АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шабдакоша 11 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

Например, Законы Maнy дают несколько видов покаяния за такое преступ­ление, как убийство: 1) построить хижину в лесу и жить там в изгнании двенад­цать лет, кормясь подаянием, или 2)пройти 100 йоджан (900 миль), повторяя стихи из Вед, мало есть и соблюдать умеренность во всем. Современный пример: если человек срубит большое здоровое дерево, он может искупить это тем, что посадит десять деревьев и убедится, что по крайней мере одно из них прижилось. Количество папы, приобретаемой с каждым деянием, зависит от многих фак­торов, в том числе от кармы, дхармы и уровня духовного развития индивидуума, его намерений и мотивов, а также времени и места деяния (например, недобро­детельные поступки заслуживают особенного осуждения, когда совершаются в святых местах). Папа — это противоположность пуньи (заслуг, добродетели). См.: зло, карма, пунья.

папа-духкха. "Грех и страдания". См.: карма, папа.

пара. "Высший; превосходящий". Приставка, указывающая на высший аспект того, чему она предшествует. Примеры: Парашива, Парабрахман, Парашакти.

Парабрахман. "Всевышний (трансцендентный) Бог". Синоним Ниргуна-Брахмана, Абсолютной Реальности вне времени, пространства и формы. То же, что Па­рашива. См.: Брахман, Парашива.

Паракхья-агама. Вспомогательный шиваитский агамический текст (Упагама).

парама. "Высший; превосходящий". См.: пара.

парамагуру. "Старший наставник". Гуру вашего гуру.

Параматман. "Высшее Я" или "трансцендентная душа". Парашива, Абсолютная Реальность, единое трансцендентное "Я" каждой души. Отличается от атмана, который включает в себя все три аспекта души: Парашиву, Парашакти и ананда-майя-кошу. См.: атман, душа, коша.

парамахамса. "Высший из лебедей". Происходит от слова хамса, означающего ле­бедя или, точнее, высоколетающего индийского гуся Anser Indicus. Этим словом обозначают особый класс освобожденных отшельников.

Парамешвара. "Всевышний Господь или Правитель". Бог Шива в Своем третьем совершенстве, как Махадэва, Шива-Шакти, Мать вселенной. В этом совершенст­ве, как Личностный Бог, Бог-Отец-и-Мать, Шива есть Личность — имеющая тело с головой, руками, ногами и т. д., — которая действует, желает, благословляет, дает даршану, руководит, создает, сохраняет, поглощает, сокрывает и просветля­ет. Воистину, Шива-Шакти делает все. Термин "Первичная Душа", Парамапуру-ша, обозначает Парамешвару как изначальную, несотворенную Душу, создателя всех других душ. Парамешвара имеет много других имен и эпитетов, в том числе указывающие на Его пять божественных действий — Садашива, открывающий; Махешвара, сокрывающий; Брахма, творец; Вишну, хранитель; и Рудра, разру­шитель. См.: Натараджа, Садашива.

парампара. "Непрерывная преемственность". Линия передачи учения от учителя к ученику, к ученику ученика и т. д. См.: сампрадайя.

 

парартха-пуджа (парамартха-пуджа). "Публичное богослужение и поклонение". См.: пуджа.

Парасамвид. В сиддха-сидханте — высшее, трансцендентное состояние Шивы. Си­ноним Парашивы.

Парашакти. "Высшая, или изначальная, энергия". Второе совершенство Бога Ши­вы: безличное, имманентное, имеющее форму, всепроникающее Чистое Созна­ние, Первосубстанция всего сущего. Есть много других описательных имен Пара­шакти — Саччидананда ("существование-сознание-блаженство"), свет, безмол­вие, божественное сознание, сверхсознание и т. п. Упорный йог или медитатор может пережить Парашакти как слияние или отождествление с неким фундамен­тальным единством, текущим сквозь все формы. Такое переживание называется савикальпа-самадхи. См.: раджа-йога, Саччидананда, таттва, Шакти.

