АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шабдакоша 7 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

 

кала (с долгим вторым "а"). "Часть, сегмент; искусство или мастерство". 1) Культур­ные искусства. (См.: кала, шестьдесят четыре). 2) Пятеричное подразделение космоса, основаное на 36 таттвах и объясняемое в Шайва-агамах. Пять кал — сфер или измерений сознания —это: 1) Шантьятитакала, "сфера за пределами мира (покоя)", крайне утонченный уровень шуддха-майи (актинической энер­гии), на котором сверхсознание расширяется в бесконечное внутреннее прост­ранство, область Бога Шивы и богов; 2) Шантикала, "сфера мира (покоя)", уро­вень в шуддха-майе, на котором формы производятся из внутренних звуков и цветов и обитают великие дэвы и риши, находящиеся вне циклов реинкарнации; 3) Видьякала, "сфера знания", уровень шуддхашуддха-майи (актинодической энергии) подсверхсознательного осознания форм в их полноте в последователь­ных состояниях проявления и взаимосвязанных сил актинодических энергий; 4) Пратиштхакала, "сфера отдыха, покоя", уровень в ашуддха-майе (одической энергии) интеллекта и инстинкта; 5) Нивриттикала, "сфера погибели, разруше­ния, возвращения", уровень в ашуддха-майе, уровень физического и околофизи­ческого существования, сознательного, подсознательного и подподсознательного ума. См.: таттва.

кала, шестьдесят четыре (санскр. чатух-шашти-кала). "Шестьдесят четыре искус­ства". Классическая программа сакральных наук, искусств, ремесел и умений, не­обходимых культурному человеку, содержащаяся в различных индуистских шас-трах. Наиболее известный источник по этим вопросам — Кама-сутра, обширное руководство, посвященное чувственным удовольствиям. Кама-сутра подробно рассматривает в первую очередь 64 секретных искусства (абхьянтара-кала) эро­тической любви. Кроме того, в ней перечисляются 64 бахья-калы, или практи­ческих искусства, которые нужно изучать культурным людям. Это музыка, пение, танцы, кулинария, шитье, различные виды декоративно-прикладного искусства, литературно-прикладные искусства, игры, физическая и эротическая культура, парфюмерия и искусство одеваться и т. п. В наше время разработаны два раз­личных набора 64-х искусств, отдельно для девочек и для мальчиков, расширен­ных за счет философии, аюрведы, астрономии и астрологии, коммерции, нави­гации и т. д.

каламукха. "Чернолицые" (по-видимому, название происходит от черного знака отречения, который наносился на лоб). Шиваитская секта, выделившаяся из па-шупата-шиваизма в период его расцвета (ок. 600—1000 гг.). Поскольку до нас не дошло их текстов, об этой секте известно мало. Говорят, что они были эксцен­тричны и асоциальны: ели из человеческих черепов, натирались пеплом с кре­мационных площадок, носили дубинки, имели спутанные волосы и т. п. Вместе с тем, они были хорошо организованы при постройке храмов и богослужении. См.: тантризм.

калаша. "Сосуд; кувшин". В агамических храмовых обрядах калаша, сосуд, напол­ненный водой и покрытый свежими листьями манго и цельным кокосом, симво­лически представляет Божество (особенно Ганешу) во время отдельных видов пуджи. См.: пуджа.

Кали. "Черная". Богиня. Форма Шакти в Ее жестоком аспекте, которой поклоняют­ся различные секты шактизма. Она темная, обнаженная, свирепая и мощная, как сама неукрощенная первичная энергия. Но с точки зрения преданных, Она — несравненная защитница, хранительница садханы и Мать освобождения. Богиня Дурга, сидящая на тигре, имеет подобные качества и часто отождествляется с Кали. См.: Шакти, шактизм.

