АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шабдакоша 14 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

 

сиддха. "Совершенный". Йог, достигший совершенства, человек великих духовных достижений или обладающий силой. См.: сиддхи.

сиддха-йога. 1) Йога, которая является образом жизни адептов после достижения Парашивы. Подразумевает развитие магических сил, или сиддхи, глубокую тран­сформацию тела, ума и эмоций и способность жить постоянно в Божественном Сознании. 2) Очень сложные алхимические практики. См.: сиддхи.

сиддха-йоги-сампрадайя. См.: сиддха-сиддханта.

сиддха-марга. То же, что сиддха-сиддханта.

сиддханта. "Конечные достижения или выводы". Предельное понимание, которо­го достигают в любой области знания.

сиддханта-шравана. "Слушание писаний". См.: яма-нияма.

сиддха-сиддханта. Другие названия: горакшанатха- шиваизм, горакша-пантха, сиддха-йоги-сампрадайя, Адинатха-сампрадайя, натхаматха, сиддхамарга, адвай-та -тантризм. Школа шиваизма, среди наиболее ранних наставников которой бы­ли Матсьендранатха и Горакшанатха (ок. 1000 г.). Хатха-йога, как она известна сегодня, разработана в этой школе. См. Приложение 2.

Сиддха-сидханта-паддхати. "Пути доктрин адептов". Текст из 353 крайне мисти­ческих стихов, приписываемый Горакшанатхе. Посвящен эзотерической природе внутренних тел и союзу души с Высшей Реальностью. См.: сиддха-сиддханта.

сиддхи. "Сила, достижение; совершенство". Необыкновенные духовные силы, вы­рабатываемые упорной медитацией, йогической садханой и тапасом или пробуж­дающиеся естественным образом при достижении духовной зрелости. При регу­лярном переживании Самореализации сиддхи развиваются сами по себе в соответствии с нуждами индивидуума. До достижения Самореализации исполь­зование или выработка сиддхи является одним из величайших препятствий на духовном пути, поскольку питает ахамкару, чувство отдельного "я", и противо­действует прапатти, полному подчинению воле Бога, богов и гуру. В частности, шесть сиддхи считаются главнейшими препятствиями для самадхи: ясновидение (адарша-сиддхи или дивья-сиддхи), яснослышание (шравана-сиддхи или дивья-шравана), пророчество (пратибха-сиддхи), сверхчувствительность (ведана-сид-дхи), сверхвкус (ашвадана-сиддхи) и сверхобоняние (варта-сиддхи). К восьми классическим сиддхи относятся: 1) анима: умение становиться маленьким, как атом; 2) махима: умение становиться бесконечно большим; 3) лагхима: сверхлег­кость, левитация; 4) прапти: способность к расширению, вездесущности; 5) пра-камья: осуществление желаний; 6) вашитва: управление природными силами; 7) ишититва: превосходство над природой; 8) кама-авасайитва: полная удовлет­воренность. Высшим сиддхи (парасиддхи) является реализация высшего "Я", Па­рашивы.

сикка. Пенджабское произношение слова сикх, "последователь сикхизма". Произ-водно от санскритского шикша, "ученик". См.: сикхизм.

сикхизм. Религия с девятью миллионами последователей, основанная ок. 500 лет назад в Индии святым Гуру Нанаком. Отвергает поклонение образам и кастовую систему. Священное писание: Ади-Грантх. Главный центр: Золотой Храм в Ам­ритсаре.

симантоннаяна. "Ритуал разделения волос". См.: самскары рождения.

символ веры (англ, creed, санскр. шраддхадхарана). Авторитетная сжатая форму­лировка верований данной религии. Исторически символы веры появлялись, когда надо было сохранить доктринальную чистоту при внедрении религий в инос­транные культуры. Так, христианский символ веры был составлен и утвержден в четвертом веке, когда христианство распространилось по всей Римской империи и появилось много ересей, т. е. учений, отрицающих или искажающих те или иные принципиальные догматы веры. Мусульманские богословы с восьмого века создали целый ряд кратких изложений исламской догматики (акид).

