АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шабдакоша 12 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

пуджари (хинди). "Поклоняющийся". Индуистский храмовый жрец, а также лю­бой, кто выполняет пуджу. На санскрите это слово звучит пуджака, на тамильском — пусари. Еще один термин, обозначающий жреца, в южной традиции — арчака.

Пурохита — это жрец смартистской брахманской традиции, специализирую­щийся на домашних ритуалах. См.: пуджа.

пумсавана. "Мужской ритуал; призывание ребенка мужского пола". Традицион­ный обряд, выполняемый на ранних стадиях беременности, — моление о сыне. См.: самскары рождения.

пунарджанма. "Реинкарнация". От санскр. пунах, "снова и снова", и джанма, "рож­дение". См.: реинкарнация.

пунья. "Святой; добродетельный; благоприятный". 1) Хороший или праведный. 2) Действие, заслуживающее почета. 3) Почет, достигаемый посредством пра­вильных мыслей, слов и действий. Пунья включает все виды благих деяний, от простейшей помощи ближнему до целой жизни сострадательного творения блага. Каждый акт пуньи влечет за собой кармические последствия (кармапхала), или "плод деяния", — награду за действия, слова и мысли, которые придержива­ются дхармы. Пробужденные психики, развившие в себе ясновидение, легко видят пунью, накапливающуюся во внутренней подсознательной ауре, как разноцвет­ную, свободно текущую, легкую астральную, или праническую, субстанцию. Пу­нья видна как светлые, пастельные цвета, в то время как ее противоположность, папа, — как более темные цвета, обычно статичные и неподвижные. Цветовая гамма оттенков папы и пуньи во многом напоминает современную экспрессио­нистскую живопись. Цвета пуньи порождают удовлетворение, глубокую радость, чувство безопасности и бесстрашия. Папа может растворяться, а пунья создавать­ся благодаря покаянию (праяшчитта), аскетизму (тапас) и благим деяниям (сук-ритья). Пунья приобретается добродетельной жизнью, следующей многогран­ным законам дхармы. Пунья зависит от чистоты действий с учетом многих фак­торов, в том числе 1) кармы и эволюции индивидуума, 2) степени жертвенности и неэгоистической мотивации и 3) времени и места. Например, добродетельные поступки, садхана, тапас и покаяние более похвальны, когда выполняются в свя­тых местах и в благоприятное время. В Тирумантирам (105) говорится, что «по­мощь, оказанная другому, измеряется не затратами помогающего, а достоинст­вом того, кому помогают». Другими словами, небольшая помощь великой и до­стойной душе приносит больше пуньи, чем большая помощь, оказанная менее достойной личности. См.: аура, карма, папа, покаяние.

Пурана. "Древнее". Индуистские народные сказания, содержащие этические и кос­мологические учения о Боге, человеке и мире. Пураны вращаются вокруг пяти тем: первотворение, вторичное творение, генеалогия, циклы времени и история. Существует 18 главных Пуран, которые классифицируются как шиваитские, вишнуитские или шактистские. К главным Пуранам относятся: 1) Брахма-пурана, 2) Падма-пурана, 3) Вишну-пурана, 4) Шива-пурана, 5) Бхагавата-пурана (Шри-мад-Бхагаватам), 6) Нарада-пурана, 7) Маркандея-пурана, 8) Агни-пурана, 9) Бха-вишья-пурана, 10) Брахма-вайварта-пурана, 11) Вараха-пурана, 12) Линга-пурана, 13) Сканда-пурана, 14) Вамана-пурана, 15) Матсья-пурана, 16) Гаруда-пурана, 17) Брахманда-пурана, 18) Курма-пурана. См.: смрити, Бхагавата-пурана.

пурнима. "Полный". Полнолуние. См.: Гуру Пурнима.

пурохита. "Передний; лидер; семейный священник". У смартовбрахман-жрец, специализирующийся на домашних церемониях. См.: смарта.

