арья), поскольку они привержены не высокодуховной ведической культуре, а всевозможным неведическим (часто вовсе даже атеистическим и антигуманным) учениям и идеологиям. Таким образом, само слово арья имеет исключительно духовное, этическое значение и указывает не столько на расово-этнические признаки, сколько на сам факт принадлежности к Санатана Дхарме. Поэтому темнокожие тамилы, малаялам и др. южноазиатские народы, исповедующие индуизм, — арья, а не приобщенные к индуизму "нордические" североевропейцы — анарья. В исключительно духовном смысле слово арья применяли также Будда и Махавира, основатель джайнизма. Синонимами понятия арья являются слова санатани (последователь Санатана Дхармы), хинду (индуист) и двиджа ("дваждырожденный"). См.: индуист, Сана­тана Дхарма, хинду.

Арьяман. "Близкий друг; подбиратель пар; бог Солнца". Ведическое божество, оли­цетворяющее гостеприимство, домашнее хозяйство и жизнь грихастхов. Он ру­ководит брачными союзами и защищает традицию, обычаи и религию. Он также призывается в ходе шраддха- церемоний (связанных с похоронами и поминками).

асана. "Сидение; поза". В хатха-йоге асаны — это многочисленные позы, предпи­санные для балансировки и настройки тонких энергий ума и тела для подготовки к медитации и достижения здоровья и долголетия. Шивайя Субрамуниясвами разработал систему из 27 асан, которая, кроме этого, ослабляет гнетущие кармы, создающиеся при взаимодействии с другими людьми и известные под современ­ным названием "стресс". Его 27 асан выполняются медитативно, напоминают плавный танец и сопровождаются определенными визуализациями и пранаяма-ми. См.: хатха-йога.

аскетизм, (санскр. тапасья). Духовная практика подвижничества, предполагаю­щая половое воздержание, постничество, затворничество или отшельничество. Практикуется обычно монахами различных религий, а также теми, кто стремится обрести различные сиддхи — психофизические и духовные совершенства. Один из самых радикальных и наиболее эффективных способов садханы. Иногда аскетические обеты даются ради ублажения Божества или ради искупления грехов. См.: тапас, садхана.

 

Ассам. Современный индийский штат на северо-востоке страны, к югу от Бутана, почти отрезанный от остальной Индии территорией государства Бангладеш. Площадь: 30 млн. кв. миль; население: 21 млн. чел. В штате Ассам много привер­женцев шактизма и тантрических школ.

астейя. "Нестяжание; отказ от воровства". Одна из добродетелей. См.: яма-нияма.

астикья. "Вера в то, что Бог существует" (от санскритского астм, "есть; существу­ет"). Признание существования Бога, богов и демонов, вечной жизни освобож­денных душ и авторитета Вед и Агам. Приверженность Санатана Дхарме или какой-либо другой подлинно духовной религии. См.: шраддха, яма-нияма.

астральное тело. Тонкое, нефизическое тело (сукшма-шарира), в котором душа функционирует в астральном плане, внутреннем мире, называемом антарлока. Астральное тело включает в себя праническую оболочку (пранамайя-кошу), ин­стинктивно-интеллектуальную оболочку (маномайя-кошу) и познающую обо­лочку (виджнянамайя-кошу). См.: тонкое тело, коша, душа.

астральный план. Тонкий мир, или антарлока, охватывающий диапазон сознания от вишуддха-чакры в горле до патала-чакры в подошвах ног. Включает в себя: 1) высший астральный план (махарлоку, "план равновесия"); 2) средний астраль­ный план (сварлоку, "небесный план"); 3) низший астральный план (бхуварлоку, "план атмосферы") — противовес или тонкий двойник физического плана, со­стоящий из питрилоки и преталоки; 4) субастральный план (нарака, семь адских сфер, соответствующих семи чакрам ниже основания позвоночника). См.: лока, астральное тело.

асура. "Злой дух, демон". Противоположность суры, "бога", дэвы. Существо низ­шего астрального плана, нараки. Асуры могут взаимодействовать с физическим планом, вызывая большие и малые проблемы в жизни людей. Асуры развиваются и не находятся в этом состоянии вечно. См.: нарака.