синкретизм. Сочетание различных верований и практик, часто в какой-то степени противоположных, образующее единую систему мировоззрения, обычно страда­ющую непоследовательностью.

Сканда. "Ртуть; прыгающий; нападающий". Одно из древнейших имен Господа Карттикейи как прекрасного воина. См.: Карттикейя.

Сканда-шаштхи. Шестидневный праздник в октябре-ноябре в честь победы Скан-ды (Карттикейи) над силами тьмы.

Слой (оболочка) (санскр. коша). Так называются телесные покровы души (тела) разной степени плотности. См.: душа, коша, тонкое тело.

Смарта. "Имеющий отношение к смрити". Последователь смартизма. См.: смрити, смартизм.

Смарта-сампрадайя. См.: смартизм.

Смартизм. "Школа, основанная на вторичных писаниях, смрити". Наиболее либе­ральная из четырех основных деноминаций индуизма. Древняя ведическая, брах-маническая традиция, которая, начиная с 9-го века, подвергается мощному влия­нию адвайта-ведантистского учения религиозного реформиста Ади Шанкары (Шанкарачарьи). Смарты полагаются в основном на литературу смрити, особен­но Итихасы (Рамаяну и Махабхарату с Бхагавад-гитой), Пураны и Дхарма-шас-тры. Эти книги считаются дополняющими и помогающими лучше понять Веды. Смарты, вслед за Шанкарой, считают, что все боги — всего лишь различные изображения Сагуна-Брахмана. Поэтому они открыто эклектичны, почитают всех богов и не одобряют сектантства. Смартистская система богослужения, на­зываемая паньчаятана-пуджа, направлена на поклонение главным божествам каждой из основных индуистских сект древности: Ганеше, Сурье, Вишну, Шиве и Шакти. Чтобы охватить и шестую важную линию, Шанкара рекомендовал до­бавить к ним еще одно божество, Кумару. Отсюда титул Шанкарачарьи Шанма-та-стхапаначарья, "основатель шестеричной системы". Верующий обычно вы­бирает одно божество из шести как личное, предпочитаемое Божество (ишта-дэ-вату). Духовным авторитетом для смартов обладают региональные монастыри, основанные Шанкарой по всей Индии, и их первосвященники. Эти монастыри являются резиденциями десяти орденов монахов-аскетов, которые распростра­няют учение адвайта-веданты. В смартизме различаются три религиозных под­хода: ритуалистический, бхактический и философский. См.: дашанами, шанкара-чарья-numx, Шанкара.

смерть. Смерть — сложное понятие, для которого в санскрите есть много слов, как-то: махапрастхана ("великий уход"), самадхимарана (сознательное умирание в состоянии медитации), махасамадхи ("великое слияние или поглощение"); все эти слова обозначают уход просветленной души. Индуисты знают, что при смер­ти душа отделяется от физического тела и продолжает существовать в тонком теле (сукшма-шарире) с теми же желаниями, устремлениями и склонностями, что были ей присущи, когда она жила в физическом теле. Теперь личность существует в промежуточном мире, антарлоке, вместе с теми любимыми, что умерли рань­ше, и ее посещают земные знакомые во время сна. Индуисты не боятся смерти, поскольку они знают, что это — одно из самых славных и возвышенных пере­живаний, обладающее огромным духовным потенциалом. К другим терминам, обозначающим смерть, относятся: паньчатвам (смерть как растворение пяти элементов ),мритью (естественная смерть), прайопавеша (добровольная смерть в результате голодания), марана (неестественная смерть, например убийство).