пуруша. "Дух, пребывающий в теле или во вселенной". Личность; дух; человек. В метафизическом смысле — душа, не имеющая пола. В йоге и санкхье — трансцен­дентное "Я". Синоним атмана. Пуруша также может обозначать Высшее Сущес­тво или Душу, как иногда в Упанишадах. В гимне Ригведы "Пуруша-сукта" пуруша — это космический человек, у которого тысяча голов, тысяча глаз, тысяча рук и ног, охватывающий всю землю, распространяющийся во всех направлениях в одушевленные и неодушевленные вещи. В системе санкхья пуруша — это одна из двух высших безначальных реальностей, каковыми являются материя и дух, пракрити и пуруша, женский и мужской принципы. Пуруша есть покоящийся, непроявленный аспект реальности, в отличие от пракрити, проявляющегося, — первичной природы, из которой развертывается космос. В шиваитской космо­логии пуруша является 25-й из 36-ти таттв, на один уровень тоньше, чем пра­крити. За их пределами лежат тонкие сферы шуддха-майи. Парашива трансцен-дирует все таттвы. См.: атман, джива, пракрити, душа, таттва.

пурушартха. "Человеческое богатство или назначение". Четыре цели, к которым люди могут на законных основаниях стремиться. Также называются чатурварга, "четверичное добро", и являются основой индуистской этики. 1) Дхарма: "пра­ведная жизнь". Осуществление добродетели, добросовестный труд, выполнение обязанностей и долга, соблюдение ограничений и предписаний — т. е. служение обществу. Это включает в себя и поиск истины под руководством гуру изкакой-либо парампары и сампрадайи. Дхарма имеет четыре основные формы. Она явля­ется руководителем артхи и камы. См.: дхарма. 2) Артха: "богатство". Матери­альное благополучие, деньги, имущество. Артха — это стремление к богатству при главенстве дхармы. Включает в себя удовлетворение основных потребностей — в пище, одежде и жилище — и распространяется на содержание уютного дома, семьи, осуществление успешной карьеры и выполнение религиозных обязаннос­тей. В самом широком понимании богатство означает финансовую независи­мость, отсутствие долгов, наличие достойных детей, хороших друзей, свободного времени, верных слуг, надежных служащих, а также радости даяния, включая церковную десятину (дашамамшу), кормление бедных, поддержку студентов, за­щиту всех существ, содержание семьи и гостеприимство. Артха определяет не столько богатство, сколько качество жизни и обеспечивает личную и социальную безопасность, необходимую для камы, дхармы и мокши. Она позволяет домохо­зяину выполнять пять ежедневных жертвоприношений (паньча-махаяджня): Бо­гу, предкам, дэвам, всем существам и людям. См.: яджня. 3) Кама: "удовольствие, наслаждение; любовь". Земная любовь, эстетическое, культурное и интеллекту­альное удовлетворение, мирские удовольствия (включая сексуальное), радости семьи. См.: Кама-сутра. 4) Мокша: "освобождение". Свобода от перерождений, достигнутая посредством высшего достижения, реализации Личного Бога, Па-рашивы. Духовные достижения и сверхсознательные радости, отречение и йога, ведущие к Самореализации. Мокша приходит при осуществлении дхармы, артхи и камы (на тамильском языке называемые арам, поруль и инбам и объясняемые Тируваллуваром в Тирукурале) в текущей или прошлых жизнях, благодаря чему личность больше не привязана к мирским радостям и печалям. Это высшая цель жизни, или парамартха. См.: освобождение, мокша.

пуруша-дхарма. "Мужской кодекс поведения". См.: дхарма.

пустота. Пустое пространство. В индуистской философии — отсутствие времени, формы и пространства. Бог Шива в Своем совершенстве Парашивы является священной пустотой, но не "такой, как пустота внутри пустой коробки... [Это] полнота всего". См.: Парашива.