кали-юга. "Темная эпоха" или "железный век". Кали-юга — последний и самый мрачный период во временном цикле четырех юг, или космических эпох, через которые проходит мир. Эпоха, в которой мир живет сейчас. Кали-юга сравнима с самой темной частью ночи, когда силы неведения полны энергии, а светлые ус­тремления души, напротив, ослабевают. Кали-юга, начавшаяся около 6 тыс. лет назад, продлится в общей сложности 432 тыс. лет. Это период нарастающей ду­ховной деградации и упадка устоев дхармы, смешения каст и широкого распрос­транения атеизма и безнравственности, экологических кризисов и углубляюще­гося общего вырождения человечества. В конце кали-юги, по верованиям вишну­итов и многих других индуистов, явится Вишну в образе Калки-аватары, чтобы уничтожить демонов, наказать грешников и восстановить попранную правед­ность и духовную гармонию. Согласно учению шактистских (особенно тантри­ческих) школ, в кали-юге особенно актуальным и эффективным становится пок­лонение Шакти Дэви в образе Кали, а эффект от поклонения другим формам и аспектам Бога, напротив, ослабевает. См.: космический цикл, махапралайя, юга.

кальпа. 1) Правила и предписания в отношении совершения религиозных обрядов и церемоний, приводимые в Кальпа-веданге, или Кальпа-сутрах. 2) Намерение что-либо совершить, синоним слова санкальпа. 3) Отрезок времени, известный также как день Брахмы, равный 994 махаюгам, или 4 294 080 000 лет. См.: косми­ческий цикл, Кальпа-веданга, санкальпа, юга, махапралайя.

Каллата. Крупный учитель и теолог кашмирского шиваизма, живший во второй половине IX столетия. Ученик Васугупты. Автор Спанда-карики (Спанда-сутры), одного из важнейших трудов кашмирской традиции шиваизма. См.: кашмирский шиваизм.

Кальпа-веданга. Также известна как Кальпа-сутры. Общее название трех групп вспомогательных ведических текстов: 1) Шраута-сутр и Шульба-сутр, о публич­ных ведических церемониях (яджнях), 2) Грихья-сутр (или -шастр), о домашних ритуалах и общественных обычаях, 3) Дхарма-шастр (или -сутр), о религиозном законе. Существуют многочисленные собрания Кальпа-сутр, составленные раз­личными риши. Каждое собрание связано с одной из четырех Вед. См.: Веданга.

Кальяна. Город в Карнатаке, на юге Индии.

кама. "Желание; удовольствие; любовь". Культурно-эстетическое, интеллектуаль­ное и сексуальное наслаждение и удовлетворение. Одна из четырех ценностей человеческой жизни, или пурушартх. См.: Кама-сутра.

камандалу. Сосуд для воды, обычно изготавливаемый из высушенной тыквы, дере­ва или металла. Один из традиционных атрибутов санньясинов ведантистской традиции, символ простой, аскетической жизни и самоконтроля. См.: санньяса-дхарма, санньяси(н).

Кама-сутра (-сутры). "Афоризмы о наслаждении". Текст Ватсьяяны (V век), пос-вященный эротике. Кама-сутра и другие Кама-шастры иногда относят к Упаве-дам. См.: Упаведа.

Камика-агама. Важное писание, одна из 28-ми Агам шайва-сиддханты, широко доступная сегодня. Ее крия-пада, раздел, посвященный ритуалам и сооружению храмов, весьма почитаем южноиндийскими шиваитскими брахманами. См.: Шайва-агамы.

Канада. Основатель вайшешика-даршаны, автор Вайшешика-сутр. См.: шад-дарша-на.

Кандар-анубхути. Мистическая поэма из 51 стиха в честь Господа Карттикейи-Му-ругана, сочиненная тамильским святым Арунагиринатхаром (ок. 1500 г.).

каннада. Один четырех современных дравидских языков, особенно важную роль играющий в жизни вира-шиваитов. На этом языке говорят 20 млн. чел., в основ-ном обитателей штата Карнатака.

канпхати (хинди). "Те, у кого прорезаны уши". Аскетический орден для мужчин и женщин, основанный Горакшанатхой (ок. 950 г.). Название происходит от их

традиции носить большие серьги. Практикуют кундалини-хатха-йогу. См.: сид-дха-сиддханта.