Парашива. "Трансцендентный Шива". Бог-«Я», Шива в Своем первом совершенст­ве, Абсолютная Реальность. Бог Шива как То, что недостижимо для сознания, находится по ту сторону времени, пространства и формы и недоступно описа­нию. Слиться с Ним в мистическом союзе — цель всех воплощенных душ, для которой они и живут на этой планете и которая придает глубочайший смысл их переживаниям. Достижение этого называется самореализацией или нирвикальпа-самадхи. См.: самадхи, Шива.

Парвати. "Дочь горы". Одно из множества имен Вселенской Матери. Ей возносят молитвы о силе, здоровье и очищении. Мифологическая невеста Шивы. См.: Бо­гиня, Шакти.

патала. "Падшая или грешная область". Седьмая чакра ниже муладхары с центром в подошвах стоп. Соответствует седьмому, самому низшему под земной поверх­ностью миру, называемому какола ("черный яд") или патала. Это сфера, в кото­рой заблудшие души заняты разрушением ради разрушения и убийством ради убийства. Патала — это также название всего нижнего мира в целом, и в этом значении — синоним нараки. См.: лока, нарака, чакра.

Патанджали (ок. 200 г. до н. э.). Шиваитский натха-сиддха, оформивший древ­нюю философию, которая описывает путь к просветлению через очищение, кон­троль и трансцендирование ума. Это одна из шести классических философских систем (даршан) индуизма, известная как йога-даршана. Великое произведение Патанджали, Йога-сутры, состоит из 200 афоризмов об аштанга- (восьмичлен-ной), раджа- (царственной) или сиддха-йоге (йоге совершенства). По сей день это главный текст по медитативной йоге. См.: йога, Кайласа-парампара, раджа-йога, шад-даршана.

Пати. "Хозяин, господь, владыка". Имя Бога Шивы, указывающее на Его поло­жение по отношению к душам как заботливого руководителя и наставника. В шайва-сиддханте этот термин является частью аналогии пастуха-паши, коров- пашу (душ) и пут -паша, которые связывают коров (т. е. анавы, кармы и майи). См.: Пати-пашу-паша, Шива.

Пати-пашу-паша. "Хозяин, корова и путы". Это три основных элемента филосо­фии шайва-сиддханты: Бог, душа и мир — Абсолют, человек и космос — рас­сматриваемые как мистическое единство. Пати — это Бог, видимый в качестве пастуха. Пашу — душа, видимая как корова. Паша — эта та сила, та "веревка", которой Бог удерживает души у пути к Истине. Для плюралистических шайва-сиддхантинов эти три являются безначальными, вечными, самодостаточными сущностями. Для монистических шайва-сиддхантинов пашу и паша являются эманационными творениями Пати, Господа Шивы и Он один является вечной реальностью. См.: душа.

патхака. "Читатель". Вдохновенный читатель писаний и священной литературы.

Паушкара-агама. Вспомогательный текст (Упагама) Матанга-Парамешвара-Шай-ва-агамы, состоящий из 977 стихов, которые разделены на 90 глав. В основном философский трактат о Боге, душе и мире, а также об инструментах познания.

паша. "Узы, путы". Все бытие, проявленное и непроявленное. То, что связывает или ограничивает душу и не дает ей (некоторое время) проявить свой полный потен­циал. Паша — это тройные узы анавы, кармы и майи. См.: мала, Пати-пашу-паша.

пашу. "Живое существо; индивидуальная душа; животное". 1) Относится ко всем индивидуальным душам — от богов до животных. Шива, как Повелитель соз­даний, известен как Пашупати. 2) В терминологии тантризма и шактизма пашу — низший тип человека с заурядным, обывательским сознанием, неспособный воспринять истины эзотерического учения (кулачары) и потому недопускаемый к практикам "тантры левой руки". Так тантристы (особенно каулы) именуют ос­тальных индуистов (особенно смартистов и вишнуитов). См.: паша, Пати-пашу-паша, тантризм.

пашупалака. "Пастух". Человек, который защищает и кормит. Индуистский мис­сионер.