путь (санскр. марга или пантха). В индуизме путь является очень важным поня­тием. Путь просветления (спасения, мокши): ведет к конечным целям Саморе­ализации и освобождения. Универсальный путь: духовный путь, которым следу­ет все сущее, двигаясь к состоянию Божественности. Путь дхармы: соблюдение принципов добродетельного поведения. Два пути: пути монаха и домохозяина, один из которых должен выбрать каждый молодой человек-индуист. Несравнен­ный (высший) путь: духовный путь (путь отречения) как благороднейшее из человеческих предприятий. Прямой путь: путь, ведущий прямо к цели, без кар­мических окольных блужданий. На пути находится тот, кто серьезно учится и выполняет садхану, чтобы усовершенствовать внутреннюю и внешнюю природу. Наш праведный путь в жизни: личная дхарма, свадхарма, лучший путь, которым можем следовать лично мы. "Истина одна, путей много": индуистский девиз ве­ротерпимости. Индуисты согласны с тем, что существуют различные Пути, по которым можно идти к конечной цели. См.: дхарма, пада.

 

Р

Равана. Злодей из эпоса Рамаяна. Легендарный царь Шри-Ланки, противник Рамы, побежденный Рамой и его армиями.

раджа-йога. "Царь всех йог" или "царская йога". Также известна как аштанга-йога, "восьмичленная йога". Классическая система йоги, основанная на восьми после­довательных стадиях пути к Просветлению и описанная в различных Упаниша-дах, Тирумантирам и особенно — в Йога-сутрах Патанджали. Восемь членов этой йоги следующие. 1) Яма: "ограничения". Правила добродетели и морали, обеспечивающие чистоту ума, свободу от гнева, ревности и подсознательных за­блуждений, которые могут подавлять процесс медитации. 2) Нияма: "предписа­ния". Религиозные практики, которые культивируют в человеке высшие качест­ва, такие, как преданность, смирение и сдержанность, обеспечивая утончение природы и контроль над умом, необходимые для сосредоточения и финального погружения в самадхи. 3) Асана: "сидение или поза". Здоровое тело необходимо для успеха в медитации. Для этого существует хатха-йога, позы которой приво­дят к балансу энергии ума и тела, укрепляют здоровье и дают безмятежность сознания. 4) Пранаяма: "овладение жизненной силой". Контролирование дыха­ния, которое успокаивает читту и уравновешивает иду и пингалу. Пранаяма — это наука управления праной посредством дыхательных техник, в которых варьи­руется длина вдоха, задержки дыхания и выдоха. Подготавливает ум к глубокой медитации. 5) Пратьяхара: "отведение". Практика отведения сознания сначала от физических объектов (например, надо не слышать шума во время медитации), затем постепенного сведения на нет эмоций, интеллекта и, наконец, самого ин­дивидуального сознания, с целью слияния с Абсолютом. 6) Дхарана: "сосредото­чение, концентрация". Фокусирование ума на единственном объекте или мысли. Уму нельзя позволять блуждать. Когда концентрация поддерживается достаточ­но долго и глубоко, медитация приходит естественным образом. 7) Дхьяна: "ме­дитация". Спокойное, бодрое, мощно сосредоточенное состояние, в котором в поле сознания вливается новое знание и спонтанное видение. Это состояние ста­новится возможным после того, как ум очищен или успокоен. 8) Самадхи: "пре­бывание в своей самости, созерцание". Состояние истинной йоги, в котором ме-дитатор и объект медитации суть одно. См.: асана, самадхи, йога.

раджанья. "Правящий". Синоним слова кшатрия. См.: варна-дхарма.

раджас. "Страсть; активность". См.: гуна.

Радхакришнан,Сарвепалли (1888—1975). Президент Индии с 1962 по 1967 гг., уче­ный, философ, писатель, блестящий оратор, бывший подлинным рупором ин­дуизма. Наряду с Вивеканандой, Тагором, Ауробиндо и др., способствовал на­ступлению нынешнего возрождения индуизма. Благодаря ему индуизм лучше узнали и оценили как в Индии, так и за границей, особенно в интеллектуальном мире. Выдающийся проповедник панентеизма. См.: веданта.