капалика. Аскетическая секта, выделившаяся из пашупатов ок. 500 г. и почти ис­чезнувшая к 1400 г. Имели репутацию экстремистов в духовной практике. Воз­можные предшественники йогов сиддха-сиддханты Горакшанатхи.

Капила. Основатель (ок. 500 г. до н. э.) философии санкхья, одной из шести даршан индуизма. См.: шад-даршана.

капха. "Вода; влага; жидкость; слизь". Одна из трех дош, определяющих телосло­жение, физиологию и темперамент человека. См.: аюрведа, доша.

Каравана-махатмья. Священный текст шиваитской школы пашупатов. См.: па-шупата-шиваизм.

Карана-агама. Одна из 28 Агам шайва-сиддханты. Ее крия-пада оказывает влияние на ритуальные функции практически всех южноиндийских храмов.

Карана-хасуге. Одно из центральных писаний вира- шиваитов. Автор — Ченнаба-саванна.

карана-читта. "Причинный ум". Интуитивно-сверхсознательный ум души. Соот­носится с анандамайя-кошей, называемой также карана-шарирой, причинным телом. См.: коша, ум (пять состояний), душа, индивидуальная душа.

карана-шарира. "Причинное тело". Тело души. См.: коша, душа, тонкое тело.

карма. "Действие". 1) Любое действие или деяние. 2) Принцип причины и след­ствия. 3) Последствие или "плод" действия, который рано или поздно возвраща­ется к действующему. То, что мы сеем, мы и пожнем в этой или будущих жизнях. Эгоистические или недоброжелательные действия (папакарма или кукарма) при­несут страдания. Доброжелательные действия вернутся любовью. Карма — нейт­ральный и самоподдерживающийся закон внутреннего космоса, подобно тому как гравитация является безличным законом внешнего космоса. Собственно, гра­витация — это малое, внешнее проявление более глобального закона кармы.

Карма имеет три аспекта: саньчита, прарабдха и криямана. Саньчита-карма, "накопленные действия", — это сумма всех карм этой и прошлых жизней. Пра-рабдха-карма, "начавшиеся действия", — это та часть саньчита-кармы, которая приносит плоды и оформляет события и условия текущей жизни, включая при­роду наших тел, личные склонности и привязанности. Криямана-карма, "делае­мое сейчас", — это та карма, которая создается и добавляется к саньчите в этой жизни нашими мыслями, словами и действиями или во внутренних мирах в про­межутке между жизнями. Некоторые криямана-кармы приносят плоды в теку­щей жизни, а другие сохраняются до будущих рождений. Каждый из этих типов можно разделить на две категории: арабдха ("начавшееся, предпринятое" — кар­ма, пускающая ростки) и анарабдха ("не начавшееся, дремлющее", то, что назы­вается "семенная карма").

В популярной аналогии карма сравнивается с рисом на разных стадиях разви­тия растения. Саньчита-карма, накопленные последствия наших прошлых дей­ствий, подобны рису, сжатому и засыпанному в амбар. Из сохраненного риса малая часть была взята, очищена от шелухи, обработана и употреблена в пищу. Это прарабдха-карма, прошлые действия, которые придают форму событиям се­годняшним. Тем временем новый рис, в основном из самого последнего урожая прарабдха-кармы, сеют на поле; он даст будущий урожай и будет добавлен в за­крома. Это криямана-карма, последствия текущих действий.

В шиваизме карма является одной из трех основных оков души наряду с ана-вой и майей. Карма есть движущая сила, приводящая душу снова и снова к человеческому рождению в эволюционном цикле трансмиграции, называемом санса-рой. Когда все земные кармы разрешаются или "растворяются", душа освобожда­ется от перерождений. Это — цель всех индуистов.