атала. Чакра, расположенная ниже муладхары. Центр страха и вожделения. Соот­носится с первым низшим астральным миром, известным как пут, или атала. Это вход в один из семи адских миров. См.: чакра, лока, нарака.

ататтва. "Не-mammвa; вне существования; непознаваемое и неописуемое". Одно из обозначений трансцендентного Абсолюта, или Парашивы. Указывает на не­постижимую внутреннюю природу Бога, превосходящую собой все 36 таттв космического проявления. Это то, что лежит за пределами времени, звука, формы и пространства. Все таттвы исходят из ататтвы, или Парашивы. Для обыден­ного, мирского видения реальности Парашива как бы "не существует", но без Парашивы сам мир и его обитатели не могли бы существовать. Поэтому можно сказать, что сам мир нереален как нечто отдельное и самодостаточное в глазах Высшей Реальности, Парашивы. См.: формы не имеющий, таттва, пустота.

атеизм. "Безбожие". Отрицание всех религий и верований или вера в то, что Бог или боги не существуют. См.: чарвака, настика, материализм.

 

атман. "Душа; дыхание; принцип жизни и чувствования". Душа в целом — как духовное тело (анандамайя-коша) и его сущность (Парашакти и Парашива). Один из фундаментальных принципов индуизма: мы есть атман, а не физическое тело, эмоции, внешний ум или личность. В писаниях, однако, слово атман иногда относится к личности-эго, так что точное значение зависит от контекста. Атма-упанишад (1 — 3) описывает атман, или пурушу, как троичный: бахьятман (внешняя, или физическая, личность), антаратман (внутренняя личность, без физической формы, воспринимающая, мыслящая и познающая) и Параматман (трансцендентный внутренний "Я"-Бог). См.: Параматман, коша, душа.

атмартха-пуджа. "Поклонение ради блага собственной души". Индивидуальное поклонение у домашнего алтаря. См.: пуджа.

атма-сварупа. "Природа души; сущностная форма души". См.: атман, душа.

Атхарваведа. Атхарван — имя риши, который, по преданию, составил эту четвер­тую Веду. Атхарваведа состоит из 20 книг и 720 гимнов. Считается последней записанной Ведой и содержит в основном оригинальные гимны (а не репликации из Ригведы). Известна как Веда молитвы и обладает магическими чарами и притя­гательностью. Также содержит много напоминающих Агамы космологических пассажей, которые служат своего рода мостом между ранними ведическими гим­нами и формулами и метафизикой Упанишад. См.: Веды.

Атхарвашикха-упанишад. Одна из малых Упанишад, описывающая священный звук Аум. См.: Аум, Веды, Упанишады.

Аувайяр (ок. 200 г. до н. э.). Святая из Тамилнада, современница Святого Тирувал-лувара, преданная Господа Ганеши и Карттикейи, или Муругана, и одна из круп­нейших фигур в древнеиндийской литературе. Будучи девочкой, она молилась о том, чтобы ее красота исчезла и она могла не выходить замуж и посвятить всю свою жизнь Богу. Стала великой бхактой и написала ряд трудов по этике в форме афоризмов и четверостиший, в том числе такие известные, как Атти-чуди, Кон-рай-вентан, Улака-нити, Мутурай и Нальвали. По ее тамильскому букварю дети учатся и сегодня. Другая св. Аувайяр, возможно, жила приблизительно в седьмом веке.

Аум. Часто произносится и пишется как Ом. Мистический индуистский слог, поме­щаемый в начале большинства священных писаний. В качестве мантры он про­износится Ааумм. Аум символизирует Божественное и связан с Господом Гане-шей, так как его начальный звук аа вибрирует внутри муладхары, чакры в осно­вании позвоночника, на которой сидит этот бог. Второй звук этой мантры, до­лгое у, вибрирует в горловой и грудной чакрах, в области Господа Муругана, или Кумары. Третий звук, мм, вибрирует внутри черепных чакр, аджни и сахасрары, где царит Всевышний Бог. В Упанишадах объясняется, что Аум представляет весь мир в целом и его части в прошлом, настоящем и будущем. Его три буквы пред­ставляют три мира и энергии творения, сохранения и разрушения. Точка в сан­скритской записи слога Аум, называемая анусварой, представляет Беззвучный Звук, Паранаду. Именно из этой первичной вибрации исходит все проявленное. Аум — это первичная мантра (мула-мантра), поэтому она часто предшествует другим мантрам (например, "Аум Намах Шивайя"). Его можно безбоязненно использовать для пения и джапы каждому, независимо от религии. В обиходном употреблении в нескольких индийских языках аум означает "да" или "привет!" См.: нада, пранава, Ом.