Рама. Почитаемый герой эпоса Рамаяна и одна из двух популярнейших инкарнаций Вишну, наряду с Кришной. Поклонение ему почти универсально среди вишнуи­тов и широко распространено среди смартов и других либеральных индуистов. Рама был великим почитателем Шивы, и в его честь на южной оконечности Ин­дийского полуострова был построен храм Шивы, называющийся Рамешварам.

Рамакантха I (ок. 950 г.). Великий представитель шайва-сиддханты в линии Агхо-рашивы.

Рамакантха II (ок. 1150 г.). Великий представитель шайва-сиддханты, учитель Агхорашивы.

Рамакришна (1836—1886). Один из великих святых и мистиков современного ин­дуизма и представитель монистического теизма — пылкий преданный Матери Кали и непреклонный монист, учивший единству и поискам нирвикальпа-сама-дхи, реализации Абсолюта. Он был гуру великого Свами Вивекананды (1863—1902), сделавшего индуистское мышление и философию интернацио­нальными.

Рамана Махарши, Шри (1879—1950). Южноиндийский святой-отшельник, возро­ждавший адвайту. См.: веданта.

Рамануджа (1017—1137). Святой, великий бхакта, основатель одной из пяти ос­новных вишнуитских школ, считающийся величайшим критиком адвайты. В своей знаменитой Шри-бхашье (комментарии) к Брахма-сутрам сопоставил по пунктам абсолютный монизм Шанкары и свой ограниченный монизм, вишиш-тадвайта-веданту. См.: шад-даршана, веданта.

Рамараджа (1478—1565). Последний царь южноиндийской империи Виджаянага-ра.

Рамаяна. "Жизнь Рамы". Один из двух великих эпосов Индии (Итихас), наряду с Махабхаратой. Рассказанная Вальмики трагическая история любви Рамы и Си-ты, жизнь которых является высоким образцом благородства и достоинства для придерживающихся индуистской дхармы. Астрономические данные, приведен­ные в эпосе, позволяют датировать правление Рамы примерно 2015 г. до н. э. См.: Рама.

Рампрасад (1718—1775). Великий бенгальский святой, поэт -бхакта, писавший гимны Шакти.

раса. С научной точки зрения, каждая из пяти рас человечества (кавказоидная, монголоидная, конгоидная, австралоидная и капоидная) является подвидом вида Homo sapiens. Подвид — это ветвь данного биологического вида, имеющая небольшие, но важные отличия от других ветвей, обитающих в других районах. У любой расы не так много уникальных черт. Расовое своеобразие складывается из сочетания нескольких черт. Точное определение расы можно произвести пос­редством анализа крови или расчета определенных пропорций тела. Девяносто восемь процентов всех индуистов принадлежат к кавказоидной расе. Среди индуистов есть много монголоидов в Непале и Ассаме, а также австралоиды (например, племена гондов и бхилов в Индии). Северные и южные индийцы входят в число 2,5 млн. кавказоидов Земли, характерными чертами которых явля­ются прямые или волнистые волосы, тонкие губы, маленькие или средние зубы, глаза цветов от голубого до карего и высокое содержание генов крови Gm и А2-Rh. Часто понятие расы ошибочно связывают с цветом кожи, но сейчас уже уста­новлено, что цвет кожи является просто адаптацией к климату: в течение многих поколений у людей в северных зонах проявляется более светлый оттенок кожи, чем у их южных соплеменников.

расатала. "Подземная область". Пятая чакра ниже муладхары с центром в лодыж­ках. Соответствует пятому астральному нижнему миру, называемому риджиша ("изгнанный") или расатала. Область эгоизма, самовлюбленности и собствен­ничества. Раса означает "земля, почва; влажность". См.: лока, нарака, чакра.