Для каждого из трех видов кармы есть свой метод растворения. Непривязан­ность к плодам действий, а также ежедневные ритуалы поклонения и строгое следование законам дхармы останавливает накопление крияманы. Прарабдха-кар­ма растворяется только переживанием и проживанием. Саньчита-карма, обычно недоступная, выжигается только милостью и дикшей (посвящением) садгуру (ду­ховного учителя), который предписывает садхану и тапас для пользы шишьи (ученика). Жар кундалини, поддерживаемый таким радикальным искуплением, высушивает семена непроросших карм, и они уже никогда не прорастут ни в какой из жизней.

На личную или персональную карму влияет более широкий контекст семей­ной кармы, кармы сообщества, страны, мира и вселенской кармы. См.: Пати-пашу-паша, душа.

карма-йога. "Союз посредством действия". Путь бескорыстного служения. См.: йога.

кармашайя. "Держатель кармы". Тело души, известное еще как анандамайя-коша или карана-шарира. См.: анандамайя-коша, карма, коша, карана-шарира.

карнаведха. "Прокалывание ушей". Одна из самскар. См.: самскара.

Карнатака. Штат на юго-западе Индии, где некогда процветало государство Ви-джаянагар. Центр вира -шиваизма. Славится традициями классического танца и музыки. Население — 25 млн. чел., площадь — 74 043 кв. миль.

Карттикейя. Дитя Плеяд, от Криттика, "Плеяды". Сын Шивы. Великий махадэва, почитаемый во всех концах Индии и мира. Также известный как Муруган, Кумара, Сканда, Шанмукханатха, Субраманья и др., он является богом, руководящим той частью эволюции, которая связана с религией, трансформацией инстин­ктивного в божественную мудрость посредством практики йоги. Он держит свя­щенный вель (копье), символизирующий джняна-шакти (присущую ему Силу, покоряющую тьму невежества).

Карттикейя-стотрам. Подраздел (Рудраямала-тантра) Шакта-тантр, посвя­щенный богу Карттикейе.

Карунакарак Кадавуль. Гимн Шиве на тамильском языке, сочиненный святым Таюманаваром (1705—1742). См.: Таюманавар.

карунья. "Сострадание; милость". В шиваизме (особенно у пашупатов} является синонимом понятия ануграха-шакти, явленной милости Шивы. См.: ануграха-шакти.

 

каста. См. джати.

каула. От слова кула, "семья". Последователь шактистской тантрической школы Кали-кула, приверженец каула-дхармы, т. е. "тантры левой руки". Каулами при­нято также называть натхов и последователей шактистски ориентированных упасампрадай кашмирского шиваизма. Весьма влиятельная ветвь традиционного шакта -тантризма. См.: шактизм, Кали, тантризм, Тантра-Сангха, кашмирский шиваизм.

Каундинья (ок. 500 г.). Автор комментария к Пашупата-сутрам. См.: Пашупата-сутры, пашупата-шиваизм.

Кауруша. Один из четырех известных учеников Лакулиши. См.: Лакулиша, пашупа­та-шиваизм.

Катха-упанишад. Одна из главных Упанишад, принадлежащая к Тайттирийя-брахмане Яджурведы. Содержит известный рассказ о Начикетасе, который полу­чает от Ямы, бога смерти, знание об освобождении, достигаемом при реализации Высочайшего.

Катхиргама-пурана. Вторичное писание, посвященное известному обиталищу Господа Муругана (Карттикейи) в центре Шри-Ланки.

Каушитаки-упанишад. Одна из главных Упанишад, принадлежащая к Ригведе. В ней обсуждаются: 1) путь душ после смерти, 2) учение о пране в связи с атманом и 3) достижение мокши.

кашайя. "Коричнево-красный". Традиционный цвет одежды санньясинов. См.: ка­ем.

Кашмир(а). Самая северная часть Индии, современный штат Джамму и Кашмир. Сыграл исключительно важную роль в истории шиваизма. Площадь — 115 тыс кв. миль. Часть территории является спорной между Индией и Пакиста­ном. Население (контролируемой Индией части) — 6 млн. человек.