Пашупата-сутра (-сутры). Недавно (1930 г.) повторно обретенное писание шива-итской школы пашупата, приписываемое Лакулише. Основные темы: аскетизм и пять предметов теологии пашупатов (следствие, причина, медитация, пове­дение и нейтрализация горя). Аскетам рекомендуется не выдавать себя и даже навлекать на себя оскорбления. См.: пашупата-шиваизм.

пашупата-шиваизм. Одна из шести основных школ шиваизма, основанная Лаку-лишей ок. 200 г. См. Приложение 2.

Пашупати. "Пастух; владыка животных". Древнее имя Шивы, впервые встречаю­щееся в Атхарваведе. Эта форма Шивы, сидящего в йогической позе, обнаружена на 6 000-летней печати, относящейся к цивилизации долины Инда. См.: пашупа­та-шиваизм, шиваизм.

Пашупатинатха мандира. Один из главных храмов Непала, связанный с древней шиваитской сектой пашупатов.

Пенджаб. Область древней Индии между реками Инд и Сатледж. В настоящее вре­мя Пенджаб разделен между Индией и Пакистаном. До мусульманского втор­жения был центром шиваизма. Современный индийский штат Пенджаб имеет площадь 19 445 кв. миль и население 18 млн. чел.

Первичная Душа. Несотворенная, изначальная, совершенная Душа, Шива Пара-мешвара, который эманирует из Себя внутренние и внешние вселенные и беско­нечное множество индивидуальных душ, чья сущность тождественна Его сущ­ности. Бог в Его личностном аспекте, Господь и Создатель, изображаемый во многих формах: как Натараджа — шиваитами, как Вишну — вишнуитами, как Дэви — шактами. См.: Натараджа, Парамешвара.

Перийяпуранам. Двенадцатая книга Тирумурая. История 63-х шиваитских святых- наянаров изТамилнада, написанная Секкиларом (ок. 1140 г.). См.: Тирумурай.

персонификация (лат.). "Олицетворение". Большинство божеств индуизма явля­ются олицетворениями определенных явлений, сущностей или состояний. На­пример, Найди, вахана Шивы, — олицетворение дхармы. См.: вахана, дхарма, Нанди.

пинда. "Округлая масса; тело; часть целого, индивидуум; микрокосм". 1) В храмо­вых ритуалах — небольшие шарики из риса, откладываемые ежедневно в память о предках. 2) В философии, особенно в сиддха-сиддханте, — человеческое тело как копия макрокосма (махасакара-пинда), также называемая Брахманда (космическое яйцо), или просто анда (яйцо). В индивидуальном теле человека отражается и содержится весь космос. Каждая чакра представляет особый мир или план сознания, причем высочайший план локализован в голове, а низший — в ступнях. Понятие "микрокосм-макрокосм" содержится в термине пинда-анда. Сидха-сиддханта-паддхати упоминает шесть пинд, от гарбхапинды, "тела, рож­денного из утробы", до парапинды, "трансцендентного тела". См.: Брахманда, микрокосм и макрокосм.

пингала. "Коричневый канал". Мужской психический ток, проходящий вдоль поз­воночника. См.: кундалини, нади, раджа-йога.

пир ( фарси, урду). "Святой отец". Мусульманский титул религиозных лидеров; при­сваивался настоятелям некоторых монастырей горакшанатха-шиваизма.

питрилока. "Мир предков". Верхняя область бхуварлоки. См.: пока.

питта. "Желчь; огонь". Одна из трех телесных субстанций (дош) аюрведы. Энергия телесного жара. Питта-доша управляет пищеварением, температурой тела и ра­зумом. См.: аюрведа, доша.

питх(а). "Сиденье; пьедестал". 1) Основание или пьедестал Шивалинги или скульп­туры божества. 2) Трон настоятеля монастыря. 3) Храм, ашрам или матх, осно­ванный вокруг такого местопребывания духовного авторитета. См.: шанкарача-рья-numx, Шивалинга.