расширенная семья. См.: брихат-кутумба.

Раурава-агама. Одна из 28-ми Агам шайва-сиддханты. Передана Господом Шивой мудрецу Руру (отсюда и название). Ее обширный раздел по крия-паде подробно описывает структуру храма Шивы и его пристроек.

Раху. "Захватчик". В индуистской астрологии Раху является одной из девяти важ­ных планет (граха), но планетой невидимой или "астральной", как и ее противо­вес, Кету. С астрономической точки зрения, это одна из двух точек небесной сферы, в которых Луна пересекает эклиптику, или путь, Солнца. Точка, в которой Луна пересекает эклиптику, двигаясь с юга на север, — это Раху, так называемый "северный узел" орбиты. "Южный узел" — это Кету. Раху и Кету изображаются в виде змееобразного демона или дракона, охватывающего Землю кольцом. Кету — это хвост дракона, а Раху — голова. Считается, что оба они могут наводить ужас на людей. См.: джйотиша.

реинкарнация (воплощение, перерождение, метемпсихоз, трансмиграция, санскр. пунарджанма). Принятие душой нового физического тела в процессе зачатия и рождения. Реинкарнация — один из фундаментальных принципов индуистского духовного знания, разделяемый мистическими школами почти всех религий, в том числе джайнизма, сикхизма, буддизма (и даже христианства до Никейского Собора в 787 г.). Без принятия того, что душа переживает много жизней, нельзя понять другие аспекты индуизма. Цикл реинкарнации начинается на тонком пла­не (в антарлоке), где души пребывают до рождения и куда возвращаются после смерти. Там им помогают подготовиться к новому рождению. Количество и при­рода рождений зависят от прошлых деяний (карм) и от того, что нужно для уникального пути развития и опыта (т. е. дхармы) каждой души. Мать, отец и сама душа вместе создают новое тело для души. В момент зачатия душа соединяется и безвозвратно связывается с эмбрионом. Как только яйцеклетка оплодотворяется, начинается новая человеческая жизнь. Примерно в середине срока беременности достигается полное очеловечивание плода и душа полностью вселяется в новое тело. Признаком этого является начало шевеления ребенка в материнской утробе. Наконец, при рождении душа входит в земное сознание. От нее заслоняется память о прошлых жизнях и внутренних мирах. Цикл реинкарнации заканчива­ется, когда вся карма растворена и достигнута реализация Бога-Самости (Пара-шивы). Это освобождение от перерождений называется мокша. Далее душа про­должает развиваться и созревать, но без необходимости возвращения к физичес­кому существованию. Сколько земных рождений требуется для достижения не­достижимого? Многие тысячи, но их число можно уменьшить посредством тапаса, аскетизма на всех уровнях и совершения добрых деяний. См.: эволюция души, карма, сансара, душа.

религия. От латинского religare, "восстанавливать связь". Любая система, основан­ная на вере и поклонении Верховному Существу или Силе. Религия — это струк­тура, созданная для развития и прогресса души. Обычно включает в себя тео­логию, писания, духовные практики и моральные законы, институт жречества или духовенства и богослужение. См.: индуизм.

Ренукачарья. Вира -шиваитский философ и святой.

рецитация (лат.). "Чтение вслух, рассказывание". Чтение вслух, или декламация, священных писаний или мантр.