 

смрити. "Запомненное; традиция". Небогооткровенные, вторичные, но глубоко почитаемые писания индуизма, являющиеся плодами прозрений и опыта чело­века. Смрити занимается чисто светскими проблемами — наукой, законами, ис­торией, хозяйством и т. д. — и духовными материями, от каждодневных правил и запретов до сверхсознательных излияний. Термин смрити может относиться: 1) к конкретному набору древних санскритских текстов, в который входят: шесть или более Веданг, четыре Упаведы, две Итихасы и 18 главных Пуран, а также основополагающие сутры шести древних философий, называемых шад-даршана (санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта); 2) в широком смысле — к любому тексту, не являющемуся шрути (откровенным писанием), который по­читается в конкретной секте. Из огромного корпуса священной литературы, шастр, каждая секта или школа отдает предпочтение особым текстам как вторич­ному писанию, например вишнуизм и смартизм — Рамаяне, а шайва-сиддханта

— книге Тирумурай. Таким образом, выбор смрити широко варьирует у разных сект и линий передачи традиции. См.: Махабхарата, Рамаяна, Тирумурай.

сознание (санскр. читта или чайтанья). 1) Разум как субстанция (читта). 2) Состояние, процесс, энергия восприятия, знания, понятия. Существует множес­тво различных градаций сознания: простое ощущение у неодушевленной мате­рии, сознание простых форм жизни, более высокое сознание человеческих су­ществ и. т. д. вплоть до высших состояний сверхсознания и всеведения, ведущих к погружению в Единое универсальное (вселенское) сознание, Парашакти. Как чайтанья, так и читта могут обозначать и индивидуальное, и универсальное сознание. На уровень сознания указывают слова-определения, например вьяш-ти-чайтанья ("индивидуальное сознание"), буддхи-читта ("интеллектуальное сознание"), Шивачайтанья ("Божественное Сознание" или "Сознание Шивы"). В писаниях обсуждаются пять классических "состояний" сознания: 1) бодрство­вание (джаграт), 2) сновидение (свапна) или астральное сознание, 3) глубокий сон без сновидений (сушупти) или подсверхсознание, 4) запредельное сверхсоз­нательное состояние (турия, "четвертое") и 5) предельно трансцендентное состо­яние, называемое туриятита ("за четвертым"). См.: ум (все статьи).

сознание Шивы (санскр. Шивачайтанья). Широкий термин для обозначения осоз-навания Шивы самыми различными способами, например пятью способами сле­дующей медитации. Жизненное дыхание: прана. Переживайте вдох и выдох как волю Шивы в вашем теле. Настройтесь на всегда присутствующий пульс вселен­ной, помня, что ничто не движется без Его воли. Всепроникающая энергия: шакти. Станьте свидетелем потока жизни в вашем теле. Осознайте, что это — одна и та же универсальная энергия в каждом живом существе. Попробуйте ви­деть энергию жизни в глазах другого. Проявленная священная форма: даршана. Удерживайте в уме священную форму, такую, как Натараджа, Шивалинга или ваш садгуру — который есть Садашива, — и не думайте ни о чем другом. Увидьте все формы как формы нашего Бога Шивы. Внутренний свет: джйоти. Наблюдай­те свет, который просветляет ваши мысли. Сосредоточьтесь только на этом свете — так, как вы могли бы сосредоточиться на свечении экрана телевизора, а не на его сменяющихся картинках. Священный звук: нада. Слушайте постоянное вы­сокое "иии", звучащее в вашей голове. Этот звук напоминает шум электрического трансформатора, далекий рокот сотен барабанов или жужжание пчел. Все это — Шивачайтанья-паньчатантра> пять простых переживаний, которые вводят Бо-жественное в пределы досягаемости каждого индивидуума. Шивачайтанья, ко-нечно, означает и более глубокие состояния медитации и созерцания. См.: джня-на, ум (пять состояний), Шивасаюджья.

 

Сомананда (ок. 850—900). Ученик Васугупты и автор Шивадришти — очень ав­торитетного объяснения и апологии кашмирской шиваитской философии. См.: кашмирский шиваизм.

