АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сиддха-сиддханта

Читайте также:
  1. Второстепенные писания
  2. Индуизм
  3. Натха-сампрадая
  4. Начало западного календаря. Наша эра.
  5. Шабдакоша 1 страница
  6. Шабдакоша 10 страница
  7. Шабдакоша 13 страница
  8. Шабдакоша 14 страница
  9. Шабдакоша 17 страница
  10. Шабдакоша 4 страница
  11. Шабдакоша 6 страница

Сиддха-сиддханта, или шиваизм Горакшанатхи, как принято считать, происходит от линии ранних аскетических орденов Индии. Горакшанатха был учеником Матсьендранатхи, святого-покровителя Непала, почитаемого не только индусами, но и некоторыми эзотерическими буддийскими шко­лами. Горакшанатха жил, вероятнее всего, в десятом веке и писал на хинди. Историки связывают линию Горакшанатхи с линией пашупатов и их позд­нейших преемников, а также с сиддха-йогой и агамическими традициями. Сами сторонники Горакшанатхи утверждают, что Матсьендранатха получил тайные шиваитские истины непосредственно от Шивы, как и Адинатха, и, в свою очередь, передал их Горакшанатхе. Эта школа систематизировала прак­тику хатха-йоги и, собственно, создала почти всю хатха-йогу, как она препо­дается сегодня.

Горакшанатха, выдающийся гуру и автор "Сиддха-сиддханта-паддхати" ("Исследования учений адептов"), был человеком огромной духовной мощи и на редкость практичным. О его жизни до отшельничества нам ничего не известно; существует мнение, что он был родом из Пенджаба. За двенадцать лет ученичества у своего прославленного гуру, Матсьендранатхи, он овладел высокими оккультными науками йоги традиции натхов. Странствуя по се­верной Индии от Ассама до Кашмира, он поклонялся Шиве в храмах, пос­тигая Его в глубочайших самадхи и пробуждая в себе многие из сиддхи (могуществ) адепта шиваизма. Создав двенадцать духовных орденов с монастырско-храмовыми ком­плексами по всей северной Индии, Горакшанатха популяризовал свою школу и обеспечил защиту очагов шиваизма от мусульманской власти. Матсьендранатха еще раньше совершил то же самое в Непале, где его и по сей день чтут как святого-покровителя страны. Ученые считают, что йога Горакшанатхи является развитием традиций ранних пашупатов и связанных с ними аскети­ческих орденов, поскольку их практика и философия во многом схожи.

Для обычного общества сиддха-йоги Горакшанатхи были личностями магнетическими и незабываемыми - отшельники, одетые в шафранные ро­бы, с черными как смоль струящимися волосами, со лбами, белыми от свя­щенного пепла, большими круглыми серьгами, бусами рудракша и необыч­ными свистками из рога на волосяном шнурке, которые носились на шее и символизировали изначальную вибрацию, Аум. Мусульмане называли после­дователей Горакшанатхи "канпхати", что означает "те, у кого прорезаны уши" (имелся в виду ритуал про резания мочек ушей для ношения серег, иног­да чудовищных размеров). Некоторые из мусульман и сами присоединялись к канпхати, а настоятели нескольких горакшанатховских монастырей извес­тны под мусульманским титулом "пир", то есть "святой отец". Эта необычная экуменическая симпатия была чрезвычайно полезна во времена общих религиозных притеснений.

Натхи этой школы воспринимали внутреннюю и внешнюю вселенные как космическое тело Шивы (махасакара-пинда), как непрерывное расцве­тание Его как Шакти (энергии) в бесконечность душ, миров и сил. Земля и жизнь, человеческие слабости и человеческая Божественность - все это про­явленный Шива. Веря так, эти люди являли человечеству образцы духовной возвышенности и радостной преданности в храмовом служении и в паломни­чествах. В повседневной жизни, впрочем, они были сосредоточены больше на внутреннем служении и кундалини-йоге. Внутри себя они искали реализации Парасамвида, высшего трансцендентного состояния Шивы.