кашмирский шиваизм. Одна из шести основных школ шиваизма, основанная Ва-сугуптой ок. 850 г. Другие названия — кашмира-сампрадайя, трика-шасана, пра-тьябхиджня-даршана, тантрический шиваизм. В современном своем виде вос­ходит ко временам Васугупты (IX век), когда началось возрождение пришедшей в упадок древней традиции. Представляет собой умеренно теистическую и весьма монистическую школу. Часть ответвлений кашмирского шиваизма (особенно школы кула и крама) по характеру практики являются больше шактистскими, нежели шиваитскими, и сильно связаны с тантрическим шактизмом школы кау-ла. Фактически, многие кашмирские шиваиты являются одновременно и ши­ваитами, и шактистами. Высшая Реальность (Шива) кашмирскими шиваитами понимается как одновременно трансцендентная и имманентная. Большое зна­чение придается практике кундалини-сиддха-йоги как успешному средству в дос­тижении Самореализации. Кашмирский шиваизм демонстрирует глубокое и раз­нообразное знание и детальное понимание процессов человеческой психики. Од­ни кашмирские шиваиты озабочены больше достижением трансцендентного состояния сознания Шивы, нежели практикой преданного служения Личностно­му Богу. Другие, шактистски ориентированные кашмирские шиваиты» напротив, больше внимания уделяют преданному почитанию Шивы и Шакти, а также со­вершению тантрических ритуалов, включая практики "тантры левой руки". Са-дхана должна вести к поглощению объектов (мира) в субъекте (Самости), до тех пор пока не будет осознан факт уже существующего полного единства Шивы, мира и душ. Душа должна немедленно осознать, что она в своей сущности есть не что иное, как Сам Шива, а мир — внешнее выражение осознания собственного "Я". Просветления надо не "достигать", а скорее "раскрывать", "обнаружить" его в процессе молниеносного освобождения, что известно как пратьябхиджня ("вновь-узнавание"). Практическому осуществлению пратьябхиджни способст­вуют четыре взаимосвязанных упайи, пли метода Самореализации: анавопайя (обычная йога и кундалини-сиддха-йога), шактопайя (мантра-йога и джняна-йо-га), шамбхавопайя (высшая йога Шивы, практикуемая учителями и самыми прод­винутыми йогинами) и анупайя ("не-метод"; спонтанная Самореализация без ка­ких-либо усилий). Священные писания, на которые опирается кашмирский ши­ваизм, подразделяются на три группы: Агама-шастры (шиваитские и шактистские Агамы, Тантры и Шива-сутра), Спанда-шастры (Спанда-карика и ком­ментарии к ней) и Пратьябхиджня-шастры (Ишвара-пратьябхиджня, Пра­тьябхиджня-хридаям и др.). Кашмирские учителя всегда славились своей ученос­тью. Ими написано множество важнейших трактатов по Тантре и шиваизму: Тантралока и Тантрасара Абхинавагупты, Махартха-манджари Махешваранан-ды, комментарии Кшемараджи к Шива-сутре и другим текстам. После мусуль­манского завоевания Кашмира кашмирский шиваизм пришел в упадок, перестал быть широко распространенным, но сохранился как живая эзотерическая тради­ция. В настоящее время число его последователей крайне незначительно, но в целом эта школа сохраняет существенное влияние на духовную жизнь Индии. См. шиваизм (шайвизм), тантризм, Тантра-Сангха, упайя, а также Приложение 2.

Кена-упанишад. Принадлежит к Талавакара-брахмане Самаведы. Беседа о Брахмане и о поклонении Ему как Личностному Богу. См.: Упанишад.

Керала. Маленький индийский штат, прежде известньш как Конкан, на крайнем юго-западе страны. Преобладающая форма индуизма — шактизм. Основной язык — малаялам. Площадь 15 тыс. кв. миль, население — 25 млн. человек.

киртана. "Восхваление". Бхактистское пение и танцы в честь Бога, богов или гуру. Важная форма совместного поклонения во многих индуистских сектах. См.: бхад-жана.

конрай (тамил.). "Золотой ливень". Дерево Cassia fistula, цветущее золотисто-жел­тыми цветами, собранными в гроздья. Символ щедрой, нисходящей как дождь милости Шивы.