аура. Светящееся цветное поле тонкой энергии внутри и вокруг человеческого тела, распространяющееся на три-семь футов. Цвета ауры постоянно изменяются в соответствии с состоянием сознания, мыслями, настроениями и эмоциями чело­века. Возвышенные, доброжелательные чувства дают яркие пастельные тона; низкие, негативные чувства — более темных цветов. Так "читают" ауру ясно­видящие. Общее состояние ауры зависит от уровня развития человека. У великих мистиков она очень яркая, а у инстинктивных людей — тусклая. На санскрите аура называется прабхамандала, "светящийся круг", или диптачакра, "колесо све­та".

Ауробиндо Гхош (1872— 1950). Выдающийся бенгальский писатель и поэт, фило­соф-пантеист и мистик-йог, широко известный как Шри Ауробиндо. Восприни­мал современный глобальный кризис как отмечающий начало переходного пери­ода от темной эпохи к более просветленной, когда индуизм будет играть преобла­дающую роль. Основал коммуну Ауровилль в Пондишерри, которая строится на принципах пурна-йоги (интегральной йоги) и много сделала для возрождения индуизма в нашем столетии.

ахамкара. "Чувство «я», личное эго". Ментальная способность индивидуализации; чувство двойственности и отдельности от других. Понятие о "я", "мне", "мое". Для ахамкары характерны отождествление себя с тел ом, стремление к своему лич­ному счастью, собственничество. См.: антахкарана, ум (индивидуальный).

ахимса. "Ненасилие". Непричинение вреда ничему живому ментально, эмоцио­нально или физически. Ахимса — первое и самое важное из этических пред­писаний (яма). Основная добродетель, от которой зависят все остальные. См.: яма-нияма.

ачара. "Путь; образ жизни; тип деятельности". 1) Обычай, традиция, правила пове­дения. 2) Определенная школа или традиция Санатана Дхармы. Например, шай-вачара, "путь шиваизма".

ачарья. Высоко уважаемый учитель. Мудрец, который сам практикует то, что про­поведует. Этот титул обычно присваивается в ходе соответствующей церемонии.

Ашвагхоша (ок. 800 г. до н. э. — 150 г. н. э.). Буддистский ученый, философ-панте­ист и один из величайших поэтов в истории Индии. Один из основоположников школы махаяна. См.: пантеизм.

Ашвины. Ведические герои, молодые красивые ловкие близнецы, олицетворяющие зарю, переход от тьмы к свету и от болезни к здоровью, а также двойственность, действующую в единении. Врачи богов, символ которых — мёд. См.: Веды, Ригведа.

ашрам(а). "Место стараний". От шрам, "напрягать силы". Отшельнический скит; резиденция и учебный центр какого-либо гуру, аскета или святой личности, часто с помещениями для учеников.

 

ашрама. Уклад жизни; название четырех стадий жизни. См.: ашрама-дхарма, садха-на.

ашрама-дхарма. "Законы укладов жизни". Способ жизни, при котором человек проходит через четыре жизненных стадии или уклада (ашрамы), что позволяет ему жить гармонично, развивать тело, эмоции и ум и вступать подготовленным в каждый из естественных циклов человеческой жизни. В индуизме приняты следующие четыре стадии: 1) Брахмачарья: ученичество, от 12 до 24 лет. 2) Гриха-стха: стадия домохозяина, от 24 до 48 лет. 3) Ванапрастха: стадия старейшины, от 48 до 72 лет. 4) Санньяса: религиозное отречение от мира, с 72 лет. Первые две ашрамы составляют путь в миру (npaвpummu-марга), отмечаемый силой желания и честолюбием. Последние две ашрамы (нивритти-марга) — это удаление от мира, отмечаемое интроспекцией и отречением. См.: дхарма.