Соманатха, храм. Древний центр пашупата -шиваизма, расположенный на тер­ритории современного штата Гуджарат и упоминаемый в Махабхарате. Первый известный нам по хроникам храм был построен там еще до 100 г. н. э. В 1026 г. тогдашний сказочно богатый храм был разграблен мусульманскими завоевате­лями, Шивалингам разбит, а 50 000 брахманов убиты. Храм перестраивался не­сколько раз и наконец был разрушен могольским императором Аурангзебом (ок. 1700 г.). В 1947 г. Сардар Патель, тогдашний премьер-министр Индии, начал работы по его реконструкции.

Спанда-карика. Комментарий из 52 стихов Васугупты к Шива-сутрам. Также назы­вается Спанда-сутры.

Спхатика Шивалинга. "Кристалл-знак Бога". Шивалинга в форме кристалла квар­ца. См.: Санмарга Святилище, Шивалинга, сваямбху-линга.

Сришти. "Сотворение". См.: Натараджа.

Стри-дхарма. "Поведение женщины". См.: дхарма.

Стхапати. От стха, "строение или место", и пати, "господин или отец". Мастер-архитектор, специалист по агамическим храмам. Стхапати должен хорошо знать Шильпа-шастры, иметь опыт во всех аспектах сооружения храмов, быть благочестивым, иметь мистический опыт, быть хорошим администратором, пос-кольку под его руководством работает коллектив строителей- шильпи — резчиков по камню, скульпторов, плотников и т. п. См.: Шильпа-шастры, Стхапатьяведа.

Стхапатьяведа. "Наука архитектуры". Класс текстов по архитектуре, который иногда относят к Упаведам. Важнейшие работы — Манасара, Васту-шастры и архитектурная Шильпа-шастра. См.: Упаведа.

стхити. "Сохранение". См.: Натараджа.

Стхула-шарира. "Грубое или физическое тело". См.: коша, тонкое тело. Субала-упанишад. Относится к Шукла-Яджурведе. Диалог мудреца Субалы и Брах­мы о Верховном Существе, Нараяне.

Субрахманья. "Очень благочестивый; дорогой святым людям". Одно из имен Гос­пода Карттикейи.

Субрамуниясвами (род. 1927). (Тамилизированное произношение санскритского имени Шубхрамунья, "Озаренный мудрец". Не следует путать имя Субрамунья с именем Субра(х)манья, одним из имен Карттикейи.) Нынешний садгуру Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи. См. биографию в Приложении "О духовной традиции автора".

субъективный. Личный. Относящийся к личности, состоянию ума и т. п. наблюда­теля (субъекта). Противоположность объективного.

Сукшма-шарира. "Тонкое, или астральное, тело". См.: коша, тонкое тело.

Сундаранатхар. Имя натха-сиддхи Тирумулара до его прихода в южную Индию из Гималаев. См.: Тирумулар.

Сундарар (ок. 800 г.). Один из четырех тамильских самаячарьев, автор преданных гимнов Богу Шиве, которые составляют седьмую книгу Тирумурая. См.: нальвар, наянар, Тирумурай.

Супрабхеда-агама. Одна из 28-ми Агам шайва-сиддханты. Посвящена храмовому поклонению, особенно личному, праздникам, практикам и инициациям для каж­дой стадии жизни. Из первоначального текста сохранилось в общей сложности 4666 стихов.

Сурдас (ок. 1550 г.). Слепой североиндийский вишнуитский поэт, прославившийся своими преданными гимнами Господу Кришне. Широко известно его объемное произведение Сурсагар, или "Океан Сура".

Сурья. "Солнце". Одно из основных божеств Вед, также играющее заметную роль в эпосах и Пуранах. Шиваиты каждое утро почитают Сурью, солнечного бога, как Шива-Сурыо. Смарты и вишнуиты —как Сурья-Нараяну. В качестве источника света солнце является самым доступным человеку образом Божественности. Как дарующему жизнь, Сурье повсюду поклоняются на праздниках урожая. Эзоте­рически солнце представляет точку, где проявленный и непроявленный миры встречаются или соединяются. В йоге солнце представляет мужскую силу, пин-галу. Сурья также символизирует внутреннее "Я". В ведическом описании стран­ствия душ после смерти "путь солнца" ведет освобожденные души в сферу Брах­мана, в то время как путь луны — назад, к новому физическому рождению.