план. Стадия или уровень бытия, например причинный план (Шивалока). См.: лока.

Плеяды. Звездное скопление в созвездии Тельца, шесть звезд из которого в настоя­щее время видны с Земли. Эта группа звезд известна на санскрите как Криттика, является важной накшатрой для Господа Карттикейи и считается местом его происхождения, откуда Он прибыл в звездную систему Земли. См.: Карттикейя.

плюрализм. Учение о существовании трех или более различных элементарных ком­понентов реальности, например Бога, души и мира. См.: двайта-адвайта.

плюралистический теизм. То же, что плюрализм. Название ряда философских школ, в том числе шайва-сиддханты Мейкандара, считающих, что компоненты существования абсолютно реальны сами по себе и не являются творением соз­нания или Бога.

покаяние (санскр. праяшчитта). Искупление, епитимья. Акт преданности (бхак-ти), подвижничества (тапас) или дисциплины (сукритья), предпринимаемый для смягчения или сведения на нет неблагоприятной реакции за какое-либо прошлое деяние. Покаяние — это замыкание неудобной кармы на саму себя, имеющее целью облегчить кармическую ношу, вызванную неправедными деяниями (кукарма). К покаянию относятся такие действия, как простирание ниц 108 раз, пост, самоотречение, публичное покаяние (кавади), а также более суровое подвижничество, или тапас. Покаяние часто предлагается духовными лидерами и старейшинами. Наказание или покаяние, то есть пожинание плодов собствен­ных проступков, называется анутапа, "жаром". См.: зло, кавади, папа, тапас.

политеизм. Вера и поклонение многим равновеликим Богам. См.: монотеизм.

Прабхупада, Бхактиведанта Свами (1896—1977). Активный деятель индуистско­го возрождения. Основал "Международное общество Сознания Кришны" (1966) в США. См.: вишнуизм, Международное общество Сознания Кришны.

прадакшина. "Движение вправо". Ритуальный обход по часовой стрелке вокруг святая святых в храме или вокруг другого святого места с целью сдвинуть фокус ума с мирских забот на осознавание Божественного. Эзотерический смысл дви­жения по часовой стрелке заключается в том, что чакры от муладхары и выше вращаются по часовой стрелке, в то время как нижние чакры — против часовой стрелки, уводя человека в низшие области, для которых характерны эгоизм, ал­чность, конфликты и беспокойство.

прадоша. Благоприятный трехчасовой период; полтора часа до и полтора часа после заката. Термин прадоша особенно относится к этому периоду 13-го титхи (трай-одаши) каждого полумесяца — лучшему времени для медитации. Почитание Ши­вы и медитация в эти дни, с предшествующим постом, называются прадоша-вра-та. См.: титхи.

праздник. Время религиозных торжеств и соблюдения особых предписаний. Праз­дники обычно проводятся ежегодно, их даты слегка меняются в соответствии с астрологическими расчетами. Для них характерны акты, выражающие благочес­тие (сложные пуджи, покаяние, пост, паломничества) и радость (песни, танцы, музыка, парады, рассказывание историй и чтение писаний). См.: звук, теради.

прайоджака. "Пособник; наниматель, распорядитель". Человек, который побужда­ет других к чему-либо, способствует осуществлению какого-либо начинания. Так называются координаторы религиозной деятельности внешней направленности, например распространения литературы.

прайопавеша. "Решение умереть посредством голодания". Добровольная смерть от голода. См.: смерть, самоубийство.

пракриты. "Необработанные; несовершенные". Разговорные среднеиндийские языки, которые с конца первого тысячелетия до н. э. употреблялись в качестве языков буддийской и джайнистской литературы, в отличие от санскрита — свя­щенного и литературного языка индуистов.