ашта-аварана(м). "Восемь защит; восемь покровов". Восемь главных объектов веры и преданности для последователей вира -шиваизма и близких ему школ: гуру (учитель), Лингам (священный символ Шивы), джангама (монах-священник), ви-бхути (священный пепел), рудракша (четки из зерен растения Eleocarpus ganitrus), падодака (вода, которой омыты стопы гуру), прасада (предложенная Богу или учителю пища) и паньчакшара-махамантра ("Намах Шивайя"). Восемь аваран являются священными для всех шиваитов агамической традиции как главные проводники спасительной милости Шивы, Его ануграха-шакти. См.: вира-ши­ваизм.

 

аштанга-пранама. Поклонение, при совершении которого молящийся касается земли (или пола) восемью членами тела. См.: пранама.

аюрведа. "Наука о жизни". Холистическая система медицины и здорового образа жизни, родившаяся в древней Индии. Эта священная ведическая наука является Упаведой Атхарваведы. Трех главных древних корифеев в этой области, оставив­ших многочисленные тексты, звали Чарака, Сушрута и Вагбхата. К аюрведе отно­сятся многие сферы знания, в том числе: 1) чикитса, общая медицина, 2) шалья, хирургия, 3) дехавритти, физиология, 4) нидана, диагностика, 5) дравьявидья, фармакология, 6) агада-тантра, метод противоядий, 7) стри-тантра, гинеко­логия, 8) пашу-видья, ветеринария, 9) каумара-бхритья, педиатрия, 10) урдхванга, болезни органов головы, 11) бхута-видья, демонология, 12) расаяна, наука о то­низации и омоложении, 13) ваджикарана, половое омоложение. Сушрута (ок. 600 г. до н. э.) был одним из первых известных истории хирургов, но его "Сушру-та-самхиту" изучают по сей день. (Гиппократ, греческий отец медицины, жил двумя столетиями позже.) Целью аюрведы являются аюс, "долгая жизнь", и аро-гья, "отсутствие болезней", которое способствует продвижению к высшим духов­ным целям. Здоровье достигается сбалансированием энергий (особенно дош, те­лесных сред) на всех уровнях бытия, тонких и грубых, посредством бесчисленных методов, подбираемых в соответствии с конституцией, образом жизни и природ­ными качествами индивидуума. Сходные холистические медицинские системы распространены во многих культурах, особенно у китайцев, американских индей­цев и коренных африканцев. См.: доша.

Аяппан. Бог недавно образовавшейся секты, члены которой совершают паломни­чества на вершину Сабарималай, священного холма в Керале, где он, как говорят, является по ночам как божественный свет. Аяппан почитается как сын Вишну и Шивы (Хари и Хары). Его вахана — тигр.

 

Б

 

Бадараяна. Автор Брахма-сутр. См.: Брахма-сутра.

 

балипитха. "Место предложения". В агамических храмах представляет собой обычно каменное возвышение в форме перевернутого лотоса возле дхваджас-тамбхи, храмового флагштока. Здесь приходящие в храм преданные оставляют все свои негативные мысли, прежде чем войти вовнутрь. См.: храм.

Басаванна. Философ, поэт и царедворец XII века, который реформировал и оживил вира- шиваизмв Карнатаке. См.: вира-шиваизм.

Батара. Одно из индонезийских имен Шивы.

Баудхаяна-дхарма-шастра. Книга законов, связанная с Кришна-Яджурведой и ре­гулирующая вопросы ученичества, брака, домашних ритуалов, гражданского права и т. д. Ей следуют брахманы южной Индии. См.: Дхарма-шастра, Кальпа-ве-данга.

Биджджала. Царь, правивший в Карнатаке во времена Басаванны.

бинду. "Капля, маленькая частица, точка". 1) Семя или источник творения. В си­стеме 36-ти таттв — ядро или первая частица трансцендентного света, технически называемая Парабинду исоответствующая Шакти-таттве. Ученые считают, что вся вселенная до начала Большого Взрыва могла уместиться на бу­лавочной головке. Эта точка невообразимой энергии и есть Парабинду. 2) Не­большая точка, которую наносят между бровями или посредине лба красной пудрой, сандаловой пастой, глиной, косметическими красками и т. д. Это знак принадлежности к индуизму. В мистическом смысле представляет "третий глаз", или "глаз ума", который видит то, чего не видят физические глаза. Бинду носят и индусские женщины: красная точка обычно является знаком замужества, а чер­ную часто носят незамужние для защиты от злого глаза. 3) Бинду также может означать мужское семя.