Коран. Священное писание мусульман. Священное слово Бога, ниспосланное про­року Мухаммеду через архангела Джебраила (Гавриила). Официальная версия Корана появилась около 650 г., 18 лет спустя после смерти Мухаммеда. См: ислам.

космический цикл. Один из бесконечно повторяющихся периодов существования вселенной, состоящих из ее сотворения, поддержания и растворения. В цикле выделяются четыре последовательных эры, называемых югами. Они называются Сатья (или Крита), Трета, Двапара и Кали и циклически повторяются в этом порядке, причем Сатья-юга — самая долгая, а Кали-юга — самая короткая. Эти эры часто сравнивают с временами суток: Сатья-юга — это утро до полудня, период яркого света и духовной просветленности, Трета-юга — это послеполу­денное время, Двапара-юга — вечер, а Кали-юга — самая темная часть ночи. Эти четыре юги составляют одну махаюгу. Есть различные системы подсчета длитель­ности юг, но по традиционным астрономическим расчетам махаюга равняется 4 320 000 солнечных лет (или 12 000 "божественных лет"; один божественный год равняется 360 солнечным годам). Сатья-юга длится 1 728 000 лет, Трета-юга — 1 296 000 лет, Двапара-юга — 864 000 лет, а Кали-юга — 432 000 лет. Мы сейчас переживаем Кали-югу, которая началась в полночь 18 февраля 3102 г. до н. э. (это первый год индуистского календаря) и закончится примерно через 427 000 лет. (По другому счету, одна махаюга равняется примерно двум миллионам солнеч­ных лет.) В конце каждой махаюги происходит растворение или распад (лайя}, когда физический мир разрушается потопом и огнем. За периодом разрушения следует сотворение (сришти), поддержание мира или эволюция (стхити) и но­вое растворение (лайя).

1 махаюга = 4 320 000 лет (четыре юги)

71 махаюга - 1 манвантара или ману (мы находимся в 28-й махаюге)

14 манвантар = 1 кальпа или день Брахмы (мы находимся в 7-й манвантаре)

2 кальпы = 1 ахоратра или сутки Брахмы

360 ахоратр = 1 год Брахмы

100 лет Брахмы = 309 173 760 000 000 солнечных лет (Одна "жизнь" Брахмы или вселенной. Мы находимся в 51-м году Брахмы текущего цикла.)

В конце каждой кальпы или дня Брахмы происходит большее растворение (пралайя или кальпанта, "конец кальпы"}. При этом и физический, и тонкие миры поглощаются причинным миром, где души и покоятся до начала следую­щей кальпы. Это состояние растворения, или "ночь Брахмы", длится столько же, сколько и кальпа. Затем снова происходит сотворение. После 36 000 таких раство­рений и сотворений происходит полное вселенское уничтожение, махапралайя, когда все три мира, время, форма и пространство втягиваются в Бога Шиву. Пос­ле периода всеобщего уничтожения начинается новая жизнь Брахмы (и вселен­ной). И так повторяется бесконечно. Такое видение космического времени отра­жено в Пуранах и Дхарма-шастрах. См.: юга.

космология индуистская. См.: лока, три мира, дхарма.