пракрити. "Первичная материя; природа". В системе 25 таттв санкхьи, — кото­рая рассматривает только осязаемый спектр мироздания — пракрити, или прад-хана, — это одна из двух высших безначальных реальностей, каковыми являются материя и дух, пракрити и пуруша, женский и мужской принципы. Пракрити есть проявляющийся аспект, в отличие от покоящегося непроявленного — пуруши, чистого сознания. В шактизме пракрити, активный принцип, персони­фицируется как Дэви, Богиня, и является синонимом майи. Пракрити поэтому часто изображается в Пуранах как Божественная Мать, любящая и нежно заботя­щаяся обо всех существах. В шиваитской космологии пракрити является 24-й из 36-й таттв, потенциальностью физического космоса, грубой энергией, из кото­рой формируются все низшие таттвы. Ее три качества называются саттва, раджас и тамас. См.: пуруша, таттва.

пралайя. "Растворение, поглощение; уничтожение; смерть". Синоним самхары, од­ной из пяти функций Шивы, а также название частичного уничтожения (раство­рения) космоса в конце каждого временного цикла. Есть три вида периодов рас­творения: 1) лайя — в конце махаюги, когда уничтожается физический мир, 2) пралайя — в конце кальпы, когда уничтожаются физический и тонкий миры, и 3) махапралайя — в конце махакальпы, когда все три мира (физический, тонкий и причинный) поглощаются Шивой. См.: космический цикл, махапралайя.

прамукха. "Положение лицом вперед; голова; передний". Лидер, вожак, в частности глава семьи — кутумба-прамукха. См.: объединенная семья.

прана. "Жизненный воздух", от пран, "дышать". Жизненная энергия или принцип жизни. Прана в человеческом теле движется в пранамайя-коше как пять первич­ных жизненных токов, известных как вайю, "жизненные воздухи или ветры". Это прана (выходящее дыхание), апана (входящее дыхание), вьяна (удерживаемое дыхание), удана (восходящее дыхание) и самана (уравнивающее дыхание). Каж-

дое из них управляет критическими функциями тела, и все телесные энергии являются их модификациями. Обычно слово прана относится к жизненному принципу, но иногда обозначает энергию или силу, одушевляющую космос См.: коша, таттва.

пранава. "Жужжание". Мантра Аум, Бог как Первичный Звук. Его можно услы­шать как звук вашей собственной нервной системы, подобный звуку электричес­кого трансформатора или жужжанию пчел. Медитатора учат внутренне транс­формировать этот звук во внутренний свет, который освещает мысли, и греться под этими лучами блаженного сознания. Пранава также известна как звук над-анади-шакти. См.: Аум, Сознание Шивы.

Пранагнихотра-упанишад. Малая Упанишада, в которой объясняется, как транс­формировать внешний ритуал огненного жертвоприношения в пранагнихотру, "жертвоприношение огню праны" вашего собственного существа.

прана-линга. "Живой знак". Бог, переживаемый как личность, в Шивалинге. Тер­мин, особенно важный в вира-шиваизме. См.: Шивалинга, вира-шиваизм.

пранама. "Поклон". Почтительное приветствие, при котором голова или тело на­клоняется. Аштанга-пранама: "восьмичленный поклон". Форма поклона ("про­стирания ниц") для мужчин, в которой кисти рук, грудь, лоб, колени и ступни касаются земли. (То же, что Саштанга-пранама.) Паньчанга-пранама: "пяти-членный поклон". Простирание ниц для женщин, при котором земли касаются руки, голова и ноги (лодыжки перекрещиваются, правая сверху левой). Более точным термином для простирания является панипата, "падение для поклоне­ния". См.: бхакти, намаскара, прапатти.

пранамайя-коша. "Оболочка жизненной энергии". См.: коша, прана.

пранатьяга. "Отказ от жизненной силы". Термин, обозначающий самоубийство, но без значения насилия, присутствующего в более употребительных словах сва-дехагхата, "убийство своего тела", и атмагхата, "самоубийство". См.: смерть, самоубийство.

пранаяма. "Управление дыханием". См.: раджа-йога.

праническое тело. Тонкая оболочка, наделяющая жизнью, пранамайя-коша. См.: коша.