Ригведа. "Веда стихов (санскр. рик) ". Первая и древнейшая из четырех Вед — соб­раний откровенных писаний (шрути), включающих в себя собрания гимнов (Самхиты), пояснительные руководства для священников (Брахманы), лесные трактаты (Араньяки) о деталях ведических ритуалов и философские диалоги (Упанишады). Как и другие Веды, Ригведа была введена в земное сознание не сразу, но постепенно, на протяжении периода предположительно нескольких тысячеле­тий. Древнейшей ее частью и ядром является Самхита, которой, как считается, в устной форме 8 тысяч лет, а в записанной на архаичном санскрите — около 3 тысяч лет. Она состоит из более чем 10 тысяч стихов (риков), обычно из трех или четырех строк, которые образуют 1028 гимнов (сукт), организованных в десять книг, именуемых мандалами. Они содержат молитвенные гимны, восхваляющие и призывающие божеств природы и Единое Божество, духовные размышления, полные глубокого благоговения перед силами природы, каждая из которых почи­талась как священная и живая. Риши, которые развертывали эти излияния обо­жания, воспринимали хорошо упорядоченный космос, в котором дхарма являет­ся способом согласования с небесными мирами, из которых нисходит вся правед­ность и процветание. Главным для них являлись взаимоотношения человека с Богом и миром и призывание тонких миров в мирское существование. Молитвы просят Бога о счастливой семейной жизни, богатстве, удовольствии, изобилии скота, защите от врагов, силе в бою, счастливом браке, потомстве, долголетии, мудрости, реализации и окончательном освобождении от перерождений. Ригве-да-самхита, которая по объему равняется гомеровским Илиаде и Одиссее вместе взятым, — важнейшее собрание гимнов, так как у нее заимствуют множество гимнов другие три Веда-самхиты (Сама, Яджур и Атхарва). Хронологически пос­ле Самхит идут Брахманы, за ними Араньяки и, наконец, Упаниишды, также из­вестные под совокупным названием веданта, что значит "конец Вед". См.: шрути, Веды.

puma. "Священный порядок, космический закон; истина".См.: дхарма.

ритукала. "Должное время". Время наступления менструаций у девушек. Тради­ционная церемония, которой отмечается это важное событие в жизни девушки, означающее вхождение в мир взрослых. Слово риту также означает "время пло­дородия". См.: самскары взрослой жизни.

риши. "Видящий". Просветленное существо, наделенное сверхчувственным вос­приятием, видением и мудростью. В ведические времена риши жили в лесных или горных скитах, в одиночестве или с учениками. Эти риши были теми великими душами, которые вдохновенно передали нам Веды. Говорят, что семь риши (сап-та-риши), упомянутых в Ригведе, до сих пор руководят человечеством из внут­ренних миров. См.: шрути.

Рудра. "Управляющий ужасными силами" или "красный, сияющий". Имя Шивы как Бога растворения; вселенская сила поглощения, замыкающего цикл сущест­вования. Рудру почитают как "ужасающего" и как "владыку слез", ибо Он владеет и управляет ужасными силами, которые могут вызывать плач людей. См.: Ната-раджа.

рудракша. "Глаз Рудры" или "красный глаз". 1) "Третий глаз", или аджня-чакра. 2) Красно-коричневые, со сложным рельефом, размером с крупную виноградину, семена Eleocarpus ganitrus, или голубого мраморного дерева. Посвящены Шиве и символизируют Его сострадание к человечеству. Ожерелья из больших семян, рудракша-малы, монахи носят на шее. Немонахи часто носят одну бусину руд-ракши на шнурке у горла. Из меньших по размеру семян делают четки для джапы (повторения мантр), обычно из 108 бусин. См.: джапа, мантра.

 

Рудрашамбху (ок. 775 г.). Основной гуру шиваитского монашеского ордена Амар-дака в Удджайне, одном из самых святых для шиваизма городов. Эта секта пос­тавляла царю советников вплоть до мусульманского завоевания около 1300 г.

Рудраямала-тантра. Одна из наиболее почитаемых в тантрической традиции Шакта-агам, посвященная, в основном, вопросам культа. Признается как авто­ритетное писание также некоторыми шиваитскими школами (например, каш­мирскими шиваитами). См.: Агама, Тантра, шактизм.

 

С

савикальпа-самадхи. "Энстазия с формой и семенем". См.: раджа-йога, самадхи, энстазия.

Сагуна Брахман. "Бог с качествами". Личностный Господь. См.: Брахман, Парамеш-вара.