сутала. "Великая бездна". Сфера омрачающей ревности и зависти. Третья чакра ниже муладхары с центром в коленях. Соответствует третьему астральному ниж­нему миру, называемому самхата ("отброшенный") или сутала. См.: лока, нара-ка, чакра.

Сута-самхита. Глава из Сканда-пураны, частично посвященная философии.

сутра. "Нить". Афористический стих или максима; литературное произведение, состоящее из таких стихов. С 500 г. до н. э. эта литературная форма была широко принята индийскими философскими системами и в конце концов стала исполь­зоваться даже в книгах по грамматике, медицине и т. п. Каждая сутра часто сопровождается комментарием, который называется бхашья, а иногда и субком­ментарием, который называется тика, вьякарана или типпани. Благодаря ко­ротким, сжатым, легко запоминающимся сутрам были сохранены обширные разделы знания. Чтение сутр наизусть является ежедневной садханой в различных индуистских искусствах и науках. См.: бхашья.

сушумна-нади. "Самый милостивый канал". Центральный психический нервный ток внутри позвоночника. См.: кундалини, нади, самадхи.

сфера. Мир. Область, место; степень или диапазон действия, опыта или влияния. См.: лока, мир.

 

Т

Тай Понгаль. Четырехдневный домашний праздник, который проводится в та­мильском месяце тай (январь-февраль) в ознаменование получения первого урожая. В это время почитается Сурья, солнечный бог, как податель доброй судь­бы и видимое проявление Божественного. Во дворе дома, на открытом огне, тор­жественно варится в гигантском котле свежесобранный рис из нового урожая (поэтому праздник и называется понгаль — от понгу, "варить пищу"). По тому, с какой стороны убежит вскипевшее молоко, гадают о том, каким будет наступа­ющий год.

Тагор, Рабиндранатх (1861 —1941). Один из знаменитейших современных писате­лей и поэтов Индии, сын Дэвендранатха Тагора. Писал на бенгали и английском. Его самое известное религиозно-поэтическое произведение называется Гитан-джали и строится вокруг диалогов души и Бога Вишну. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1913 г.

Тай Пусам. Праздник в честь Господа Шивы или Карттикейи, в зависимости от географического региона. Проводится близко к январско-февральскому полно­лунию. Этот важный праздник, который особенно дорог тамильскому народу, отмечается помпезно и с большим накалом страстей в Индии, Шри-Ланке, Ма­лайзии, Южной Африке, на Фиджи и Реюньоне. В Маврикии и Сингапуре явля­ется национальным праздником. См.: Карттикейя.

Тайттирчйя-араньяка. Лесной трактат из Кришна-Яджурведы. См.: Веда.

Тайттирийя-самхита. См.: Яджурведа.

Тайттирийя-упанишад. Относится к Тайттирийя-брахмане Яджурведы и делится на три раздела, называемые валли. Первый посвящен фонетике и произношению, второй и третий — Брахману и достижению блаженства.

тала. "План бытия; уровень; основание; дно". Корень названия семи сфер низшего сознания с центрами в семи низших чакрах под муладхарой. См.: лока, нарака, чакра.

талатала-чакра. "Низшая область". Четвертая чакра ниже муладхары с центром в икрах ног. Сфера хронического умственного смятения и неразумного упрямства. Соответствует четвертому астральному нижнему миру, называемому тамисра ("тьма") или талатала. Это состояние сознания — плод всепоглощающего стремления к самосохранению. См.: лока, нарака, чакра.

тамас. "Сила инерции". См.: гуна.

Тамилнад (Тамилнаду). Штат в южной Индии (площадь 50 000 кв. миль, население 55 млн. чел.). Страна бесчисленных священных писаний, святых, мудрецов и бо­лее чем 40 000 величественных храмов, среди которых — Чидамбарам, Мадурай, Палани и Рамешварам.