коша. "Оболочка; сосуд; слой". Пять оболочек, через которые душа действует одно­временно на различных планах или уровнях бытия. Иногда их сравнивают со слоями луковицы. В порядке утончения называют следующие коши. 1) Анна-майя-коша: "оболочка из пищи". Физическое, или одическое, тело, самая грубая из оболочек, но обязательная для эволюции и Самореализации, так как только в ней могут полностью функционировать все 14 чакр. См.: чакра. 2) Пранамайя-коша: "оболочка из праны (жизненной силы)". Также известно как праническое тело, эфирное тело или эфирный дубль. Существует внутри физического тела как его источник жизни, дыхания и жизненности и соединяет его с астральным телом. Прана движется в пранамайя-коше как пять первичных токов или вайю, "жизнен­ных воздухов или ветров". Пранамайя-коша распадается при смерти вместе с фи­зическим телом. См.: прана. 3) Маномайя-коша: "оболочка, образуемая умом". Низшее астральное тело, от нанос, "мысль, воля, желание". Инстинктивно-интел­лектуальная оболочка обычного мышления, желаний и эмоций. Местопребы­вание индрий, сен сорных и моторных органов, соответственно называемых джня-нендриями и кармендриями. Маномайя-коша приобретает форму по мере того, как развивается физическое тело, и отбрасывается во внутренних мирах перед пере­рождением. Имеет два слоя: одическо-причинная оболочка (буддхи) и одическо-астральная оболочка (манас). См.: индрия, манас. 4) Виджнянамайя-коша: "обо­лочка познания". Ментальная, познавательно-интуитивная, или актинодическая оболочка. Содержит высшее мышление, виджняну —понимание, знание, прямое познание, мудрость, интуицию и творчество. 5) Анандамайя-коша: "тело бла­женства". Интуитивно-сверхсознательная оболочка или актиническо-причинное тело. Эта самая внутренняя форма души (сварупа) является предельной основой всей жизни, разума и высших способностей. Ее сущность — Парашакти (Чистое Сознание) и Парашива (Абсолют). Анандамайя-коша — оболочка не в том же смысле, что четыре внешних коши. Это сама душа, тело света, или карана-шарира, причинное тело, или кармашайя, держатель карм этой и всех прошлых жизней. Карана-читта, "причинный ум", — это одно из названий сверхсознательного ума души, утонченным субстратом которого является Парашакти (или Сатчида-нанда). Анандамайя-коша — это то, что эволюционирует через все воплощения и за их пределами до полного финального слияния (вишваграсы) с Первичной Душой, Парамешварой. Тогда анандамайя-коша становится Шивамайя-кошей, те­лом Бога Шивы.

Физическое тело (аннамайя-коша) также называется стхула-шарира, "грубое тело". Тело души (анандамайя-коша) также называется карана-шарира, "причинное тело". Пранамайя-, маномайя- и виджнянамайя-коши составляют сукшма-шариру, "тонкое тело", причем оболочка пранамайи распадается при смерти. См.: актинический, актинодический, одический, душа, тонкое тело, шарира.

кремация (санскр. дахана). Сжигание трупа. Традиционная система избавления от телесных останков после смерти человека, быстрее всего освобождающая душу от всех болезненных привязанностей к земному плану. Останки просветленных учи­телей иногда хоронят или запечатывают в специальной гробнице, называющейся самадхи. Это делается в признание чрезвычайных достижений такой души, чье тело, став святым, почитается как святыня, саннидхья, и часто становится духов­ным ядром храма или объектом паломничества.

Криттика Дипа. Торжественный однодневный праздник во время Криттика-на-кшатры (созвездие Плеяд) в ноябре-декабре, когда Господь Шива почитается в форме бесконечного Лингама, или "столпа света". В ночь праздника повсюду в Индии возжигаются огромные костры, символизирующие всепроникающий бо­жественный свет Парашакти. См.: праздник.

Кришна. "Черный". Также связан со словом криштих, которое означает "привле­кающий". Один из популярнейших богов индуистского пантеона. Ему поклоня­ются вишнуиты как восьмой аватаре, или воплощению, Вишну. Является Выс­шим Действующим Лицом Махабхараты и, в частности, Бхагавад-гиты. В гау-дия-вишнуизме Кришна почитается как Верховная Божественная Личность. См.: аватара, вишнуизм.

крия. "Действие; деятельность". В самом общем смысле крия означает любую дея­тельность. В специфическом значении это религиозная деятельность, особенно обряды, таинства и церемонии. В терминологии йоги крия обозначает непроиз­вольные движения физического тела, вызванные пробуждением и подъемом кун-далини. См.: пада, крия-пада.

Криякрамадйотика. Написанное Агхорашивой (ок. 1050 г.) подробное руководст­во по агамическому шиваитскому ритуалу. Широко используется современными южноиндийскими священниками.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)