В книге "Вивека-мартанда" Горакшанатха дает свое понимание самадхи: "Самадхи - это название такого состояния феноменального сознания, в ко­тором присутствует совершенное осознание абсолютного единства индиви­дуальной души и Универсальной Души и в котором наблюдается полное рас­творение всех ментальных процессов. Как совершенный союз соли и воды достигается через процесс смешения (йоги), так и ум или феноменальное сознание становится абсолютно единым или тождественным с душой через процесс глубочайшей концентрации (йоги) - это и называется состоянием самадхи. Когда индивидуальность индивидуальной души полностью вливает­ся в трансцендентное единство Абсолютного Духа (Шивы) и феноменальное сознание тоже полностью растворяется в Вечном, Бесконечном, Трансцен­дентном Сознании, тогда в совершенстве осознается и реализуется самарасаттва (фундаментальное единство всех существований) - и это называет­ся самадхи".

Достигнув самарасаттвы (или самарасы), йог с тех пор всегда сохраняет осознание трансцендентного единства Бога, даже тогда, когда он восприни­мает обычный материальный мир. Таково в этой системе высшее достиже­ние.

У школы сиддха-сиддханта есть весьма примечательная концепция кайя-сиддхи, крайне продолжительной жизни и даже бессмертия для некото­рых людей. Считается, что сам Горакшанатха и многие из его последователей живы и сегодня и выполняют свою работу в потаенных местах. Точные мето­ды достижения кайя-сиддхи не описываются в их текстах, но преподаются непосредственно от гуру к ученику.

К центральным писаниям относятся "Хатха-йога-прадипика" Сватмарамы, "Гхеранда-самхита", "Шива-самхита", "Джнянамрита" и другие - всего около сорока трудов, приписываемых Горакшанатхе или его последователям. Большая часть книг посвящена хатха-йоге.

Теология сиддха-сиддханты охватывает как трансцендентного Шиву (бытие), так и имманентного Шиву (становление). Шива является действен­ной и материальной причиной. Творение и конечное возвращение души и космоса к Шиве описываются как "пузырьки, возникающие и лопающиеся в воде". Сиддха-сиддханта принимает адвайтистский опыт про двинутых йогов, не отрицая смешанного опыта единства и двойственности в обычных сферах сознания.

За прошедшие столетия выросло также большое сообщество домохозя­ев, или верующих-мирян, которые равняются на идеалы отшельников. Се­годня существует, вероятно, 750 000 приверженцев шиваизма сиддха-сиддха­нты, которых часто считают шактами или адвайта-тантриками. Среди них есть и уличные маги-заклинатели змей, и почтенные граждане, и продвину­тые садху. Школа распространена по всей Индии, но наиболее заметна в се­верной Индии и Непале. Ее приверженцы называются йогами; особое внима­ние уделяется отречению от мира - даже для домохозяев. И прежде, и в наше время глубокая теология часто отходила на второй план, и в главном фокусе внимания оказывалась кундалини-хатха-йога. Система ценностей сиддха-сиддханты часто заставляет ее последователей удаляться от общества. Эта секта также широко известна как натха, горакша-пантха и сиддха-йоги-сампрадайя. Другие ее названия: Адинатха-сампрадайя, натхаматха и сиддха-марга. Слово горакх или горакша означает "коровий пастух". (Кстати, слово "горкха" означает жителя Непала и тождественно "гуркха", названию извест­ного воинственного племени из этой страны.)

Сегодня эта традиция натхов представлена садху-горакшанатхами и многочисленными другими почтенными орденами гималайских монахов, поддерживающих дух отречения от мира в поисках "Я". Миллионы совре­менных ищущих черпают из их учений, среди которых блистает текст Сватмарамы (XVI век) "Хатха-йога-прадипика" ("Освещение йоги"). Из этих мощных древних корней почти во всех странах мира выросли школы йоги. Они напористы. Они динамичны. Они дают результаты - физические, мен­тальные и эмоциональные. Они обычно не обучают религии индуизма, но дают минимальное представление о пудже, гуру, карме, дхарме и существо­вании всепроникающей силы, которая называется энергией. Эти свободно сплетенные философские посылки и прагматические результаты, приносимые практиками хатха-йоги, пранаямы и медитации, привлекают все более широкие массы ищущих людей, воспитывавшихся в самых разных религиях. Сегодня эти школы охватывают также аюрведу, астрологию и раз­личные формы холистического целительства. Самым искренним ученикам преподается высшая медитация. Так древняя мудрость сиддха-сиддханты продолжает жить в современную эпоху и улучшает качество жизни челове­чества и помогает искателям истины достичь цели.