тамильский язык. Древний дравидский язык тамилов, кавказоидного (европеоид­ного) народа южной Индии и северной Шри-Ланки, представители которого к настоящему времени расселились по всему миру. Официальный язык индийско­го штата Т амилнад. См.: раса.

тандава. "Жесткий танец". Любая жесткая танцевальная композиция, исполняе­мая танцором-мужчиной. Есть много форм тандавы. Их прототипом является танец блаженства Шивы, ананда-тандава. Более тонкий женский танец называ­ется ласья — от ласа, "живой". Танец вообще называется нартана. См.: Натараджа.

тантра. "Ткань", "методология". 1) В самом общем смысле — синоним слова шас-тра, "священное писание". 2) Синоним агамических текстов, особенно шактист-ских, класс индуистских писаний, дающих подробные поучения по всем аспектам религии, мистического знания и науки. 3) Специфический метод, техника или духовная практика в традициях шиваизма и шактизма. Например, пранаяма яв­ляется одной из тантр. Тантра обычно связана с обращением вспять нормаль­ного потока энергий. Она исходит из того, что внутреннее "Я" наиболее важно, а внешняя жизнь — вторична. Тантра заставляет жизненную силу течь вверх через сушумну. Есть много методов для того, чтобы победить непобедимое. Попав в недобрые руки, эти техники становятся черной магией (абхичарой). См.: тан­тризм.

Тантралока. Одно из самых исчерпывающих и авторитетных изложений учения кашмирского шиваизма, написанное Абхинавагуптой. См.: Абхинавагупта, каш­мирский шиваизм.

тантризм. Путь к просветлению, описанный в писаниях Тантр. 1) Тантризм иног­да считают параллельным потоком в истории и традиции индуизма, который сонаправлен и постепенно переплетается с ведической, брахманической тради­цией. 2) Тантризмом называют традиции, в основном в шиваизме и шактизме, которые фокусируются на поднятии силы кундалини и рассматривают человечес­кое тело как сосуд для Божественного и инструмент для освобождения. Высшая цель тантризма — проложить путь для силы кундалини через сушумну, централь­ный канал тонкого тела, вверх, в сахасрара-чакру, и за ее пределы, через дверь Брахмана (брахмарандхру) в Парашиву, до или во время смерти. Упор делается на трансформацию всех сфер сознания: духовной, физической, эмоциональной и материальной. Это путь садханы. 3) Шакта-тантризм считает особенно важным поклонение женской силе. В зависимости от школы, оно может быть символи­ческим или буквальным в ритуалах, включающих сексуальное взаимодействие и т. д. Главный принцип шакта-тантризма —использование материального для достижения духовного. В некоторых школах под этим подразумевается, в том числе, выполнение того, что обычно запрещается, и такое манипулирование си­лами, чтобы достичь при этом не низшего, а трансцендентного сознания. Сущес­твуют три основных направления тантризма: 1) «путь правой руки» (дакшина-марга или дакшиначара), консервативные индуистские практики; 2) «путь левой руки» (вама-марга или вамачара), включающий использование вещей, обычно запрещаемых, таких, как употребление интоксикантов, мяса, ритуальный секс и т. д.; 3) йогический путь секты каула, с которым иногда связывают последовате­лей Горакшанатхи. См.: шактизм, кундалини, тантра.

тантрик(а). Последователь любой из тантрических традиций. См.: тантра, тан­тризм.