прапатти. "Отбрасывание себя". Бхакти — тотальное, безусловное подчинение Богу, часто в сочетании с позицией личной беспомощности, стушевания и сми­рения. Термин, особенно широко используемый в вишнуизме для обозначения одной из центральных концепций всех индуистских школ. В шайва-сиддханте бхакти имеет крайне важное значение для развития и духовного созревания ду­ши. Это понятие, пожалуй, лучше всего выражено в учениях четырех святых- са-маячарьев, обладавших глубокой и мистической любовью к Шиве, отмеченной:

1) крайней покорностью и смирением, признанием греховности и слабости;

2) тотальным обращением к Богу как к единственному истинному прибежищу;

3) отношениями любящего и любимого, известными как свадебный мистицизм и в которых преданный является невестой, а Шива — женихом. Практика йоги в шайва-сиддханте также является проявлением любви к Богу, и успех достигается только по Его милости. См.: бхакти.

 

прарабдха-карма. "Действие, которое было начато". См.: карма.

прасада. "Ясность, яркость; милость". 1) Добродетель безмятежности и снисходи­тельности. 2) Пища, предложенная божеству или гуру, а также благословленные остатки этой пищи. 3) Любое примирительное, благосклонное предложение.

пратьябхиджня. "Узнавание или вспоминание". От "знание" (джняна), которое "поворачивается лицом" (абхи) к знающему и к которому он тоже в конце концов "поворачивается" (прати). Понятие кашмирского шиваизма, которое указывает на признание преданным (по милости гуру) Истины, которая была всегда, — что Шива действительно повсюду, а душа уже едина с Ним.

пратьябхиджня-даршана. См.: кашмирский шиваизм.

Пратьябхиджня-сутры. Основополагающее кашмирское шиваитское писание из 190 сутр.

пратьяхара. "Отведение". 1) Притягивание сил. 2) В йоге — отключение сознания от внешнего мира. 3) Синоним пралайи. См.: раджа-йога, махапралайя, медита­ция.

Прашна-упанишад. Относится к Атхарваведе. Шесть разделов посвящены шести вопросам, заданным мудрецу Пиппаладе его учениками и касающимся смысла жизни, Реализации и мантры Аум.

прашноттарам. "Вопрос-ответ (прашна-уттарам)". Термин, которым в Танце с Шивой обозначается литературная форма катехизиса, обобщения религиозного вероучения в виде ответов на вопросы.

праяшчитта. "Доминирующая мысль или цель". Покаяние. Акты искупления. См.: покаяние, папа, пунья.

преданность. Хотя в русском языке слово "преданность" предполагает обязатель­ное наличие дополнения (преданность кому или чему?), в русскоязычной литера­туре по индуизму этот термин принято употреблять для перевода английского devotion и, что то же самое, санскритского бхакти и без дополнения. В контексте индуистской (и вообще индийской) религиозности "преданность" означает за­частую не просто характер отношения человека ("преданного") к Богу или своему гуру, но тип ментальности, образ жизни, религиозную практику. В текстах часто обсуждению подлежат именно формы и аспекты самой преданности как таковой, вне зависимости от ее объекта. См.: бхакти, бхакти-йога, прапатти, преданный.

преданный. Как перевод санскритского термина бхакта (англ, devotee), это слово является именем существительным и, соответственно, если имеет дополнение, то в родительном, а не дательном, падеже. 1) Почитатель какого-либо бога или свя­того человека (например, "преданный Шивы"). 2) Приверженец какой-либо шко­лы или секты индуизма. В этом значении слово "преданный" употребляется без дополнения. То же, что "верующий". См.: преданность.

Премайва Шивамайя сатьям эва Парашивах. В переводе с санскрита: "Бог Шива — это имманентная любовь и трансцендентная Реальность". Шиваитское испове­дание веры. См.: исповедание веры.

препятствие. См.: упасарга.

преталока. "Мир усопших". Область душ, привязанных к земле. Этот низший ре­гион бхуварлоки является астральным двойником физического мира. См.: лока.