 

6лагословение. Передача положительной энергии. Бывает словесным (свасти-вача-на);материально ощутимым (прасада и др. освященные субстанции); восприни­маемым как энергия (шакти);как возможность созерцания (даршаны) образа Божества, живого гуру или подвижника; как духовная сила (шактипат(а)), исхо­дящая непосредственно от Божества и передающаяся через учителя при посвя­щении (дикше);как возможность обрести божественную милость (карунья) в хо­де выполнения пуджи, паломничества (тиртхаятры), таинств (самскар), садханы и тапасьи. Обретение благословения свыше в той или иной форме — централь­ное устремление индуиста, основное в его духовной практике.

боги (санскр. махадэва, "великие светлые существа"). В Танце с Шивой множествен­ное число слова "бог" (в настоящем русском переводе — с маленькой буквы) относится к высоко продвинутым существам, пребывающим в своих светящихся духовных телах на причинном плане. Бог (с большой буквы), или Всевышний Бог, — это Шива, Создатель. Боги (с маленькой буквы), дэвы и махадэвы, являются Его творениями. См.: дэва.

Бог Верховный, Всевышний Бог, источник или творец всех других богов, существ и всего мироздания.

Богиня. Женское представление или манифестация Божественного; Шакти или Дэви. Богиней может называться восприятие или изображение в женском образе существа причинного плана (махадэвы), которое в своем естественном состоянии не имеет пола. Чтобы показать, что Божественное трансцендентно по отношению к полу и сексуальности, иногда Бога изображают сочетающим в себе признаки обоих полов, — таковы, например, Ардханаришвара, "Господь наполовину жен­ского пола", или Господь Натараджа, который носит женскую серьгу в одном ухе и мужскую — в другом.

Богореализация. Прямое и личное переживание Божественного внутри себя. Этот термин может относиться к: 1) савикальпа-самадхи ("энстазии с формой") раз­личных уровней, от переживания внутреннего света до реализации Саччиданан-ды, чистого сознания или первичной субстанции, протекающей через все формы, или 2) нирвикальпа-самадхи ("энстазии без формы"), союзу с трансцендентным Абсолютом, Парашивой, Богом-«Я», что за пределами времени, формы и прост­ранства. В Танце с Шивой термин Богореализация используется по отношению к обоим видам самадхи, в то время как Самореализация относится только к нир-викальпа-самадхи. См.: раджа-йога, самадхи, Самореализация.

бодхака. "Пробуждающий". Духовный учитель. См.: гуру, садгуру, ачарья.

Брахма (в русской передаче иногда Брама). Имя Бога в Его аспекте Создателя. Шиваиты считают Брахму, Вишну и Рудру тремя аспектами Шивы. Смарты груп­пируют Брахму, Вишну и Шиву в святую троицу, в которой Шива выполняет функцию разрушителя. Брахму-Создателя не следует смешивать с: 1) Брахманом, трансцендентным Абсолютом Упанишад; 2) Брахманами (в ед. числе — Брахма-на), классом ведических текстов; 3) брахманами (в ед. числе — "брахман"), инду­истской кастой священников. См.: Брахман, Парамешвара.

брахмавада. "Учение о Брахмане". Один из синонимов веданты (особенно адвайта-веданты).

 

Брахма-мухурта. "Время Бога". Очень благоприятное время для садханы. У ин-дуистов принято просьшаться до этого времени, принимать ванну и начинать утреннее поклонение. Брахма-мухурта длится около 1,5 часов. Это последняя мухурта ночи в 8-мухуртной системе или последние три мухурты ночи в 15- или 16-мухуртной системе. Соответственно, ее точная длительность — 144 или 135 минут. См.: мухурта.