садачара. "Добродетель; морализм; праведный образ жизни". 1) Один из важней­ших принципов дхармы. 2) В вира-шиваизме — один из пяти этических прин­ципов веры. См.: дхарма, яма-нияма, вира-шиваизм, пада.

Садашива. "Вечно благой". Имя Первичной Души, Шивы, синоним Парамешвары, проявляющегося в физическом бытии садгуру. Имя Садашива, в частности ука­зывает на силу милости откровения (ануграха-шакти), третьей таттвы, после которой появляются остальные четыре божественые энергии Шивы. Эта пяте­ричная манифестация, или проявление деятельности Бога в космосе отражена в иконографической форме пятиликого Садашивамурти. Лицо, глядящее вверх, — это Ишана (энергия откровения). На восток смотрит Татпуруша, "высшая ду­ша" (энергия сокрытия). На запад смотрит Садйоджата, "быстророждающий" (энергия сотворения). Северный лик — Вамадэва, "красивый, милый" (энергия сохранения). Южный — Агхора, "не страшный" (энергия поглощения). Первые четыре лика открыли Веды. Пятый лик, Ишана,Агамы. Эти пять ликов также называются Садашива, открывающий; Махешвара, сокрывающий; Брахма, тво­рец; Вишну, хранитель; и Рудра, разрушитель. См.: Парамешвара, татва.

садгуру (также сатгуру). "Истинно весомый". Духовный наставник, обучающий высочайшему достижению. Тот, кто осознал предельную Истину, Парашиву, в нирвикальпа-самадхи. Дживанмукта, способный безопасно вести других по ду­ховному пути. Это всегда санньясин, неженатый и отрекшийся от мира. Все шко­лы индуизма учат, что милость и руководство живого садгуру необходимы для Самореализации. Его признают и почитают как воплощение Бога, Садашивы, источник милости и освобождения. См.: гуру.

садгурунатха. "Господь и истиный гуру". Слово, позволяющее очень уважительно и почтительно упоминать своего духовного наставника. См.: садгуру.

садхака. "Получивший образование; преданный, который выполняет садхану". Че­ловек, серьезно стремящийся к самореализации и постигающий духовные дис­циплины; обычно соблюдает целибат и находится под руководством гуру. Носит белую одежду и может принимать различные обеты, но не является санньясином. См.: садхана.

садхана. "Эффективное средство достижения". Религиозные или духовные дисцип­лины, такие, как пуджа, йога, медитация, джапа, пост и аскетизм. В результате садханы укрепляется сила воли, вера в Бога, уверенность в себе, доверие к богам и гуру. Садхана обуздывает и преображает инстинктивно-интеллектуальную при­роду, делая возможным постепенное духовное раскрытие, реализацию сверхсоз­нательного и врожденных способностей души. См.: раджа-йога, пада.

садхана-марга. "Путь садханы". Термин, использовавшийся Мудрецом Йогасвами для обозначения его предписания для всех искателей Истины. Путь интенсивных усилий, духовной дисциплины и постоянной внутренней трансформации, а не теоретической и интеллектуальной учебы. См.: мистицизм, пада, садхана.

садхви. См.: садху.

садху. "Добродетельный; прямой; непогрешимый";. Святая личность, посвятившая себя поиску Бога. Садху не обязательно должен быть йогом или санньясином, он также может не быть связан с каким-либо гуру или линией духовной традиции. У садху обычно нет постоянного жилища, они странствуют, живя подаянием. Бес­численных садху можно найти на дорогах и обочинах, в горах, на берегах рек, в ашрамах ипещерах по всей Индии. Самим своим существованием они оказывают глубокое стабилизирующее воздействие на сознание Индии и мира. Женский эк­вивалент термина садхусадхви.

сакха-марга. "Путь друга". См.: достижение, пада.

сакши. "Свидетель". Осознавание, внутреннее сознание — свидетель души. См.: осознавание, сознание, чит, душа.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)