причина (санскр. карана). То, что производит результат или следствие. Действен­ная причина (нимитта-карана): то, что непосредственно производит следствие; то, что замысливает, создает, придает форму и т. д., — например, гончар, который изготавливает глиняный сосуд, или Бог, который создает мир. Материальная причина (упадана-карана): материал, из которого формируется следствие, на­пример, глина, из которой делается горшок, или Бог как первосубстанция, стано­вящаяся миром. Инструментальная причина (сахакари-карана): то, что служит средством, механизмом или инструментом для производства следствия, например гончарный круг, необходимый для изготовления горшка, или созидательная Шакти (энергия) Бога. См.: майя, таттва.

 

просветление. Для шайвов-монистов просветление — это Самореализация, сама-дхи без семени (нирвикальпа-самадхи); предельное достижение, иногда называе­мое Параматма- даршана или атма-даршана, «видение "Я"» (термин из Йога-сутр Патанджали). Просветление — это переживание-без-переживания, приводящее к реализации трансцендентного "Я"-Парашивы, существующего за пределами времени, формы и пространства. У каждой традиции свое понимание просвет­ления и часто свои термины для его обозначения. См.: Богореализация, Саморе­ализация, кундалини, нирвикальпа-самадхи.

проявленный. Воспринимаемый или познаваемый, а стало быть, имеющий форму. Противоположность непроявленного или трансцендентного. См.: формы не име­ющий, таттва.

психик. От греч. psyche, "душа". Человек, чувствительный к духовным процессам и энергиям; внутренне или интуитивно осознающий нефизические реалии; способ­ный использовать такие силы, как ясновидение, яснослышание и предвидение.

психический. От греч. psyche, "душа". Нефизический, относящийся к душе, тонким планам, глубинным аспектам человека. См.: мистицизм, одический.

пуджа. "Поклонение, почитание". Агамический ритуал поклонения, выполняемый в доме, храме или святилище, перед мурти или другим священным объектом или перед живой личностью, например садгуру. Его внутреннее назначение — очище­ние атмосферы вокруг почитаемого объекта, установление связи с внутренними мирами и вызывание присутствия Бога, богов или гуру. Во время пуджи богос-лужитель (пуджари) исполняет различные песнопения, славящие Божественное и призывающие божественные благословения, и одновременно совершает так на­зываемые предложения (мини-жертвоприношения) в соответствии с установ­ленными традициями. Пуджа, поклонение мурти с водой, огнями и цветами в храмах и святилищах, является агамическим дополнением ведической яджни, в которой предложения (жертвоприношения) передаются через сакральный огонь хомы. Это два потока почитания и единения, сосуществующие в индуизме. К основным элементам шиваитской пуджи относятся: 1) ачамана, выпивание не­большого количества воды для очищения; 2) Ганапати-прартхана, молитвы к Ганеше; 3) санкальпа, объявление намерения; 4) гханта, звон колокольчика, при­глашающий дэвов и отгоняющий асуров; 5) авахана, приглашение божества; 6) мантры и дхьяна, медитация на божестве; 7) свагата, приветствие; 8) намаска-ра, выражение почтения; 9) аргхья, предложение воды; 10) прадакшина, обход; 11) абхишека, омовение мурти; 12) дхупа, предложение благовоний; 13) дипа, пред­ложение светильника с огнем; 14) найведья, предложение пищи; 15) арчана, вос­певание святых имен; 16) арати, финальное предложение огней; 17) прартхана, личные просьбы; 18) висарджана, прощание. Также важнейшая роль отводится пранаяме (управлению дыханием), гуру-вандане (почитанию наставника), ньясе (передаче силы касанием) и мудрам (мистическим жестам). В предложения пуджи также входят пушпа (цветы), аргхья (вода), тамбула (лист бетеля) и чандана (сан­даловая паста). Различают домашнюю пуджу для себя и своей семьи (атмартха-пуджу) и публичную пуджу, выполняемую уполномоченным на то священником в храме (парартха-пуджу). См.: яджня, мурти.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.)