Брахма(н). "Высший Дух; Высшее Бытие; Абсолют; Бесконечно распространивший Себя" (от корня брих, "распространяться, возрастать, увеличиваться"). Имя Все­вышнего Бога в Ведах, где Он описывается как: 1) трансцендентный Абсолют, 2) всеподдерживающая и всепроникающая Энергия (Шакти) и 3) Верховный Гос­подь, или Изначальная Душа. В шиваитских Агамах и других писаниях исполь­зуется слово Парашива для обозначения Брахмана. Таким образом, для шиваитов и шактистов Брахман и Шива суть одно и то же. Брахман рассматривается обычно с двух позиций: 1) Ниргуна-Брахман, «Бог без качеств», — бесформенная Абсо­лютная Реальность, Парабрахман, Парашива, полностью трансцендентный по отношению ко всему существующему (и даже к Парашакти!) и 2) Сагуна-Брах-ман, «Бог с качествами»; Шива, проявляющий Себя как Парашакти и Парамеш-вара; вездесущий, всеведущий, всемогущий, всенаполняющий и вселюбящий Бог. Не следует путать термин Брахма(н) с: 1) Брахмой, создателем материального мира; 2) Брахманой (мн. число — Брахманы), классом ведических текстов -шрути; а также с 3) брахманом (брамином), индуистским высококастовым жрецом. См.: Парамешвара, Парашакти, Парашива.

брахман (брамин) (санскр. брахмана). Высшая каста индусского общества, выпол­няющая функции священников и духовных учителей. В широком смысле — лю­бая духовно высокоразвитая душа, тяготеющая к постижению Брахмана (Бога) и ведущая одобренный предписаниями Вед и Агам образ жизни. См.: варна-дхарма. Брахмана. 1) Один из четырех больших разделов каждой из Вед; посвящен в ос­новном деталям яджни, или священного поклонения огню, и специфическим обязанностям и правилам поведения для священников, но также богат и философским содержанием. 2) Первая из четырех варн, или общественных клас­сов, к которой принадлежат благочестивые души исключительной учености, в частности священники, учителя и видящие руководители человечества. Предс­тавитель этой варны в русской передаче называется брахман или брамин. Брахманда. "Яйцо Брахмана". Вся вселенная в целом; проявленный космос. См.: лока, три мира.

 

брахманистская традиция, брахманизм. Традиционный уклад жизни брахманов, сложившийся в поздневедический и постведический период и состоящий в изу­чении Вед, рецитации мантр и гимнов, совершении жертвоприношений от име­ни себя самого и других. Часто используется как синоним смартизма.

брахма-рандхра. "Врата Брахмана". Также известна как нирвана-чакра. Едва замет­ное отверстие на макушке головы, место выхода канала сушумны, через который кундалини поднимается. Только полностью очищенные души покидают тело че­рез "врата Брахмана". См.: джняна, кундалини, видеха-мукти.

Брахма-сутра (-сутры). Известны также как Веданта-сутры. 550 афоризмов, сос­тавленных Бадараяной (ок. 400 г. до н. э.). Первое систематическое изложение упанишадической мысли. Афоризмы так кратки, что практически не понятны без комментариев. Посредством интерпретации этого текста, а также самих Упанишад и Бхагавад-гиты более поздние школы веданты выражали и формулировали свои собственные воззрения на упанишадические принципы. Третье название, под которым известна эта важная работа, — Шарирака-сутры, "афоризмы о во­площенной душе". См.: Упанишада, веданта.

Брахма-сутра-бхашья. Объемный комментарий Шрикантхи (XIII век) к Брахма-сутрам, имевший целью подвести ведический фундамент под шиваитский огра­ниченный недуализм (шива-адвайту). См.: шива-адвайта, веданта.

 

Брахма-сутра-шанкара-бхашья. Объяснение одного из трех главный трактатов по философии веданты, данное Шанкарой. См.: смарта.

брахмачари(н). Неженатый ученик, практикующий воздержание, строго соблюда­ющий некоторые обеты и религиозные дисциплины, включающие садхану, пре­данное служение и послушание духовному наставнику. Брахмачарины обычно живут в ашраме вместе со своим гуру. По окончании периода брахмачарьи (духов­ного ученичества и послушания) брахмачарин либостановится женатым миряни­ном (грихастхой), либо принимает полные монашеские обеты, становясь саннь-ясином. Это же слово часто используется для обозначения неженатого молодого человека в возрасте от 12 до 24 лет (или даже вплоть до женитьбы). См.: ашрама-дхарма, санньяси, монах.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.)