тапас. "Жар, огонь". 1) Очистительные духовные дисциплины, строгий аскетизм, покаяние и жертвоприношение. Если садхана — это простой, но устойчивый аскетизм, то тапас — это аскетизм суровый, трансформирующий психику, умер­щвление плоти в его крайних проявлениях. Тапасом являются особо продолжи­тельные садханы, например медитация под деревом на одном месте на протя­жении 12 лет, пожизненный обет молчания или стояние на одной ноге в течение предписанного числа лет. Писания обычно предостерегают от крайнего аскетиз­ма, который может причинить вред телу. 2) На более глубоком уровне тапас — это интенсивное внутреннее состояние "огня" кундалини, который стимулирует сильную ментальную боль и отделяет индивидуум от общества. Когда это случа­ется, жизнь больше не идет как обычно. Связь с садгуру, Садашивой, вводит пре­данного в тапас и выводит из него. Огонь тапаса сжигает шлаки саньчита-карм. Он поддерживает жар, тревогу, подавленность и страстное устремление, пока не приходит конечное и тотальное подчинение, прапатти. Можно смягчить это жаркое состояние регулярной практикой садханы, предписанной гуру. Огонь са­мотрансформации может стимулироваться практикой тапаса или приходить не­званым. Можно "делать" тапас, но истинный тапас — это состояние бытия и сознания, состояние милости, позитивных перемен, трансформации и очищения своей природы. См.: кундалини, садхана.

тапасвин. Тот, кто практикует тапас или находится в состоянии тапаса. См.: та­пас.

таполока. "План аскетизма". Второй сверху из семи высших миров, сфера аджня-чакры. См.: лока.

Тат. "То; неописуемый Абсолют".

Татпарья-дипика. Комментарий Шрикумары (ок. 1100 г.) к Таттвапракаше Шри Бходжадэвы Парамары (1018—1060), царя-философа, изложившего учение шай-ва-сиддханты. Шрикумара придерживался монистической основы труда Бходжа­дэвы, в то время как более поздний комментатор Агхорашива переистолковал его в дуалистическом смысле. См.: Агхорашива, шайва-сиддханта.

Тат Cam. "Это — Истина". Фраза, указывающая на невыразимую истину, о кото­рой больше ничего нельзя сказать. Часто ставится в конце индуистских текстов.

таттва. "Истина; действительность, реальность; принцип, сущность". Таттвы — это первичные принципы, элементы, состояния или категории бытия, кирпичи, из которых строится вселенная. Господь Шива постоянно создает, поддерживает форму и снова поглощает в Себя Свои создания. Риши описывают этот эмана-ционный процесс как развертывание таттв, стадий или продуктов проявления, нисходящих от тонкого к грубому. При махапралайе, космическом растворении таттвы последовательно свертываются каждая в свой источник (т. е. в более тонкую таттву). После великого растворения остаются только две таттвы. Первая и самая тонкая форма — чистое сознание и источник всех других продук­тов проявления — называется Шива-таттва или Параишкти-нада. Но вне Ши-ва-таттвы лежит Парашива — совершенно трансцендентная, Абсолютная Ре­альность, называемая ататтва. Это первое совершенство Шивы. В системе санкхья обсуждаются 25 таттв. Шиваизм признает эти 25 и, кроме того, еще 11 таттв — всего 36 таттв. Они делятся на три группы. 1) Пять шуддха (чистых) - таттв. Они составляют сферу шуддха-майи. 2) Семь шуддхашуддха (чистых-не­чистых)- таттв. Они составляют сферу шуддхашуддха-майи. 3) 24 ашуддха (не­чистых)- таттв, сфера ашуддха-майи.

ШУДДХА-ТАТТВЫ: Актиническая, или духовная, энергия. Это сверхсозна­тельная сфера, также известная как шуддха- (чистая) майя или махамайя. Бинду, трансцендентный свет, является "материальной" причиной этой чистой сферы. Это Шивалока, область 330 миллионов богов, сонмов риши и других существ, которые достигли свободы от тройственных уз.

1) Шива-mammвa: чистое сознание, состоит из двух частей: высшая —это Парашакти, "Высшая Энергия", из которой появляется первичный звук, нада (точнее, Паранада, беззвучный звук). Хотя чаще всего о наде говорят как о звуке, мистики знают ее как движение, первый импульс, возникающий из со­вершенного покоя, первую "вещь" из неподвижного "Я". Это второе совершен­ство Шивы, Парашакти, сверхсознание, разум Бога. Шива-таттва пронизыва­ет все остальные 35 категорий и обладает силами воли, знания и действия (ич-чха, джняна, крия).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)