Шесть школ шиваизма: заключение

Сегодня все эти шесть школ шиваизма, в той или иной форме, продол­жают существовать. Их лидеры и гуру перевоплотились, подбирают нити да­лекого прошлого и протягивают их в двадцать первый век. Ищущие, которые поклоняются Шиве, тщательно выбирают одну из школ. Гуру - посвящен­ные, непосвященные или самоназначенные духовными силами, что внутри них самих, - провозглашают Бога Шиву Всевышним Богом и примыкают к той или иной шиваитской линии. Неиндуисты, привлеченные глубокой фи­лософией шиваизма, служат добровольными миссионерами. Многие пол­ностью обратились к шиваизму как к религии их души. В эту современную эпоху, в конце двадцатого века, шиваизм приобрел новую силу и мощь. Шко­лы шиваизма сообщаются между собой в любви, доброте, сострадании и по­нимании, делятся друг с другом своей силой и укрепляют слабые места друг друга.

Наш высочайший Бог Шива знал, что Его создания не одинаковы. В различном настроении и в разное время Он создал различные типы душ. Поэтому в Своей высшей мудрости Он создал эти шесть подходов к Его милости на одной общей ведическо-агамической основе - один для йогических аскетов, один для героических нонконформистов, один для мистиков кундалини, один для проницательных философов, один для бессмертных отшельников и один для преданных недуалистов. Никто не был забыт. Воис­тину, сегодня Господь Шива призывает лидеров из рядов приверженцев этих шести философских течений проповедовать Его послание в священном красноречии.

На следующей странице приведены краткие философские резюме шести школ шиваизма. На картах отмечены главные районы влияния и сосредоточения каждой из школ в штатах Индии.

Шайва-сиддханта: В монистическом теизме Риши Тирумулара (ок. 200 г.) Шива является материальной и действенной при­чиной мира, имманентным и трансцендентным Богом. Душе, сотворенной Шивой, предназначено слиться с Ним. В плюра­листическом реализме Мейкандара (ок. 1200 г.) Бог, души и мир безначальны и вечно сосуществуют. Шива является действенной, но не материальной причиной.

Пашупата-шиваизм: Эта школа, прослеживаемая со времен Лакулиши (ок. 200 г.), - бхеда-абхеда, то есть одновременно монистическая и теистическая. Она выделяет роль Шивы как высшей причины и личностного управителя души и мира. Освобожденная душа сохраняет индивидуальность в своем состоянии полного единения с Богом. Конечное слияние уподобляет­ся исчезновению звезд на небе.

Вира-шиваизм: Ставший популярным при Басаванне (1105--1167), этот вариант ограниченного недуализма, шакти-вишишта-адвайта, принимает как отличие, так и неотличимость души от Бога, уподобляя первую лучам, а второго - солнцу. Шива и космическая сила - одно и то же, но все же Шива находится за пределами Своего творения, которое реально и не иллюзорно. Бог является действенной и материальной причиной.

Кашмирский шиваизм: Оформленная Васугуптой (ок. 800 r.), эта умеренно теистическая, крайне монистическая школа, из­вестная также как пратьябхиджня-даршана, объясняет сотво-рение души и мира излучением Богом Шивой Своего динамического первоимпульса. Как "Я" всего сущего, Шива является имманентным и трансцендентным, реальным, но абстрактным Творцом-Хранителем-Разрупштелем.

Шива-адвайта: Этот монистический теизм, сформулирован­ный Шрикантхой (ок. 1050 г.), называется также шива-вишишта-адвайтой. Душа в конце концов не становится совершенно единой с Брахманом, но разделяет с Всевышним все превосход­ные качества. Аппайя Дикшита (1554- 1626) пытался предс­тавить этот союз как абсолютную идентичность - шуддха-адвайту.

Сиддха-сиддханта: Явленный Риши Горакшанатхой (ок. 950 г.), этот монистический теизм известен как бхеда-абхеда, - охватывающий как трансцендентное бытие, так и имма­нентное становление Шивы. Шива является действенной и ма­териальной причиной. Творение и конечное возвращение души и космоса к Шиве уподобляются пузырькам, рождающимся и лопающимся в воде.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)